МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ТЕКСТОВ КОНВЕРГЕНТНЫХ СМИ
- Авторы: Левина ВН1, Гуськова СВ1
-
Учреждения:
- Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
- Выпуск: Том 15, № 3 (2017)
- Страницы: 317-332
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/16906
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2264-2017-15-3-317-332
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования определяется высокой степенью влияния современных средств массовой информации на мировоззрение молодежной аудитории, процесс формирования жизненной позиции, приоритетов, идеалов и ценностей, которой находится в динамике. Цель работы - описание механизмов формирования культурных ценностей, в том числе речевой культуры, и коммуникативного поведения студенческой молодежи под воздействием текстов конвергентных средств массовой информации. В ходе анализа текстов СМИ были использованы текстологический метод, метод контент-анализа, сравнительно-сопоставительный, филологический анализ текста, а также метод фокус-группового исследования. В настоящей статье представлен сравнительный анализ данных исследования, проведенного в 2016 г. с учетом гендерных особенностей респондентов, с результатами ранее проведенных исследований студенческой аудитории. В ходе анализа эмпирического материала было установлено, что конвергентные СМИ обладают большим потенциалом, чем традиционные, выступая одним из основных инструментов формирования речевой культуры современной молодежи и приоритетов коммуникативного поведения. Определены векторы дальнейшего исследования механизмов формирования культурных ценностей и поведенческих приоритетов современной молодежи, основу которых составляет речевая культура и адекватное ситуации коммуникативное поведение.
Об авторах
В Н Левина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Автор, ответственный за переписку.
Email: levina_vn@mail.ru
Левина Вера Николаевна, доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка № 1 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов. Сфера научных интересов: русский язык, русская языковая культура, теория текста, теория коммуникации, язык масс-медиа, вербальное общение, лингвокультурология. Автор более 100 научных публикаций.
ул. Интернациональная, 33, Тамбов, Россия, 392000С В Гуськова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Email: guskova_s_v@mail.ru
Гуськова Светлана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и журналистики Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Сфера научных интересов: массовая и межличностная коммуникация, язык масс-медиа, психология журналистики, типология средств массовой информации, региональные медиа. Автор более 180 научных публикаций.
ул. Интернациональная, 33, Тамбов, Россия, 392000Список литературы
- Исследование World Wide Web Foundation: Рейтинг развития Интернета в странах мира в 2014 году. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/02/05/7084 (дата обращения: 25.08.2015).
- Беллина Е.В. О развитии понятия «культура чтения» в русской культуре и науке // Человек и образование. 2014. № 3(40). С. 61-65.
- Клушина Н.И. Публицистический текст в прагматическом аспекте // Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: Медиа-Мир, 2007. С. 75-106.
- Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 832 с.
- Романова Т.В. Языковое сознание молодого россиянина // Мир русского слова. 2009. № 2. С. 60-67.
- Бутакова Л.О., Миронова Н.Ю. Автор - текст - реципиент: тексты СМИ в аспекте рецепции авторами // Филология и человек. 2008. № 1. С. 19-29.
- Луканина М.В. Текст средств массовой информации и конвергенция // Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006. С. 205-214.
- Вартанова Е.Л. Новые медиа как культурное пространство современного общества // Меди@льманах. 2015. № 4. С. 8-10.
- Гуськова С.В. Влияние конвергентных средств массовой информации на молодежную аудитории // Вестник Тамбовского университета. 2013. Вып. 9 (125). С. 249-254.
- Петровская О.Ю. Влияние СМИ на молодежь // Вестник МГОУ. Серия «Экономика и право». 2012. № 1 (7). С. 71-77.
- Собкин В.С., Феофанова Т.А. Телевидение в жизни современных подростков // Социология образования. Труды по социологии образования. Серия «Социокультурные проблемы в жизни современного образования / под ред. В.С. Собкина. М., 2011. С. 237-256.
- Привалова И.В., Купцова Н.В. Электронная коммуникация молодежи: монография. Саратов: Изд-во Саратовского гос. мед. ун-та, 2016. 139 с.
- Левина В.Н. Актуализация пейзажной единицы в информационном поле газетного текста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 7. С. 83-86.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. 384 с.
- Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии, 2003. URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1796 (дата обращения: 10.07.2016).
- Адамович О. Развлечения золотой молодежи Москвы: заложница в «Бентли», дворники на «Феррари» // Комсомольская правда. 2016. 19 апреля. URL: http://www.kp.ru/ daily/26518/3535107/ (дата обращения: 22.04.2016).
- Буряковская В.А. Аксиологические векторы массовой культуры // Вестник КемГУ. 2014. №1(57). С. 123-125.
- Guskova S.V. Header complex in Russian newspapers: functions and types // Russian linguistic Bulletin. 2016. № 2 (6). P. 31-32.
- Грошев И.В. Особенности речевого поведения мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 80-93.
- Власенко Н.Ю., Гефеле О.Ф., Филиппченкова С.И. Гендерное исследование личностных и мотивационных особенностей студентов медицинского вуза // Перспективы науки. 2010. № 5 (07). С. 32-35.
- Молодежь России: цифры и факты // Современный учительский портал. URL: http:// easyen.ru/news/molodezh_rossii_cifry_i_fakty/2016-07-06-951 (дата обращения: 10.12.2016).
- Боброва Е.К. Роль средств массовой информации в развитии речевой культуры молодежи // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2011. № 1. С. 11-14.
- Буряковская В.А. Рефлексия аудитории на тему СМИ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15033 (дата обращения: 17.02.2017).
- Немыка А.А., Пешков А.А. Современная молодежная среда: специфика речевой коммуникации // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2012. № 4. С.118-122.