ВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ: АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ(на материале рок-композиции Ю. Шевчука «Перестроище»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В рамках данного материала мы рассмотрим специфику авторских неологизмов, которые не просто являются одним их ключевых концептуальных элементов вербального компонента синтетической языковой личности, функционирующей в пространстве русской рок-культуры, но и выступают в качестве эффективного инструмента реализации когнитивно-прагматической программы моделирования синтетической языковой личности. Под синтетической языковой личностью (СЯЛ) понимается полисемиотическая, поликодовая когнитивно-прагматическая единица, существующая и развивающаяся одновременно в нескольких семиотических зонах. Она может быть рассмотрена как частная реализация, фрагмент дискурсивной личности и одновременно как самостоятельная когнитивно-прагматическая субъектная структура. Она имеет особую внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура СЯЛ включает в себя три основных уровня: 1) лингвосемиотический; 2) когнитивно-прагматический; 3) ассоциативно-интерпретационный. Внешняя формальная структура состоит из четырех компонентов: 1) вербального; 2) артикуляционного; 3) музыкального; 4) имиджевого. Система авторских неологизмов, своеобразных «неоконцептов» занимает особое положение в структуре вербального компонента СЯЛ представителей русской рок-культуры. Неоконцепты обладают большой социальной значимостью в силу своей адекватности социокультурной среде. Такое положение лексико-семантических инноваций определяется тем, что неологизация обуславливается деятельностной природой человеческого сознания, отражает лингвокреативный потенциали динамику развития когнитивной компетенции синтетической языковой личности. Этот тип вербальных концептуальных кодов характеризуется предельно высокой степенью концентрации смысла, и их можно рассматривать как максимально «очищенный» концептуальный «продукт»/результат когнитивно-прагматических интенций СЯЛ. В контексте данного исследования предельную актуализацию получает когнитивно-дискурсивное направление изучения внутренних, глубинных свойств процесса неологизации, который отражает уровень когнитивно-прагматической активности СЯЛ. Лингвокреативный потенциал СЯЛ, выраженный в процессе неологизации, определяется качественными особенностями общей когнитивно-прагматической программы моделирования СЯЛ, а также спецификой культурной и социально-политической среды, в которой существует личность. Особенно остро это проявляется в контексте «героической» эпохи русского рока.

Об авторах

Д И Иванов

Ивановский государственный университет

Кафедра практического русского языка

Список литературы

  1. Алефиренко Н.Ф. Язык, познание, культура: Когнитивно-семиологическая синергетика слова. Волгоград: Перемена, 2006. 228 c.
  2. Иванов Д.И. Дискурсивный аспект анализа русской языковой личности в пространстве рок-культуры // Мир русского слова. СПб., 2010. № 2.
  3. Иванов Д.И. Способы ризоматизации рок-текста в контексте изучения синтетической языковой личности // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378.
  4. Иванов Д.И. Воспринимающее сознание слушателя-зрителя как конститутивный компонент структуры синтетической языковой личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. № 2.
  5. Иванов Д.И. Артикуляционный компонент синтетической языковой личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. № 1.
  6. Иванов Д.И. Вербальный компонент синтетической языковой личности: специфика функционирования концептуальных фраз // Мир русского слова. СПб., 2013. № 2.
  7. Иванов Д.И. Структура вербального компонента языковой личности: система базовых контекстурологем // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». М., 2013. № 3.
  8. Иванов Д.И. Вербальный компонент синтетической языковойц личности в пространстве субкультурной эпохи русского рока // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». М., 2014. № 4.
  9. Иванов Д.И. Рок-композиция Ю. Шевчука «Победа»: к вопросу о формировании русской языковой личности в рамках «героической» эпохи русского рока // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». М., 2010. № 3.
  10. Касьянова Л.Ю. Новое слово как результат когнитивно-дискурсивного освоения и интерпретации действительности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 36.
  11. Кубрякова Е.С. Новые единицы номинации в перекраивании картины мира как транснациональные проблемы // Языки и транснациональные проблемы. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004.
  12. Платонов О. Объединение «Память». URL: http: // www. Kolonna.mitin. com/archve /mg13/pamat.shtml) (Дата обращения: 14. 03. 2010).
  13. Плотникова Л.И. Словотворчество как феномен языковой личности: дисс. … д-ра филол. наук. Белгород, 2003.
  14. Словарь русского языка: В 4 т. М., 1959.
  15. Тихонов А.Н., Беркович Т.Л. Все трудности русского словообразования: словарь-справочник. М.: АСТ, Астрель, 2010.
  16. Шевчук Ю. Перестроище // Пластун, ДДТ, 2001.
  17. Шевчук Ю. Победа // Пластун, ДДТ, 2001.

© Иванов Д.И., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах