ЭТИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА КОНЦЕПТА «РАДОСТЬ»В ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ И ДРЕВНЕРУССКОМ ЯЗЫКАХ
- Авторы: Дмитриева НМ1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет
- Выпуск: № 4 (2015)
- Страницы: 23-30
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/13510
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается концепт «радость» с этической точки зрения. Анализ этической нагрузки концепта проведен на основе сопоставления словарных дефиниций церковнославянского и древнерусского языков. Обращение к церковнославянскому языку обусловлено тем, что он запечатлел систему христианских нравственных ценностей, составивших основу русской этической концептосферы. Новым в работе является исследование концепта «радость» как этического концепта русской языковой картины мира. Определены этические смысловые доли концепта: «состояние внутренней гармонии себя с миром, благодати» и «радение, забота о ком-то с внутренней радостью и для радости другого». Установлены внутренние смысловые связи концепта «радость» с «милостью», «светом», «счастьем» и др., входящими в круг этических концептов. На основе анализа словарей сделан вывод, что в концепте «радость» ярче представлены этические смысловые доли, чем «материальные».
Ключевые слова
Об авторах
Н М Дмитриева
Оренбургский государственный университетКафедра русской филологии и методики преподавания русского языка
Список литературы
- Бекасова Е.Н. Вопросы образования и развития русского литературного языка. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 228 с.
- Дмитриева Н.М. // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2013. № 4. С. 2-18.
- Долженко А.Г. Девятая заповедь блаженств. О христианской радости // VЕRBUM: язык, текст, словарь: Сб. научн. тр. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. С. 165-179.
- Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М.: Отчий дом, 2001. 720 с.
- Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. Сб.ст. М.: Яз. слав. культуры, 2005. 540 с.
- Захарова Л.И. Об антиномиях и синкретизме русского языкового сознания (на примере концепта «радость») // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2009. № 3. С. 57-63.
- Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. 624 с.
- Пеньковский А.Б. Радость и удовольствие в представлении русского языка // Логический анализ языка: Культурные концепты. М., 1991. С. 148-154.
- Пороль О.А. Изучение произведений с библейскими мотивами // Литература в школе. 2007. № 6. С. 23-25.
- Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 2. М.: Наука, 1975. 319 с.
- Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 21. М.: Наука, 1995. 280 с.
- Срезневский И. Словарь древнерусского языка. В 3 т. М.: Книга, 1989.
- Старец Паисий Святогорец Слова. Т. 2. Духовное пробуждение. М.: Святая Гора, 2010. 347 с.
- Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001. С. 419.
- Шаховский В.И., Волкова П.С. Этико-эстетический аспект экологичности эмоций в произведениях искусства // Вестник РУДН. Серия «Лингвистика». 2015. № 1. С. 31-41.
- Шмугурова К.В. Концепты «тоска» и «радость» в художественной картине мира (на материале лирики И.А. Бунина, Ф. Сологуба, И.Ф. Анненского): дисс. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2011.