№ 2 (2013)

Статьи

Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов

Кудинов С.И., Кудинова И.Б., Кудинов С.С.

Аннотация

В статье в рамках системной парадигмы анализируются психологические детерминанты и особенности проявления патриотичности личности студентов на основе диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):5-13
pages 5-13 views

Соотношение индивидуально-типологических особенностей организованности и самореализации личности

Кудинов С.И.

Аннотация

В статье обосновывается взаимосвязь организованности и самореализации личности. В рамках системного подхода выделяются и характеризуются индивидуально-типологические особенности организованности и проводится их сопоставительный анализ с самореализацией личности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):14-19
pages 14-19 views

Половые различия самореализации личности китайских студентов

Чжан Пэн Хао -., Чжан Тэн -.

Аннотация

В работе анализируются структурные характеристики самореализации личности китайских сту­дентов. Рассматривается иерархическая структура выраженности отдельных переменных данного феномена. На основе факторного анализа приводится содержательный анализ половых различий самореализации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):20-25
pages 20-25 views

Специфика психологической структуры темперамента курсантов военного вуза

Беспалова Т.М.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей и структуры темперамента как психофизиологической основы формирования личностных свойств курсантов военного вуза.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):26-30
pages 26-30 views

Русский язык и русское видение мира: коммуникативно-поведен­ческий аспект

Балыхина Т.М.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы национального менталитета, в частности русского, и взаимозависимости характера народа и характера языка, носителем которого он является. В статье показываются возможности использования материала русского языка и литературы для налаживания взаимопонимания и воспитания толерантности к межкультурным различиям в студенческой среде.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):31-36
pages 31-36 views

Ценностные ориентации русских, проживающих в Костромской области

Резников Е.М.

Аннотация

В статье описаны результаты исследования ценностных ориентаций русских, проживающих в типичном среднерусском регионе — Костромской области.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):37-43
pages 37-43 views

Особенности процесса социокультурной адапта­ции и формирования коммуникативной компетентности у латиноамериканских сту­дентов в России

Бойко З.В., Марин Херес К.Г.

Аннотация

Статья посвящена анализу результатов исследования особенностей процесса социокультурной адаптации и коммуникативной компетентности студентов из Латинской Америки во время их обучения в университете в России.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):44-49
pages 44-49 views

Специфика инокультурной адаптации арабских студентов на фоне стрессогенной ситуации в родной стране

Пилишвили Т.С., Аль Масри Исмаил -.

Аннотация

Изучены особенности адаптации арабских студентов к новой социокультурной среде в связи с продолжительно действующей стрессогенной ситуацией, вызванной происходящими на их родине военно-политическими событиями. Анализируется специфика активности—пассивности арабских юношей и девушек в процессе инокультурной адаптации, а также проявление агрессивности как кон­фронтационной защитной реакции в ходе адаптации арабских студентов, обучающихся в РУДН.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):50-55
pages 50-55 views

Необходимость разделения общей методологии психологии на ряд частных направлений метанаучных исследований

Яценко Д.А.

Аннотация

Обсуждается вопрос о правомерности включения в исследования по методологии психологии проблем и вопросов, не связанных с методами научных исследований, о необходимости их выделения из методологии психологии и включения в другие метапсихологические науки (философия психологии, логика психологических исследований, фундаментально-проблемная психология и метатеоретическая психология). Выделяются проблемы и вопросы, которые должны ставиться и решаться в узко понимаемой методологии психологии и в иных метапсихологических науках.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):56-63
pages 56-63 views

Теоретическая и феноменологическая парадигмы исследования организационных отношений

Гуленина С.В.

Аннотация

В статье анализируются концептуальные представления о сущности организации и организационных отношений в аспекте теоретического и феноменологического подходов, объектного и субъектного контекста самоопределения человека в организации. Дан исторический анализ движения от классических теорий организации к феноменологии поведения в ней реальных психологических субъектов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):64-68
pages 64-68 views

Ретроспективный анализ изучения психологической природы креативности

Артюшкина Н.В., Руденко С.В., Загитов А.Р., Акъюлова М.З.

Аннотация

Представлен анализ феномена креативности в трудах отечественных и зарубежных ученых. Особое внимание уделяется факторам проявления креативности в различные периоды онтогенеза и характеристике условий, необходимых для формирования креативной личности. На основе ретроспективного анализа и обобщения концептуальных подходов к изучению параметров креативности выявлены критерии, по которым можно определять уровень развития креативной личности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):69-75
pages 69-75 views

Эмоциональная и когнитивная саморегуляция

Мэттьюс Д., Кустубаева А.М., Толегенова А., Камзанова А., Жолдасова М.

Аннотация

Данная статья посвящена серии эмпирических исследований, объединенных единой проблематикой взаимоотношения эмоциональной и когнитивной саморегуляции поведения, проведенных в рамках сотрудничества между кафедрами психологии Университета Цинциннати и Казахского национального университета. Целью первого эксперимента явилось изучение изменений электрической активности головного мозга во время саморегуляции методом подавления и переоценки эмоциональных ситуаций. Второй эксперимент, проведенный в Университете Цинциннати, посвящен изучению отрицательной и положительной обратной связи на поиск информации и принятие реше­ния. Третий психофизиологический эксперимент ставил задачи выявления психофизиологических индикаторов вовлеченности в экспериментальную задачу на устойчивость внимания. Четвертый эксперимент основан на представлениях М. Познера об экзекутивном контроле поведения и теории вовлеченности в выполнение задачи Дж. Мэттьюса. Результаты описанных экспериментов вносят теоретический вклад в развитие понимания механизмов саморегуляции и имеют практическое значение в различных сферах прикладной психологии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):76-86
pages 76-86 views

Модель различения фигур из линий с разным количеством элементов

Чудина Ю.А.

Аннотация

Настоящая работа посвящена моделированию механизмов различения фигур, состоящих из раз­ного количества линий. Экспериментальное исследование зрительного восприятия данных конфигураций осуществлялось в рамках векторного подхода, его результаты интерпретировались в терминах сферической модели различения стимулов Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова. Различение фигур из линий с разным количеством элементов осуществляется интегральной трехканальной нейронной сетью, образованной в результате взаимодействия двухканальных модулей, детектирующих элементы изображения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):87-95
pages 87-95 views

Об оценке российскими вузами проблем и перспектив повышения их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг

Денисенко В.Н., Ефремова Л.И., Ткач Г.Ф.

Аннотация

В статье представлен анализ результатов анкетирования представителей российских вузов по проблемам международного образовательного сотрудничества и участия в международной академической мобильности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):96-109
pages 96-109 views

Развивающая информационная образовательная среда как педаго­гическая система нового уровня: структура и компонентный состав

Ильясова Э.Н.

Аннотация

Рассмотрена структура и компонентный состав развивающей информационной образовательной среды. Представлена характеристика развивающей информационной образовательной среды как педагогической системы нового уровня. Научно обоснована теоретическая модель проектирования развивающей Минформационной образовательной среды в современной школе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):110-114
pages 110-114 views

Внеаудиторная работа как фактор форми­рования у слабоуспевающих студентов интереса к учебно-познавательной деятельности

Казаренков В.И., Гаджибалаева И.У.

Аннотация

Рассматривается проблема формирования у студентов интереса к учению во внеаудиторной деятельности; раскрывается значимость внеаудиторной работы как фактора развития интереса к учебно-познавательной деятельности у слабоуспевающих студентов колледжа; выделяются условия, обеспечивающие эффективность использования внеаудиторных занятий для стимулирования у слабоуспевающих студентов интереса к учению.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):115-120
pages 115-120 views

Принципы отбора содержания математического образования для студентов экономических специальностей: компетентностный подход

Савадова А.А.

Аннотация

В статье рассмотрены особенности определения содержания обучения в отечественном высшем образовании, приведен ряд принципов отбора содержания обучения математике с целью повышения качества подготовки студентов с точки зрения компетентностного подхода.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):121-128
pages 121-128 views

Наши авторы

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013;(2):129-131
pages 129-131 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах