Том 18, № 4 (2021)
- Год: 2021
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1507
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-4
Весь выпуск
ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РОССИИ И МИРЕ
Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития
Аннотация
Рассматриваются современные представления о природе педагогической деятельности, проводится критический анализ состояния практики и научных исследований по проблематике педагогического образования, реконструируется совокупность методологических идей, концептов и схем, относящихся к представлениям о содержании и формах педагогического образования. Приведены подходы к решению таких проблем, как современное понимание сущности педагогической деятельности и тенденций ее трансформации в связи с изменением образовательного пространства, новые функции педагога в цифровой образовательной среде; кризисные явления в педагогическом образовании и пути их преодоления; концепция педагогического образования как обоснование его целей, принципов отбора содержания, психологических условий освоения педагогической деятельности, критериев эффективности профессиональной подготовки педагога; показана диалектика психолого-педагогического и предметного компонентов в структуре профессиональной компетентности; среда педагогического вуза охарактеризована как источник педагогического опыта и «событий», обеспечивающих развитие личностно-профессиональных качеств педагога. Материалы статьи могут быть интересны исследователям и организаторам сферы педагогического образования.
Актуальные проблемы профилактики агрессивного поведения в образовательной среде: на примере трех школ российской глубинки
Аннотация
В числе острых социально-педагогических проблем, стоящих перед современной российской школой, - рост числа агрессивных проявлений в образовательной среде. Данная ситуация актуализирует потребность школы в профилактике и коррекции агрессивного поведения. В статье приведены результаты социально-педагогического исследования, нацеленного на выявление видов и форм агрессивного поведения в образовательной среде, изучение состояния работы образовательных организаций по их профилактике. Исследование проведено Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования в июле 2021 года в форме анкетного опроса директоров образовательных организаций - пилотных и инновационных школ Министерства просвещения РФ. Методология социально-педагогического исследования предполагала социально-педагогический анализ ситуаций агрессивных проявлений обучающихся, педагогов, родителей; изучение социальных, средовых, семейных и личностных факторов агрессивного поведения; выявление механизмов профилактики агрессивного поведения в образовательной среде. Результаты представлены в формате социально-психологических портретов трех школ, расположенных в отдаленных территориальных образованиях Хабаровского края, Калужской и Ростовской областей и являющихся яркими представителями наиболее типичных видов школ, характерных для сельского социума России. В кейсах трех школ зафиксированы виды агрессивного поведения, состояние работы школ по их профилактике. По каждой из школ даны выводы как рекомендации по совершенствованию работы по профилактике агрессивного поведения. В числе основных выводов исследования значимы следующие: а) в современной школе профилактическая работа становится самостоятельным видом педагогической работы; б) сверхактуальной для образовательных организаций сегодня является проблема киберагрессии, активно проявившаяся в период дистанционного обучения и требующая комплексной профилактической работы с обучающимися, педагогами, родителями; в) разработка и реализация программ профилактики и коррекции агрессивного поведения остро стоит на повестке дня сегодняшней школы. Идеи, изложенные в статье, могут быть использованы в практике работы образовательных организаций разных типов.
Агрессивность участников образовательных отношений и психологическая безопасность школьной среды
Аннотация
Проблема агрессии и насилия в образовательном пространстве в настоящее время стоит достаточно остро. Яркими примерами данной проблемы могут служить многочисленные публикации в СМИ об актах агрессии обучающихся по отношению к сверстникам и педагогам, о применении насилия педагогами в отношении учеников, острые конфликты между родителями обучающихся, порой приводящие к трагическим последствиям. В этой связи актуализируются работы, посвященные проблеме психологической безопасности образовательной среды. Целью исследования стало выделение факторов психологической безопасности образовательной среды в контексте агрессивности участников образовательных отношений. В исследовании приняли участие 15 292 респондента, из них 945 педагогов, 6478 родителей и 7869 обучающихся 7-11 классов из 34 общеобразовательных школ Улан-Удэ. Использовались такие психодиагностические методики, как шкала враждебности Кука - Медли, опросник легитимизированной агрессии (ЛА-44) С.Н. Ениколопова и Н.П. Цибульского; опросник уровня агрессивности Басса - Перри (BPAQ) в адаптации С.Н. Ениколопова и Н.П. Цибульского; анкета для обучающихся, педагогов и родителей «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы», разработанная И.А. Баевой. Полученные эмпирические данные обрабатывались с помощью корреляционного и факторного анализа. Установлено, что психологическая безопасность обучающихся обусловливается характером взаимоотношений между педагогами и учениками, родителей обучающихся со школой в целом, родителей с другими учениками, родителей со своими детьми в контексте школьного обучения. Агрессивность обучающихся взаимосвязана с уровнем агрессии педагогов и не имеет тесной связи с уровнем агрессии родителей. Имеется обратная связь между агрессивностью учеников и их чувством защищенности во взаимоотношениях с педагогами. При этом уровень агрессивности педагогов обуславливается степенью их удовлетворенности школой. Выделены пять сфер взаимоотношений, требующих учета при проектировании безопасной образовательной среды: взаимоотношения родителей и учеников в школе; взаимоотношения среди педагогов и принятые правила поведения в школе; взаимоотношения учителей и учеников; удовлетворенность семьи школой; удовлетворенность педагогов школой.
Опыт формирования общекультурных компетенций у студентов в рамках освоения курса «Педагогика и психология»
Аннотация
Система образования и преподаватели сталкиваются с необходимостью повышения заинтересованности учащихся не только в выбранной специальности и учебных курсах по специализации, но и в содержании обязательных дисциплин базового уровня. В качестве одного из возможных решений видится приращение таких курсов практико-ориентированным и универсальным содержанием, которое может способствовать решению проблемы формирования и применения общекультурных компетенций уже в процессе обучения (профессиональной подготовки). Цель работы - представить экспертному сообществу результаты внедрения авторского подхода к формированию комплекса знаний, умений, навыков и компетенций студентов в процессе овладения учебной дисциплиной «Педагогика и психология», а также сравнить ход и результаты очного и онлайн-обучения, проведенного по авторской программе. Основное внимание направлено на формирование в рамках данного курса практических умений и навыков, в частности умения проводить занятия с элементами тренинга для сверстников. В исследовании использовалась адаптированная экспериментальная учебная программа курса «Педагогика и психология», средства оценки (контрольные работы в форме тестов с вопросами открытого и закрытого типа) и самооценки (авторская анкета). Выборку составили 68 студентов и аспирантов МГУ имени М.В. Ломоносова. Результаты использования разработанной программы показали высокую эффективность в отношении показателей академической успешности учащихся благодаря созданию условий для взаимного обучения и проведения занятий самими учащимися.
Влияние занятий музыкой на когнитивное развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте: обзор исследований
Аннотация
Рассмотрены результаты исследований, в которых описывается влияние занятий музыкой на когнитивное развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Показано, что занятия музыкой могут способствовать развитию устной и письменной речи, навыков чтения и математических навыков, памяти, интеллекта, регуляторных функций. Установлено, что влияние занятий музыкой на развитие когнитивной сферы связано также с сопутствующими факторами: участием родителей в занятиях музыкой и домашней музыкальной средой, возрастом начала и продолжительностью занятий музыкой, социально-экономическим статусом семьи. Кроме того, продемонстрировано, что именно системное музыкальное образование, включающее в себя обучение пению, игре на музыкальных инструментах, сольфеджио, может благотворно повлиять на когнитивное развитие. Представлены механизмы, за счет которых музыкальное обучение способствует когнитивному развитию детей. Несмотря на большее количество работ, подтверждающих влияние музыкальных занятий на когнитивное развитие детей, есть ряд исследований, результаты которых говорят об отсутствии такого влияния. Приводится анализ причин, в силу которых положительные результаты исследований могут быть ошибочными. Даны рекомендации для дизайна дальнейших исследований по данной теме, а также практические рекомендации по организации музыкальных занятий для детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
ЛИЧНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Современные словацкие студенты об общении в мультикультурной виртуальной среде
Аннотация
В современном мире возрастает значимость развития у детей и молодежи умений межкультурного общения. Важную роль в этом процессе играет расширение, повышение открытости и доступности интернет-пространства, где встречаются разные люди с разными взглядами, интересами и желаниями. Сегодняшних молодых людей справедливо называют «цифровыми аборигенами», легко ориентирующимися в мультикультурной онлайн-среде, активно использующими современные технологии, которые уже стали неотъемлемой частью их повседневной жизни. Целями исследования стали анализ контекста мультикультурной онлайн-среды с точки зрения студентов словацких университетов, выявление и оценка наиболее актуальных тем возникающих в интернете дискуссий, которые связаны с культурными различиями. В качестве основного метода исследования выбрано структурированное интервью. Результаты интервью отразили мнения словацких студентов относительно шести наиболее распространенных тем, связанных с представлением различных культур в интернете: 1) беспокойство о собственной безопасности из-за «отличий от других»; 2) дезинформация в интернете относительно «отличия других»; 3) когнитивные предрассудки; 4) религиозные предрассудки; 5) преувеличение; 6) воздействие на эмоции аудитории. Утверждается, что современные молодые люди должны развивать не только способность ориентироваться в виртуальной реальности, но и предпринимать ежедневные индивидуальные усилия по преодолению личных границ и развитию так называемой межкультурной медиаграмотности, которая понимается как способность приобретать, помимо цифровых компетенций, навыки межкультурного взаимопонимания и применять их на практике в процессе общения в интернет-среде.
Актуальные проблемы преподавания русского языка в поликультурной российской школе
Аннотация
Доминирующей тенденцией развития современного постиндустриального общества, как известно, является глобализация, но в настоящее время можно говорить уже о «глокализации» как двунаправленном процессе интеграции и локализации, взаимодополняющем диалектическом развитии человечества. Этот процесс подразумевает объединение всех сфер жизни социума в едином глобальном пространстве и обособление отдельных регионов и этнических групп в качестве защитной реакция для сохранения своей уникальности и самобытности. Описанные социальные тенденции становятся определяющими для развития системы образования как основного социального института. Миграционные процессы и связанные с ними проблемы интеграции мигрантов в новый социум, вопросы сохранения национального языка и культуры, поиск идентичности - все эти явления обуславливают необходимость инновационных методологических решений, которые должны быть реализованы в контексте изучения русского языка на уроках в поликультурной российской школе. Рассмотрены актуальные проблемы, связанные с реализацией программы обучения русскому языку в поликультурной среде. Предложено концептуальное определение поликультурной школы. Проанализирован педагогический опыт отдельных образовательных учреждений, разрабатывающих авторские методики обучения в поликультурной среде. Выявлены социально-адаптивный, культурологический, психологический и лингвистический аспекты проблематики преподавания русского языка в поликультурной школе. Отмечено усиление психоэмоциональной нагрузки педагогов, работающих в полиэтнических классах. Проанализирована ситуация с преподаванием русского языка в полиэтнических регионах России на примере Республик Саха (Якутия) и Татарстан. Отмечено, что для регионов РФ методологически неверно использовать термин «поликультурная школа», так как в национальных субъектах РФ существует особый тип национальных школ, а также реализуется программа изучения русского языка как неродного.
«Шкала аккультурации к России» для китайских студентов: адаптация и психометрическая проверка
Аннотация
Проблема диагностики межкультурной адаптации и психологической аккультурации к новому социокультурному окружению по-прежнему актуальна в связи с процессами глобализации и, в частности, ростом академической мобильности в образовании. Исследования и практические разработки в данном направлении особенно актуальны для российской науки в связи с дефицитом шкал аккультурации, которые широко представлены в зарубежной психологии. В 2019 г. исследовательским коллективом под руководством профессора А. Ардила разработан мультикультурный русскоязычный вариант методики «Шкала аккультурации к России» (ШАР), который был валидизирован на выборке иностранных студентов из 71 страны мира. Целью настоящего исследования стала адаптация ШАР для выборки китайских студентов, обучающихся в российских вузах и являющихся самой многочисленной группой студентов из дальнего зарубежья. При этом многие из них испытывают значительные трудности в адаптации в новом социокультурном окружении, а также в изучении русского языка. Всего в исследовании приняли участие 213 китайских студентов (59 % - девушки), обучающихся в российских вузах, из них 93 студента (58 % - девушки) заполнили русскоязычный вариант ШАР, а 118 (61 % - девушки) - китайский вариант, который был создан с использованием процедуры прямого и обратного перевода. Оба варианта ШАР в дальнейшем прошли психометрическую проверку с использованием коэффициентов α Кронбаха и ω МакДональда, а также бифакторного анализа. Для сравнения русскоязычного и китайского вариантов ШАР между собой применялись методы описательной статистики и W-критерий Вилкоксона. Нормирование осуществлялось посредством нелинейной процентильной нормализации (стенайны). В результате показана высокая согласованность русскоязычного и китайского вариантов ШАР и их эквивалентность между собой. Оба варианта могут быть использованы для диагностики аккультурации к России китайских студентов, при этом китайский вариант рекомендуется для исследования китайских студентов, которые проживают в России менее 1-1,5 лет и/или плохо владеют русским языком.
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
Помнить нельзя забыть: особенности социальных представлений о политических репрессиях в двух поколениях потомков репрессированных
Аннотация
Тема политических репрессий разделяет общество и поляризует публичный дискурс. Осмысление политических репрессий через призму социально-психологического знания - это зона ближайшего развития для исследователей, ибо «суицидальная природа» репрессий, на которую указывает А.М. Эткинд, затрудняет понимание террора, препятствует работе механизмов, которые действуют в обществе, соприкоснувшемся с катастрофой такого масштаба и продолжительности. Исследуются социальные представления о репрессиях, а также эмоциональные реакции по отношению к репрессиям и репрессированным у потомков репрессированных - их детей и внуков. Выборка состояла из 110 человек (61,82 % женщин) в возрасте от 44 до 78 лет, 93,63 % - с высшим образованием, и включала три группы: поколение детей (21 человек, М = 59,52 лет, SD = 9,04); поколение внуков (63 человека, M = 54,71 года, SD = 7,66); группа контроля (26 человек, M = 53,65 года; SD = 7,72). Опрос в форме анкетирования с последующим прототипическим анализом ассоциаций позволил выявить структуру представлений о репрессиях в трех группах. Для анализа эмоциональных реакций использовался факторный анализ оценок по 38 шкалам. Характеристики структуры социальных представлений (зон ядра и периферии) согласуются с первоначальной гипотезой о том, что потомками предположительно травматическое событие репрессий воспринимается как личное, а респондентами контрольной группы - как социальное. Различий по выраженности эмоциональных реакций по отношению к категориям «репрессии» и «репрессированные» между поколениями не выявлено. Объединенная группа потомков значимо отличается от контрольной группы большей выраженностью показателей при оценке категории «репрессии» по факторам «Тревога», «Депрессия», «Горевание», а при оценке категории «репрессированные» - по «Гореванию». Изучение социальных представлений о прошлом позволило говорить о коллективной памяти о репрессиях в двух поколениях потомков репрессированных; в структуре внутреннего мира поколений потомков репрессии - личное событие семейной истории, окрашенное скорбными чувствами разной степени интенсивности и глубины.
Ценностно-смысловые составляющие морального компонента духовных способностей: исследование взаимосвязи на выборке российской студенческой молодежи
Аннотация
Исследуется ценностно-смысловая сфера российских студентов. Анализируются определения и концепции ценностей и жизненных смыслов в отечественной и зарубежной психологии. Показано, что многие исследователи отмечают тесную связь этих конструктов. Ценностно-смысловые аспекты личности рассматриваются в контексте изучения духовных способностей, их морального компонента. Среди субкомпонентов морального компонента духовных способностей выделяются три блока: 1) мотивационно-аксиологический - ценностно-смысловой (духовно-нравственные качества, стремление к смыслу); 2) аффективно-мотивационный - бескорыстная любовь (духовная альтруистическая направленность, эмпатия); 3) когнитивно-аффективный - совесть. В фокусе данной работы находится мотивационно-аксиологический блок. Цель исследования - выяснить, является ли ценностно-смысловая сфера, рассматриваемая в составе морального компонента духовных способностей, сбалансированной у современной студенческой молодежи, что предполагает согласованность функционирования духовно-нравственных качеств личности (отражающих ориентацию на высшие ценности) и стремления к смыслу. Задачи исследования: выявить связи между духовно-нравственными качествами и компонентами ценностно-смысловой сферы (смысложизненные ориентации, ценность «Духовное удовлетворение») у студентов; определить уровень выраженности духовно-нравственных качеств в исследуемой выборке и различия по всем рассматриваемым показателям между респондентами мужского и женского пола. Выборку составили студенты - 196 человек (из них 73 % мужского пола; М = 19,76; SD = 1,556). Использовались методики «Духовная личность» А. Хусейна и М. Анаса (в адаптации Г.В. Ожигановой), «СЖО» Д.А. Леонтьева, шкала «Духовное удовлетворение» теста АНЛ4.5 А.В. Капцова. Полученные результаты подтверждают гипотезы: на выборке студентов установлена значимая положительная связь духовно-нравственных качеств, отражающих ориентацию личности на высшие ценности, со стремлениями к смыслу и духовным удовлетворением. Половые различия обнаружены только по шкале «Духовное удовлетворение», оно выше у девушек. В студенческой выборке зафиксирован средний уровень выраженности духовно-нравственных качеств.
ЛИЧНОСТЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕЙ И ПАЦИЕНТОВ
Психологические особенности и качество жизни пациентов с опухолями урогенитальной сферы: результаты пилотажного исследования на российской выборке
Аннотация
Степень изученности психологических аспектов отдельных онкологических заболеваний различна: исследования больных раком полового члена (РПЧ) в отечественной литературе практически не представлены. Цель настоящего пилотажного исследования - изучение психологических особенностей и качества жизни больных РПЧ для дальнейшей организации психологической помощи. Исследовано 17 мужчин (средний возраст 49,0 ± 3,76 лет), находящихся на лечении в НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина. Комплекс методов психологической диагностики составили «Госпитальная шкала тревоги и депрессии» (HADS), опросники «Большая пятерка» (BigV), «Способы совладающего поведения» (ССП), «Смысложизненные ориентации» (СЖО), «Специализированный опросник качества жизни при онкологической патологии» (QLQ-C30). Общее состояние пациента оценивалось по шкале D.A. Karnofsky; также проводилось специально разработанное клинико-психологическое структурированное интервью. Эмоциональное состояние большинства мужчин, страдающих РПЧ, характеризуется отсутствием выраженной тревоги и депрессии. Преобладают лица целеустремленные, организованные, эмоционально устойчивые, несклонные к формированию доверительных отношений. У них отмечается общий высокий уровень осмысленности жизни, нормативный уровень интернальности личности и снижение показателя «Цели в жизни». Поведение пациентов в меньшей степени, чем здоровых, направлено на активное и сознательное преодоление стресса. Субъективная оценка общего уровня качества жизни, связанного со здоровьем, а также оценки отдельных его параметров (когнитивная, физическая, эмоциональная активность) в группе больных имеют высокие значения, превосходящие значения пациентов с другой локализацией онкологического процесса и не соответствующие клинической оценке их состояния. Качество жизни в условиях онкологического заболевания, тесно связанного не только с витальной угрозой, но и глубинными личностными переживаниями, в том числе переживанием собственной мужской идентичности, во многом определяется особенностями ценностно-смысловой сферы личности.
Оценка эффективности «Тренинга проактивного поведения» при формировании приверженности врача профилактической работе
Аннотация
Актуальной задачей здравоохранения на современном этапе является не только лечение, но и профилактика заболеваний. Теоретический анализ материалов по данной теме показал, что недостаточная приверженность врачей к профилактической работе может быть связана не только с высоким уровнем профессионального выгорания, но и привычными для них реактивными копинг-стратегиями, что вызвано традиционным консерватизмом медицинского сообщества. Предыдущие исследования показали, что одним из решений описанной проблемы выступает формирование системы проактивных копингов и снижение профессионального выгорания у врачей. Цель исследования - оценка эффективности авторского «Тренинга проактивного поведения» при формировании приверженности врача профилактической работе. Выборка составила 125 человек (112 женщин, 13 мужчин). Возраст от 24 до 68 лет. Стаж в профессии: менее 1 года - 45 лет. Экспериментальная и контрольная группы - 64 и 61 человек. Методики исследования: Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI); Maslach Burnout In- ventory (MBI); Proactive Coping Inventory (PCI); БАК-конфликт; проективный тест «Моя работа»; кейс-метод (unstructured cases). Для сравнения результатов тестирования до и после тренинга применялся критерий Уилкоксона, для проверки статистически значимых различий частоты встречаемости выделенных критериев использовался критерий φ* Фишера, для обработки результатов кейс метода - контент-анализ. Выявлено, что у врачей первичной медико-санитарной помощи «Тренинг проактивного поведения» развивает систему проактивных копинг-стратегий («проактивное преодоление», «рефлексивное преодоление», «превентивное преодоление», «поиск инструментальной поддержки» и «поиск эмоциональной поддержки»); снижает уровень профессионального выгорания (увеличивает «профессиональную успешность» и уменьшает «эмоциональное истощение»); усиливает временную перспективу «позитивное прошлое». Обнаружено положительное влияние на эмоционально-образное восприятие врачами своей профессиональной деятельности, что подтверждается результатами проективного теста «Моя работа». У участников тренинга отмечено развитие таких черт характера, как усердие, оптимизм, нежность, что способствует проявлению более человечного отношения к пациентам и, как следствие, большей результативности деятельности врача в плоскости профилактики. Приведенные результаты, а также данные контент-анализа текстов задач, выполненных врачами, и отзывы руководителей медицинских организаций, чьи сотрудники участвовали в тренинге, подтверждают эффективность «Тренинга проактивного поведения» при формировании приверженности врачей первичной медико-санитарной помощи профилактической работе.
НАУЧНАЯ ХРОНИКА
Ментальное здоровье как приоритет современного общества: итоги международной научно-практической конференции «Приверженность вопросам психического здоровья»
Аннотация
Представлены хронология и итоги международной научно-практической конференции «Приверженность вопросам психического здоровья», которую организовала и провела кафедра психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов (Москва, РУДН, 7 октября 2021 г.). Международный форум объединил психологов, педагогов, медицинских работников, преподавателей и студентов из различных университетов России и зарубежных стран (всего 254 участника), которые обсуждали актуальные проблемы психического здоровья и цифровизации в период пандемии.