Current Problems of Preventing Aggressive Behavior in the Educational Environment: A Case Study of Three Schools in the Russian Countryside

Cover Page

Cite item

Abstract

Among the most acute socio-pedagogical problems facing the modern Russian school is the increasing number of aggressive manifestations in the educational environment. This situation actualizes the school’s need for the prevention and correction of aggressive behavior. The article presents the results of a socio-pedagogical research, the purpose of which was to identify the types and forms of aggressive behavior in the educational environment and to explore the current state of preventive work. The study was conducted by the Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing in July 2021 in the form of a questionnaire survey of directors of educational organizations. The methodology of the research included a socio-pedagogical analysis of situations of aggressive manifestations among students, teachers and parents; study of social, environmental, family and personal factors of aggressive behavior; and identification of mechanisms for preventing aggressive behavior in the educational environment. The results are presented in the format of socio-psychological portraits of three schools located in the countryside, which are prominent representatives of Russian rural society. The study made it possible to draw the following main conclusions: (1) preventive work becomes an independent type of pedagogical work; (2) cyber-aggression, which was actively manifested during the period of distance learning and now requires comprehensive preventive work with students, teachers, and parents, is an over-pressing problem for educational organizations; (3) today’s school is faced with the urgent task of developing and implementing programs for the prevention and correction of aggressive behavior. The ideas presented in the article can be used in the practice of educational organizations of different types.

Full Text

Введение Во многих странах мира, в том числе и в России, агрессивные проявления, издевательства в школах (вербальная и физическая агрессия, буллинг, киберагрессия, моббинг) являются крайне актуальной в связи со своим динамическим характером проблемой (Андрианова, 2020; Бочавер и др., 2021; Хломов и др., 2019; Файнштейн, 2010; Wang et al., 2019 и др.). В этой связи профилактика агрессивного поведения в образовательной среде, в которой интенсивно идет процесс взросления и воспитания растущей личности, становится средством недопущения распространения такого негативного явления как психологическое насилие, а также средством сдерживания будущего антиобщественного и преступного поведения (Гурьянова, 2021; Гурьянова, Дементьева, 2020; Konstantinov, Mali, 2020; Zych et al., 2017). Проблема профилактики агрессивного поведения актуальна потому, что такое поведение детей и подростков является мощным фактором риска асоциального развития личности в целом, фактором, отрицательно влияющим на их дальнейшую жизнь (Реан, 2018). Новизна социально-педагогического исследования, проведенного проектной группой ФГБНУ «ИИДСВ РАО», заключается в разработке нового инструментария исследования, в опросе значительного числа руководителей образовательных организаций, в проведении исследования на широкой базе, включающей охват опросом директоров 81 образовательной организации из 40 регионов РФ, в получении данных о ситуациях агрессивного поведения, видах вербальной, физической, поведенческой агрессии, механизмах их профилактики в образовательной среде из 40 регионов России. Представим краткий обзор исследований, проведенных зарубежными и отечественными специалистами, изучавшими различные аспекты проблемы профилактики агрессивного поведения. Изменения, произошедшие во всех сферах российского общества, обусловленные рыночные, информационными, сетевыми отношениями, миграционными и культурными потоками, порождают различные девиации, которые находят свое отражение в образовательной среде. Одной из таких девиаций является детская агрессия (Гурьянова, 2020). Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей (Семенюк, 2005). Важную роль в прекращении агрессивного поведения в образовательных организациях могут играть педагоги школы. Связано это с тем, что отношение к общественным правилам и нормам у ребенка развивается через оценочное отношение к нему значимого взрослого. Учитель является тем самым значимым взрослым, воспитательной задачей которого становится создание и поддержание положительных образцов взаимодействия с людьми (Фомиченко, 2014). По мнению Y. Hajdaraj, важно понять, как именно учителя реализуют политику борьбы с издевательствами. Отношение учителей и культура, которую они воспитывают, будут влиять на то, какие стратегии борьбы с издевательствами они будут использовать, что может принести пользу школе (Haidaraj, 2017). По мнению К.Д. Хломова, Д.Г. Давыдова, А.А. Бочавер, одной из важных особенностей агрессивного поведения в школах становится рост случаев проявления киберагрессии, под которым понимается любой вид преднамеренного преследования с намерением причинить вред другим, осуществляемого с помощью смартфонов, Интернета и цифровых технологий. В настоящее время киберагрессия и кибербуллинг становятся все более частотным и опасным явлением (Хломов и др., 2019). В кибербуллинге, по мнению K. Razjouyan, в отличие от традиционного буллинга, уровень эмоционального интеллекта не связан с выполнением различных ролей в кибербуллинге (жертвы, хулигана и случайных свидетелей) (Razjouyan et al., 2018). D. Aizenkot отмечает, что среди учеников имеются различия в выражениях кибербуллинга в зависимости от учебного звена (начальная школа, средняя школа и средняя школа) (Aizenkot, 2018). Буллинг - это широко распространенная проблема, которая затрагивает детей в школах, вовлеченных и в качестве «преступников», и в качестве жертв, а также свидетелей (Nickerson, 2019). Вовлеченность в ситуацию буллинга, по мнению А.А. Бочавер, негативно отражается в перспективе на физическом и психическом здоровье, реализуемой образовательной траектории и вовлеченности в учебу, дружеских и супружеских отношениях, успешности трудоустройства, финансовом благополучии выросших школьников (Бочавер, 2021). В связи с широтой возможных негативных последствий проектирование антибуллинговых программ и программ профилактики должно строиться с особой осторожностью и тщательностью. Важным фактором при планировании профилактической работы также становятся копинг-стратегии и образовательная среда подростков. В частности, в зависимости от более или менее высокого положения школы в рейтинге Департамента образования города Москвы ученики демонстрировали различные копинг-стратегии. В школах третьей группы чаще используются такие стратегии, как «планирование решения проблемы», «позитивная переоценка», «принятие ответственности», «самоконтроль». В образовательных организациях первой группы - «конфронтация» (среди младших подростков) (Хломов и др., 2020). Для разработки эффективной профилактической программы ключевым будет являться понимание и учет защитных факторов (protective factors). С социально-экологической точки зрения существует несколько факторов индивидуального уровня (например, когнитивные установки, эмоциональный интеллект и другие), которые защищают людей от негативного воздействия буллинга. Также особую роль играют учителя, родители, друзья, а также вовлеченность школы (администрации и учителей) (Nickerson, Ostrov, 2021). В частности, как показывают исследования, мощными факторами защиты будут являться хорошая успеваемость, а также социальные компетенции учащегося. Позитивное взаимодействие со сверстниками было самым сильным защитным фактором против того, чтобы стать хулиганом или жертвой (Zych et al., 2019). Также существует несколько интересных направлений междисциплинарных усилий по профилактике буллинга и вмешательству, направленных на использование коммуникационных технологий, например, использование видео и компьютерных игр, обмен текстовыми сообщениями (Nickerson et al., 2017; Ybarra et al., 2016). Полученные сведения и их интеграция в профилактическую работу отвечают одному из ключевых условий профилактики агрессивного поведения - это наполнение психолого-педагогических методик и программ воспитания средствами индивидуализации воспитательного процесса, обращения к внутреннему миру ребенка, его самости, личностным смыслам (Шемшурин, 2020). Таким образом, в рамках профилактики агрессивного поведения необходима комплексная работа по диагностике с целью получения данных, необходимых для выявления предпосылок, внешних ситуационных факторов, динамики агрессивности детей подросткового возраста (Заостровцева, 2003). Целью проведенного нами исследования стало выявление видов и форм агрессивного поведения в образовательной среде, изучение состояния работы образовательных организаций по их профилактике. В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что образовательные организации как часть социальной среды одинаково уязвимы к разным рискам, что интегрированность воспитательной и профилактической деятельности есть тенденция сегодняшнего дня, что воспитание человека культуры следует рассматривать как стратегическое направление деятельности школы по профилактике агрессивного поведения. Процедура и методика исследования Основным методом исследования стал анкетный опрос руководителей образовательных организаций, входящих в состав пилотных и инновационных школ Министерства просвещения РФ, участвующих в проекте «Профилактика агрессии» ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Был опрошен 81 директор образовательной организации. Проведение анкетного опроса происходило в дистанционном формате через Интернет-платформу Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Анкета, разработанная участниками проектной группы, включала такие параметры профилактической работы образовательной организации, как кадровое обеспечение профилактической деятельности; наличие школьной социально-психологической службы, ее функции; инфраструктурные условия в школе для профилактической работы; статистика правонарушений обучающихся за последние 3 года, виды правонарушений обучающихся, причины постановки обучающихся на внутришкольный учет, на учет в КПН и ЗП; адресаты агрессии; виды и формы агрессивного поведения обучающихся, частота их проявления, виды вербальной, физической агрессии среди школьников; виды и формы киберагрессии, буллинга; меры воспитательного характера к тем, кто проявляет агрессию, формы и методы профилактической работы в образовательной организации; факторы влияния на снижение агрессивного поведения; агрессивные проявления в поведении учителей, родителей; наличие разработанной программы профилактики и коррекции агрессивного поведения; оценка уровня эффективности профилактической работы с обучающимися, родителями. В числе методов и средств исследования - регулярные онлайн-встречи с руководителями трех пилотных школ, работающих под нашим научным руководством, посещение одной из образовательных организаций, в процессе которого проведено интервьюирование участников трех фокус-групп: учащихся младших классов, среднего звена, старшеклассников; педагогов в лице классных руководителей начального, среднего, старшего звена; родителей с целью изучения и выявления механизмов профилактики агрессивного поведения в школе. Результаты исследования Результаты исследования представим в виде социально-психологических портретов трех школ (малого города, поселка, села), расположенных в отдаленных территориальных образованиях и являющихся типичными видами школ для российской провинции, где условия жизнедеятельности людей и социально-экономическое положение семей с детьми остаются наиболее сложными. Социально-психологический портрет школы, расположенной в малом городе N-й области. Школа имеет 100-летнюю историю своего развития, свои традиции. В школе обучается и воспитывается 572 ученика. Родители обучающихся имеют в основном рабочие профессии. В составе социально-психологической службы школы (далее - служба) - заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагоги-психологи (все работают на половине ставки), закрепленный за школой инспектор подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН). За последний год два педагогических работника прошли повышение квалификации по проблеме профилактики агрессии. Периодически (примерно раз в месяц) сотрудники службы фиксируют случаи проявления некоторыми педагогами вербальной агрессии, которая направлена на обучающихся. Ее наиболее распространенными формами являются: враждебное замечание, неодобрительный либо обидный отзыв, унижающий достоинство ученика в глазах окружающих, пренебрежительная оценка возможностей ученика, угроза, в том числе скрытая, напоминание о неприятном. Отношения у школы с родителями в целом доброжелательные, многие из родителей являются выпускниками школы. Родители участвуют в организации совместной с детьми деятельности (походы, экскурсии, праздники в классе и т. д.). Для родителей проводятся мероприятия по психолого-педагогическому просвещению, а также осуществляется консультирование родителей по вопросам воспитания. Педагоги школы раз в год фиксируют проявления некоторыми родителями вербальной агрессии по отношению к другим детям, родителям, учителям. В числе этих проявлений - угрозы, крик, грубость, унижения, издевательства, а также проявление агрессии в Интернете - родители оставляют негативные комментарии, оскорбляют, грубят другим пользователям, преследуют их. Проявления обучающимися физической агрессии наблюдаются в школе 1-3 раза в год. Наиболее тревожные ее проявления характерны для обучающихся 5-9 классов. В школе распространены такие формы физической агрессии, как драки между несколькими обучающимися, драки между мальчиками, косвенная физическая агрессия (нанесение ущерба не самому человеку, а его вещам). Распространенными формами вербальной агрессии среди обучающихся являются угроза, грубое требование, высмеивание, оскорбление, нецензурные выражения. Данные агрессивные проявления характерны для младших школьников и подростков. За последний год в семи классах были зафиксированы случаи проявления буллинга. Среди наиболее распространенных форм буллинга среди учеников встречается вербальное (психологическое) насилие (высмеивание, прозвища, оскорбления), физическая агрессия (толчки, пинки, удары, толкания, щипки), поведенческая агрессия (порча вещей, вымогательство, отбирание денег, сменной обуви, рюкзаков и т. п.), кибербуллинг (онлайн-преследование, размещение оскорбительного контента или удаление из онлайн-групп в социальных сетях и др.), использование насмешек и оскорблений в словесной форме, вымогательство (денег и вещей), угрозы, применение физической силы и избиение, сокрытие и порча имущества (личных вещей), демонстрация жестами и взглядами презрения. Риск возникновения или развития буллинга (травли) в ближайшем учебном году присутствует в 3 классах. За прошедший год были выявлены случаи проявления такого вида киберагрессии как кибербуллинг. Подобные случаи фиксируются 1-3 раза за учебный год преимущественно в начальных и средних классах. В основе воспитательной работы с обучающимися - акцент на воспитание патриотических чувств. В школе есть кадетские классы, функционирующие под патронажем полиции. Воспитательная работа в школе строится с опорой на развитие школьного самоуправления, исследовательско-проектной деятельности обучающихся. В школе осуществляется контроль над речевым поведением учащихся, к его осуществлению привлечены и родители. В ходе опроса педагогов не зафиксированы факты реализации школой мер профилактики физической агрессии, а также вербальной агрессии. Силами учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-психологов, социального педагога проводится работа, но далеко не системная, по вопросам предупреждения и преодоления проявлений буллинга, киберагрессии. В целом, уровень профилактической работы с обучающимися оценивается педагогами как недостаточный. Требуется разработка программы профилактики и коррекции агрессивных проявлений. По результатам исследования в этой школе малого города сделаны следующие заключения: 1) зафиксированные виды агрессивного поведения - острые социальные проблемы современных детей, требующие от педагогов школы разработки и реализации превентивно-профилактических и коррекционно- профилактических мер; 2) наиболее распространенными формами агрессивного поведения обучающихся являются: физическая, вербальная агрессия, буллинг, кибербуллинг; 3) агрессивные проявления характерны для обучающихся разных возрастных групп, что требует реализации возрастного подхода в профилактике детской агрессии; 3) важно осуществлять воспитательно-профилактическую работу школы, сделать акцент на расширение включенности педагогов, обучающихся, родителей в работу по профилактике агрессивных проявлений; 4) необходимо развивать новые формы педагогического влияния школы на ближайший социум. Социально-психологический портрет «поселковой школы» N-й области. В школе обучается 180 учеников, половина из которых воспитываются в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Учащиеся проживают в поселке и в трех хуторах. Состав обучающихся - многонациональный. В числе основных кадров, вовлеченных в воспитательно-профилактическую работу, - заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, закрепленный за школой инспектор ПДН. В школе имеется социально-психологическая служба как структурное подразделение, которая осуществляет мониторинг, диагностику, тестирование, индивидуальное и групповое психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, реализацию профилактических мероприятий с учениками и родителями, семейный патронат. Сотрудники службы обеспечивают сопровождение детей «группы риска» и детей с особыми образовательными потребностями, принимают участие в родительских собраниях. За последний год три педагога прошли повышение квалификации по проблеме профилактики агрессии. Исследование показало: со стороны педагогов отмечается отсутствие агрессивных проявлений по отношению к другим участникам образовательного процесса. Однако сами педагоги подвергаются агрессии со стороны учеников, их родителей и администрации. Имеют место проявления некоторыми родителями вербальной агрессии по отношению к другим детям, родителям, учителям (примерно раз в неделю) - угрозы, крик, грубость, унижения, издевательства); физической (примерно раз в месяц) - драки, тычки, поломка вещей. Кроме того, примерно раз в месяц со стороны родителей наблюдаются проявления агрессии по отношению к другим детям, родителям, учителям в Интернете (оставляют негативные комментарии, оскорбляют, грубят другим пользователям, преследуют их). Примерно раз в год наблюдаются различные проявления буллинга (целенаправленной травли) со стороны родителей. Также раз в год родители проявляют агрессию на почве ксенофобии. С родителями проводятся родительские собрания, консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей. За последний год в школе было поставлено на внутришкольный учет 2 ученика (на 2 ученика меньше, чем в предыдущем учебном году). В числе причин постановки на учет: грубость по отношению к одноклассникам и учителям, сквернословие, драки, в т. ч. приводящие к серьезным телесным повреждениям; курение и употребление алкоголя; совершение правонарушения, в результате которого несовершеннолетний был доставлен в отделение полиции. В 2020-2021 учебном году 1 ученик был поставлен на учет в КПД И ЗП (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав). В школе отмечены проявления следующих видов правонарушений: кражи, употребление алкоголя и/или ПАВ, мелкое хулиганство. Серьезные проявления физической агрессии наблюдаются в школе 1-3 раза в год среди обучающихся 5-9 классов. Чаще всего такими проявлениями являются драки между несколькими обучающимися, в том числе и драки между девочками. Наиболее распространенными формами вербальной агрессии среди обучающихся являются замечание, высказанное в агрессивной форме, угроза, грубое требование, высмеивание и оскорбление. Проявления вербальной агрессии встречаются во всех возрастных группах. За последний год в шести классах у учеников были выявлены случаи буллинга. Среди его наиболее распространенных форм - кибербуллинг (онлайн-преследование, размещение оскорбительного контента или удаление из онлайн-групп в социальных сетях и др.), пассивно-враждебная форма поведения (игнорирование, слухи, сплетни, манипуляции дружбой), использование насмешек и оскорблений в словесной форме, а также угрозы. Кроме того, наблюдаются бойкот, прекращение общения и изоляция, демонстрация жестами и взглядами презрения, исключение из общего чата (блокировка), оскорбительные комментарии, призывы к бойкоту в классе. Риск возникновения или развития буллинга (травли) в ближайшем учебном году присутствует в четырех классах. За прошедший год были выявлены случаи проявления таких видов киберагрессии как диссинг (распространение онлайн-публикаций, порочащих репутацию человека, - видео, фото, скриншоты, чаще всего поддельные (фейковые), в том числе и на педагогов, исключение из онлайн-сообществ, групп. Кибергаресиия возникает в среднем 1-3 раза за полугодие преимущественно среди учеников начальных и средних классов. За последний год количество случаев проявления киберагрессии увеличилось. Воспитательная работа строится на создании психологически комфортной среды. Особое внимание уделяется развитию туристско-краеведческой, культурно-досуговой, художественно-эстетической и творческой деятельности. В школе имеется программа профилактики агрессивных проявлений и коррекции агрессивного поведения. Педагоги осуществляют контроль над речевым поведением учащихся. С целью профилактики вербальной агрессии в школу приглашаются родители. Классные руководители посещают семьи, где воспитываются дети с отклоняющимся поведением. Педагог-психолог проводит консультации с учениками и родителями. Педагоги организуют отдельные мероприятия, направленные на профилактику физической агрессии. Ряд обучающихся стоит на внутришкольном учете, на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уровень эффективности профилактической работы с родителями оценивается педагогами школы как средне эффективный (3 балла из 5). По итогам исследования в «поселковой школе» сделаны следующие заключения: 1) профилактическая работа является одной из центральных в деятельности педагогического коллектива школы, однако предпринимаемые педагогами меры не всегда являются эффективными; 2) можно предположить, что социальный фактор - одна из главных причин агрессивного поведения обучающихся, родителей (50 % обучающихся проживают в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации); 3) зафиксированные проявления агрессии со стороны учеников, их родителей и администрации школы по отношению к ее педагогам требуют анализа причин, поиска эффективных способов их устранения; 4) быстро распространяющейся проблемой для школы становится киберагрессия, охватившая обучающихся, родителей и требующая принятия системных профилактических мер, которые на сегодняшний день в школе отсутствуют; 5) если драки между мальчиками-подростками являются естественными проявлениями периода взросления, то проблема физического насилия среди девочек - тревожный симптом неблагополучия в детской среде, предмет особого внимания педагогов; 6) агрессивное поведение родителей требует введение в штатное расписание должности социального педагога, призванного обеспечить посредническую функцию в работе школы и семьи, системную работу школы с родителями; 7) исследование уровня агрессивности обучающихся показало, что учащиеся в среднем не склонны к агрессивно-насильственному поведению, к проявлению допускаемых в обществе форм агрессии. Групповой уровень предрасположенности к экстремизму среди учащихся школы в целом находится в пределах нормы. Социально-психологический портрет T-й малочисленной, малокомплектной школы, расположенной в районе Крайнего Севера, недалеко от Сахалина. В школе обучается 101 ребенок, из них 41 ребенок воспитывается в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, 13 обучающихся - дети с особыми образовательными потребностями. В школе есть интернат для детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Много детей из семей, где ребенка воспитывает один родитель. Для социума, в котором проживают дети, характерны такие социальные проблемы, как безработица, связанная с отсутствием рабочих мест, отъезд родителей на работу в другие населенные пункты, алкоголизм родителей. Много социально неблагополучных семей. В числе профессий родителей - рыбаки, рабочие артелей, продавцы. Среди основных кадров, активно вовлеченных в воспитательно-профилактическую работу, - заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, работающие на половине ставки. Социально-психологическая служба как структурное подразделение в школе отсутствует. За последний год три педагогических работника прошли повышение квалификации по теме профилактики агрессии. В поведении педагогических работников отмечается отсутствие агрессивных проявлений. Сами педагоги подвергаются агрессии преимущественно со стороны обучающихся, в меньшей степени - со стороны их родителей. В школе имеют место проявления (примерно раз в месяц) некоторыми родителями вербальной агрессии по отношению к другим детям, родителям, учителям - угрозы, крик, грубость, унижения, издевательства. С родителями проводятся родительские собрания. В практике работы педагогов - дистанционное общение с родителями. За последний год в школе 4 ученика были поставлены на внутришкольный учет (меньше, чем в предыдущем учебном году). Причины: правонарушения, пропуск уроков без уважительной причины, агрессивное поведение. Также 2020-2021 учебном году год 2 ученика были поставлены на учет в комиссии по делам несовершеннолетних (на 2 ученика меньше, чем в предыдущем году). Среди обучающихся отмечены проявления следующих видов правонарушений: кражи, мелкое хулиганство, участие в драках с телесными повреждениями, нанесение вреда жизни и здоровью (побои, избиение и т. д.). Впервые за долгое время в 2020-2021 учебном году были зафиксированы серьезные проявления физической агрессии среди обучающихся начальных и средних классов. Чаще всего такими проявлениями являются драки между несколькими обучающимися, избиения, косвенная физическая агрессия (нанесение ущерба не самому человеку, а его вещам). Кроме того, дети кусаются, толкаются, пинаются, плюются. В числе проявлений вербальной агрессии, наиболее характерных для подростков, такие формы, как недружелюбный отказ, ирония и издевка, высмеивание, оскорбление, а также нецензурные выражения. За последний год в трех классах были зафиксированы проявления буллинга. Среди наиболее распространенных его форм встречаются: психологическое насилие (высмеивание, прозвища, оскорбления), физическая агрессия (толчки, пинки, удары, толкания, щипки, применение физической силы и избиение), косвенная агрессия (игнорирование, бойкот, слухи, сплетни, манипуляции дружбой, бойкот, прекращение общения и изоляция). Риск возникновения или развития буллинга (травли) в ближайшем учебном году присутствует во всех классах. Воспитательная работа в школе направлена на создание сплоченного детского коллектива, строится с опорой на развитие школьного самоуправления, туристско-краеведческой, спортивно-оздоровительной деятельности. В школе осуществляется контроль над речевым поведением учащихся. В случае необходимости в школу приглашаются родители. Классные руководители или педагог-психолог посещают неблагополучные семьи. Среди сотрудников школы проводится системная работа по вопросам предупреждения и преодоления проявлений буллинга, ксенофобии. Вместе с тем в школе отсутствует разработанная программа профилактики агрессивных проявлений, но реализуются отдельные меры профилактического характера. В целом, уровень профилактической работы с обучающимися оценивается педагогами как хороший. По результатам исследования в T-й школе сделаны следующие заключения: 1) агрессивные проявления наблюдаются у обучающихся и родителей, что актуализирует проблему воспитания человека культуры, повышения уровня культурной компетентности родителей; 2) в числе видов отклоняющегося поведения особое внимание педагогам следует уделить разработке и реализации мер по преодолению физической агрессии обучающихся; 3) предметом особого педагогического внимания должна стать социально-педагогическая помощь детям, воспитывающимся в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; 4) особую обеспокоенность вызывают такие явления, как буллинг, ксенофобия, кибербуллинг, некомпетентность педагогов в решении этих проблем; 5) тревожный фактор - подверженность педагогов агрессии преимущественно со стороны обучающихся, в меньшей степени - со стороны их родителей. Заключение Проведенное исследование позволило сделать следующие обобщающие выводы. 1. Для трех образовательных организаций, расположенных в небольших по численности территориальных образованиях (малый город, поселок, отдаленное поселение), проблема профилактики агрессивного поведения обучающихся, разработки и реализации программы предупреждения и коррекции агрессивного поведения является актуальной. 2. В ходе исследования подтверждены положения гипотезы о том, что образовательные организации, несмотря на место расположения школы, численность обучающихся, профессии родителей, одинаково уязвимы к разным рискам. Подтверждено положение о том, что интегрированность воспитательной и профилактической деятельности, воспитание человека средствами культуры могут рассматриваться как стратегические направления деятельности школы по профилактике агрессивного поведения. 3. Общим в деятельности школ является одинаковая подверженность некоторым рискам. Для сельской малочисленной и поселковой школ такими рисками являются социально неблагополучные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. 4. К числу специфических особенностей школ следует отнести разные ресурсы профилактики. Малочисленная сельская и поселковая школы больше используют в работе по профилактике неформальные связи в социуме, школа в малом городе - ресурсы самой школы. 5. В числе зафиксированных правонарушений обучающихся преобладают: кражи, употребление алкоголя и (или) ПАВ, участие в драках с телесными повреждениями, мелкое хулиганство, порча чужого имущества, побои, избиения. 6. Распространенным негативным явлением в школах стал буллинг: вербальное насилие (высмеивание, прозвища, оскорбления), пассивно-враждебные формы (игнорирование, бойкот); физическая агрессия (толчки, пинки, удары), набирает силу кибербуллинг. 7. В качестве основного механизма профилактики агрессивных проявлений следует рассматривать работу социально-психологической службы школы как организующего и координирующего центра профилактической работы с детьми с отклонениями в поведении, с родителями. 8. Эффективными механизмами работы по предупреждению агрессивного поведения могут стать: создание хорошей психологической атмосферы в школе, демократический стиль руководства школьным коллективом, поддерживающий характер отношений в школе; развитие у детей эмпатии, повышение компетентности педагогов-психологов, школьных социальных педагогов, учителей-предметников. 9. Главным средством в работе педагогов с обучающимися, проявившими агрессивные действия, ставшими жертвами агрессивного поведения и наблюдателями, является понимание состояния ребенка, причин его поведения, оказание ему индивидуализированной помощи, поддержки, предоставление ребенку возможности ощутить чувство защищенности со стороны значимого взрослого, сверстников; помочь ученику осмыслить его проблемы и вместе с ним, его родителями (законными представителями), по возможности, их решить. 10. Педагогическим коллективам образовательных организаций следует активизировать индивидуальную работу с родителями, особенно социально неблагополучными по профилактике агрессивного поведения детей. 11. Необходима совместная работа школы и родителей по поиску способов усиления педагогического и родительского контроля за занятиями детей в социальных сетях.

×

About the authors

Marina P. Guryanova

Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education

Author for correspondence.
Email: guryanowamp@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9066-6882

Doctor of Pedagogy, Full Professor, is Chief Researcher, Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing

15 Trubnikovsky Pereulok, bldg 1, Moscow, 121069, Russian Federation

Elena I. Selivanova

Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Email: selena3155@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7382-8341

Junior Research Fellow, Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing, Russian Academy of Education; Specialist, Center for Advanced Social Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

15 Trubnikovsky Pereulok, bldg 1, Moscow, 121069, Russian Federation; 82 Vernadsky Prospekt, Moscow, 119571, Russian Federation

References

  1. Aizenkot, D. (2018). Cyberbullying in WhatsApp classroom groups among children and adolescents: Exposure and victimization. The Eurasia Proceedings of Educational & Social Sciences (EPESS), 10, 1–10.
  2. Andrianova, R.A. (2020). Aggression in the structure of extremist behavior. Sotsial'naya Pedagogika v Rossii, (2), 28–33. (In Russ.).
  3. Bochaver, A.A. (2021). Consequences of school bullying for its participants. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 18(2), 393–409. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-2-393-409
  4. Bochaver, A.A., Gorlova, N.V., & Khlomov, K.D. (2021). Bullying within educational environment: Survey of school staff. Psikhologicheskie Issledovaniya, 76(14), 3–29. (In Russ.)
  5. Fainshtein, E.I. (2010). Mobbing, bulling i sposoby bor'by s nimi. Direktor Shkoly, (7(150)), 72–76. (In Russ.)
  6. Fomichenko, A.S. (2014). Vospriyatie i ponimanie uchitelyami agressivnogo povedeniya uchashchikhsya. Ph.D. in Psychology Thesis abstract. Moscow: Institute of Psycho-Pedagogical Problems of Childhood of Russian Academy of Education. (In Russ.)
  7. Guryanova, M.P. (2020). Socio-pedagogical prevention of aggression. Narodnoe Obrazovanie, (5(1482)), 94–101. (In Russ.)
  8. Guryanova, M.P. (2021). Design of preventive and preventive work of an educational organization with students. Pedagogika, 85(7), 61–67. (In Russ.)
  9. Guryanova, M.P., & Dementyeva, L.A. (2020). Kompleksnyi analiz deyatel'nosti shkol'nykh sotsial'nykh pedagogov po profilaktike agressivnykh proyavlenii detei v obrazovatel'noi srede. Sotsial'naya Pedagogika, (2), 83–95. (In Russ.)
  10. Haidaraj, Y. (2017). Teacher’s knowledge of bullying and their anti-bulling attitude. European Journal of Social Sciences Studies, 2(2), 1–11. https://doi.org/10.5281/zenodo.344262
  11. Khlomov, K.D., Bochever, A.A., & Korneev, A.A. (2020). Coping strategies of adolescents and educational environment. Social Psychology and Society, 11(2), 180–199. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/sps.2020110211
  12. Khlomov, K.D., Davydov, D.G., & Bochaver, A.A. (2019). Cyberbullying in the experience of Russian teenagers. Psychology and Law, 9(2), 276–295. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090219
  13. Konstantinov, V.V., & Mali, N.A. (2020). Adaptation of forced migrant children in general educational institutions: A case study of primary school-aged children from Ukraine. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 17(2), 273–287. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-2-273-287
  14. Nickerson, A.B. (2019). Preventing and intervening with bullying in schools: A framework for evidence-based practice. School Mental Health, 11, 15–28. https://doi.org/10.1007/s12310-017-9221-8
  15. Nickerson, A.B., & Ostrov, J.M. (2021). Protective factors and working with students involved in bullying: Commentary on the special issue and dedication to Dan Olweus. School Mental Health, 13, 443–451. https://doi.org/10.1007/s12310-021-09471-5
  16. Nickerson, A.B., Feeley, T.H., & Tsay-Vogel, M. (2017). Applying mass communication theory to bystander intervention in bullying. Adolescent Research Review, 2, 37–48. https://doi.org/10.1007/s40894-016-0030-3
  17. Razjouyan, K., Hirbod Mobarake, A., Sadr, S.S., Samimi Ardestani, S.M., & Yaseri, M. (2018). The relationship between emotional intelligence and the different roles in cyberbullying among high school students in Tehran. Iranian Journal of Psychiatry and Behavioral Sciences, 12(3):e11560. https://dx.doi.org/10.5812/ijpbs.11560
  18. Rean, A.A. (1996). Agressiya i agressivnost' lichnosti. Psikhologicheskii Zhurnal, 17(5), 3–18. (In Russ.)
  19. Semenyuk, L.M. (2005). Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrektsii: Textbook (3rd ed.). Moscow: Moscow Psychology and Social Institute Publ., Flinta Publ. (In Russ.)
  20. Shemshurin, A.A. (2020). Psychological and pedagogical conditions of prevention of aggressive behavior of schoolchildren. Journal of Pedagogical Studies, 5(2), 10–12. (In Russ.)
  21. Wang, P.-W., et al. (2019). Associations between callous-unemotional traits and various types of involvement in school bullying among adolescents in Taiwan. Journal of the Formosan Medical Association, 118(1(1)). 50–56. https://doi.org/10.1016/j.jfma.2018.01.003
  22. Ybarra, M.L., Prescott, T.L., & Espelage, D.L. (2016). Stepwise development of a text messaging-based bullying prevention program for middle school students (BullyDown). JMIR Mhealth Uhealth, 4(2), e60. https://doi.org/10.2196/mhealth.4936
  23. Zaostrovtseva, M.N. (2003). Sovmestnaya deyatel'nost' klassnogo vospitatelya, sotsial'nogo pedagoga i pedagoga-psikhologa po korrektsii agressivnogo povedeniya podrostkov. Ph.D. in Pedagogy Thesis abstract. Kirov: Vyatka State University. (In Russ.)
  24. Zych, I., et al. (2017). Protecting children against bullying and its consequences. Cham: Springer. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-53028-4
  25. Zych, I., Farrington, D.P., & Ttofi, M.M. (2019). Protective factors against bullying and cyberbullying: A systematic review of meta-analyses. Aggression and Violent Behavior, 45, 4–19. https://doi.org/10.1016/j.avb.2018.06.008

Copyright (c) 2021 Guryanova M.P., Selivanova E.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies