Developing General Cultural Competences: A Case Study of Students Taking a Course in Pedagogy and Psychology

Abstract

The education system and teachers are currently faced with the need to increase the interest of students not only in their chosen specialty and related training courses but in the content of the compulsory basic-level disciplines. One of the possible solutions to this problem may be filling such courses with practice-oriented and universal content, which can contribute to the formation and implementation of general cultural competences even in the learning (professional training) process. The purpose of the work is to present to the expert community the results of introducing the author’s approach to the development of a set of knowledge, skills, abilities and competencies of students, as they are taught pedagogy and psychology, and to compare the process and results of face-to-face and online training conducted according to the author’s program. The attention is focused on the development of practical skills and abilities within the framework of this course, in particular, the ability to conduct classes for peers with elements of training. The study used an adapted experimental curriculum of the pedagogy and psychology course, means of assessment (control works in the form of tests with open and closed questions) and self-assessment (author’s questionnaire). The sample consisted of 68 undergraduate and postgraduate students of Lomonosov Moscow State University. The results of using the developed program showed high efficiency in relation to indicators of academic success of the students due to the creation of conditions for mutual learning and conducting classes by the students themselves.

Full Text

Введение Система профессиональной подготовки студентов вузов работает сегодня, опираясь на принципы компетентностного подхода к образованию, что закреплено в регламентирующих образование документах (прежде всего, во ФГОС[5]). Говоря об этом подходе, нельзя не отметить его особенность - сочетание различных, иногда трудно сочетаемых, теоретических положений, разработанных и апробированных до его внедрения. Например, отдельные принципы теории программированного обучения Б.Ф. Скиннера, деятельностной теории учения Н.Ф. Талызиной, теории и технологий модульного обучения Дж. Рассела и др. находят свое применение в современном образовательном процессе (Emurian, 2007; Попова, 2012; Шмидт, 2017). Таким образом, этот подход представляет собой комплекс многозадачного способа организации и реализации образовательного процесса в высшей школе как содержательно, так и форматно. Например, используются такие дидактические принципы программированного обучения, как: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность (Russell, 1974; Molenda, 2008; Ibyatova et al., 2018). Обратившись к текстам ФГОС можно составить портрет будущего идеального профессионала. Вне зависимости от выбранной специальности и специализации современный профессионал, наряду с грамотностью и умением ориентироваться в современном мире, должен владеть (то есть иметь опыт), в том числе, умениями эффективно общаться и работать в команде. С нашей точки зрения, приобрести опыт общения и работы в команде помогает обязательный учебный курс из блока базовых дисциплин «Педагогика и психология». Компетентностный подход часто подвергается критике со стороны преподавателей и работников системы образования[6]. Прежде всего, замечания касаются понятийного аппарата, который используется в стандартах, а также вызывает недоверие система контроля и оценки уровня развития каждой компетенции. В нашей работе мы вслед за многими исследователями и методистами используем терминологию А.В. Хуторского, понимая под компетенцией единство знаний (знаний и умений) и опыта (навыков и личностных качеств, в том числе житейского опыта) будущего профессионала (Хуторской, 2002). Говоря о критике критериев и качества оценки уровня развития компетенции выпускников, мы используем рекомендации и требования, прописанные в образовательных стандартах[7], а именно применяем и чередуем различные формы контроля - тесты, метод кейсов, практический метод, проблемно-поисковый метод. В процессе создания программы подготовки по курсу «Педагогика и психология» нами специально были разработаны критерии оценки сформулированы для знаниевого и навыкового компонентов, согласно которым проходит аттестация. Обращаясь к реальным студентам, мы часто имеем возможность наблюдать, что предметы из блока «общеобразовательных дисциплин» не пользуются у них популярностью. Некоторые преподаватели таких дисциплин, обеспечивающих овладение студентами общекультурными компетенциями, например, истории, правоведения и др. - сталкиваются с проблемами отсутствия интереса у студентов непрофильных факультетов и даже полного равнодушия к предмету, что ведет к проблемам с прохождением промежуточных аттестаций (Байденко, 2005; Ерофеева, Чикова, 2016; Землин, 2018). Необходимость повышения учебной мотивации - давняя и традиционная проблема для системы образования, не теряющая, в то же время, своей актуальности. Несмотря на множество решений, изложенных в научных работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, исследования показывают, что в составе любой учебной аудитории есть от 10 до 40 % равнодушно или негативно настроенных слушателей (Гин, 2017; Джексон, 2016). А цель истинно педагогически настроенного преподавателя свести этот процент к нулю (Кузьмина, 2002). Но многие преподаватели предпочитают работать в рамках «нормального» распределения, то есть обучать тех, кто хочет, а на остальных не обращать внимания и аттестовать формально - по итогам посещаемости или несложной письменно работы. Для себя мы избрали путь максимального вовлечения студентов в полезный и практико-ориентированный образовательный процесс. Одной из причин отсутствия познавательного интереса у студентов и аспирантов на занятиях «базового» блока мы считаем перегрузку таких учебных предметов теоретическими положениями, рассуждениями и фактами, отсутствием явной связи между портретом идеального профессионала и этими теоретическими положениями (Пшеничнюк, 2020). Студентов же, в большей степени интересуют конкретные практические умения, которые они смогут применить в своей профессиональной и/или бытовой жизни. Исходя из этой, замеченной нами потребности студентов, о которой писали и другие авторы[8] (Филатова, 2005) были сформулированы рекомендации для подготовки (и/или адаптации) программы учебного курса «Педагогика и психология»: а) ориентироваться на всех участников[9] образовательного процесса через сочетание теоретического и практического содержания курса и разнообразных методов обучения (в том числе интерактивных); б) формировать и развивать практические навыки у студентов, то есть давать реальный опыт их использования; в) создавать условия для отработки студентами сформированных умений на практике в процессе освоения учебной дисциплины (прежде всего, на аудиторных занятиях в ходе контактной работы). Цель данной работы - представить экспертному сообществу результаты внедрения авторского подхода к формированию комплекса знаний, умений, навыков и компетенций студентов и аспирантов в процессе овладения учебной дисциплиной «Педагогика и психология», а также сравнить ход и результаты очного и онлайн-обучения, проведенного по авторской программе, разработанной (адаптированной) с учетом сформулированных и представленных выше рекомендаций по повышению эффективности обучения. Главная отличительная черта курса - дополнение традиционного предметного содержания освоением умения проводить учебные занятия с элементами тренинга[10] и интерактива. Кроме того, у нас появилась возможность не только расширить выборку, но и адаптировать рабочую программу курса под условия онлайн-обучения в 2020-2021 учебном году. Стоит отметить, что существенных содержательных изменений в программу внесено не было. Среди основных выделенных нами блоков знаний и умений, которые формируются в ходе освоения курса, отметим следующие: - основы психологии личности и личностного развития в онтогенезе и при целенаправленном обучении; - базовые формы и методы активного социально-психологического обучения; - психологические закономерности, условия и методы проведения групповых тренингов; - умение организовывать групповую работу и создавать в группе атмосферу творчества, открытости и доверия; - основы умения анализировать групповые процессы и управлять групповой динамикой; - навыки вступления в конструктивный контакт и управления коммуникативным процессом. Данная работа носит поисковый характер и направлена, прежде всего, на описание и анализ практического педагогического опыта. Процедура и методы работы Обучение было организовано на основе рабочей программы курса «Педагогика и психология»[11] (Пшеничнюк, 2020), содержащей темы, предусмотренные ФГОС ВО и образовательным стандартом МГУ имени М.В. Ломоносова (версия 3+). Для диагностики результатов обучения и получения обратной связи от учащихся использовались методы и средства оценки и самооценки. Освоение знаниевого компонента учебной программы проверялось фронтальными контрольными работами в традиционной форме открытых и закрытых (тестовых) вопросов, решения кейсов, а также на практике - в реальной ситуации подготовки, проведения и экспертизы занятий с элементами тренинга. Таблица 1 / Table 1 Тематический план учебного курса «Педагогика и психология» / Face-to-face and online course schedule in Pedagogy and Psychology Наименование тем дисциплины / Themes Очный курс / Face-to-face course Онлайн-курс / Online course Аудиторная работа, ак. ч. / Classroom work, academic hours Самостоятельная работа, ак. ч. / Individual work, academic hours Онлайн-работа, ак.ч. / Online work, academic hours Самостоятельная работа, ак. ч. / Individual work, academic hours Всего / Total Лекции / Lectures Семинары / Seminars Всего / Total Лекции / Lectures Предмет и методы психологии и педагогики: общие и различные черты, особенности каждой из наук / Subject and methods of psychology and pedagogy: common and different features of both sciences 2 2 1 2 2 1 Цели психологической науки и образовательного процесса / The goals of psychological science and educational process 2 2 1 (контрольная работа - тест / control work - test) 1 1 2 Понятие психики, строение психики / The concept and the structure of ‘psyche’ 2 1 1 1 2 2 1 (контрольная работа / control work) Понятие личности в психологической науке. Личностные особенности. Личность и группа / The concept of ‘personality’ in psychological science. Personal characteristics. Personality and group 2 1 1 1 1 1 1 Эмоции и мотивы. Их функции и роль в работе психики человека / Emotions and motives. Their functions and roles in the work of the human psyche. 2 2 1 2 2 1 Когниции как структурная характеристика психики ребенка и взрослого / Cognitions as structural psychic characteristics of children and adults 2 2 1 (контрольная работа - тест и метод кейсов / control work - test and case method) 2 2 2 Внимание и память. Функционирование психики в процессе запоминания и забывания / Attention and memory. The functioning of the psyche in the process of remembering and forgetting 2 2 1 2 2 1 (контрольная работа / control work) Процесс мышления. Происхождение, механизмы, функции / The process of thinking. Origin, mechanisms and functions 2 1 1 2 3 3 2 Основные методы психологической работы: диагностика и коррекция / The main methods of psychological work: diagnostics and correction 2 1 1 3 3 3 2 Окончание табл. 1 / Table 1, ending Наименование тем дисциплины / Themes Очный курс / Face-to-face course Онлайн-курс / Online course Аудиторная работа, ак. ч. / Classroom work, academic hours Самостоятельная работа, ак. ч. / Individual work, academic hours Онлайн-работа, ак.ч. / Online work, academic hours Самостоятельная работа, ак. ч. / Individual work, academic hours Всего / Total Лекции / Lectures Семинары / Seminars Всего / Total Лекции / Lectures Общение. Психологическое и педагогическое общение. Социально-психологические теории коммуникации / Communication. Psychological and pedagogical communication. Socio-psychological theories of communication 2 2 2 2 2 3 Процесс усвоения, принципы обучения. Общая характеристика процесса воспитания / The process of education, principles of teaching. General characteristics of the upbringing process 1 1 3 (контрольная работа с элементами проблемно-поискового метода, дискуссия / control work with elements of the problem-search method, discussion) 2 2 2 Деятельностная теория учения / Activity learning theory 2 1 1 3 1 1 3 (контрольная работа, творческое задание / control work, creative task) Методы обучения. Образовательные технологии. Формы организации обучения / Teaching methods. Educational technologies. Forms of training organization 1 1 2 2 2 3 Средства обучения. Образовательная среда / Means of education. Educational environment 4 2 2 5 1 1 2 Тренинги как средство психологической и педагогической работы / Trainings as a means of psychological and pedagogical work 3 1 2 2 (подготовка и обсуждение сценария учебного занятия с элементами тренинга / preparation and discussion of the scenario of a class with training elements) 2 2 5 Проведение занятий с элементами тренинга для коллег / Conducting classes with training elements for colleagues 3 3 3 (подготовка и обсуждение сценария учебного занятия с элементами тренинга / preparation and discussion of the scenario of a class with training elements) 6 5 (подготовка и обсуждение сценария учебного занятия с элементами тренинга / preparation and discussion of the scenario of a class with training elements) ИТОГО / TOTAL 36 36 36 36 Оценка уровня овладения учащимися умениями организовать, проводить и анализировать занятия выполнялась с использованием наблюдения, а также с применением анализа анкетных данных и протоколов самоотчета (анкеты). Анкета состояла из вопросов закрытого типа (с вариантами ответов), собранных в 4 блока: I - Содержание тренинга, II - Методы работы, III - Работа ведущего(их), IV - Работа участников учебной группы. После наблюдения за работой товарищей и заполнения анкеты нужно было поставить оценку, и ведущему, и группе, что ярко иллюстрировало и способствовало объективности общей итоговой оценки всех участников образовательного процесса. В исследовании к настоящему моменту приняли участие 68 студентов и аспирантов естественно-научных и гуманитарного факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова в 2019-2021 и 2020-2021 учебных годах. В табл. 1 представлены тематический план учебного курса, который проводился в очном формате (2019-2020 учебный год), и его адаптация для онлайн-формата в связи с пандемией (2020-2021 учебный год). Объем программы - 72 академических часа: 36 академических часов аудиторной/онлайн контактной работы; 36 академических часов самостоятельной работы студентов. Как видно из табл. 1, в процессе преподавания внимание уделяется практическим умениям, которые формируются в рамках освоения тем «Общение», «Процесс обучения», «Тренинги …». Стоит отметить, что понятие тренинга достаточно широкое и объемное, существует общепринятое разделение тренингов на психологические и учебные. В нашей работе мы рассматриваем тренинг как форму интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении и профессиональной деятельности (Киркпатрик, 2012). Таким образом, в нашем понимании тренинг - это компиляция из педагогического и психологического воздействия индивида на группу и наоборот. Очевидно, что проведение тренинга в полном смысле этого слова без длительной специальной подготовки невозможно, поэтому, хотелось бы подчеркнуть, что одно из заданий, которое необходимо было выполнить студентам для получения итоговой оценки по курсу - это организация и/или участие в занятии с элементами тренинга (Пшеничнюк, 2020). Эти занятия входят в часы контактной работы. Обучение проводилось в очном (2019-2020 учебный год) и дистанционном (онлайн) форматах (2020-2021 учебный год). Одно занятие имело продолжительность 4 академических часа с перерывом на 10-15 минут. Студенты были разделены на группы по 13-17 человек естественным путем (то есть не по желанию экспериментатора, а по независящим от него основаниям). В ходе занятий студенты также объединялись во временные малые группы по 4-8 человек. Работа со студентами и аспирантами проходила в формате постоянного диалога преподавателя с аудиторией, обсуждения вопросов и ответов, решения кейсов, выполнения заданий в малых группах, поддерживалась постоянная соревновательная мотивация. Поддерживать такой формат обучения было непросто в образовательной среде онлайн, однако разделение аудитории на малые групп (в сессионных залах, например zoom.us,) помогало не терять взаимосвязи с аудиторией и стимулировало активность с ее стороны. В ходе обучения учащимся было необходимо освоить ряд теоретических положений, а также организовать несколько учебных групп, выбрать ведущих и темы занятий с элементами тренинга, подготовить и согласовать с преподавателем сценарий будущего занятия, подобрать материалы и средства, провести учебное занятие с элементами тренинга по утвержденному сценарию объемом не менее 2 академических часов. При организации занятий из 68 участников процесса были выбраны самими учащимися 12 ведущих, которые организовали 6 групп, подготовили и согласовали с преподавателем сценарии занятий с элементами тренинга, провели занятия по темам «Организация времени», «Как выбрать тему научной работы и научного руководителя?», «Как подготовить успешное выступление на конференции?», «Основы «мирной» сепарации от родительской семьи» и др.[12] Результаты обучения Все полученные в работе результаты нам хотелось бы разделить на две группы: 1) результаты освоения учащимися содержания учебной дисциплины «Педагогика и психология» (2 зачетные единицы, 36 академических часов); 2) результаты case-study по использованию разработанной (адаптированной) программы. Говоря о первой группе результатов, хотелось бы представить, прежде всего, показатели академической успеваемости учащихся, полученные с помощью проведения фронтальных контрольных работ (тестов с вопросами открытого и закрытого типа, решение кейсов, выполнения творческого задания). Прежде, чем перейти к показателям, представим критерии оценки уровня сформированности (развития/владения) знаний учащихся, прошедших подготовку по программе. Шкала достаточно традиционная: от оценки «неудовлетворительно» (2 балла) до «отлично» (5 баллов). Уровень владения знаниями оценивался в диапазоне от показателя «Отсутствие знаний» - «неудовлетворительно» (2 балла); «Фрагментарные знания» - «удовлетворительно» (3 балла); «Общие, но не структурированные знания» - «хорошо» (4 балла); до показателя «Сформированные систематические знания» - «отлично» (5 баллов). Знаниевый компонент включал содержательные аспекты: функционирование и роль психики человека в процессе развития; основные тенденции в отечественной психологической науке; основные современные направления исследований в российской и мировой психологической науке; основные перспективы развития отечественной и зарубежной педагогики, изменения, происходящие на современном этапе модернизации образования; психологические закономерности, условия и методы активного обучения и проведения групповых тренингов. Как видно из табл. 2, приведенные для сравнения данные академической успешности учащихся, обучавшихся по традиционной программе заметно более скромные. Здесь, безусловно, необходимо принимать во внимание, помимо прочего, и другие объективные факторы, кроме методических; однако, данные приведены для более наглядного освещения итоговой картины обучения. Таблица 2 / Table 2 Результаты академической успеваемости учащихся / Student’s academic achivement Темы контрольных работ / Control work topics Средний балл по 5-бальной шкале / Average score on a 5-point scale Естественно-научные факультеты (студенты; N = 43) / Faculties of Natural Sciences (students; N = 43) Гуманитарный факультет (аспиранты; N = 25) / Faculty of Humanities (postgraduate students; N = 25) Студенты финансово-экономической специальности, осваивающие курс «Педагогика и психология» по традиционной программе / Students majoring in Finance and Economics, who take the course in Pedagogy and Psychology according to the traditional program Психология / Psychology 4,6 4,6 4,3 Педагогика / Pedagogy 4,8 4,8 3,9 Психологические тренинги в образовании / Psychology trainings in the educational environment 4,9 4,9 Отсутствует / Not available Продолжая говорить о результатах освоения учащимися содержания учебной дисциплины «Педагогика и психология» представляется важным еще раз подчеркнуть, что у учащихся были сформированы такие дополнительные умения, как: - проведение групповых занятий с элементами тренинга; - организация групповой работы и создание в группе атмосферы творчества, открытости и доверия. Эти умения входят в состав формируемой общекультурной компетенции (ОКК 5) умение работать в команде, общаться, создавать и нести ответственность за общий результат, поддерживать доверительные и партнерские отношения в учебном и трудовом коллективе[13]. Оценка уровня сформированности (развития/владения) умениями и навыками (приобретения опыта) учащимися, прошедшими подготовку по программе, проводилась с использованием критериев, аналогичным оценке знаний по традиционной шкале - от оценки «неудовлетворительно» (2 балла) до «отлично» (5 баллов). Уровень владения умениями оценивался в диапазоне от показателя «Отсутствие умения (опыта)» - «неудовлетворительно» (2 балла); «В целом успешное, но не систематическое умение (наличие фрагментарного опыта)» - «удовлетворительно» (3 балла); «В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение (допускает неточности непринципиального характера)» - «хорошо» (4 балла); до показателя «Успешное и систематическое умение» - «отлично» (5 баллов). Компоненты умений и навыков (опыта) включали такое содержание: применение критериев оценки эффективности образовательного процесса; применение универсальных учебных умений и принципов познания; владение научными подходами к организации образовательного процесса; применение «традиционных» методов активного социально-психологического обучения в групповой работе и умение конструировать новые; разработка программы психологического тренинга по запросу обучающихся; владение навыками рефлексивного наблюдения и саморефлексии в реальных ситуациях межличностного взаимодействия. Мы можем судить о развитии умений по результатам заполнения учащимися бланков самоотчета (анкет), а преподавателем - протоколов наблюдения за проведением учащимися учебных занятий с элементами тренинга. Заполненные анкеты были переданы (лично или отправлены электронной почтой) преподавателю всеми участниками обучения. Все анкеты были заполнены аккуратно и смогли использоваться в анализе. Сравнение отчетов и самоотчетов студентов и аспирантов о своей работе и работе коллег, в целом, совпали с оценками в протоколе наблюдения экспериментатора, что подтверждает достаточную согласованность и объективность данных о формировании в результате обучения у учащихся умения организовывать и проводить занятия с элементами тренинга и интерактива. Говоря об интерактивных формах обучения хотелось бы отметить, что при проведении онлайн-обучения учащиеся-ведущие занятий использовали такие формы работы, как анонимные онлайн-опросы с мгновенной обратной связью, онлайн-тестирование, рисуночные методики и т. п. Применение этих способов организации процесса добавило разнообразия и стимулировало активность всех участников обучения: учащиеся (тренинговая группа) с большим воодушевлением и личной заинтересованностью включалась в работу, а ведущие имели возможность проявить себя как гибкие и направленные на развитие группы профессионалы. Переключая внимание на вторую группу результатов - данные case-study об использовании авторской программы преподавания курса «Педагогика и психология» - нам бы хотелось остановиться на достаточно высокой трудоемкости организации и проведения обучения по авторской программе. Здесь, прежде всего, речь идет о подготовке самой программы, ее согласовании и утверждении; о времени на еженедельную подготовку к занятиям, в том числе на адаптацию программы очного формата под дистанционный (онлайн) формат 2020-2021 учебного года. Кроме того, использование методов активного обучения - диалога с аудиторией, организации и проведении дискуссий, работа над проблемными задачами, решением кейсов, создания условий для взаимного обучения, применение форм деловых игр и т. п. - требует высокого когнитивного и эмоционального напряжения от преподавателя (в данном случае, от преподавателя-исследователя). Отдельно можно провести сравнение хода и результатов пробных занятий-тренингов, проведенных учащимися в очно и онлайн. Для сравнения можно выбрать тренинг «Организация времени» (очный) и «Основа «мирной» сепарации от родительской семьи» (онлайн, с помощью платформы zoom.com). Для сравнения мы выбрали характеристики, предложенные в табл. 3. Таблица 3 / Table 3 Сравнение хода и результатов занятий, проведенных учащимися в очном и онлайн-форматах / Comparison of the process and results of classes conducted by the students in face-to-face and online formats Характеристика / Feature Тренинг* «Организация времени (тайм-менеджмент)» - очный формат / Face-to-face training on time management Тренинг «Основа „мирной“ сепарации от родительской семьи» - онлайн, с помощью платформы zoom.com / Online training on peaceful separation from the parental family (based on the zoom.com platform) 1 2 3 Данные о ведущих / Тrainers 2 ведущих, женщины, 18 лет / 2 trainers, females, aged 18 3 ведущих, женщины, 23-24 года / 3 trainers, females, aged 23-24 Данные о группе / Training-group 13 человек, студенты, естественно-научный факультет, 17-19 лет, гендерное соотношение сбалансированное / 13 students, Faculty of Natural Sciences, aged 17-19, gender ratio is balanced 16 человек, гуманитарный факультет, 22-25 лет, преобладание женской выборки (мужчины - 3 чел., женщины - 13 чел.) / 16 students, Faculty of Humanities, aged 22-25, with the female sample prevailing (3 males vs. 13 females) Содержание / Content: - актуальность для группы / relevance for the group: для группы содержание было очень актуально, так как затрагивались вопросы организации времени в контексте подготовки к сдаче экзаменов и отчетных работ / the group found the content very relevant, because it concerned the issues of time management in the context of preparing for exams and reporting works; для отдельных участников содержание было очень актуально, для других участников актуальными были только отдельные моменты / some participants considered the whole content very relevant, others were only concerned with certain points; - новизна сообщаемой информации / novelty of the information provided: часть информации была новой, часть уже известной для большинства участников / some of the information was new, some already known to most of the participants было много новой информации для всех участников / there was a lot of new information for all the participants Методы / Methods: - актуальность - возможность полноценной реализации и учет особенностей группы / relevance: the possibility of full implementation and account for the characteristics of the group: ведущие выбрали актуальные методы работы, подготовили помещение и дополнительное оборудование, учитывали возможности группы / the trainers chose the relevant methods of work, prepared the premises and additional equipment, took into account the capabilities of the group; ведущие выбрали актуальные методы работы, заранее попросили участников группы иметь в доступе некоторое дополнительное оборудование, учитывали возможности группы / the trainers chose the relevant methods of work, asked the group members in advance to have some additional equipment available, took into account the capabilities of the group; - новизна для группы / novelty for the group: использовались как новые, неизвестные группе методы работы, так и традиционные групповые упражнения, например «снежный ком» / the trainers used both new methods of work, unknown to the group, and traditional group exercises, e.g., “snowballs”; большая часть методов была знакома участникам группы, но не все практиковали до тренинга эти методы. Можно говорить о высоком уровне новизны / most of the methods were known to the group members, but not all of them practiced these methods prior to the training. One can talk about a high level of novelty; Продолжение табл. 3 / Table 3, continuation 1 2 3 - сообразность поставленной (утвержденной) цели занятия / conformity to the set (approved) goal of the training: большинство использованных методов работы были направлены на достижение поставленных целей / most of the methods used were aimed at achieving the set goals; большинство использованных методов работы были направлены на достижение поставленных целей / most of the methods used were aimed at achieving the set goals; - разнообразие / diversity: достаточно разнообразные, но есть и повторяющиеся по форме / quite diverse exercises, but there were also repetitive in form многие упражнения по форме напоминают друг друга; весьма обширна была представлена теоретическая часть в лекционном формате, что плохо согласуется с принципами тренингового обучения / many of the exercises were similar in form; the theoretical part was presented very extensively in a lecture format, which does not agree well with the principles of training education Формат - соответствие принципам тренинговой работы (взаимодействия) / Format - compliance with the principles of training work (interaction): - активность / activity: экспериментатор отметил высокую интенсивность работы и тренеров (ведущих), и группы / the experimenter noted the high intensity of the work of both the trainers and the group; экспериментатор отметил высокую интенсивность работы тренеров и среднюю активность группы / the experimenter noted the high intensity of the trainers’ work but the average activity of the group; - доверие / trust: атмосфера доверия и конфиденциальности присутствовала на протяжении всего занятия / an atmosphere of trust and confidentiality was present throughout the training session; атмосфера доверия и конфиденциальности присутствовала на протяжении всего занятия / an atmosphere of trust and confidentiality was present throughout the training session; - вовлеченность всех участников в течение всего времени / the involvement of all the participants throughout the training session: некоторые участники отвлекались, но общий уровень вовлеченности можно оценить как высокий / some participants were distracted, but the overall level of involvement could be assessed as high; работали активно около половины всех участников группы на протяжении всего тренинга / about half of all group members worked actively throughout the training; - регулярность и четкость обратной взаимной связи / regularity and accuracy of feedback: ведущие давали обратную связь участникам в первой и завершающей частях тренинга, группа дала обратную связь ведущим в конце тренинга в письменной и устной формах / the trainers gave feedback to the participants in the initial and final parts of the training, the group gave feedback to the trainers at the end of the training in written and oral forms; регулярно (после каждого упражнения) ведущие просили и давали обратную связь, отвечали на вопросы, давали комментарии / the trainers regularly (after each exercise) asked for and gave feedback, answered questions, gave comments; - продуктивность (достижение цели) / productivity (goal achievement): заявленная и утвержденная (принятая) группой цель была достигнута всеми участниками в полном объеме / the goal, declared and approved (accepted) by the group, was achieved by all the participants in full заявленная ведущими цель была достигнута всеми участниками в полном объеме / the goal declared by the trainers was achieved by all participants in full Окончание табл. 3 / Table 3, ending 1 2 3 Работа ведущих / Quality of the trainers’ work Ведущие работали очень четко, гибко, активно взаимодействовали с группой, обязанности и сфера ответственности были очень хорошо разделены / The trainers worked very accurately and flexibly, actively interacting with the group; duties and responsibilities were very well divided Ведущие работали активно, старались вовлекать всех участников группы в выполнение всех упражнений, но взаимодействие между ведущими и зоны ответственности были разделены не очень четко / The trainers worked actively, trying to involve all the group members in the execution of all the exercises, but the interaction between the trainers as well as the areas of responsibility were not very clearly divided Работа группы / Quality of the training-group’s work Группа работала активно, но иногда динамика немного снижалась / The group worked actively, but sometimes the dynamics decreased slightly Группа работала активно, но динамика была недостаточно стабильной / The group worked actively, but the dynamics was not stable enough Технические характеристики / Technical features Тренинг проходил в обычной учебной аудитории, которую ведущие подготовили пространственно реорганизовав, добавив необходимые для отдельных упражнений атрибуты - предметы, музыкальное сопровождение / The training took place in a regular classroom, which the trainers rearranged spatially, adding the attributes necessary for individual exercises (objects, musical accompaniment). Тренинг проходил на онлайн-платформе zoom.com, ведущие подготовили аудиовизуальные материалы, попросили заранее всех участников подключиться к работе в полном объеме (с видео- и аудиосигналами); отдельные технические неполадки имели место / The training was held on the zoom.com online platform, the trainers prepared audio-visual materials, asked all the participants in advance to join the work in full (with video and audio signals); some technical problems took place Продолжительность / Duration 90 минут / 90 min 90 минут / 90 min Общее впечатление исследователя / The researcher’s general impression Тренинг оставил очень приятное впечатление, яркая работа ведущих и группы / The training left a very pleasant impression, the trainers and the group worked perfectly Тренинг оставил в целом хорошее впечатление, работа ведущих достаточно успешная, но технические сложности и нестабильная групповая динамика несколько скорректировали общую картину / The training left in general a good impression, the trainers work was quite successful, but technical difficulties and unstable dynamics in the group somewhat spoiled the overall picture Примечание: * - здесь и далее - занятие с элементами тренинга. Note: * - hereinafter - a class with training elements. Как видно из табл. 3, ведущие и группы могут быть сопоставлены за счет относительной идентичности (количественной и половозрастной), хотя группа онлайн-обучения была недостаточно сбалансирована. Анализируя содержание тренингов, можно отметить более удачный выбор в очном формате, хотя по показателю новизны содержательной информации онлайн-тренинг был более интересным для своей группы. Обращаясь к методам работы, которые использовались на занятиях, большую успешность демонстрирует очный формат. Оценивая учет учащимися (ведущими и группой) принципов тренинговой работы, можно говорить о примерно одинаково-успешном результате. Наличие некоторых потерь в групповой динамике онлайн-обучения отмечалось и преподавателем, и самим учащимися. Работа ведущих была достаточно успешной в обоих случаях, однако необходимо отметить, что ведущие очного обучения полностью обеспечивали подготовку сценария, согласовывая его только с преподавателем (исследователем), тогда как онлайн-занятие ведущие готовили во взаимодействии с другими аспирантами. Обсуждение результатов Обсуждая результаты, хотелось бы подчеркнуть, что обучение проходило в атмосфере доверия и продуктивной совместной работы, в активной форме, с постоянной двусторонней обратной связью. Академическая успеваемость в ходе обучения по всей выборке была достаточно высокой. Средний балл учащихся по итогам промежуточных контрольных работ (по 5-балльной шкале) - 4,85 балла (см. табл. 2). Как видно из табл. 3, можно утверждать, что обучение по выбранной стратегии дает более успешные результаты как в освоении знаний, так и в овладении умениями и приобретении опыта. Необходимо отметить, что в отличие от очного обучения, проведение семинаров в классическом понимании этого слова в онлайн-формате (на платформах bluebutton.org, zoom.us, etc.) труднореализуемо, так как существует много технических сложностей[14]. Например, организовать обсуждение или дискуссию достаточно трудно из-за звуковых особенностей работы этих программ, демонстрация экрана также возможна только от одного пользователя и т. п. В табл. 1 можно заметить, что часть нагрузки переведена в блок «самостоятельной работы учащихся». Например, при освоении темы «Деятельностная теория учения» вместо дискуссии учащимся предлагается выполнить творческое задание. А именно - провести сравнение учебных планов одного занятия (урока), подготовленного в рамках различных психолого-педагогических подходов: например, когнитивного, поведенческого и деятельностного. Выполняя эту работу, есть возможность не только продемонстрировать владение знаниями о сути этих подходов, но и выбрать подход, который является предпочтительным для самого исполнителя, проявить свое отношение к предмету. Наряду с этим, активность аудитории и принципы тренингового обучения, которые реализовывались на протяжении всего курса, поддерживались путем разделения учащихся на малые группы и совместного решения задач. Также можно заметить, что обязательное задание (проведение занятия), которое необходимо выполнить для получения итоговой оценки по курсу не отменено. Некоторое перераспределение часов, отведенных на овладение и отработку умения проводить занятия связано с исследованиями скорости усвоения знаний и умений в реальной и виртуальной образовательной среде. Сравнивая результаты очного и онлайн-обучения, исследователи отмечают, что овладение умениями происходит в виртуальной (цифровой) образовательной среде быстрее, но менее прочно, по сравнению с очным обучением. А усвоение знаний и развитие мышления, наоборот, в очном обучении происходит более эффективно (быстро, качественно, прочно), чем при смешанном или онлайн-обучении (Готовцева и др., 2017; Курочкина, Семенова, 2018; Уваров, 2018 и др.). У нас была возможность убедиться в справедливости этих данных, однако фактор «прочности усвоения» нами не проверялся. Продолжая оценивать различия и результаты очного и онлайн-обучения (см. табл. 3), можно отметить, что методы работы, которые использовались на занятиях в очном тренинге, были более разнообразными, интересными и новыми для группы в связи с большим вариативом средств «живой» коммуникации. Не стоит забывать об эффекте синергии, который всегда присутствует на успешном групповом занятии. Теми же причинами мы предположительно объясняем и отмеченные ранее некоторые потери в групповой динамике в онлайн-обучении. Здесь можно говорить и о технических, и о содержательных нарушениях. Работа ведущих была достаточно успешной в обоих случаях, как мы уже указывали. Но работа над сценарием тренинга это, безусловно, отдельный трудоемкий процесс, который не только обеспечивает успешность проведения тренинга, но и способствует личностному раскрытию ведущего, созданию авторского продукта. Некоторую несогласованность в работе онлайн-ведущих мы объясняем именно недостаточностью личностного погружения каждой из ведущих в этот процесс. Оценивая эффективность работы ведущих и групп в ходе треннинговых занятий, хотелось бы обратить внимание, что студенты и аспиранты достаточно внимательно подошли к выбору тем. Тематика всех занятий была выбрана самими учащимися в ходе общего обсуждения и онлайн-голосований в специальной форме в социальной сети. Таким образом, организованные занятия стали ценными источниками информации и развития для всех участников, что повысило внимание и ответственное участие всех членов групп и ведущих. Часть аудитории, не включенная в ходе одного треннингового занятия в группу, осуществляла наблюдение. Затем (на следующем занятии) студенты менялись. Заключение В работе представлено описание опыта формирования общекультурных компетенций у студентов и аспирантов в рамках освоения общеобразовательного курса «Педагогика и психология». Использование данного опыта может способствовать профессиональному развитию и решению актуального запроса преподавательского сообщества на повышение эффективности преподавания учебных дисциплин «базового уровня». Основными элементами практической значимости проведенного и продолжаемого case-study и предлагаемого формата обучения является организация постоянной обратной связи как между аудиторией и преподавателем, так и внутри студенческой группы, а также ориентация всего учебного процесса на реальные жизненные вызовы, отрабатываемые при решении проблемных ситуаций. Кроме того, создание условий отработки только что полученных теоретических знаний в реальной практической деятельности способствует не только повышению академической успеваемости, но и формирует стойкий познавательный интерес, укрепляет и повышает прочность знаний и умений.

×

About the authors

Diana V. Pshenichnyuk

Lomonosov Moscow State University

Author for correspondence.
Email: psdiana@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0706-6347

PhD in Psychology, is Researcher at Laboratory of Educational Psychology, Department of Educational Psychology and Pedagogy, Faculty of Psychology

11 Mokhovaya St, bldg 9, Moscow, 125009, Russian Federation

References

  1. Arlashkina, O.V. (2018). Application of peer assessment method in management training. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, (2), 132–141. (In Russ.)
  2. Baidenko, V.I. (2005). Kompetentnostnyi podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy). Moscow: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ. (In Russ.)
  3. Borozdina, G.V. (2000). Psikhologiya delovogo obshcheniya. Moscow: INFRA-M Publ. (In Russ.)
  4. Dementev, D.V. (2018). Interconnection of educational and professional standards. Accounting. Analysis. Auditing, 5(3), 120–127. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-3-120-127
  5. Emurian, H.H. (2007). Programmed instruction for teaching Java: Consideration of learn unit frequency and rule-test performance. The Behavior Analyst Today, 8(1), 70–88. http://dx.doi.org/10.1037/h0100103
  6. Erofeeva, N.E., & Chikova, I.V. (2016). The role of interactive technologies in higher school. Successes of Modern Science and Education, 1(12), 13–15. (In Russ.)
  7. Filatova, L.O. (2005). Kompetentnostnyi podkhod k postroeniyu soderzhaniya obucheniya kak faktor razvitiya preemstvennosti shkol'nogo i vuzovskogo obrazovaniya. Dopolnitel'noe Obrazovanie, (7), 9–11. (In Russ.)
  8. Gin, A.A. (2017). Priemy pedagogicheskoi tekhniki: Svoboda vybora, otkrytost', deyatel'nost', obratnaya svyaz', ideal'nost'. Moscow: Vita-Press. (In Russ.)
  9. Gotovtseva, I.P., Kashparova, V.S., & Sinitsyn, V.Yu. (2017). Mass open online courses and modern methods of teaching languages. Language and Text, 4(3), 79–86. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/langt.2017040309
  10. Ibyatova, L., Oparina, K., & Rakova, E. (2018). Modular approach to teaching and learning English grammar in technical universities. Society Integration Education: Proceedings of the International Scientific Conference, 1, 139–148. https://dx.doi.org/10.17770/sie2018vol1.3229
  11. Jackson, N. (2016). Teaching, learning and sherbet lemons: A compendium of careful advice for teachers. Moscow: Alpina Publisher. (In Russ.)
  12. Khutorskoi, A.V. (2011). Opredelenie obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevykh kompetentsii kak kharakteristika novogo podkhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nykh standartov. Vestnik Instituta Obrazovaniya Cheloveka, (1), 3. (In Russ.)
  13. Kirkpatrick, D.L. (2012). Evaluating training programs: The four levels. Moscow: HR Media. (In Russ.)
  14. Krylova, E.B., & Simakina, M.A., & Tarasova, G.V. (2021). Problems of using the main available educational platforms necessary for organizing the educational process in a distance form, in the context of COVID-2019. Knowledge. Understanding. Skill, (1), 35–52. (In Russ.) https://doi.org/10.17805/zpu.2021.1.3
  15. Kurochkina, A.A., & Semenova, Y.E. (2019). The impact of modern technologies on the development of the education system. Aktual'nye Problemy Biznes-Obrazovaniya: Conference Proceedings (pp. 119–122). Minsk: School of Business of BSU. (In Russ.)
  16. Kuzmina, N.V. (2002). Ponyatie “pedagogicheskoi sistemy” i kriterii ee otsenki. In N.V. Kuzmina (Ed.), Metody Sistemnogo Pedagogicheskogo Issledovaniya (pp. 7–52). Moscow: Narodnoye Obrazovaniye Publ. (In Russ.)
  17. Molenda, M. (2008). The programmed instruction era: When effectiveness mattered. TechTrends, 52(2), 52–58. https://doi.org/10.1007/s11528-008-0136-y
  18. Popova, N.V. (2012). Mezhdistsiplinarnaya paradigma kak osnova formirovaniya integrativnykh kompetentsii studentov mnogoprofil'nogo vuza (na primere distsipliny inostrannyi yazyk). Doctor of Pedagogy Thesis Abstract. St. Petersburg: SPbPU Publ. (In Russ.)
  19. Pshenichnyuk, D.V. (2020). Features of teaching psychology as a base educational discipline. Russian Science in the Modern World: Conference Proceedings (pp. 77–80). Moscow: Actualnots.RF Publ. (In Russ.)
  20. Russell, J.D. (1974). Modular instruction: A guide to the design, selection, utilization, and evaluation of modular materials. Minneapolis: Burgess Pub. Co.
  21. Schmidt, A.I. (2017). Sravnitel'nyi analiz FGOS DO i FGOS NOO. Vestnik Pedagogicheskogo Opyta, (38), 27–35. (In Russ.)
  22. Smirnova, M.A., Marinina, M.V., & Gerasimenko, A.S. (2013). Organizatsiya zanyatii s elementami treninga, napravlennykh na formirovanie motivatsionnykh komponentov sub"ektnoi pozitsii studenta. Volgograd: Kolledzh Publ. (In Russ.)
  23. Talyzina, N.F, Volodarskaya, I.A., & Butkin, G.A. (2019). Usvoenie nauchnykh ponyatii v shkole. Moscow: Yurayt Publ. (In Russ.)
  24. Talyzina, N.F. (Ed.). (1995). Formirovanie priemov matematicheskogo myshleniya. Moscow: TOO “Ventana-Graf” Publ. (In Russ.)
  25. Tarasova, N.Yu. (2017). Of experience in the development of basic educational programs with the requirements of the GEF soo ive GEF SPO. Pedagogicheskii Poisk, (7–8), 45–47. (In Russ.)
  26. Trainev, V.A. (2002). Delovye igry v uchebnom protsesse: Metodologiya razrabotki i praktika provedeniya. Moscow: Dashkov i K Publ. (In Russ.)
  27. Uvarov, A.Yu. (2018). Virtual reality technologies in education. Science and School, (4), 108–117. (In Russ.)
  28. Uvarov, A.Yu., Gable, E., Dvoretskaya, I.V., et al. (2019). Trudnosti i perspektivy tsifrovoi transformatsii obrazovaniya (A.Yu. Uvarov & I.D. Froumin, Eds.). Moscow: HSE Publishing House. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5
  29. Zemlin, A.I. (2018). Actual problems of formation of competences of the legal orientation at experts in the field of transport. Transport Law and Security, (2(26)), 79–87. (In Russ.)

Copyright (c) 2021 Pshenichnyuk D.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies