“Personality in Modern Society: Research, Education, Development” - Results of the International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 85th anniversary of Professor Alexander I. Krupnov

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

On April 26, 2024, the International Scientific and Practical Conference “Personality in Modern Society: Research, Education, Development” was held at the RUDN University (Moscow, Russia). It was dedicated to the 85th anniversary of Professor Alexander I. Krupnov, Doctor of Psychology, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Honored Professor of the RUDN University. The purpose of the event is to find solutions to current problems of personality development in modern society, discuss the results of current scientific research, innovative psychotherapeutic, educational and social technologies, exchange experiences, and establish contacts between scientists and practitioners from different countries. The conference brought together more than 500 researchers, university and school teachers, practicing psychologists, Ph.D. students, and university students from 17 countries (Australia, Azerbaijan, Armenia, Belarus, Bulgaria, Bosnia and Herzegovina, China, Croatia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Malaysia, Montenegro, Russia, Serbia, USA, Uzbekistan, Vietnam) and from 19 regions of the Russian Federation. The article briefly presents the main events of the conference: plenary and breakout sessions, the scientific and methodological seminar, the competition for university student poster presentations, and a “round table”.

Full Text

26 апреля 2024 г. в Москве на базе кафедры психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) состоялась Международная научно-практическая конференция «Личность в современном обществе: исследование, образование, развитие»[55], посвященная 85-летию доктора психологических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, заслуженного профессора РУДН, академика Международной академии наук высшей школы и Международной академии педагогического образования, члена Международного психологического общества почета Psi Chi Александра Ивановича Крупнова. Участие в мероприятии в очном и дистанционном форматах приняли более 500 научно-педагогических работников, практикующих психологов, аспирантов, студентов из Австралии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Вьетнама, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Малайзии, России, Сербии, США, Узбекистана, Хорватии, Черногории. Открывая пленарное заседание, председатель программного комитета, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики РУДН Евгений Брониславович Башкин отметил, что вопросы общей, социальной и дифференциальной психологии, подготовки психолого-педагогических кадров в высшей школе, которые входят в сферу научных интересов профессора А. И. Крупнова, одного из организаторов и руководителей кафедры и наставника многих ее сотрудников, продолжают оставаться актуальными как в России, так и за рубежом. Цель конференции - поиск решений актуальных проблем развития личности и индивидуальности в современном обществе, обсуждение результатов актуальных научных исследований, инновационных психотерапевтических, образовательных и социальных технологий, обмен опытом, установление контактов между учеными и практиками из разных стран. Александр Иванович Крупнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный профессор РУДН (фото из архива кафедры психологии и педагогики РУДН) Professor Alexander I. Krupnov, Doctor of Psychology, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Honored Professor of the RUDN University (photo from the archive of the Department of Psychology and Pedagogy of RUDN University) С приветствиями в адрес юбиляра и собравшихся обратились президент РУДН, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Владимир Михайлович Филиппов; доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета РУДН Виктор Владимирович Барабаш; доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии наук (РАН) и РАО, научный руководитель Института психологии РАН Анатолий Лактионович Журавлев; доктор психологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (ФНЦ ПМИ, ранее - Психологический институт РАО), президент Российского психологического общества Юрий Петрович Зинченко; доктор филосовских наук, профессор, ученый секретарь Научного совета по методологии искусственного интеллекта РАН Андрей Юрьевич Алексеев; доктор психологических наук, профессор, научный руководитель научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», профессор Хьюстонского и Йельского университетов (США) Елена Леонидовна Григоренко; доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Российско-Армянского (Славянского) университета (РАУ) Ася Суреновна Берберян (Ереван, Армения); доктор педагогических наук, директор Института педагогических исследований Николетта Гутвайн (Белград, Сербия); доктор психологии, профессор психологии и организационного лидерства Университета Фордхем, почетный член Международного психологического общества почета Psi Chi Гарольд Такушьян (Нью-Йорк, США). Александр Иванович Крупнов в приветственном обращении поблагодарил коллег и учеников за организацию конференции и продолжение традиций научной школы, а также передал напутствие всем участникам конференции: «Хотелось бы пожелать всем занимающимся нашей наукой найти индивидуальный и неповторимый взгляд на предмет своего искреннего интереса, быть всегда верным себе и своему делу, широко и бескорыстно делиться достигнутым пониманием с окружающими. Не сомневайтесь, что тогда найдутся те, кто применит и расширит ваше видение психологической проблематики в новых непростых условиях. Удачи Вам во всех ваших начинаниях!». На пленарном заседании были представлены доклады об истории и современных направлениях работы научной школы проф. А.И. Крупнова, а также об актуальных проблемах и перспективах психологии личности и высшего образования в целом. Галина Николаевна Каменева, кандидат психологических наук, доцент, и Ирина Александровна Новикова, кандидат психологических наук, доцент, доценты кафедры психологии и педагогики РУДН в докладе «Юбилей научной школы А.И. Крупнова в РУДН: итоги и перспективы» отметили, что нынешний, 2024, год богат на взаимосвязанные юбилеи, главным из которых является 85-летие проф. А.И. Крупнова. 40 лет тому назад (1984 г.) им была разработана трехкомпонентная целостно-функциональная модель активности, которая затем трансформировалась в шести- (1988 г.) и восьмикомпонентный (1999 г.) варианты (мотивационно-смысловой блок - установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный компоненты; инструментально-динамический блок - динамический, эмоциональный, регуляторный, рефлексивно-оценочный компоненты) системно-функциональной модели свойств личности. В 2024 г. исполняется также 60 лет кафедре психологии и педагогики РУДН: основана в 1964 г. как кафедра педагогики, с 1972 г. - кафедра педагогики и психологии, с 2004 г. - кафедра социальной и дифференциальной психологии с курсом общей психологии и педагогики, с 2008 г. - разделение на кафедру социальной и дифференциальной психологии и кафедру психологии и педагогики, с 2021 г. - объединение в кафедру психологии и педагогики. 25 лет (с 1999 г.) в университете реализуется направление подготовки «Психология», 20 лет тому назад (в 2004 г.) здесь состоялся первый выпуск бакалавров-психологов. Открытие и пленарное заседание Международной научно-практической конференции «Личность в современном обществе: исследование, образование, развитие» (фото из архива кафедры психологии и педагогики РУДН) Opening and plenary session of the International Scientific and Practical Conference “Personality in Modern Society: Research, Education, Development” (photo from the archive of the Department of Psychology and Pedagogy of RUDN University) В настоящее время на кафедре, неоценимый вклад в становление и развитие которой внес проф. А.И. Крупнов, проработав здесь 35 лет (в том числе 20 - в должности заведующего), реализуются программа бакалавриата и две магистерские программы по направлению подготовки «Психология». В рамках сетевого Университета Шанхайской организации сотрудничества функционирует международная магистратура по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (совместно с Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева, Казахским национальным университетом имени аль-Фараби, Южно-Казахстанским университетом имени М. Ауэзова). В 2024 г. открыта специальность «Клиническая психология». С 2025 г. планируется набор на международную магистерскую программу «Психология» в рамках сетевого Университета Содружеств Независимых Государств. Ежегодно проводятся международные и студенческие научные конференции, выполняются научно-исследовательские работы в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», государственного задания Министерства науки и высшего образования, а также по инициативным темам, грантам и хозяйственным договорам с предприятиями и организациями. С 2003 г. силами кафедры издается журнал «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика», в котором публикуются на русском и английском языках результаты фундаментальных и прикладных научных исследований в области ведущих направлений психологии, педагогики, образования (журнал индексируется в РИНЦ, RSCI, ВАК, PsycINFO (APA), DOAJ, WJCI, Google Scholar и других международных базах данных)[56]. С 2013 г. в РУДН работает единственное в России отделение Международного психологического общества почета Psi Chi. Доклад «Новый мир и личность клиентов психологического консультирования: нужны ли новые подходы в консультировании?» Наталии Евгеньевны Водопьяновой, доктора психологических наук, доцента, профессора и Раиля Агзамовича Хайруллина, психолога-консультанта, ассистента (кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета) был посвящен особенностям этой важной области психологической практики в современную эпоху. За последние годы отмечается увеличение обращений к психологам (женщины чаще, чем мужчины, хотя число клиентов-мужчин существенно выросло). К современным запросам клиентов часто относится синдром эмоционального (в том числе профессионального) выгорания. Изменилась и мотивация обращения к психологу. Возрос интерес к собственным индивидуальным особенностям и возможностям, саморефлексии, размышлениям о внутреннем мире, желание обсудить с профессионалом свои переживания и проблемы. Поход к психологу стал рассматриваться не как «лечение», а как забота о себе, своем здоровье и качестве жизни. В то же время доступность психологической литературы, семинаров, тренингов и т. п. порождает иллюзию высокой психологической грамотности. Посещение психолога, участие в групповых мероприятиях зачастую является данью моде, а не проявлением истинного желания изменить себя. Клиенты говорят, что хотят развиваться, становиться лучше, а на деле ждут от консультанта быстрых решений, чтобы избавиться от негативных состояний без долгих усилий и работы над собой, избегая ответственности за собственный выбор. Александр Александрович Обознов, доктор психологических наук, про- фессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии Института психологии РАН в докладе «Профессионально-ответственное отношение специалиста: психологический аспект» подчеркнул актуальность разработанной профессором А.И. Крупновым модели системно-функционального анализа активности человека, которая включает три взаимосвязанных компонента: мотивационно-смысловой, операционально-динамический и продуктивно-результативный. В ней четко проявляется сущность активности как процесса, обеспечивающего непрерывное взаимодействие субъекта с миром, его стремление к реализации определенного предметного отношения. Предложенная модель может рассматриваться как отправная точка методологии психологических исследований активности человека во всей полноте его значимых отношений - к миру, обществу, профессии, семье и т.п. Варвара Ильинична Моросанова, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии саморегуляции ФНЦ ПМИ в докладе «Саморегуляция и самосознание личности в юношеском возрасте» обратила внимание на важность поиска психологических ресурсов, позволяющих человеку активно действовать, осознанно и ответственно выдвигать цели, самостоятельно и гибко управлять их достижением в условиях беспрецедентного повышения неопределенности. Модель осознанной саморегуляции включает когнитивно-операциональный и личностно-регуляторный уровни, а также стадии - субъекта поведения, субъекта деятельности, субъекта саморазвития и субъекта жизнедеятельности. Необходимы специальные усилия педагогов для развития осознанной саморегуляции как важнейшей личностной компетентности. Становлению регулирующей функции самосознания в юношеском возрасте способствует такое обучение, которое дает импульс к развитию потребности и способности ответственно выдвигать цели своего поведения и самостоятельно добиваться их достижения, создает внутренние предпосылки и социальную ситуацию реализации молодым человеком своей субъектности. Николета Гутвайн, доктор педагогических наук, директор Института педагогических исследовании (Белград, Сербия) в докладе «Виртуальная идентичность и аутентичность молодежи» отметила, что цифровое пространство (социальные сети, сообщества, платформы и пр.) предоставляет широкие возможности, но в то же время порождает психологические проблемы. Некоторые молодые люди используют виртуальную идентичность для выражения аутентичных частей, а другие могут создавать идеализированные версии себя. В целом цифровизация, хотя и влечет новые вызовы и риски, может стать инструментом поддержки, а не препятствием в формировании идентичности. Понимание этой сложной взаимосвязи является ключевым фактором в развитии стратегий, обеспечивающих сбалансированное взаимодействие в цифровой среде. Надежда Михайловна Лебедева, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Центра социокультурных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в докладе «Современный кризис этнической и гражданской идентичности и стратегии совладания с ним» отметила, что в период активных изменений социальной действительности возникает кризис идентичности, который заключается в рассогласовании и противоречии между компонентами самоидентификации. Как показывают результаты изучения психологических особенностей двух выборок россиян - проживающих на родине и эмигрировавших в 2022 г., источниками угрозы идентичности могут быть страх исключения со стороны референтных групп (граждан других стран), поляризация общества, внутренний ценностный конфликт. Переживание кризиса идентичности, свойственного представителям обеих групп, сопровождается копинговыми стратегиями избегания и защиты (дезидентификация, отдаление, отъезд и т. п.) и стратегиями совладания (переосмысление, реаффирмация, принятие ответственности, восстановление позитивной социальной идентичности). Далее программой конференции была предусмотрена работа секций, в ходе работы которых были рассмотрены актуальные теоретические, методологические, практические аспекты исследования и развития личности в сферах образования, диагностики, психокоррекции и др. На заседании секции «Современные теоретико-методологические подходы к исследованию личности и индивидуальности» (соруководители - Марина Михайловна Мишина, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики образования Российского государственного гуманитарного университета, Ирина Александровна Новикова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики РУДН) были обсуждены доклады, посвященные разработке многофакторной шкалы созависимости личности и опросников самоуважения и переживаемой межличностной синхронизации; современным исследованиям свойств личности на основе системно-функционального подхода А.И. Крупнова: инициативности, ответственности, креативности, настойчивости, трудолюбия; подходам к исследованию интеллекта, духовных способностей личности, зависти, взаимосвязи общительности и мотивов выбора, соотношения личной и социальной идентичности, смысла жизни и пр. Секция «Становление и развитие личности профессионала в многокультурном пространстве» была организована совместно с Самарским филиалом Московского городского педагогического университета (СФ МГПУ) и Российско-Армянского университета (соруководители - Ольга Алексеевна Корнилова, доктор психологических наук, доцент, первый заместитель директора СФ МГПУ, Ася Суреновна Берберян, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии РАУ, Евгений Брониславович Башкин, кандидат психологических наук, зав. кафедрой психологии и педагогики РУДН) и прошла в режиме видеоконференции. Рассматривались проблемы исследования субъективных представлений о профессионализме и профессионалах в разных культурах, формирования «гибких» навыков в контексте профессионального становления в поликультурной среде, а также психологические особенности адаптации и интеграции экспатов в профессиональное сообщество и пр. Работа секции «Личность и цифровизация» (соруководители ¾ Регина Вячеславовна Ершова, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики РУДН, Камчыбек уулу Мырзабек, кандидат психологических наук, доцент, декан факультет социально-гуманитарных наук Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына) была посвящена анализу следующей актуальной проблематики: информационное сознание молодежи в условиях глобализации, цифровое поведение и психологическое благополучие личности, цифровые технологии и искусственный интеллект в современном образовании, влияние цифровизации образования на становление личности обучающихся и психическое благополучие, изучение стратегий освоения онлайн-курсов на основе анализа цифровых следов, молодежное социальное предпринимательство в цифровом обществе, проблемы трансформации идентичности личности в Интернете, интернет-зависимости и кибернасилия. Программа секции «Самореализация личности в современном обществе» (соруководители - Сергей Иванович Кудинов, доктор психологических наук, профессор, профессор, Станислав Сергеевич Кудинов, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра психологии и педагогики РУДН) включала обсуждение исследований гармоничной самореализации личности в переходный период развития общества, взаимосвязи самоактуализации и магического мышления, самореализации личности дошкольника в технологии ранних профессиональных проб, психологических аспектов гражданско-патриотического самосознания молодежи, патриотических установок подростков в контексте взросления, позитивного развития в спорте, профессиональной самореализации педагогов и ее особенностей в условиях цифровизации образования, возможностей функционального образования и микроквалификации для развития взрослых и пр. В центре внимания докладчиков на секции «Психолого-педагогические проблемы и технологии развития и психокоррекции личности» (соруководители - Марина Александровна Рушина, кандидат психологических наук, доцент, Екатерина Николаевна Полянская, кандидат психологических наук, доценты кафедры психологии и педагогики РУДН) были практически значимые проблемы стилей эффективного воспитания ребенка в семье, психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников в совместной детско-родительской проектной деятельности, стратегий воспитания в семьях с одним ребенком и многодетных, роли семьи в сексуальном образовании детей и молодежи, взаимосвязи успешности обучения и самооценки в подростковом возрасте, агрессивности и путей ее коррекции, правосознания спортсменов как сдерживающего агрессию личностного фактора, развития позитивных убеждений учителей в работе с учащимися, факторов риска и психопрофилактики формирования асоциальной направленности личности, изучения прекарной составляющей наставнической деятельности, педагогической нейро- коррекции навыков и компетенций и пр. Секция «Адаптация, аккультурация и коммуникация личности в поликультурном пространстве» (соруководители - Галина Николаевна Каменева, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики РУДН, Валентина Васильевна Гриценко, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского государственного психолого-педагогического университета) была посвящена рассмотрению актуальных проблем межкультурной адаптации, коммуникации и этнической идентичности личности, таких как: связь индивидуальных ценностей и мотивов конструирования этнической идентичности, психологическое благополучие и взаимная аккультурация этнических групп в постсоветских странах, проницаемость социальных границ и медиативная роль аккультурационных стратегий, идентичность(и) в мультикультурном государстве и нациестроительная функция системы образования, уровни межкультурной адаптации, особенности прокрастинации и самоорганизации у российских и иностранных студентов, психолого-педагогическое сопровождение адаптации личности мигранта в поликультурном образовательном пространстве школы, влияние личностного потенциала на психологическое благополучие мигрантов. На секции «Психологическое благополучие и психическое здоровье личности» (соруководители - Юлия Александровна Чудина, кандидат психологических наук, доцент, Дмитрий Александрович Шляхта, кандидат психологических наук, доценты кафедры психологии и педагогики РУДН) был обсужден целый спектр актуальных и практически значимых проблем: метакогнитивные убеждения в структуре психологического здоровья личности, субъективное благополучие обучающихся как ценностно-целевой ориентир системы образования, осознанная саморегуляция, школьная вовлеченность и субъективное благополучие обучающихся, характеристики проявления эмоционального интеллекта и психологического благополучия, распознавание эмоций как индикатор психического здоровья, взаимосвязь эмоционального выгорания и психологического благополучия, отношение к своему телу и внутренняя картина здоровья у подростков, психологические профили нарушений психического благополучия, особенности проактивного совладающего поведения у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, взаимосвязь школьной тревожности и факторов суицидального риска, аутопсихологическая компетентность и психологическое благополучие подростков, аспекты практической работы с тревожностью и страхами, методика восстановления базового доверия миру «Добаюкивание» и др. В ходе работы секции «Высшая школа и личность: опыт, проблемы, перспективы» (соруководители - Вячеслав Ильич Казаренков, доктор педагогических наук, профессор, профессор, Тинатин Владимировна Чхиквадзе, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики РУДН) обсуждалась следующая проблематика: самосовершенствование педагога высшей школы как фактор развития личности студента, проблемы и перспективы подготовки будущих учителей химии, анализ жалоб на преподавателя как средство формирования личности студента, самооценка как основа саморегулируемого обучения, психологические последствия цифровизации образования в высшей школе, специфика общительности, академической мотивации, творческой активности, настойчивости, перфекционизма, эмоционального выгорания и профессиональной идентичности у студентов и пр. В программу секции «Проблемы и отклонения в развитии личности и пути их профилактики и коррекции» (соруководители - Ольга Борисовна Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики РУДН, Небойша Мацанович, доктор педагогических наук, профессор факультета политических наук Университета в Баня-Луке, Босния и Герцеговина) были включены доклады преимущественно зарубежных ученых (Азербайджан, Босния и Герцеговина, Черногория), подготовленные на английском языке и посвященные сложным проблемам развития личности с точки зрения риска и защитных факторов, личностного развития несовершеннолетних правонарушителей и этапов преступного поведения, социально-дезадаптивного развития и девиантного поведения в дошкольном, подростковом возрасте, поведенческих расстройств несовершеннолетних, личности несовершеннолетнего правонарушителя и возрастного предела уголовной ответственности, абьюзивных отношений и расстройств личности и др. В рамках проекта «Социально-педагогические особенности формирования „гибких“ навыков у студентов интернационального вуза», который выполняется на базе РУДН за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01367, был проведен научно-методический семинар «„Гибкие“ навыки и универсальные компетенции современного студента» (соруководители - Дмитрий Сергеевич Ермаков, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Татьяна Сергеевна Пилишвили, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра психологии и педагогики РУДН), где обсуждались вопросы проектирования метапредметного содержания высшего образования, технологии его реализации и способы диагностики результатов (на примере креативности, критического мышления, коммуникации, эмоционального интеллекта и пр.). Участники Международной научно-практической конференции «Личность в современном обществе: исследование, образование, развитие» во время секционных заседаний, научно-методологического семинара и круглого стола (фото из архива кафедры психологии и педагогики РУДН) Participants of the International Scientific and Practical Conference “Personality in Modern Society: Research, Education, Development” during breakout sessions, a scientific and methodological seminar, and a “round table” (photo from the archive of the Department of Psychology and Pedagogy of RUDN University) В ходе конференции состоялся конкурс студенческих стендовых докладов (постеров), организованный совместными усилиями РУДН, СФ МГПУ и РАУ. Всего на конкурс было представлено более 40 постеров по трем направлениям подготовки: «Психология» (номинации: «Лучшее исследование цифрового поведения и психологического благополучия личности», «Лучшее исследование социальной и профессиональной идентичности личности» и «Лучшее исследование межличностных отношений и социально-психологических особенностей личности»), «Психолого-педагогическое образование» и «Педагогика». Все постеры были размещены на сайте СФ МГПУ. Первый этап конкурса прошел в заочном формате, и по результатам оценок экспертов во второй этап вышли 18 работ по направлению «Психология», 6 работ по направлению «Педагогика» и 3 работы по направлению «Психолого-педагогическое образование». Во время второго тура, организованного тремя вузами в режиме видеоконференции, финалисты должны были представить постеры в онлайн-формате конкурсной комиссии по каждому на- правлению подготовки. Победители конкурса были отмечены дипломами I степени и призами организационного комитета. По направлению подготовки «Психология»: - в номинации «Лучшее исследование цифрового поведения и психологического благополучия личности» - Павел Ухов (научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент С.С. Кудинов, РУДН); - в номинации «Лучшее исследование межличностных отношений и социально-психологических особенностей личности» - Ануш Казарян (на- учный руководитель - доктор психологических наук, профессор А.С. Берберян, РАУ); - в номинации «Лучшее исследование социальной и профессиональной идентичности личности» - Василиса Куликова (научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент А.А. Гудзовская, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева). По направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»: Алина Михайлова (научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент И.Л. Матасова, СФ МГПУ); по направлению подготовки «Педагогика»: Александра Матвеева (научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент А.Ю. Смолькова, СФ МГПУ). Остальные участники получили дипломы II-III степени и сертификаты. Завершилось мероприятие круглым столом «Научная школа А.И. Крупнова в РУДН: вчера, сегодня, завтра», на котором очно и онлайн выступили многочисленные коллеги, ученики и друзья юбиляра, которые поделились своими впечатлениями и воспоминаниями о совместной работе с А.И. Крупновым на разных этапах его научно-педагогической деятельности[57]. А.И. Крупнов является продолжателем традиций известной научной школы в области дифференциальной психологии и психофизиологии Бориса Михайловича Теплова (доктор психологических наук, профессор, академик Академии педагогических наук (АПН) СССР, 1896-1965) и Владимира Дмитриевича Небылицына (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР, 1930-1972). В 1966 г. окончил Свердловский государственный педагогический институт (СГПИ; ныне - Уральский государственный педагогический университет). Под руководством В.Д. Небылицына в 1969 г. в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР начал исследования общительности, рассматриваемой как проявление личностной активности в коммуникативной сфере. В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию «Динамические характеристики активности и их электроэнцефалографические корреляты». С 1972 по 1982 г. заведовал кафедрой психологии СГПИ, продолжая разрабатывать проблемы активности и саморегуляции личности. На основе идей своего учителя А.И. Крупнов разработал модель целостно-функционального анализа активности, человека и в 1985 г. защитил докторскую диссертацию «Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека». В конце 1980-х гг., исходя из предложенного понимания структуры активности, им начата разработка системно-функциональной модели свойств личности, которые рассматривались как характеристики общеличностной активности в различных сферах жизнедеятельности: коммуникативной, волевой, познавательной и пр. В это время на кафедре педагогики и психологии Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, на которой А.И. Крупнов работал с 1984 г. (с 1990 г. - заведующий кафедрой), формируется научная школа системных исследований личности в рамках системно-функционального подхода. Здесь были разработаны и апробированы методики по диагностике общепрофессиональных свойств личности (ответственности, инициативности, трудолюбия, организованности, общительности, любознательности, настойчивости, изобретательности, уверенности), а также разработаны и внедрены программы по их саморегуляции и коррекции. А.И. Крупнов работал в РУДН по 2019 г. (до 2010 г. возглавлял кафедру социальной и дифференциальной психологии). Им опубликованы 10 монографий и более 200 статей, подготовлено шесть докторов и более 50 кандидатов психологических наук. Наряду с научно-педагогической деятельностью был членом диссертационных советов РУДН и Московского гуманитарного университета; членом редакционных коллегий журналов «Педагогическое образование и наука», «Проблемы теории и методики обучения», «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология»; экспертом Высшей аттестационной комиссии. Награжден медалями «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы», нагрудными знаками «Отличник народного просвещения РСФСР», «Почетный работник высшего образования Российской Федерации», почетным званием «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». Идеи научной школы А. И. Крупнова получают дальнейшее развитие в работах учеников, сотрудников и коллег как в РУДН, так и в других научных и образовательных организациях России (Москва, Санкт-Петербург, Бийск, Брянск, Екатеринбург, Коломна, Магнитогорск, Рязань, Самара, Тамбов, Тольятти, Уфа и др.) и зарубежных стран. Оргкомитет и все участники конференции «Личность в современном обществе: исследование, образование, развитие» поздравляют Александра Ивановича Крупнова с юбилеем и желают дальнейших творческих успехов его научной школе!
×

About the authors

Evgeniy B. Bashkin

RUDN University

Email: bashkin_eb@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-4118-813X
SPIN-code: 8735-7551
ResearcherId: AAD-3412-2022

PhD in Psychology, Head of the Psychology and Pedagogy Department

6 Miklukho-Maklaya St, 117198 Moscow, Russian Federation

Asya S. Berberyan

Russian-Armenian (Slavonic) University

Email: aspsy@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-0321-0161
SPIN-code: 4171-8178

Doctor of Psychology, Professor

123 Hovsep Emin St, 0051, Yerevan, Armenia

Dmitry S. Ermakov

RUDN University

Email: ermakov_ds@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0003-0737-0189
SPIN-code: 2411-2984
Scopus Author ID: 57217044140
ResearcherId: AAN-3602-2020

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Faculty of Philology

6 Miklukho-Maklaya St, 117198 Moscow, Russian Federation

Irina A. Novikova

RUDN University

Author for correspondence.
Email: novikova_ia@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-5831-1547
SPIN-code: 7717-2834
Scopus Author ID: 35766733000
ResearcherId: Q-5276-2016

Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Associate Professor at Psychology and Pedagogy Department

6 Miklukho-Maklaya St, 117198 Moscow, Russian Federation

Elene A. Bzhoyan

RUDN University

Email: bzhoyan_ea@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-3187-5024
SPIN-code: 8728-2283

Ph.D. student of the Department of Psychology and Pedagogy, Faculty of Philology

6 Miklukho-Maklaya St, 117198 Moscow, Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Bashkin E.B., Berberyan A.S., Ermakov D.S., Novikova I.A., Bzhoyan E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.