НАЦИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ БОЛГАРСКИХ БАЗОВЫХ ШКОЛ С ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Национальная сеть болгарских базовых школ с изучением русского языка создана в 2003 году с целью повышения качества обучения русскому языку как иностранному. Она состоит из сорока пяти образовательных заведений (39 средних и 6 высших школ/университетов), которые расположены на территории всех административных областей Болгарии и объединены в эффективно работающую систему. Базовые школы выполняют функции информационных и методических центров, поддерживающих обучение русскому языку на национальном уровне.

Полный текст

Болгарская национальная сеть создана в 2003 году с целью повышения качества обучения русскому языку как иностранному. Широкая международная инициатива по формированию национальных сетей базовых центров обучения русскому языку зародилась в ходе работы II-го Международного совещания директоров школ с изучением русского языка (Москва, март 2003 года). Полное развитие эта идея получила только в нашей стране. При участии Министерства образования и науки Болгарии, при поддержке Правительства Москвы и многих других болгарских и российских государственных и неправительственных организаций найдены пути создания единого образовательного пространства для школ, в которых изучается русский язык. В настоящий момент в национальную сеть входят сорок пять образовательных заведений (39 средних и 6 высших школ/университетов). Эти учебные заведения расположены на территории всех административных областей Болгарии и объединены в эффективно работающую систему. Базовые школы выполняют функции информационных и методических центров, поддерживающих обучение русскому языку на национальном уровне. Понятие «технология» очень многоплановое. Оно связано, как еще по-прежнему думают некоторые, не только с информатизацией и компьютеризацией обучения. При технологическом подходе главное - это четко поставленные цели и последовательные шаги, ведущие к их достижению. В этом смысле сеть базовых школ можно рассматривать как методическую макротехнологию, направленную на обеспечение оптимальных возможностей для обучения русскому языку на территории Болгарии, а также на его дальнейшее распространение в учебных заведениях страны с учетом требований европейских образовательных стандартов. Такая технология может быть названа «сетевой макротехнологией». Она базируется на совокупности определенным образом отобранных технологий, методов и приемов обучения, поддержанных организационными решениями, что позволяет сделать учебный процесс в школах сети боле мобильным и эффективным. 16 Почеканска С. Национальная сеть болгарских базовых школ с изучением русского языка... Сетевая макротехнология реализуется через последовательные шаги: 1) организацию самой сети - этот вопрос подробно освещен нами в публикациях [1; 2; 3]; 2) определение роли отдельных сегментов национальной образовательной системы в достижении глобальной цели сети - обеспечение оптимальных условий для изучения и распространения русского языка в Болгарии; 3) первоочередное обеспечение выделенных сегментов национальной образовательной системы учебными материалами, методическими технологиями и педагогическими кадрами, способными эффективно внедрить их в учебный процесс. В рамках данной технологии национальная сеть базовых школ с изучением русского языка в данный момент обеспечивает поддержку, сохранение и улучшение позиций русского языка и культуры в нашей стране, прямые профессиональные контакты болгарских коллег, обмен идеями в связи с поиском методических подходов, отвечающих вызовам ХХІ века. В последние годы русский язык как иностранный стал занимать достойное место в болгарской образовательной системе, где уже проходят заметные положительные перемены, связанные, в том числе, и с деятельностью сети. Исходя из новых акцентов в современной болгарской образовательной системе, деятельность сети в первую очередь нацелена на совершенствование обучения русскому языку в средней школе. В ходе многочисленных разнообразных по содержанию мероприятий сети, проведенных во всех регионах Болгарии, состоялся продуктивный обмен опытом научно-методической работы и практики применения современных методических технологий в области методики обучения иностранным языкам. Инновационный опыт специалистов разных стран, принявших участие в данных мероприятиях, показал целесообразность и выявил эффективные возможности более широкого подхода к целям школьного преподавания иностранных языков. Речь шла о трактовке таких целей не только с точки зрения обучения конкретным знаниям, умениям и навыкам и их применения для решения конкретных практических задач, но и с позиций формирования у молодежи современных представлений о картине мира, понимания сложных взаимосвязей между ее составляющими. Современная школа, наряду с подготовкой к получению молодежью дальнейшего профессионального образования, прежде всего должна формировать и ее гуманистические мировоззренческие позиции. С этих позиций в рамках учебных заведений сети успешно осуществляется лингводидактическое описание целей обучения русскому языку в средних школах Болгарии. Иностранный язык в современном обществе востребован все более не только как средство коммуникации, но и как инструмент познавательной и профессиональной деятельности - и эта цель также находится в поле зрения сети. В наше время стремительно развиваются международные контакты, информационные технологии, ставшие уже привычными, которые позволяют оперативно получать и обмениваться информацией, требуют подготовки специалистов, владеющих иностранным языком в профессиональной сфере общения. В современном подходе к изучению иностранного языка появилась установка на профессиональное общение, которая не только не ограничивает уровень владения иностран- 17 Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2008, № 4 ным языком, требуя знания специальной терминологии, но и предполагает умение пользоваться им в социально-профессиональной среде, что, в свою очередь, невозможно без межкультурной коммуникации. Для успешных профессиональных контактов необходимы как хорошее знание языка, так и понимание экстралингвистической ситуации и культуры социально-экономических отношений. Эти и многие другие вопросы были поставлены коллегами при проведении регулярных встреч сети в форме конференций, семинаров, симпозиумов, круглых столов и других форумов. Хотелось бы обратить внимание и на факт, что за рубежами России русский язык изучается в школах и вузах в рамках разного количества учебного времени, разных программ и в очень разнообразных формах. Как-то до сих пор мы не обращали достаточного внимания на обучение русскому языку в детских садах. Маленькие дети с огромным интересом воспринимают мир, и можно привить им желание заниматься с самого раннего детства изучением языка и культуры не только их родной страны. В Болгарии проблема с отсутствием пособий и материалов, связанных с методикой обучения русскому языку детей раннего возраста, стоит достаточно остро. Следует подумать о включении этого раздела методики РКИ в сферу деятельности сети. Ясно, что реальный успех в области обучения русскому языку зависит от высокого уровня профессионального мастерства учителей, их общей культуры и осведомленности о жизни и культуре современной России, их методической подготовки, не на последнем месте, - от их умения пользоваться современными техническими средствами и возможностями Интернета и информационных технологий. Системное повышение квалификации преподавателей требует много средств, времени и серьезной организации. В решении проблем нам помогают коллеги из России: выделяются финансовые средства, преподаватели российских учебных центров оказывают нам методическую поддержку, выражающуюся в проводимых на территории нашей страны семинарах, рабочих встречах, конференциях, организуются стажировки наших учителей в России, что является также одним из приоритетов сети. Мы говорим сегодня о расширении понятия «технология», о его, если так можно выразиться, глобализации. Думаю, что это вполне оправдано. Опыт работы сети - тому подтверждение: «сетевая макротехнология» систематизирует и оптимизирует решение обычно находящихся в разных плоскостях организационных и методических вопросов.
×

Об авторах

С Почеканска

Министрество образования и науки Республики Болгария

бул. им. Дондукова, 2А, София, Республика Болгария, 1000

Список литературы

  1. Национальная сеть базовых школ Республики Болгария с обучением русскому языку. Сборник материалов о базовых школах и содержании их деятельности. - София, 2004.
  2. Встречи на Дунае. Горизонты сотрудничества в мире русского языка. Сборник материалов традиционной весенней встречи болгарской национальной сети базовых школ с изучением русского языка, которая состоялась в рамках Международного Форума с 30 марта по 3 апреля 2008 г. в г. Видине, Республика Болгария. В 2-х томах. - София, 2008.
  3. Современные технологии преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Сборник материалов Международного круглого стола «Опыт современного преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплин», который прошел 22-23 мая 2008 года в гг. София и Благоевград в рамках Дней Москвы в Софии. - София, 2008.
  4. Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. - М., 2008.

© Почеканска С., 2008

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах