Том 24, № 4 (2022): Политика в регионах России

СТАТЬИ И ОБЗОРЫ

Регионы России в фокусе политических и идентитарных исследований: представляем номер

Мчедлова М.М., Соколов А.В.

Аннотация

Редакция представляет номер, посвященный анализу политики в регионах России. Прослеживаются две взаимосвязанные парадигмы политического оформления регионального разнообразия России - территориальная и этнонациональная. Они стали не только вариантами государственного оформления диверсифированного по политическим, экономическим и этнокультурным основаниям пространства, но и предметом идейных баталий, включая оценки и степень предпочтительности управленческих стратегий и политических приоритетов. В политико-институциональном ключе региональное измерение России предполагает акцент на соотношении партикулярных особенностей и универсализирующих интенций. Подобное соотношение общего и особенного включается в предметный пул, связанный с осмыслением и обеспечением полноты суверенитета России.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):613-618
pages 613-618 views

РЕЦЕНЗИИ

Обнаружить будущее: размышляя над книгой А. Янова «Где место России в истории? Загадка Дональда Тредголда». М.: Новый Хронограф, 2020. 336 с.

Бубнова Н.И.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):918-923
pages 918-923 views

РЕГИОНЫ В ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

Влияние Совета законодателей на законодательную деятельность региональных легислатур

Помигуев И.А., Зарипов Н.А.

Аннотация

В центре внимания авторов - политические импликации возникновения и функционирования в российской парламентской системе Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ. Проанализированы стенограммы пленарных заседаний Совета и ряд параметров законодательного процесса: скорость рассмотрения законопроектов, трафик инициатив и доля принятых законов. Исследование в традиции неоинституционализма рационального выбора (в частности, теории вето-игроков) показывает, что созданная в 2012 г. площадка, изначально предназначенная для коммуникации между федеральным и региональными парламентами, со временем фактически стала самостоятельным барьером - вето-актором, определяющим дальнейшую судьбу региональных инициатив. Кроме того, институциональная среда, сложившаяся в процессе работы Совета, изменила сам формат активности регионов, в результате чего первоначальная идея открытого диалога сменилась экспертной дискуссией внутри профильных комиссий, а итог деятельности сместился с возможности внесения доработанной законодательной инициативы в Думу на экспертные комментарии и рекомендации для региональных парламентов. В качестве одного из критериев измерения влияния Совета выделена реализация бюрократической логики работы нового субститута, связанного с перенаправлением и фильтрацией трафика региональных инициатив с прямого внесения их в Госдуму на новый «фильтрующий» орган. Результаты исследования позволяют по-новому взглянуть на законодательную активность регионов на федеральном уровне, а также обратить внимание на политическую природу работы вспомогательных институтов и формируемых ими «правил игры» в контексте взаимодействия палат Федерального Собрания и региональных парламентов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):619-633
pages 619-633 views

Эффект соседства в региональной политике России: опыт пространственного автокорреляционного и кластерного анализа

Окунев И.Ю., Лопатина В.Р.

Аннотация

Проблема выравнивания уровня развития регионов Российской Федерации представляет собой один из наиболее важных вызовов стратегического значения. Социально-экономическое районирование государства напрямую отражается в региональной политике России. Так, большинство административных и политических практик воспроизводится в границах одного федерального округа или экономического района. Задачей настоящего исследования является выделение устойчивых кластеров, иными словами, групп субъектов России на основе количественных данных по социально-экономическим показателям, выполненной методом пространственной эконометрики, а также сравнение полученных результатов с государственной политикой в этой сфере, то есть макрорегионами, выделяемыми в Стратегии пространственного развития РФ, а значит, используемыми в административной практике. В исследовании на основе анализа 62 показателей развития регионов страны и учета уровня их пространственной автокорреляции была проведена кластеризация России на 12 (по числу макрорегионов из Стратегии пространственного развития РФ) пространственно-континуальных кластеров, основанных на статистической близости регионов. За исключением Сибири и Дальнего Востока в полученной кластеризации не наблюдается выделение устойчивых макрорегионов. Таким образом, можно сделать вывод, что решение всего спектра социально-экономических проблем, основанное на одной стандартизированной сетке деления страны, вряд ли приведет к наилучшим результатам. Это наводит на мысль о необходимости разработки более асимметричной, многоуровневой региональной политики, в которой каждое отдельное федеральное ведомство, ответственное за то или иное направление развития регионов, имело бы собственный формат деления страны для разработки целевых показателей и конкретных мер по их достижению.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):634-650
pages 634-650 views

Конструирование идентичности мусульманских регионов России в контексте формирования общероссийской идентичности

Почта Ю.М.

Аннотация

Проблемой для исследователей современного российского общества является взаимосвязь идентичности регионов, условно называемых автором мусульманскими, с общероссийской идентичностью. Актуализация проблемы общероссийской идентичности в условиях обострения геополитического и цивилизационного конфликта России с коллективным Западом приводит к необходимости анализа вклада в воспроизводство этой идентичности различных конфессий, этнонациональных групп, в том числе и мусульманских регионов. Несмотря на большой объем проведенных исследований, роль мусульманских регионов в формировании общероссийской идентичности является весьма дискуссионным вопросом. Цель исследования состоит в выявлении движущих сил процесса конструирования региональной идентичности в мусульманских регионах страны. Исследование проводилось на основе системного подхода, дискурсного анализа, нарративного подхода и социального конструктивизма. В результате исследования было выявлено, что властвующие элиты в ряде регионов используют ислам наряду с этническим фактором в качестве легитимирующего их власть ресурса в отношениях с федеральным центром и собственным населением, конструируя региональную идентичность в процессе социализации и политизации ислама. Полученные результаты вносят вклад в развитие представлений о роли ислама в формирование общероссийской идентичности и в уточнение процесса развития федерализма в многонациональном и поликонфессиональном российском обществе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):651-664
pages 651-664 views

Феномен исламизма постиндустриального времени на территории Российской Федерации

Демиденко С.В., Маргулис С.Б., Файншмидт Р.И.

Аннотация

Радикальный ислам, как политический феномен, претерпел значительные изменения в течение первых десятилетий XXI в. Это сопровождалось, во-первых, некоторым снижением внутрирелигиознозной конфронтации, а во-вторых, развитием специфичной субкультуры ‘jihadi cool’, сочетающей черты общества потребления (современная музыка, стильная одежда, исламский мерч, молодежные журналы и т.д.) и джихадистской повестки. Данные факторы в комплексе формируют новую волну религиозного радикализма - исламизм постиндустриального времени, который представляет значительную угрозу международной безопасности. Вопросы относительно степени и характера развития исламизма постиндустриального времени на территории Российской Федерации до сих пор не рассматривались в научной литературе. Представленная статья является первой попыткой разобраться в данной проблеме, имеющей сложную социально-экономическую и этноконфессиональную природу. Теоретическими рамками исследования стали труды ведущих отечественных исламоведов, занимающихся проблемами исламского радикализма. В обозначенной парадигме авторами была сделана попытка дать собственное определение радикального ислама, выявить характерные черты явления, отделить религиозный экстремизм от фундаментализма. Работа с эмпирической базой осуществлялась за счет методов описательной статистики, а также применения качественного и количественного контент-анализа. Последний производился на основе данных Google Trends, перепроверенных через систему Wordstat.yandex. В заключении авторский коллектив пришел к выводам относительно распространения в России исламизма постиндустриального времени. Наблюдается нарастание активности радикалов в интернет-пространстве, их работа по расширению базы поддержки движения, основанной на знании алгоритмов работы социальных сетей. Также выявлены пока еще недостаточно явственные, но уже вполне просматривающиеся элементы субкультуры ‘jihadi cool’. Важно отметить, что все вышеперечисленные тренды зародились за рубежами Российской Федерации и были радикалами заимствованы. В целом это лишь подтверждает идею о периферийности российского исламского радикализма, который на протяжении всей своей истории был чужеродным элементом на отечественной этнокультурной почве.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):665-685
pages 665-685 views

РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА С СЕВЕРА НА ЮГ И С ЗАПАДА НА ВОСТОК

Трансформация взаимодействия власти и общества под влиянием цифровизации: пример Ярославской области

Соколов А.В., Исаева Е.А.

Аннотация

Развитие информационно-коммуникативных технологий способствует созданию и активному использованию различных цифровых сервисов и платформ в публичной сфере взаимодействия органов власти и общества. Однако условия их взаимодействия в цифровом пространстве, особенно на региональном уровне, исследованы недостаточно и требуют пристального внимания. В связи с этим в статье анализируются процессы цифровизации электоральных процедур, институтов общественных палат и общественных советов, деятельности некоммерческих организаций (НКО) и добровольчества как форм взаимодействия власти и общества. Эмпирические данные были собраны в ходе целого ряда исследований: анализа деятельности ресурсных центров поддержки НКО и гражданских активистов; анализа активности общественных палат в Интернете; выявления государственного регулирования процесса цифровизации ключевых форм общественной деятельности; опросов сотрудников органов публичной власти Ярославской области; опросов руководителей и сотрудников некоммерческих организаций Ярославской области; изучения отдельных кейсов цифровизации государственных и общественных институтов. В ходе исследования был сделан вывод о значительном проникновении цифровых технологий в ключевые процессы публичного управления и организации взаимодействия государства и общества. При этом наблюдается их опривычивание и восприятие как рутинных процедур, от которых уже не ожидают существенных преобразований и эффектов во взаимодействии с внешними субъектами и партнерами. Вместе с тем создаваемые ими элементы цифровой инфраструктуры слабо связаны друг с другом, используются формально. Более оптимальным является экосистемный подход, интегрирующий цифровую инфраструктуру с целью повышения эффективности публичного управления.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):686-710
pages 686-710 views

Управление «незаконченным проектом»: элиты Пермского края в зеркале экспертного мнения

Казаринова Д.Б.

Аннотация

Пермский край и социально-политические процессы, происходящие в нем, во многом типичны для России, а потому представляют интерес для широкой аудитории исследователей и политических аналитиков. Отталкиваясь от теоретических построений международного уровня в области исследований элит и пермской школы политологии и элитологии, мы изучаем политические и бизнес-элиты региона, их политическое поведение, аспекты идентичности, а также наиболее политически чувствительные темы в жизни края. С помощью анализа литературы и последующего качественного исследования - серии полустандартизированных глубинных интервью (N10), проведенных автором с представителями региональных элит, - были получены следующие результаты. Идентичность пермяков носит несколько размытый характер, ассоциируясь с нейтральным понятием географического региона Прикамья. Либерализм в экономической сфере и относительно устойчивый межэлитный консенсус в политической сфере с опорой на технократизм характерен для политики региона, отличающейся преемственностью. Для региона характерна невысокая, относительно регионов бенчмарков Урала и Сибири, социально-политическая динамика, связанная с фактическим отсутствием регионально-ориентрованных элит и бизнесов и преобладание разного рода «варягов» в политическом классе региона. Социально-политическое и культурное пространство региона (пермский культурный проект) предстают как стартовая площадка и источник ресурсов для элит, но не получают обратных вложений. Регион при этом остается в статусе многообещающего проекта, который никак не может реализоваться.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):711-731
pages 711-731 views

Российская идентичность жителей республик Южной Сибири: динамика трансформации и восприятие оснований по данным массовых опросов 2013-2019 гг.

Аксютин Ю.М.

Аннотация

В современном российском общественно-политическом и научном дискурсе все чаще звучит мнение, что сибирская региональная идентичность, переживающая новый виток популярности, вступает в конфликт и становится фактором риска развития общероссийской гражданской идентичности жителей Сибири, ставя под сомнение ее консолидационный потенциал. Цель - на основании данных массовых опросов (2013-2019 гг.), проведенных в полиэтнокультурном регионе методом формализованного интервьюирования, осуществить анализ динамики и определить особенности восприятия оснований российской идентичности жителями Республик Хакасия, Тыва и Алтай. Согласно результатам исследования, доля опрошенных, ответивших, что они в большей степени считают себя жителями России, составляет порядка 30 %. Российская идентичность занимала первую позицию в структуре идентичностей жителей Хакасии и Алтая. В Тыве российская и республиканская идентичности паритетны. Установлено, что в массовом сознании нерусских жителей региона россиян объединяет российское гражданство, которое в качестве основания идентификации отметили от 35 до 45 % опрошенных представителей титульных этносов региона. Иными словами, российская идентичность в значительной степени государственно-гражданская (порядка трети опрошенных демонстрировали «гражданский тип идентичности»). Примерно у такой же доли россиян, преимущественно - русских, диагностировался «социокультурный тип» оснований российской идентичности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):732-756
pages 732-756 views

«Новый» Русский Север: историческая провинция в тисках социальных и политических проблем

Шабаев Ю.П.

Аннотация

Анализируется специфика колонизационных процессов на европейском севере России в различные эпохи. Рассмотрен проблемный характер современных демографических и социальных процессов и их этнокультурная составляющая. Существенное внимание уделено анализу характера социального и культурного развития Европейского Севера в предшествующие эпохи и переосмыслению существующих трактовок процесса социалистической индустриализации Европейского Севера. Показано, что с позиций общесоциологического подхода ее нельзя рассматривать как процесс модернизации, а поэтому корректнее будет говорить об очередном этапе колонизации - штрафной колонизации. В позднесоветский период произошел переход к новой модели развития региона, но новая модель не была ориентирована как на гражданскую интеграцию, так и на формирование укорененных социумов. В северных республиках и областях не сформировались прочные и укорененные территориальные сообщества, обладающие ясно выраженной идентичностью. Показано, что назрела острая необходимость формировать новую модель освоения Европейского Севера, используя как ресурс культурного наследия, так и современные подходы к формированию производственной и социальной среды. Кроме того, все очевиднее становится необходимость масштабного обновления региональных политических элит и принципов их формирования. В работе использованы сравнительно-исторический и этнографический методы, положения миграционной теории, статистические и социологические методы (массовые опросы), а также политико-социологические подходы к пониманию социального конфликта. Что касается политологических подходов, то статья опирается на положения теории рационального выбора.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):757-778
pages 757-778 views

Протест и доверие в Волгоградской области: особенности региональной системы политической коммуникации

Панкратов С.А., Макаренко К.М.

Аннотация

Институционализация публичного пространства в субъектах РФ характеризуется выстраиванием региональных систем политической коммуникации, имеющим как общие базовые структурные элементы, так и специфические параметры, определяемые целым рядом факторов и условий. Акцентируется внимание на особенностях формирования и развития системы политической коммуникации в Волгоградской области между институтами региональной власти (в первую очередь исполнительной) и гражданами в условиях усиления влияния глобальных проблем (распространение COVID-19), проведения вооруженными силами РФ спецоперации на Украине, санкционной политики ряда недружественных стран по отношению к России и др., что непосредственно сказывается на жизнедеятельности населения региона. При этом новизна авторского подхода заключается не столько в исследовании информационно-коммуникативной открытости регионального политического пространства, сколько в выявлении характера гражданского и политического доверия между ведущими акторами коммуникации в Волгоградской области. Сочетание деятельностно-активистского и политико-коммуникативного подходов позволило выстроить методологическую стратегию анализа институциональных / неинституциональных акторов региональной публичной политики, обладающих различными ресурсами, влияющими на уровень и динамику взаимного доверия в процессе коммуникации. В работе аргументируется позиция, что в настоящее время именно от уровня взаимного доверия между региональной властью и гражданами во многом зависят как политическая, в том числе протестная активность населения, так и способность воспроизводства устойчивого стабильного развития. Осуществлена попытка выявления доминирующих факторов, определяющих векторы доверительных / конфронтационных характеристик в региональной системе политических коммуникаций.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):779-794
pages 779-794 views

Факторы влиятельности региональной политической элиты в современной России: пример Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Попова О.В.

Аннотация

Актуальность исследования определяется доминирующей ролью элитных групп в современной российской политике. Возможность и способность элиты решать актуальные вопросы социума в немалой степени зависит от степени влиятельности этих людей. Представлены результаты экспертного исследования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (конец ноября - начало декабря 2021 г.). В качестве экспертов выступили сами представители региональной политической элиты, а также «ключевые информаторы». Технология сбора экспертной информации включала комплекс качественных и количественных методов (методы группировки данных с оценкой средних значений вариационного ряда и мер рассеяния, а также многомерное шкалирование, факторный и кластерный анализ). Оценка проводилась по 22 параметрам. В Санкт-Петербурге со стратегиями укрепления представителями власти своего влияния связаны шесть факторов: условия общей и политической социализации; доминирующие коммуникативные стратегии политиков, опирающиеся на тип его лидерства; экономические ресурсы; связанные с особенностями семьи / рода политика неформальные основания политической карьеры; нетипичное для мегаполиса культивирование патрон-клиентских отношений; наличие у представителя региональной элиты опыта работы в других сферах, помимо государственного управления и публичной политики. Наиболее привлекательны для самих политиков три образа: а) результативный политический «тяжеловес», относящийся к какому-либо клану по праву рождения или «обросший» экономическими и неформальными связями, в том числе с «теневыми структурами», обладающий реальными экономическими возможностями повлиять на ситуацию в регионе; б) «политический трибун», который активно коммуницирует с населением и делает ставку в своей политической карьере на формирование по отношению к себе устойчивого положительного отношения жителей региона; в) «свой», связанный с регионом своей судьбой и имеющий устойчивые политические взгляды. Доказано, что в Санкт-Петербурге публичная коммуникативная активность онлайн и офлайн не является значимым условием укрепления «политического веса» политика, гораздо важнее принадлежность к какому-либо клану (семейному, дружескому, профессиональному). Эксперты отрицают акцентированные маскулинные или феминные модели поведения политиков в Санкт-Петербурге существенным фактором усиления их влиятельности. В Ленинградской области конфигурация латентных факторов значимости политиков иная. Здесь наиболее важны канал и способ рекрутирования политика во власть, активность персональной информационной политики в интернет-пространстве, наличие социального, человеческого и статусного капитала по праву рождения в определенной семье или эффективного взаимодействия с особыми влиятельными группами в регионе, акцентированная демонстрация личных ресурсов, наличие реальных лидерских качеств, контроль над экономическими ресурсами в регионе. Были выделены пять доминирующих типов политиков с точки зрения эксплуатации ими и демонстрации публике различных качеств. Была подтверждена значимость способности политиков к масштабному, стратегическому мышлению при решении региональных задач и акцентированный гендерный тип поведения в публичном политическом пространстве.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):795-826
pages 795-826 views

МОЛОДЕЖЬ В ПОЛИТИКЕ РЕГИОНОВ РОССИИ

Высшее образование как ресурс политики развития региона: пример Краснодарского края

Ракачев В.Н., Морозова Е.В.

Аннотация

Актуальность исследования связана с обоснованием роли нематериальных ресурсов в стратегиях территориального развития. Одним из основных нематериальных ресурсов, наряду с региональной и локальной идентичностью, ресурсами сетевого взаимодействия, является человеческий капитал. Наращивание, умножение человеческого капитала - одна из основных функций системы образования, в том числе высшего. Теоретические рамки исследования определены концепцией ответственного развития (И.С. Семененко), теорией «тройной спирали» (Triple Helix), теориями «предшествующих событий» (path dependence) П. Дэвида и «колеи зависимости». Эмпирическую базу составили результаты социологического исследования, проведенного среди студентов краснодарских вузов в июне 2022 г. В рамках комплексного анализа использованы документы региональных органов власти и управления, данные федеральной и региональной статистики. Краснодарский край изначально формировался и обретал свою целостность как сельскохозяйственный, система высшего образования формировалась, ориентируясь в значительной мере на подготовку специалистов для сельского хозяйства и связанных с ним отраслей. Структурные преобразования, начавшиеся в 1990-х гг., изменили вектор развития. Стремительное развитие курортно-рекреационной отрасли, предприятий третичного сектора экономики отразилось на внутрирегиональных и межрегиональных миграциях. Вузы Краснодарского края привлекательны для образовательных мигрантов из других регионов страны: как соседних территорий Юга России, так и северо-восточных регионов. При этом с точки зрения глобальной конкурентоспособности край имеет системные проблемы в развитии человеческого капитала, инноваций и пространства. Фокус анализа авторы обратили на образовательные траектории студентов, причины выбора ими Краснодара в качестве места обучения, удовлетворенность качеством образовательных услуг, степень и формы общественной активности, а также дальнейшие жизненные и профессиональные планы. Авторы выявили три противоречия современного состояния системы высшего образования края, без разрешения которых невозможна конвертация такого ресурса, как человеческий капитал, в реальный фактор развития региона. Это противоречие между значительно возрастающей численностью населения края и сокращением численности студентов, между потребностями рынка труда «экономики знаний» и структурой подготовки специалистов, между государственным трендом на развитие сельских территорий, в том числе кадровое, и отсутствие мотивации выпускников вузов на работу в сельских муниципальных образованиях. Cформулирован ряд предложений по разрешению указанных противоречий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):827-855
pages 827-855 views

Лидеры и ведомые: молодежная политика в представлениях ее участников на примере Краснодарского края

Самаркина И.В., Мирошниченко И.В., Мальцев С.С.

Аннотация

Для выработки эффективной модели государственной молодежной политики необходима конгруэнтность ее практик и их субъективного восприятия всеми ее участниками. Теоретическая модель субъективного пространства политики использована в работе для анализа эмпирических данных, отражающих состояние субъективного пространства отраслевой политики - государственной молодежной политики региона (Краснодарского края). На основе данных массового опроса молодежи, фокус-групповых интервью и серии экспертных сессий с представителями органов власти и других субъектов, реализующих государственную молодежную политику, определены основные мотивы активности молодежи в форматах молодежной политики региона, выявлен конструктивный и негативный потенциал общественной активности молодежи, выявлены основные социальные профили молодежи и описаны их содержательные параметры. Сделан вывод о включенности молодежи во взаимодействия с властью для решения собственных проблем или проблем других людей. Показано, что максимальным потенциалом вовлечения молодежи в социальную активность обладают социальные проекты и проекты развития территорий, деятельность политических партий, местное общественное самоуправление. Отмечен имеющийся потенциал протестного участия молодежи. Описаны профили молодежи по степени выраженности социальной ориентации: потребители (ориентация на себя, решение собственных проблем) и преобразователи (ориентация на решение проблем других людей); а также профили молодежи по степени выраженности лидерских позиций и социальной активности: лидеры и ведомые.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):856-882
pages 856-882 views

Восприятие молодежью Калининградской области региональной истории и Великой Отечественной войны в контексте отношения к фигуре И.В. Сталина

Кришталь М.И.

Аннотация

Иссследование посвящено изучению исторической памяти молодежи Калининградской области. Согласно гипотезе исследования, специфика его содержания зависит от отношения респондентов к И.В. Сталину, вокруг личности которого происходят манипуляции, направленные на снижение роли Красной армии во Второй мировой войне. Основной метод исследования - формализованное интервью молодежи в возрасте 18-35 лет (n = 1108). Фокус-групповые интервью выступали в качестве вспомогательного научного метода, позволившего интерпретировать статистически обработанные эмпирические данные. Результаты исследования выявили различия эмоционального отношения к окончанию Великой Отечественной войны. Молодежь, отрицательно относящаяся к И.В. Сталину, чаще делает акцент на трагических событиях войны, воспринимая 9 мая как день скорби о павших, а также как день памяти о том, что пережил народ в годы войны. Победа в Великой Отечественной войне является в глазах большинства молодежи региона главным событием в российской истории. Однако молодые люди, отрицательно относящиеся к И.В. Сталину, значительно реже оценивает победу таким же образом. Эта особенность обусловлена семейной памятью - противники И.В. Сталина, как правило, чаще хранят в памяти трагические события в жизни своих родственников в годы войны. Также обнаружены различия среди молодежи Калининградской области в отношении региональной истории. В целом респонденты отметили, что их больше всего интересуют прусский и немецкий периоды истории. Однако просталински настроенной молодежи присущ также высокий интерес к советскому периоду. Кроме того, нейтрально относящаяся к советскому лидеру и просталинская молодежь в абсолютном большинстве позитивно относится к переименованию Кенигсберга в Калининград, а среди противников И.В. Сталина - высока доля сторонников сохранения исторического названия (Кенигсберг).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):883-903
pages 883-903 views

Бегство от политики: есть ли будущее у молодежного политического протеста в Сибири и на Дальнем Востоке?

Казанцев Д.А.

Аннотация

Исследованиям протестного потенциала молодежи в последние годы уделяется повышенное внимание, особенно в контексте массовых протестных акций, прошедших в России как на федеральном, так и на региональном уровнях в 2020-2021 гг. Важной научной проблемой, которая имеет практическую значимость для органов государственной власти и политиков, становится определение мотиваций и факторов актуализации протестного потенциала учащейся молодежи, как наиболее организованного сегмента молодежной среды. На материалах 14 фокус-групп, проведенных в восьми приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока (Алтайский, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Омская область, Республики Тыва, Бурятия и Алтай), и по итогам анализа социальных сетей и блогосферы указанных субъектов России, автор делает вывод о том, что учащаяся молодежь по отношению к протестным акциям сегодня испытывает многочисленные страхи, чувства усталости и разочарованности, к тому же факторы актуализации протестных настроений молодых людей сильно ограничены. Факты и угрозы уголовного преследования, применяемые властями к политическим активистам с 2019 г., а также давление со стороны государственных органов и агентов социализации, приводят к деморализации молодых людей и их отказу от участия не только в протестах, но и в мероприятиях провластного характера.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022;24(4):904-917
pages 904-917 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах