Том 23, № 4 (2021): Идентичность в политических конструкциях современности
- Год: 2021
- Статей: 14
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/issue/view/1488
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-4
Весь выпуск
СТАТЬИ И ОБЗОРЫ
Идентичность в политических конструкциях современности: представляю номер
Аннотация
Во вводной статье приглашенный редактор Л.А.Фадеева, автор многочисленных публикаций и ключевой соавтор фундаментальных энциклопедий, издаваемых РАН («Идентичность: Личность, общество, политика: энциклопедическое издание», 2017) и РАПН («Тенденции и проблемы развития российской политической науки в мировом контексте: традиция, рецепция и новация», 2018), представляющая ведущую в России научную школу (см: «Пермская политологическая школа: истоки, становление, специфика», 2019) по исследованиям идентичности и не в первый раз выступающая приглашенным редактором тематических номеров лучших российских политологических журналов по этой тематике (журнал «Политическая наука», 2020, № 4) представляет материалы номера, трактуя их сквозную тематику как политизацию неполитического через призму идентитарных процессов на макрорегиональном, региональном и национальном уровне.
ГРАНИ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Интерпретации коммунизма и посткоммунистических трансформаций в России: современные теоретические дискуссии
Аннотация
Анализ дискуссий по различным аспектам эволюции современного государства, специфики посткоммунистических трансформаций позволяет судить о той роли, которую могут в ближайшей перспективе играть марксизм и традиция радикальной социалистической мысли в поисках выхода из кризиса, порожденного агонией неолиберального глобального миропорядка. В качестве исходного момента анализа были выбраны некоторые теоретические статьи, опубликованные во втором издании сборника «Коммунизм, антикоммунизм, русофобия в постсоветской России» (2-е изд., доп. / авт. кол.: П.П. Апрышко и др. М.: Мир философии, Алгоритм, 2021. 607 с.). Сравнительный анализ полемических работ отечественных ученых, политических теоретиков и философов с теми дискуссиями, которые вот уже не одно десятилетие ведутся их коллегами за рубежом, отчетливо свидетельствует, что сегодня ни одна из существующих идеологий, равно как и парадигм экономической и социально-политической теории, не могут претендовать на роль монопольного спасительного средства. Опыт последних десятилетий явно исключает саму возможность преобразования экономики и социума на основе некоей универсальной синтетической модели. В посткоммунистической России накал политических страстей, стимулирующий крайнюю поляризацию политических программ выхода из кризиса, также препятствует достижению согласия и поиску приемлемого для всех решения.
Революция закончена, забудьте: к 30-летию Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматривается процесс трансформации взаимоотношений между демократическим движением и сначала советской, а затем нарождающейся российской номенклатурой в период революционных преобразований начала 90-х годов ХХ века. После распада СССР к власти в постсоветской России пришел конгломерат лидеров демократического движения - «демократов первой волны» и представителей прогрессистки настроенной части советской партийно-хозяйственной номенклатуры. В результате просчетов лидеров демократического движения представители советской номенклатуры достаточно быстро начали вытеснять из структур российской власти «демократов первой волны» и реформаторов «гайдаровского призыва», чтобы полностью овладеть рычагами управления государством. Этот процесс был проявлением более общего и фундаментального процесса размежевания демократического движения и формирующейся в качестве нового правящего слоя российской номенклатурой, которая являлась прямой наследницей номенклатуры советской. Переломным моментом, резко ускорившим процесс размежевания и отход российской номенклатуры от либеральных и демократических принципов модернизации страны, стала начавшаяся в конце 1994 года чеченская трагедия. При этом чеченские события не только окончательно развели российскую номенклатуру и демократическое движение, но и раскололи само демократической движение.
Политическая и гражданская идентичность либертарианцев в современной России: проблемы и перспективы
Аннотация
Новым и популярным, особенно среди молодежи, политическим направлением в России в последние годы стало либертарианство. Автор статьи ставит задачу определить, является ли либертарианство в России самостоятельным политическим движением или, скорее, направлением мысли и модным брендом, связанным с кризисом традиционных политических партий. Для этого проведен сравнительный анализ классических работ американских либертарианцев и программных документов Либертарианской партии России, а также проанализировано интервью лидеров Либертарианской партии, опубликованных в СМИ, преимущественно либеральной ориентации. Кроме того, для анализа использованы материалы нескольких интервью, взятых у представителей партии лично автором. Интервью были нацелены, прежде всего, на то, чтобы выяснить, как либертарианцы определяют свою политическую идентичность. Автор приходит к выводу, что политическая идентификация либертарианцев характеризуется тем, что предполагает максимально широкую интерпретацию свободы, личной и экономической. Либертарианцы считают, что такая свобода совместима с правом и законом и противоположна анархии. В то же время они избегают таких определений и норм, которые могли бы стеснить свободу как со стороны государства, так и со стороны ревнителей определенных ценностей и лозунгов, в том числе либеральных. Такой широкий подход затрудняет политическую идентификацию либертарианцев, но способствует их привлекательности в молодежной среде.
Политическое доверие и ценности лояльной и оппозиционной молодежи в эксклавном регионе России
Аннотация
В статье рассматривается специфика доверия общественным и политическим институтам, а также отношение к материалистическим и постматериалистическим ценностям лояльной и оппозиционной власти молодежи Калининградской области. Исследование опирается на концепцию ценностей Р. Инглхарта и понимание доверия, изложенное в трудах П. Штомпки и Э. Гидденса. Основной метод - онлайн-анкетирование молодежи в возрасте 18-35 лет (n = 987). В результате исследования были выделены три группы институтов в зависимости от степени доверия, которые они вызывают. Подтверждена гипотеза о том, что лояльная власти молодежь демонстрирует большее доверие традиционным и государственным институтам. Выявлено, что в целом молодые люди на первое место ставят постматериалистические ценности. При этом материалистические ценности более свойственны лояльной власти молодежи. Сделан вывод о том, что политическое доверие лояльной и оппозиционной молодежи различается в зависимости от возможности влияния на институт. Доверие лояльной молодежи основано на значимости социального статуса, а доверие оппозиционной молодежи - на свободе выражения личного мнения.
Идеологические предпочтения жителей Калининградской области в системе социально-политических отношений
Аннотация
В статье анализируются идеологические предпочтения жителей Калининградской области сквозь призму их социально-экономического положения и особенностей политического поведения. Эмпирической базой исследования стали данные формализованного интервью (N = 977) в соответствии с половозрастной выборкой, репрезентирующей население в четырех геодемографических районах Калининградской области. С опорой на методологические положения диаграммы Д. Нолана в исследовании выделены идеологические типы согласно отношению респондентов к политической и экономической свободе. По итогам статистического анализа данных выявлено, что в целом жителям региона присуща высокая степень плюрализма по рассматриваемым вопросам. При этом существует некоторое превалирование идей государственного регулирования экономики и ценностей личной свободы. Анализируя социально-экономическое положение респондентов и присущие им идеологические установки, обнаружено, что ценности экономической свободы чаще разделяют молодежь, люди среднего возраста, жители, проживающие в Калининграде и имеющие более высокий уровень доходов. Среди людей пенсионного и предпенсионного возраста, жителей полупериферии Калининградской области, с более низким уровнем дохода превалируют идеи государственного регулирования экономики. Также выявлена взаимосвязь между идеологическими установками жителей региона и их политическим поведением. В частности, обнаружено, что наиболее активное участие в протестных акциях готовы принимать люди, разделяющие ценности политической и экономической свободы. В то же время каких-либо значительных связей между идеологическим типом респондентов и их электоральным поведением выявить не удалось.
Политические импликации православной идентичности: пример Всемирного русского народного Собора
Аннотация
В статье исследованы концептуальные идеи Всемирного русского народного Собора, действующего под эгидой Русской Православной Церкви, относительно реализации права на свободу совести и положения религиозных объединений в России. Также изучены выступления на Соборах первых лиц государства на предмет их отношения к идейному содержанию деятельности данной организации. На основе полученных данных автором предпринята попытка соотнести озвученные на Соборах предложения по изменению отдельных аспектов в религиозной сфере с реформами российского законодательства о свободе совести. В результате данного исследования выявлено поразительное совпадение между двумя указанными факторами: обсуждаемые на Соборах положения, как правило, спустя некоторое время находили отражение в российских нормативно-правовых актах. Не имея достаточных оснований заявлять об однозначной причинно-следственной связи между соборными идеями и реформированием законодательства, можно, во всяком случае, вести речь о значительном влиянии деятельности Всемирного русского народного Собора на политику государства в области реализации права на свободу совести в современной России.
ИДЕНТИЧНОСТЬ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Политика идентичности и международная безопасность европейских государств постсоветского пространства
Аннотация
В статье политика идентичности понимается как целенаправленный курс на форсирование и поддержание макрополитической идентичности. Авторы ссылаются и на традиционное понимание политики идентичности в качестве политического курса, ориентированного на защиту прав угнетенных (депривируемых) меньшинств. Объектом исследования являются европейские страны постсоветского пространства. На основе декларируемой в официальных выступлениях и подтвержденной в СМИ и учебниках истории позиции определяется доминирование международного (европейского) вектора политической идентичности. Авторы выделяют несколько этапов, определяющих алгоритм политики идентичности стран Балтии, Украины и Беларуси, приводят примеры того, что в современных условиях ссылка на ценностные ориентиры актуализирует классическое понимание политики идентичности, одновременно обостряя противостояние между странами, которые выбрали европейский вектор, и теми, кто колеблется или не имеет такого шанса.
Политические ценности в европейском постсоветском пространстве: идентичность и суверенитет перед лицом интеграционных процессов
Аннотация
Направление интеграционных процессов на постсоветском пространстве определяется конкуренцией государств в специфическом организационном поле ценностей. Эффективность деятельности правительственных центров на этом поприще напрямую зависит от их способности переключения между политическими ценностями странового и универсального рядов. Эта способность сегодня становится ключевым атрибутом эмпирического суверенитета государства. В условиях асимметричной в постсоциалистических странах и неполноценной в бывших советских республиках интеграции в пространство ЕС решение этой задачи требует дифференциации буферных механизмов, ответственных за коммуникацию с внешними центрами, и ядра, удерживающего глубинные ценностные комплексы сообщества. Исследованы стабильность организационной связки государственного суверенитета и идентичности, специфика ее функционеров в постсоветском пространстве, в рамках которого для Российской Федерации открывается широкое поле действия, имеющее в фокусе идентитарные ресурсы социального большинства постсоветских и постсоциалистических стран, минуя коммуникации с проевропейски ориентированными и субординированными властными аппаратами.
Гражданская идентичность: разнообразие смыслов и достижение солидарности
Аннотация
Понятие идентичности является отражением происходящих сдвигов в политических теориях, демонстрируя включение в политическую рефлексию и политический анализ внешних параметров, ранее не попадавших в оптику собственно политических исследований. Акцент на социокультурной проблематике фиксирует не только отход от линейной нормативности политических теорий и прагматики, но и поиск объяснительных моделей современности, несводимых к институциональной детерминированности. Дискуссионность и многозначность понятия гражданской идентичности накладывается на необходимость интерпретации процессов построения гражданских общностей в независимых странах после распада СССР (на примере России и Армении), возможностей протестной и проектной идентичности. Методология статьи отталкивается от признания принципа несводимости к нормативному пониманию построения гражданской идентичности. Авторы выделяют причинные комплексы, предопределяющие построение гражданской идентичности, ими также освещаются различия в понимании и путях построения гражданских общностей, их ценностного центрирования в России и Армении. Определены общие черты гражданской идентичности: потребность в солидарных основаниях, снятии партикулярности, формировании образа будущего.
ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЕВРОПЕ И ЕЕ АКТОРЫ
Политика памяти о Второй мировой войне в бывших республиках социалистической Югославии: символические и коммеморативные аспекты
Аннотация
В статье анализируется политика памяти о Второй мировой войне (ВМВ) в социалистической Югославии и сравниваются соответствующие коммеморативные практики в постъюгославских республиках. В фокусе внимания находится область конструирования праздников и памятных дат, отражающих символические и ценностные ориентиры общества, а также траектории национально-государственного строительства. Процесс формирования государственного метанарратива в послевоенной Югославии был тесно связан с монополизацией коммунистами роли лидеров национально-освободительной войны, объединивших южнославянские народы в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Из истории сопротивления иностранным оккупантам и внутренним врагам властями были выведены государственные праздники и памятные дни, призванные легитимизировать и укрепить торжество нового социалистического порядка. Альтернативные югославские некоммунистические движения, прежде всего усташи и четники, способные составить конкуренцию на символическом поле, были объявлены классовыми врагами, реакционными элементами и коллаборантами. По мере нарастания дезинтеграционных процессов в социалистической Югославии были предприняты попытки ревизии ее идеологических установок и символического наследия. Однако, как показывает исследование, попытки ревизии итогов ВМВ стали скорее маргинальным явлением, а большинство постъюгославских государств, хоть и в деидеологизированном виде, но сохранили символические практики предыдущего периода.
Роль гражданской идентичности в развитии отношений между сербским и хорватским гражданскими обществами
Аннотация
На протяжении десятилетий хорваты и сербы жили в общей политической конструкции - Югославии. Трудно датировать появление напряженности между этими народами. Тем не менее два события оказались особенно травматичными для их отношений: Вторая мировая война, когда Усташи устроили геноцид против сербов, и вооруженный конфликт 1991-1995 годов, когда обе стороны вели беспощадную войну. В статье исследуется эволюция отношений между сербским и хорватским гражданскими обществами с начала реализации югославского проекта до 2021 года и то, каким способом построение гражданской идентичности может помочь процессу примирения. Главная гипотеза исследования - неуспех в построении жизнеспособной югославской гражданской идентичности в прошлом является причиной межэтнической напряженности в 1990-е годы. Используются как качественные, так и количественные методы, с помощью которых авторы предлагают варианты объяснения неспособности построить общую югославскую гражданскую идентичность, а также того, как эта неудача повлияла на отношения между сербским и хорватским гражданскими обществами и, наконец, каковы перспективы примирения и построения гражданской идентичности в новообразованных странах Сербии и Хорватии. Сегодня отношения между двумя гражданскими обществами остаются напряженными. Сербы в Хорватии и хорваты в Сербии подвергаются бессистемной дискриминации, что затрудняет обмены между двумя странами. Это исследование показывает, что граждане Сербии и Хорватии в возрасте до 35 лет в основном согласны с существованием напряженности. Тем не менее две трети опрошенных в Сербии и три четверти опрошенных в Хорватии считают, что примирение возможно. Данное примирение становится еще более реалистичным, поскольку подавляющее большинство респондентов в обеих группах желает примирения.
Не только ультраправые: какие партии занимают нишу культурного протекционизма в странах Евросоюза?
Аннотация
В фокусе внимания проблема межпартийной конкуренции в странах Европы на фоне подъема ультраправых партий. Целью исследования служит проверка гипотезы о том, что в европейской политике 2010-х многие партии умеренного толка стали использовать повестку ультраправых, конкурируя с ними на одном поле. Также мы хотели проверить, насколько профиль ультраправых един для стран ЕС. Для достижения цели исследования были использованы базы данных о позиционировании партий MARPOR (Comparative Manifesto Project) и CHES (Chapel Hill Expert Survey). В ходе исследования было выявлено, что консолидированное семейство ультраправых имеется лишь в странах Северо-Западной Европы, в то время как в странах Центрально-Восточной Европы повестка ультраправых и менее консолидирована, и регионально неоднородна. Среди мейнстримных конкурентов ультраправых в Северо-Западной Европе при этом доминировали консерваторы, в Центрально-Восточной - различные партии, включая социал-демократов. Полученные выводы подтвердили положения ряда исследований о серьезном влиянии ультраправых на мейнстримную политику. Одновременно с этим они ставят под сомнение традиционный подход, приписывающий ультраправый профиль лишь ультраправым партиям и игнорирующий как региональные различия, так и фактор пространственной конкуренции.
Трансформация партийной идентичности немецких правых радикалов: в поисках «женской поддержки»
Аннотация
Изменение политического ландшафта современной Германии проявилось в активизации праворадикальных организаций, ставшей результатом кризисных явлений начала XXI века. Можно говорить о том, что правые радикалы в своей партийной идентичности трансформируются: от маргинальных националистических антимигрантских сил, противоречащих демократической культуре Германии, до движений, выступающих в защиту идентичности и прав, в том числе женщин. Таким образом, правые радикалы Германии претендуют на то, чтобы стать частью гражданской культуры, включающей права на критику и несогласие с политикой властей. В статье на примере деятельности «Альтернативы для Германии» рассматривается проблема взаимодействия праворадикальных партий с женским электоратом. На основе анализа политической программы, интервью с представителями партии и материалов СМИ выделены основные направления деятельности «Альтернативы для Германии» по привлечению женских голосов. Среди них ориентация на социально-экономическую проблематику, волнующую женщин, рассмотрение мигрантской проблемы сквозь призму угрозы со стороны приезжающих мусульман по отношению к женщинам, защита интересов консервативно настроенных женщин, привлечение женщин в качестве главных лиц, отвечающих за повестку партии. Особое внимание уделено праворадикальным активисткам как самостоятельным акторам в политической жизни Германии. На примере кейсов Беаты Цшепе, Франциски Берит и кампании #120db были выделены основные интересы активисток: противостояние гендерному мейнстримингу, угрожающему традиционному семейному укладу, и противостояние исламу как источнику насилия по отношению к женщинам. Основные усилия «Альтернативы для Германии» направлены на укрепление своих позиций среди всех женщин, чьи права являются неотъемлемой частью европейской идентичности, следовательно актуализация вовлечения женщин в движение становится не только инструментальной, но и ценностной. Активистки, которые ориентированы более радикально, оказываются вовлеченными в европейское движение идентитаристов.