Upbringing as an Educational Result: A Value-Based Approach to Assessment in the General Education System

Cover Page

Cite item

Abstract

The aim of this article is to describe the basic parameters of a value-oriented approach to assessing the education results as a possible basis for the methodology for assessment of the educational work in the general system of education. The key methods we used were content analysis of text sources, cross-reference analysis, comparative analysis, and humanitarian examination of juristic documents. The interpretation of education as a unity of teaching and upbringing for the state as a key subject of education, which forms the requirements for the results and organization of the educational process, sets the task of assessing personal, subject and metasubject educational results. The philosophy of education faces a challenge regarding the determination of the expediency of assessing educational results, the conceptual basis of assessment, fixing the orientation of assessment on the conditions of educational organzations' activities, and (or) on the results achieved by students. A practical managerial task is to develop an attitude towards using formalized procedures and methods for assessing educational results. The article proposes a value-oriented approach to assessing the educational work in the general education system of the Russian Federation based on an analysis of key regulatory documents of the Russian education system, the interpretation of upbringing as a process of forming value-semantic attitudes. The approach is based on identifying three main groups of value orientations to build a possible system of indicators that fix educational results: "Value orientations related to life, health and safety"; "Value orientations of social interaction"; "Value orientations of personal development". Values are an essential element in regulating human behavior, which guides the process of defining goals and choosing the means to achieve them. Values acquire a functional character in value orientations and can serve as indicators of education results at the level of students as a collective subject. It seems impossible to single out the contribution of individual actors to the output of education and to avoid contradictions between the value-semantic attitudes that exist in the space of modern culture. For the education system, the subject of assessing the quality of upbringing as a purposeful process can be both the quality of the organization of upbringing work and the outcomes of upbringing efforts. The results of education as a manifestation of value orientations in the activities of students can be considered based on quantitative and qualitative indicators, which is significant for making managerial decisions at different levels.

Full Text

Введение

Философия образования комплексно обращается к ценностным, результативным, системным, процессуальным аспектам образования, рассматривая их во взаимосвязи с онтологическими, антропологическими, гносеологическими и аксиологическими философскими проблемами. В современной России цели общего образования в единстве обучения и воспитания сформулированы в качестве ожидаемых результатов в Федеральных государственных образовательных стандартах, являющихся по сути консенсусом представлений ключевых субъектов образования. Недавние изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»1, отразили запрос на укрепление воспитательной миссии системы общего образования. Введенное в Закон определение понятия «воспитание» не отменяет дискуссии о том, что именно рассматривается субъектами образования как результат воспитательной деятельности, насколько близки позиции совокупных субъектов образования относительно задач, направлений и форм целенаправленно организуемой в системе образования воспитательной деятельности.

С позиции государства как субъекта, организующего управление образовательной системой, значимо создание системы оценивания достигнутых в образовании результатов, которые могли бы стать основанием для эффективных управленческих воздействий на различных уровнях — от федерального до муниципального. Для образовательных организаций система оценивания может позволить соизмерять используемые методики воспитания и достигнутые результаты, дать основания для повышения эффективности воспитательной работы, выявления и распространения лучших практик. Для родительского сообщества и обучающихся более точное представление результатов воспитания позволит повысить прозрачность достигнутых результатов. Однако при наличии запроса на прозрачность целей воспитания и четкую фиксацию образовательных результатов создание системы мониторинга качества воспитания обладает высоким рискогенным потенциалом для всех субъектов образования (значительная формализация, персонализация данных, ориентация на мероприятия в ущерб комплексной работе, рейтингование образовательных организаций и т.д.). Это обуславливает необходимость взвешенного обсуждения именно на философском уровне анализа образования. Если формулировать только требования к условиям воспитания, и сводить управленческие воздействия лишь к влиянию на процессы образования без учета результативной компоненты велики риски не достичь ожидаемых целей. Прозрачная фиксация явно обозначенных результатов позволит выстроить объективную оценку качества образования, понимаемого как единство обучения и воспитания.

Ценностные ориентиры — фундамент процесса воспитания

Внимание к воспитанию ставит в центр образования человека как цель общественного развития. Взаимодействие личности и общества происходит на основании ценностей. Ценности позволяют осуществлять выбор цели деятельности, связанной с удовлетворением базовых потребностей и ранжировать по степени значимости социетальные потребности, определять приемлемость способов достижения целей. Ценности как мотивационные основания человеческой деятельности определяют взаимодействие личности и общества, фиксируют отношение человека к миру, к себе самому и другим людям, в силу чего могут быть рассмотрены в качестве результатов воспитания. Обращение к ценностям выводит вопросы воспитания за пределы системы образования на уровень общественного обсуждения и консенсуса. В силу этого оценивание воспитательных результатов образования в основной школе может быть выстроено в рамках ценностно-ориентированного подхода.

На уровне общества система традиционных российских духовно-нравственных ценностей, являющихся целью воспитания, фиксируется рядом документов[2]. Отметим, что в наиболее значимых для организации воспитания текстах, ключевые элементы системы ценностей приводятся без какой-либо типологизации и установления между ними субординационно-координационных связей. Государство закрепило «формирование ценностной системы» как ожидаемый результат общего образования в федеральных образовательных стандартах[3]. Соответственно, при оценке как качества организации воспитательной работы, так и результатов воспитательной работы может быть использован ценностно-ориентированный подход.

Научно-методологические основы ценностно-ориентированного подхода к оцениванию воспитательной работы

В современных философских дискуссиях на тему «Что такое ценности?» не сложилось общепризнанной трактовки. Можно выделить как минимум три взаимосвязанных традиции рассмотрения ценностей — историко-антропологическую, социолого-культурологическую и философско-культурологическую. 

Концептуальным научным основанием ценностно-ориентированного подхода к оценке результатов воспитания является рассмотрение ценностей как важнейшего элемента регуляции поведения в связи с потребностями. Эта позиция широко представлена в отечественной социально-философской традиции [1] и близка концепции Р. Инглхарта, относящего ценности к категории потребностей [2–4]. В трактовке М. Рокича, ценность предстает как вид устойчивого убеждения в том, что некий образ поведения и цель существования в социальном смысле предпочтительнее, чем другой [5; 6]. Ш. Шварц и У. Билски рассматривают ценности как представления о целях, которыми руководствуется человек, и как критерии, на основании которых выстраивается определенная картина мира [7; 8].

Взаимосвязанные формы существования ценностей, выделенные в рамках психологического подхода Д.А. Леонтьевым [9], придают целостность личности, поскольку фиксируют ценности в разных ипостасях: а) как идеалы, то есть как обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни, возникающие в общественном создании; б) как предметное воплощение идеалов в социально значимой деятельности личности и продуктах деятельности; б) как мотивы («модели должного»), способствующие  переводу ценностных идеалов, присутствующих в общественном сознании, в структуру ценностных ориентаций личности [9]. Когнитивная и мотивационная сферы, таким образом, оказываются связанными в единство ценностными смыслами и составляют основу личностной целостности [10]. Тем самым воспитание личности непременно оказывается целенаправленным воздействием на ценностную сферу.

Применительно к результатам воспитания в системе общего образования представляется оправданным ориентироваться на процесс формирования ценностей и использовать понятия «ценностные ориентации» или «ценностно-смысловые установки», подчеркивающие процессуальный характер перевода общественных идеалов в мотивационную основу деятельности обучающегося. Понятие «ценностные ориентации личности» имеет множественные трактовки в профильной литературе: пул фиксированных установок, отличающийся селективным отношением личности к ценностям [11–13]; система обобщенных ценностных представлений [14]; сфокусированность личности на определенных ценностях, влияющих на выбор цели и средства деятельности [15; 16]; субъективное отношение личности к ценностям, выделяемым общественной системой норм [17]. Ценностные ориентации личности имеют ряд характеристик: они отличаются осознанностью, устойчивостью, положительной эмоциональной окрашенностью, разной степенью побудительности [18]. Данное обстоятельство является базой для создания методики оценивания их сформированности. В общей структуре диспозиции личности ценностные ориентации могут быть названы тем фундаментальным элементом, через который реализуются социальные ценности [19]. Побудительная функция ценностных ориентаций выделяется в литературе как главная [20], и рассматривается как канал управления целеполаганием личности [21]. При акценте на обусловленность постановки целей структурой ценностей в литературе указывается на ряд близких по сути функций: отображение и защита идеала человека [22], определение цели деятельности, фиксация ведущих принципов жизни [23; 24]. Кроме того, ценностные ориентации существенно влияют на определение способа действия при наличии альтернативных вариантов, то есть принятие решений о способе действия детерминируется ценностями, выступающими в статусе критерия выбора из альтернатив [25; 26]. Индивидуальная структура ценностных ориентаций объясняет особенности отношений личности с окружающей действительностью, ставит человека в отношение к самому себе и к другому человеку, тем самым детерминируя особенности поведения личности [27]. Для осуществления психической регуляции деятельности индивида ценностные ориентации должны быть иерархично выстроены в соответствии с субъективными представлениями, быть маркированными индивидом как идеалы, их динамичность и темпоральность не должны вести к утрате внутренней согласованности и возникновению дисгармоничности, должна сохраняться устойчивость ценностных ориентаций в различных ситуациях выбора целей и средств деятельности [28].

В современной отечественной педагогике распространено понимание результатов воспитания с позиции ценностных ориентаций [28–30]. Выявление аксиологических индикаторов качества воспитания и их экспериментальная апробация проведена в отечественной педагогической традиции от уровня дошкольников до студентов [31; 32]. Описанное в профильной литературе разнообразие апробированных методик позволяет создать пул инструментов оценки результатов воспитания.

Итак, система ценностных ориентаций задает пул ожидаемых результатов воспитания. Это открывает возможности для обсуждения показателей и методик, по которым можно судить о том, достигнуты ли цели воспитания, не имеющих персональный характер.

Сущность ценностно-ориентированного подхода к оцениванию результатов воспитания

Результат воспитания является консолидированным проявлением усилий семьи, общества и государства: выделение вклада в результаты воспитания какого-либо отдельного агента социализации не представляется возможным. На результатах воспитания сказываются экономический, политический, культурный, технологический и цифровой контексты развития современных детей. В условиях открытости образовательного пространства неизбежны расхождения и противоречия между ценностными установками, транслируемыми различными субъектами социализации.

Однако эти трудности не снимают задач управления целенаправленным процессом воспитания в системе образования. Важным аспектом организации любой управленческой деятельности является ориентация на объективные данные о состоянии управляемой области. Применительно к системе воспитания это означает, что для построения комплексной многоуровневой системы организации воспитательной работы в рамках системы образования - в сотрудничестве с обществом, семьями обучающихся, заинтересованными ведомствами и организациями - необходимо развивать соответствующие механизмы оценивания. Предметом оценки могут быть и качество организации воспитательной работы, то есть условия, способствующие транслированию ценностных установок, и результаты воспитательной работы на уровне коллективов.

В сравнении с оцениванием условий для осуществления воспитательной работы вопросы оценивания результатов воспитания методологически более сложны. Знания о сущности ценностей, их закреплении в документах или традициях являются лишь основой для развития готовности, исходя из ценностных предпочтений, выявлять и ранжировать потребности (как свои, так и других людей), оценивать выбор средств реализации потребностей в реальных социальных условиях и далее действовать в соответствии с ценностными ориентациями. Транслирование ценностно-смысловых установок тесно связано с эмоциональной сферой. Доказательство и рациональное обоснование важности следования ценностям не являются базой для методик воспитания: важно не столько то, знает ли школьник наименование ценностей и может ли дать их вербальную трактовку, сколько отражение ценностей в деятельности. Результаты воспитательной работы не сводимы к демонстрации внешних форм принятия социально значимых ценностных установок, поэтому результат воспитания должен рассматриваться в ценностно-ориентированном подходе как то, что находит реальное выражение в поведении. Социальные практики позволяют обучающемуся получать опыт нравственно значимого поступка, переводят содержание зафиксированных в общественном сознании и в государственных документах ценностей в план общественно значимой личной и коллективной деятельности. Знания, лежащие в основаниях ценностных ориентаций, эмоциональное их проживание, выраженное в деятельности, опыт практического ценностного выбора — это важные факторы личностного развития молодых людей, и те результаты воспитания, которые возможно зафиксировать.

Соответственно, инструментарий оценивания результатов воспитания должен фиксировать поведение обучающегося в типичных познавательных, коммуникативных, социальных практиках, соответствующих возрасту и социальным ролям, в которых проявляется ценностная мотивационная основа. Ценностно-ориентированный подход в оценке результатов воспитания позволяет фиксировать функциональный статус ценностей, то есть их реальное функционирование как мотивационных установок деятельности. Таким образом, он базируется на доказательных результатах возрастной психологии и педагогики, минимизирует искажение результатов в зависимости от понимания учащимися «нейминга» ценностей или от нацеленности учащихся на демонстрацию ожидаемой социальной нормативности.

Ценностно-ориентированный подход позволяет рассматривать результаты воспитания интегративно, без выделения отдельных результатов по направлениям воспитания (патриотическое, нравственное, трудовое и так далее). Это оправданно в силу того, что ценностная ориентация, усвоенная в конкретных видах деятельности, проявляется как мотивационная основа и в иных областях.

Ценностно-ориентированный подход к оцениванию результатов воспитания позволяет в соответствии со структурой потребностей сгруппировать эксплицированные из ключевых документов ценностные установки как ожидаемые результаты воспитания в три блока: «Ценностные ориентации, связанные с жизнью, здоровьем и безопасностью», «Ценностные ориентации социального взаимодействия», «Ценностные ориентации личностного развития». По каждой группе ценностных установок возможно выделить показатели, связанные с типичными видами деятельности (социальными практиками), требующими от обучающегося ценностного самоопределения. Показатели, рассчитываемые на основе количественных данных статистических наблюдений, проводимых различными ведомствами и органами исполнительной власти Российской Федерации, преимущественно отражают различные проявления небезопасного поведения детей и подростков (участие несовершеннолетних в ДТП, правонарушения среди несовершеннолетних и т.п.). Показатели, рассчитываемые на основе данных качественных исследований (социологических и психологических опросов, учитывающих возрастные особенности обучающихся), позволяют фиксировать ценностные предпочтения при выборе поведения в проблемной ситуации (реальной или планируемой). Эта методика фиксирует ценностное самоопределение обучающегося при одновременной активации когнитивных способностей, регулятивных и коммуникативных навыков, при осуществлении рефлексии своего поведения и поведения другого человека. Кроме того, показатели, основанные на данных качественного опроса, позволяют оценить распространенность в исследуемой выборке респондентов как различных негативных явлений (например, буллинг), так и позитивных социальных практик (например, активное участие в работе школьного краеведческого музея). Интерпретация полученных результатов на различных уровнях (от федерального до отдельной образовательной организации) будет фактором, влияющим на развитие образовательной среды, способствующей ценностному самоопределению и социализации, при обсуждении показателей, инструментов оценивания, обсуждения результатов с участием всех заинтересованных сторон.

Ценностно-ориентированная методология была использована в Российской Федерации при проведении национальных исследований качества образования в части оценки личностных и метапредметных результатов обучения в 2020 г. [33].

Выводы

Значимая для философии образования проблема качества образования, рассмотренного в единстве обучения и воспитания, для государства как субъекта образования, определяющего посредством образовательных стандартов требования к условиям образования и ожидаемым результатам, становится практической управленческой задачей по фиксации реально достигнутых результатов и их учету. В современной России запрос на прозрачность воспитательных целей и укрепление воспитательной функции системы образования, зафиксированный на уровне нормативных документов, актуализирует задачу поиска возможной методики оценивания воспитательной работы, в первую очередь, в системе общего образования. Трактовка ожидаемого результата воспитания как приобщения к системе ценностей выводит обсуждение вопросов качества воспитания и его оценивания в общественное пространство, требуя, чтобы содержание воспитания и методики его оценивания были предметом консенсуса семьи и школы. Высокая рискогенность формализации и бюрократизации процессов управления качеством воспитания требует взвешенного подхода и широкого обсуждения.

 

1 ФЗ от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», принят ГД 22.07.2020, одобрен Советом Федерации 24.07.2020. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения: 29.07.2021).

2 См.: Конституция Российской Федерации (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.constitution.ru (дата обращения: 29.07.2021); «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный сетевой ресурс Президента России (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 29.07.2021); «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Официальная публикация // Российская газета 08.06.2015 (электронный ресурс). Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 29.07.2021); «Концепция Государственной национальной политики РФ на период до 2025» // Официальный сетевой ресурс Президента России (электронный ресурс). Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 29.07.2021); «Основы государственной культурной политики» // Официальный сетевой ресурс Президента России (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 29.07.2021); «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» // Официальный сетевой ресурс Президента России (электронный ресурс). Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/53418 (дата обращения: 29.07.2021); «Концепция внешней политики Российской Федерации» // Официальный сетевой ресурс Президента России (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/news/53384 (дата обращения: 29.07.2021); «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» // Официальный сетевой ресурс Президента России (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 29.07.2021).

3 См.: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 29.07.2021); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 29.07.2021); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.). Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 29.07.2021).

×

About the authors

Elena V. Bryzgalina

Lomonosov Moscow State University

Author for correspondence.
Email: evbrz@yandex.ru

Candidate of Science in Philosophy, Associate Professor, Head of Chair of Philosophy of Education

27-4, Lomonosovsky Prospekt, GSP-1, Moscow, 119991, Russian Federation

Sergey V. Stanchenko

Federal Institute for Evaluation of Education Quality (FIEEQ)

Email: stanch@yandex.ru

Candidate of Science in Physics and Mathematics, Director

33 Shabolovka St., Moscow, 115162, Russian Federation

References

  1. Momdzhyan KK. O probleme obshchechelovecheskikh tsennostei [On the Problem of Universal Human Values]. Voprosy filosofii. 2020;(3):25—41. (In Russian).
  2. Inglehart R. Postmodern: Changing Values and Changing Societies. Polis. 1997;(4):6—32. (In Russian).
  3. Inglehart R., Vel'cel' K. Modernizaciya, kul'turnye izmeneniya i demokratiya: posledovatel'nost' chelovecheskogo razvitiya [Modernization, Cultural Change and Democracy: The Sequence of Human Development]. Moscow: Mysl' publ., 2011. (In Russian).
  4. Inglehart R. Cultural Evolution: How Human Motivations Change and How It Changes the World. Moscow: Mysl’ publ.; 2018. (In Russian).
  5. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: Free Press; 1973.
  6. Rokeach M. Change and Stability in American Value Systems, 1968—1971. The Public Opinion Quarterly. 1974;(38):232—238.
  7. Schwartz SH, Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values. Journal of Personality and Social Psychology. 1987;(53):550—562.
  8. Schwartz SH. Value Priorities and Behaviour: Applying a Theory of Integrated Value Systems. In: Seligman C, Olson JM, Zanna MP, editors. The Ontario symposium: Vol. 8. The psychology of values. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum; 1996. P. 1—24.
  9. Leont'ev DA. Razvitie lichnostnyh cennostej v obshchestvennom kontekste [The Development of Personal Values in the Social Context]. Vestnik Mosk. Un-ta. 1997;(1):15—25 (In Russian).
  10. Belinskaya EP., Tihomandrickaya OA. Social'naya psihologiya lichnosti. Uchebnoe posobie dlya vuzov. [Social Psychology of Personality. Textbook for universities.]. Moscow: Academia publ.; 2009. (In Russian).
  11. Istoshin IY. Cennostnye orientacii v lichnostnoj sisteme regulyacii povedeniya [Value Orientations in the Personal System of Behavior Regulation]. In: Psihologicheskie mekhanizmy regulyacii social'nogo povedeniya. Moscow: Nauka publ.; 1979. P. 252—267. (In Russian).
  12. Podol'skaya EA. Cennostnye orientacii i problema aktivnosti lichnosti [The Value Orientations and the Problem of Activity of Personality]. Kharkiv: Kharkiv University publ.; 1991. (In Russian).
  13. Saarnijt YR. Problemy izmereniya social'no-psihologicheskoj struktury cennostnyh orientacij [The Problems of Measuring the Socio-psychological Structure of Value Orientations] [dissertation abstract]. Moscow; 1982. (In Russian).
  14. Anan'ev BG. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2 t. [Selected psychological works: in 2 volumes] Moscow: Pedagogika publ.; 1980. (In Russian).
  15. Kruglov BS. Rol' cennostnyh orientacij v formirovanii lichnosti shkol'nika [The Role of Value Orientations in the Formation of the Student's Personality]. Psihologicheskie osobennosti formirovaniya lichnosti shkol'nika. Sbornik nauchnyh trudov [Psychological Features of the Formation of the Student's Personality. Collection of Scientific Papers.]. Moscow; 1983. P. 4—11. (In Russian).
  16. Zhukov YM. Cennosti kak determinanty prinyatiya resheniya. Social'no-psihologicheskij podhod k probleme [Values as Determinants of Decision-making. Socio-psychological Approach to the Problem]. In: Shorokhova EV, Bobneva MI, editors. Psihologicheskie problemy social'noj regulyacii povedeniya. Moscow: Nauka publ.; 1976. P. 254—277. (In Russian).
  17. Borkovskaya EA. Regulyativnaya rol' cennostnyh orientacij lichnosti v ee zhiznedeyatel'nosti [The Regulatory Role of the Value Orientations of the Personality in her life] [dissertation abstract]. Minsk; 1988. (In Russian).
  18. Andreeva GM. Psihologiya social'nogo poznaniya. Ucheb. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. [Psychology of Social Cognition. Proc. Manual for Students of Higher Educational Institutions]. 2nd ed. Moscow: Aspekt Press publ.; 2000. (In Russian).
  19. Baskakova IL, Kuz'mina ZV. O dinamike cennostnyh orientacij studentov [On the Dynamics of Students' Value Orientations]. Novye issledovaniya v psihologii i vozrastnoj fiziologii. 1971;(2):85—88. (In Russian).
  20. Doncov AI. O cennostnyh otnosheniyah lichnosti [On the Value Relationships of the Personality]. Sovetskaya pedagogika. 1974;(5):67—76. (In Russian).
  21. Bobneva MI. Social'nye normy i regulyaciya povedeniya. [Social norms and regulation of behavior]. Bobneva MI, Shorohova EV, editors. Moscow: Nauka publ.; 1978. (In Russian).
  22. Kahle LR, Homer PM. A structural equation test of the value-attitude-behavior hierarchy. Journal of Personality. 1988;(54):638—646.
  23. Schwartz SH, Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications. Journal of Personality and Social Psychology. 1990;(58):550—562.
  24. Zhukov YM. Cennosti kak determinanty prinyatiya resheniya. Social'no-psihologicheskij podhod k probleme [Values as Determinants of Decision-making. Socio-psychological Approach to the Problem]. In: Shorokhova EV, Bobneva MI, editors. Psihologicheskie problemy social'noj regulyacii povedeniya. Moscow: Nauka publ.; 1976. P. 254—277. (In Russian).
  25. Kruglov BS. Rol' cennostnyh orientacij v formirovanii lichnosti shkol'nika [The Role of Value Orientations in the Formation of the Student's Personality]. In: Psihologicheskie osobennosti formirovaniya lichnosti shkol'nika. Sbornik nauchnyh trudov [Psychological Features of the Formation of the Student's Personality. Collection of Scientific Papers.]. Moscow; 1983. Р. 4—11. (In Russian).
  26. Kashirskij DV. Psihologiya lichnyh cennostej [The Psychology of the Personal Values]. Barnaul: AAEP publ.; 2014. (In Russian).
  27. Voroncova IS, Petrusevich AA. Vospitanie cennostnyh otnoshenij podrostkov v informacionnom prostranstve [The Formation of Value Relationships of Adolescents in the Information Space]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2020;(1):57—61. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.39.57 (In Russian).
  28. Solovcova IA. Trebovaniya k soderzhaniyu duhovno-nravstvennogo vospitaniya: gumanitarnyj podhod [The Requirements for the Content of Spiritual and Moral education: The Humanitarian Approach]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2020;(6):727—733. https://doi.org/10.30853/ped200168 (In Russian).
  29. Andrienko OA. Cennostnye osnovaniya postroeniya processa vospitaniya [The Value Foundations of the formations of the Upbringing Process]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2019;1(26):192—195. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0901-0002 (In Russian).
  30. Anisimova TS, Vovk OS. Tekhnologiya problemnogo dialoga v formirovanii cennostnyh orientacij doshkol'nikov [The Technology of the Problem Dialogue in the Formation of Value Orientations of preschool children]. Koncept. 2019;(5):32—44. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2019-11036 (In Russian).
  31. Pirmagomedova EA, Gusejnov RD, Gusejnova IS. Psihologicheskie metody, priemy i diagnostika elementov formirovaniya obshchechelovecheskogo i nacional'nogo v sisteme cennostej podrostka [Psychological Methods, Techniques and Diagnostics of Elements of the Formation of the Universal and National in the Adolescent's Value System]. Vestnik YUrGGPU. 2020;5(158):274—291. https://doi.org/10.25588/CSPU.2020.158.5.019 (In Russian).
  32. Mosienko LV, Shirokova EV, Hlyzova IV. Aksiologicheskie indikatory kachestva vospitaniya budushchego pedagoga v vuze [The Axiological Indicators of the Quality of Formation of a Future Teacher at the University]. Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika. 2021;(2):15—26. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-2-15-26 (In Russian).
  33. National Studies of the Quality of Education. FIEQA, 2020-2021. [Internet] 2021. Available from: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/NIKO/%D0%9E%D1%82 %D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%9E%202020.pdf (accesed: 29 Jul 2021). (In Russian).

Copyright (c) 2021 Bryzgalina E.V., Stanchenko S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies