Том 27, № 3 (2022)
- Год: 2022
- Статей: 19
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1588
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-3
Весь выпуск
Литературоведение
Космогоноэсхатологический и пасхальный архетипы в творчестве Даниила Хармса 1930-х гг.
Аннотация
Изучается динамика творчества Д.И. Хармса 1930-х гг.: если его раннее творчество функционирует в соответствии с представлениями о космогоноэсхатологическом архетипе, то позднее он обращается к пасхальному архетипу, в особенности в повести «Старуха» (1939), которая может быть описана как финальная точка отказа от авангарда. Цель исследования - показать процесс перехода Хармса от космогоноэсхато-логического к пасхальному архетипу. Этот процесс в творчестве Хармса описывается впервые. Материал исследования - произведения Хармса 1930-х гг. Методология исследования определяется современными теоретическими представлениями о категориях архетипа и мифа. Переход от космогоноэсхатологического архетипа к пасхальному начинается в творчестве Хармса рассказом «Утро» (1931). В этом рассказе Хармс сосредотачивается на описании быта, при этом главным мотивом в рассказе становится мотив ожидания чуда, которое так и не произойдет. Данный рассказ отличается от предшествующих произведений Хармса и показывает отход писателя от позиций собственных философских трактатов 1927-1931-х гг. и от свойственного авангарду типу мышления - космогоноэсхатологического архетипа. Это приводит к разрушению в его творчестве мифа как картины мира, объясняющей мир, к формированию сюжета сомнения, функционирование которого приводит к тотальной бессвязности и разобщенности в его поэтике. Итогом становится повесть «Старуха», в которой актуализируется архетип Пасхи, в результате чего происходит связанное с обращением к Богу духовное возрождение героя.
Литература русофонии
Аннотация
В некоторых исследованиях конца XX - начала XXI в. по отношению к художественной литературе, созданной на русском языке, наряду с понятиями «русская литература» или «русскоязычная литература» можно увидеть другой термин: «литература русофонии». В исследовании предпринята попытка рассмотреть различные варианты понимания исследователями слова «русофония», изучить взгляды ученых на пространственные и временные границы этого явления. Кроме того, представлены и проанализированы различные классификации, позволяющие определить корпус текстов, которые можно отнести к литературе русофонии, и место этой литературы в современном литературном процессе. На основе изучения посвященных данной теме работ, как отечественных, так и зарубежных ученых, сделаны выводы о том, что зарождение русофонии относят к периоду колониальной экспансии Российской империи в Центральную Азию и на Кавказ. Развитие национальных литератур и идеология дружбы народов во времена СССР, распад Советского Союза (когда жители одного государства стали гражданами разных стран) способствовали развитию и широкому распространению русофонии. Территориальные границы этого явления, а также литературы русофонии не ограничиваются географическими границами тех или иных государств. Более того, можно предположить, что словосочетание «литература русофонии» весьма синонимично выражению «русскоязычная литература». Однако по отношению к современной русскоязычной литературе наиболее удобным и обоснованным является употребление выражения «литература русофонии», так как этот термин, как отмечают некоторые исследователи, не является этнически, политически и географически привязанным, более нейтрален, благозвучен (например, при переводе на английский язык).
Жанровые особенности повестей Марины Палей
Аннотация
Первоначально произведения Марины Палей критика относила к прозе вполне традиционного склада. Поиски адекватной формы выражения авторского мировоззрения привели писательницу к жанровым экспериментам. Рассмотрены жанровые особенности повести «Под небом Африки моей» и ряда других произведений, их интертекстуальность и диалог с Пушкиным. Затронуты проблемы «принципиальной непереводимости кодов», особенности травелога и записок в контексте всего творчества Марины Палей. Дан анализ образов главных персонажей, где образ Ваньки Телятникова соотнесен с образами русской нечисти и трикстера, а образ Мазанивы Мвунги разобран в контексте африканской линии А.С. Пушкина. Сплетение воедино различных мотивов, образов, уходящих корнями в русскую литературу, создает особый интертекстуальный фон произведений, благодаря которому воспроизводится оригинальная художественная картина современной российской действительности, утверждаются авторские представления о жизненных ценностях.
Кубофутуристическая поэтика в стихотворении «Ночь» В. Маяковского в интерпретации китайских переводчиков
Аннотация
Футуристическая поэтика творчества В. Маяковского удостаивается внимания исследователей в Китае только на рубеже ХХ-ХХI вв. Открытию Маяковского как лирического поэта футуристического толка китайский читатель обязан мастерству переводчиков. Характерной особенностью кубофутуристической поэтики, ориентирующейся на принципы абстрактной живописи, является разорванность, неустойчивость, неуловимость смысла, что представляет, с одной стороны, большую трудность для адекватного перевода такой информации средствами другого языка, с другой - дает свободу переводчику в интерпретации суггестивного содержания текста. Исследование посвящено сравнительному анализу переводов Ван Фэйбая и Чжэн Чжэна стихотворения В. Маяковского «Ночь» на китайский язык с целью выявления субъективного образа воспринятого текста, складывающегося при ретрансляции художественной информации в перевод. Изучение переводов способствует выявлению ранее не проговоренных смыслов в претексте, что обогащает восприятие оригинала.
Русские формалисты и русская литература
Аннотация
Русская литература современного дня потеряла свою державность и уже не претендует на выстраивание собственных законов развития в историческом движении. Прогнозируемая формалистами «диктатура искусства», рассчитанная на тотальную текстуальность русской культуры, оказалась лозунгом преимущественно оптимистическим, утратившим свою стимулирующую функцию в контексте живой литературной действительности. Исследование посвящено проблеме взаимодействия русской литературы и формализма. Русская литература в работах формалистов рассматривалась как автономно существующая системно-организованная структура, моделирующая «другую» не зависимую от социальных и политических условий реальность. Движение литературы в функциональной перспективе определяло деятельность и задачи так называемой формальной школы в лице ее главных представителей - Виктора Шкловского, Бориса Эйхенбаума и Юрия Тынянова.
Миметическое желание, соперничество между отцом и сыном и травматичный опыт в новелле И.С. Тургенева «Первая любовь»
Аннотация
В предлагаемом исследовании новелла И.С. Тургенева «Первая любовь» изучается в ключе теории об эдиповом конфликте, однако не столько согласно концепции З. Фрейда, в которой эротическое желание является основой для соперничества между отцом и сыном, а, наоборот, в свете пересмотра концепции Фрейда его последователями Ш. Ференци, Дж.М. Мейссоном и преимущественно Р. Жираром, то есть первичны травматичные взаимоотношения между сыном и родителями, на фоне которых возникает соперничество, и только в связи с этим - эротическое влечение отца и сына к одной и той же женщине. Тем не менее символы, присущие в наблюдениях в ключе фрейдизма, например детская куртка, которую мать главного героя заставляет носить в присутствии его тайной возлюбленной, вырванная ею прядь его волос, потеря им ножа, которым он намеревался убить соперника, превосходство отца в верховой езде и хлыст, которым отец бьет Зинаиду, сохраняют свое значение для исследования. Сделан вывод о том, что для новеллы первичен отказ родителей Владимира соответствовать своей роли; это одновременно становится травмой для него, а для отца - основой для эротического соперничества. Когда же сын понимает, что Зинаида стала любовницей отца и тем более, что их отношения болезненны, это становится для него столь глубокой травмой и даже символической кастрацией, что в дальнейшей жизни Владимир неспособен любить и преодолевать обстоятельства ради осуществления своих намерений. В этой связи он скорее доживает свою жизнь и остается холостым.
Сонный паралич: на пересечении биологии и фольклора
Аннотация
Рассматривается понятие «сонный паралич» с точки зрения биологии и народной культуры. Приводятся ключевые составляющие данного понятия, выделенные различными авторами, затронуты основные проблемы, его касающиеся, в том числе соотношение биологического и культурного в контексте сонного паралича. Кроме того, описаны возможные интерпретации сонного паралича, мифологические персонажи, связанные с ним в фольклоре разных народов мира, и фольклорные жанры, в которых он находит отражение. Представлены примеры нарративов о случаях сонного паралича в фольклоре; вне культурной традиции, где известны ассоциированные с сонным параличом мифологические персонажи; а также пример появления мифологических персонажей, связанных с проявлениями сонного паралича, не в мифологическом тексте, а в других фольклорных жанрах.
Советский Союз в двух арабских романах
Аннотация
Анализируется изображение Советского Союза в двух арабских романах: «Лед» (2011) египтянина Суналлы Ибрагима и «Время красной свирели» (2012) кувейтки Сурайи аль-Баксами. В обширной арабской «эмигрантской» литературе имеется относительно мало художественных произведений, тематически связанных с СССР, хотя в 1960-1980-е гг. в этой стране учились тысячи арабских студентов. Среди пары десятков арабских авторов, писавших об СССР, очень немногие провели в стране больше нескольких месяцев, и их произведения, как правило, представляют идеализированные и довольно поверхностные образы Советского Союза. В отличие от них, Суналла Ибрагим и Сурайя аль-Баксами провели в 1970-х гг. довольно долгое время в Москве в статусе обычных студентов, и по этой причине их романы представляют гораздо более реалистичную картину Советского Союза. Без сколько-нибудь заметной теплоты по отношению к принимавшим их советским людям эти писатели затрагивают такие черты советской общественной и экономической жизни, как товарный дефицит, низкое качество советских товаров и услуг, незаконные валютные операции и тому подобное. Изображение ими Советского Союза противоречит представлению советских людей о том, как именно граждане из развивающихся стран воспринимали «страну победившего социализма».
Диаспорное сознание в современной индийской женской прозе на английском языке: краткий обзор
Аннотация
Диаспорная литература - ключевой термин в литературе, включающий в себя литературные произведения авторов, которые являются аутсайдерами для своей родной страны, но их творчество глубоко укоренено на родине, отражая местную культуру, происхождение, перемещение и т. д. Литературное творчество индийских женщин находится в авангарде литературы диаспоры. Появление индийских писательниц на литературном горизонте является важным событием в индийско-английской литературе. Эти женщины-писатели также внесли вклад в другие жанры, такие как драма, поэзия и короткие рассказы, не только на английском, но и на региональных языках: хинди, маратхи, бенгальский, панджаби, тамильский, каннада и др. Некоторые современные женщины-писательницы процветают, впечатляющим образом используя в своем творчестве форму басен, чтобы сосредоточиться на конкретных темах. Последние два десятилетия характеризуются расцветом творчества индийских женщин, писавших на английском языке и публиковавшихся как в Индии, так и за рубежом. Настоящая работа представляет собой обзор диаспорного сознания в избранных произведениях современных индийских писательниц. Предпринимается попытка осветить поиск идентичности тех женщин, которые сыграли решающую роль в самоопределении через свою литературную работу в диаспоре.
Журналистика
Вузовские СМИ 30-х годов ХХ века: историко-типологический анализ
Аннотация
Впервые в теории медиа рассматривается издание Московского государственного педагогического института имени А.С. Бубнова (МГПИ) - газета «Культармеец». Газета «Культармеец» - важный исторический документ, отразивший реалии научно-исследовательских процессов и общественно-политическую обстановку в учебных заведениях России в начале 1930-х гг. Здесь излагали свои научные и педагогические взгляды такие известные деятели образования, как Дмитрий Иванович Азбукин, Михаил Ефимович Дымент, здесь же публиковались студенты МГПИ, которые впоследствии стали известными учеными и литераторами в Армении (Гурген Овнан, Казар Айвазян и др). Исследуется история газеты «Культармеец», ее проблематика, особенности организации, впервые обнародован список редакторов. В качестве эмпирического материала использованы и введены в научный оборот некоторые, ранее не изученные, архивные документы по студенческим СМИ Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Центрального государственного архива Москвы (ЦГА), МГПИ имени А.С. Бубнова (протоколы заседаний парткома вуза). Анализ статей «Культармейца» вносит вклад в изучение истории отечественной педагогики и журналистики.
Корейские СМИ при американской военной администрации (1945-1948)
Аннотация
Вероятно, началом проамериканской тенденции развития корейских медиа стала редакционная политика СМИ Кореи середины XX в. Это предположение проверяется с помощью историко-типологического анализа корейских средств массовой информации периода американской военной администрации 1945-1948 гг. В контексте медиа дана характеристика политической ситуации того периода. Применены сравнительно-описательный метод и метод классификации. Представлены ранее не опубликованные сведения о структуре, языке и стиле, тираже, аудитории, тематической направленности двух газет, наиболее популярных в то время в Корее. Кроме того, выявлены наиболее значимые персоналии в сфере журналистики обозначенного периода. Исследование дает представление не только о политической ситуации и журналистике 1945-1948 гг., но и обращает внимание на истоки долгосрочного влияния, которое оказали Соединенные Штаты Америки на идеологическую трансформацию корейских СМИ. Обнаружено, что сначала американская военная администрация в Корее гарантировала и поддерживала свободу прессы, но затем была инспирирована антикоммунистическая политика и в Корее остались в основном проамериканские издания. Таким образом, именно со времен управления Кореей американской военной администрацией корейские медиа благосклонны к США и негативны к их оппонентам.
Прагматическая энантиосемия социально-политических терминов и ее отражение в современных медиа
Аннотация
Энантиосемия по степени регулярности уступает таким проявлениям системности, как полисемия или синонимия, однако она также занимает важное место в организации языковых ресурсов и проявляется на всех уровнях языка, в том числе в современном языке медиа. В исследовании речь идет об особом типе энантиосемии - прагматической энантиосемии общественно-политической терминологии, которая широко представлена в средствах массовой информации. С целью выявления социальных, психолингвистических и лингвокультурных причин возникновения прагматической энантиосемии изучены медийные контексты термина «оптимизация», при этом использовался метод дискурсивно-контекстуального и лингвопрагматического анализа, а также прием внутренней интроспекции, апеллирующий к языковой интуиции и знанию социальной и лингвокультурной ситуации. Показано, как кардинальное изменение прагматики термина формирует энантиосемию. Важным критерием изменений оказывается рефлексия авторов медийных сообщений по поводу не только понятия, но и самого термина. Семантика термина «оптимизация» поляризовалась относительно исходной: слово стало обозначать не улучшение, а ухудшение, уничтожение, слом, даже катастрофу, что позволяет говорить о формировании энантиосемии. Важно подчеркнуть, что изменение прагматики (а вместе с тем и семантического содержания) слова «оптимизация», которое произошло исключительно под влиянием экстралингвистических социальных факторов, привело к формированию именно энантиосемии, поскольку позитивный контекст остался, в принципе, возможен.
Позиционирование как дискурсивная стратегия
Аннотация
Предпринята попытка с точки зрения медиакоммуникационного подхода (основанного на теории филологии и теории коммуникации) определить связь между позиционированием и дискурсом. Предметом исследования выступает позиционирование как дискурсивная стратегия. Используется комплекс методов: синтез, сопоставительный анализ, интерпретативный анализ. С одной стороны, изучение позиционирования как дискурсивной практики предполагает анализ дискурса; с другой стороны, обозначение позиционирования как дискурсивной стратегии фокусируется на инструментах достижения цели (коммуникативных ходах, используемых во время позиционирования). Предлагается теоретическое обоснование позиционирования как дискурсивной стратегии, в основе которой заложен дискурс - речь, «погруженная в жизнь» (термин Н.Д. Арутюновой), выступающая, согласно авторской интерпретации, в роли средства коммуникации. Делается вывод, что позиционирование одновременно представляет собой коммуникативное воздействие, направленное на сознание принимающей стороны, и манипулятивное явление, реализация которого происходит посредством влияния на связи, имеющиеся в сознании индивида. В свою очередь актор, оперирующий позиционированием, способен достичь множества поставленных целей в ходе реализации коммуникативного акта.
Жанрово-форматные особенности развлекательного телевидения
Аннотация
Высококонкурентная цифровая среда обуславливает необходимость изучения контент-стратегий телеканалов, которые продолжают привлекать к экранам массовую аудиторию. На основе программной сетки телеканалов СТС, ТНТ и «Пятница» выявлена жанрово-форматная специфика современного ТВ. Проанализированы востребованные для программирования форматы, показана сезонная (с августа по декабрь 2021 г.) и недельная динамика контент-стратегий (вторник, пятница, воскресенье). Составлен список развлекательных телеформатов, создана матрица исследования на базе изучения теоретических источников и пилотного исследования. Анализ показал, что выбранные телеканалы имеют разные контент-стратегии. Телеканалы, дольше существующие на рынке и на сегодняшний день более успешные, выстраивают контент-стратегию, обращаясь преимущественно к форматам нежурналистского контента, в первую очередь телевизионным фильмам и сериалам. Среди журналистских развлекательных программ востребованными оказались юмористические шоу, тревел- и реалити-шоу. Отмечено, что контент-стратегии всех изученных телевизионных каналов в будние дни, пятницу и воскресенье отличались.
Сравнение как средство убеждения и инструмент манипуляции: особенности применения в медиапространстве
Аннотация
Манипулятивные приемы вербальной коммуникации сравнительно недавно переместились в фокус исследовательского внимания (классическая риторика была сосредоточена на честной аргументации и затрагивала проблему манипулирования только в части критики «негодных приемов убеждения», которыми пользовались софисты). В многочисленных современных исследованиях к манипулятивным приемам причисляется фактически вся тропика, и остается неясным, что переводит способ усиления изобразительности и выразительности в деструктивный прием скрытного воздействия. Конечно, эта неясность порождается природой объекта: для объяснения манипулятивности необходимо погружаться в сферы интенционального, с трудом поддающегося верификации. Однако разграничивать тропику в ее исконной роли, с одной стороны, и в манипулятивных целях, с другой, - чрезвычайно важно. С помощью дискурсивного анализа, позволяющего идентифицировать манипуляцию, с использованием индуктивно-дедуктивного метода и метода лингвопрагматического анализа анализируются условия, при которых применение языковых средств вообще и тропа «сравнение» в частности становится манипулятивным. Делается попытка на примере тропа «сравнение» прояснить условия его некорректного, то есть манипулятивного, использования. Манипуляция деструктивна, даже если опирается на тропику, потому для окультуривания публичного пространства ее нужно хорошо опознавать.
Анализ представленности экологической проблематики в социальных сетях региональных интернет-СМИ
Аннотация
Выполнен количественный анализ экологического контента в профильных группах социальных сетей региональных интернет-СМИ, а именно в популярной среди молодежи соцсети «ВКонтакте». Представлена попытка измерить степень вовлеченности медиааудитории в экологическую проблематику региона, дана оценка социальной рефлексии по поводу экологических текстов. Выявлена динамика (через лайки, репосты и комментарии) социального самочувствия, характерного для аудитории региональных интернет-СМИ. В качестве эмпирического материала использовались наиболее популярные ресурсы - сетевые издания 74.ru и 1obl.ru. Представлен теоретический обзор источников по изучаемому вопросу, в том числе работы отечественных и зарубежных ученых разных специальностей. Достигнуты качественные результаты: выявлены языковые особенности конструирования текстов, отражающие реакцию аудитории на экологические события. Новизна исследования заключается в выбранном подходе и ракурсе рассмотрения проблемы, в комбинации используемых методов для сбора данных, в частности проведен сравнительный анализ подачи экологической информации в официальных источниках СМИ и их представленность в социальных сетях. Основной вывод, полученный в ходе исследования, заключается в том, что экотексты проблемного в экологическом отношении региона не обеспечивают высокую вовлеченность пользователей, при этом они косвенно выражают поведенческие намерения, реакции аудитории, в том числе социальное самочувствие.
Сдвиг медиапотребления в России: обзор тенденций (2016-2021)
Аннотация
Глубокое проникновение интернета в Россию, массовое распространение смартфонов и вступление во взрослую жизнь представителей цифрового поколения привели к существенным изменениям в потреблении медиа последнего пятилетия. Можно констатировать, что поступательные количественные трансформации обернулись качественным цифровым сдвигом. Объемы использования цифровых медиа растут: почти во всех возрастных группах использование мессенджеров, социальных сетей, поисковиков, онлайн-видеосервисов превосходит традиционные медиа. В 2021 г. цифровые платформы заняли восемь первых мест в рейтинге медиаплощадок по размерам аудитории в России. Одновременно с этим наблюдается снижение телесмотрения, растет фрагментация аудитории, а самым популярным видеосервисом в стране стала платформа YouTube. Падает интерес к чтению газет, журналов, прослушиванию эфирного радио. По значимости источников новостей и доверию к ним интернет превосходит телевидение во всех аудиториях. В исследовании приводятся статистические данные, не опубликованные прежде. Комплексный анализ выявленных тенденций развития цифровых медиа позволил сделать концептуальный вывод о качественном сдвиге медиапотребления в России в период 2016-2021 гг.: этот временной промежуток обозначен впервые.
РЕЦЕНЗИИ
Новый подход к преподаванию русского языка журналистам. Рецензия на книгу: Глазков А.В. Семантика: от слова к тексту: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022. 490 с.
Аннотация
Анализируется учебник по курсу «Современный русский язык» для студентов-журналистов. Отмечено, что автор предлагает новый, основанный на семантике подход. Книга состоит из трех частей: слово, предложение и текст. Каждая часть демонстрирует, как элементы соответствующего уровня участвуют в процессе создания значений. Все примеры для иллюстрации и анализа взяты из современных российских средств массовой информации. Учебник соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего образования и рекомендован учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника и практикума для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям.
Ученый-инноватор, творец и созидатель. Рецензия на книгу: М.И. Кривошеев. Строки судьбы. Мемуары патриарха телевидения / ред. Г.Е. Иткис, А.М. Кривошеева, А.К. Карагезьян. М.: ВегаПринт, 2022. 384 с.
Аннотация
Необычная по замыслу книга издана к 100-летию советского и российского ученого доктора технических наук, профессора Марка Иосифовича Кривошеева (1922-2018), который внес неоспоримый вклад в развитие ТВ-вещания в мире. Его заслуги и изобретения признаны отечественными и зарубежными техническими специалистами и международными организациями, такими как Международный союз электросвязи. Особенность книги в том, что она основана на личных записях профессора, что представляет главную ценность, позволяя читателю понять точку зрения очевидца событий на разных этапах истории. Эта книга - рассказ ее основного автора (в книге есть дополняющие ремарки-пояснения) о сложном пути становления платформы ТВ-вещания и развития телевидения, прошедшего этапы от младенчества до многопрограммного цифрового интерактивного ТВ-вещания. Есть в ней и вкрапления из личной жизни ученого, начиная с детства, что фокусирует внимание на деловых качествах ученого-инноватора. Представлен анализ аспектов и тенденций развития современного цифрового телевидения, обосновываются важные для формирования личности ученого-исследователя черты характера.