Космогоноэсхатологический и пасхальный архетипы в творчестве Даниила Хармса 1930-х гг.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучается динамика творчества Д.И. Хармса 1930-х гг.: если его раннее творчество функционирует в соответствии с представлениями о космогоноэсхатологическом архетипе, то позднее он обращается к пасхальному архетипу, в особенности в повести «Старуха» (1939), которая может быть описана как финальная точка отказа от авангарда. Цель исследования - показать процесс перехода Хармса от космогоноэсхато-логического к пасхальному архетипу. Этот процесс в творчестве Хармса описывается впервые. Материал исследования - произведения Хармса 1930-х гг. Методология исследования определяется современными теоретическими представлениями о категориях архетипа и мифа. Переход от космогоноэсхатологического архетипа к пасхальному начинается в творчестве Хармса рассказом «Утро» (1931). В этом рассказе Хармс сосредотачивается на описании быта, при этом главным мотивом в рассказе становится мотив ожидания чуда, которое так и не произойдет. Данный рассказ отличается от предшествующих произведений Хармса и показывает отход писателя от позиций собственных философских трактатов 1927-1931-х гг. и от свойственного авангарду типу мышления - космогоноэсхатологического архетипа. Это приводит к разрушению в его творчестве мифа как картины мира, объясняющей мир, к формированию сюжета сомнения, функционирование которого приводит к тотальной бессвязности и разобщенности в его поэтике. Итогом становится повесть «Старуха», в которой актуализируется архетип Пасхи, в результате чего происходит связанное с обращением к Богу духовное возрождение героя.

Об авторах

Александр Владимирович Корнеев

Томский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: alexxlea2013@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8021-2542

аспирант, кафедра русской и зарубежной литературы

Российская Федерация, 634050, Томск, пр-кт Ленина, д. 36

Список литературы

  1. Есаулов И.А. Пасхальный архетип русской литературы как фактор жанропорождения // Дергачевские чтения. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2009. Т. 1. С. 164-173.
  2. Кобринский А.А. Даниил Хармс. М.: Молодая гвардия, 2008. 501 с.
  3. Козина Т.Н. Эволюция пасхального архетипа. Тамбов: Юком, 2019. 80 с.
  4. Корнеев А.В. Архетип Пасхи в повести «Старуха» Даниила Хармса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 7. С. 1969-1974. https://doi.org/10.30853/phil210359
  5. Корнеев А.В. Метанойа Даниила Хармса: переход от космогоноэсхатологического к христианскому мифу и отказ от авангарда // Имагология и компаративистика. 2022. № 17. С. 98-111. https://doi.org/10.17223/24099554/17/5
  6. Кувшинов Ф.В. Оккультизм в творчестве Д.И. Хармса // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 14-18.
  7. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
  8. Хармс Д.И. Записные книжки. Дневник: в 2 кн. Кн. 1 // Полное собрание сочинений. СПб.: Академический проект, 2002. 484 с.
  9. Хармс Д.И. Собрание сочинений: в 3 т. СПб.: Азбука; Азубка-Аттикус, 2011.
  10. Хомякова О.Р. Конфликт как категория литературоведения: аналитические стратегии исследования // Вестник Российский университет дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. Т. 26. № 3. С. 501-510. http://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-3-501-510
  11. Шадрин А.А. Реальность пограничного существования «Я» в «Мыре» Даниила Хармса. Ижевск: Удмуртский университет, 2009. 122 с.

© Корнеев А.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах