Анализ представленности экологической проблематики в социальных сетях региональных интернет-СМИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Выполнен количественный анализ экологического контента в профильных группах социальных сетей региональных интернет-СМИ, а именно в популярной среди молодежи соцсети «ВКонтакте». Представлена попытка измерить степень вовлеченности медиааудитории в экологическую проблематику региона, дана оценка социальной рефлексии по поводу экологических текстов. Выявлена динамика (через лайки, репосты и комментарии) социального самочувствия, характерного для аудитории региональных интернет-СМИ. В качестве эмпирического материала использовались наиболее популярные ресурсы - сетевые издания 74.ru и 1obl.ru. Представлен теоретический обзор источников по изучаемому вопросу, в том числе работы отечественных и зарубежных ученых разных специальностей. Достигнуты качественные результаты: выявлены языковые особенности конструирования текстов, отражающие реакцию аудитории на экологические события. Новизна исследования заключается в выбранном подходе и ракурсе рассмотрения проблемы, в комбинации используемых методов для сбора данных, в частности проведен сравнительный анализ подачи экологической информации в официальных источниках СМИ и их представленность в социальных сетях. Основной вывод, полученный в ходе исследования, заключается в том, что экотексты проблемного в экологическом отношении региона не обеспечивают высокую вовлеченность пользователей, при этом они косвенно выражают поведенческие намерения, реакции аудитории, в том числе социальное самочувствие.

Об авторах

Лидия Камиловна Лободенко

Южно-Уральский государственный университет

Email: lobodenkolk@susu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0809-1686

доктор филологических наук, директор Института медиа и социально-гуманитарных наук, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью

Российская Федерация, 454080 Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76

Ольга Владимировна Перевозова

Южно-Уральский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: perevozovaov@susu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1593-1727

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью

Российская Федерация, 454080 Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76

Анна Борисовна Череднякова

Южно-Уральский государственный университет

Email: cheredniakovaab@susu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5681-8800

доктор педагогических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью

Российская Федерация, 454080 Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76

Ольга Юрьевна Харитонова

Южно-Уральский государственный университет

Email: kharitonovaoi@susu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6124-3055

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью

Российская Федерация, 454080 Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76

Список литературы

  1. Анисимова А.С. Интернет-отношения в современном обществе: проблемы упорядочения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2016. Т. 30. № 1. С. 58-63.
  2. Добринская Д.Е. Социологическое осмысление интернета: теоретические подходы к исследованию сети // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. Т. 22. № 3. С. 21-40. http://doi.org/10.24290/1029-3736-2016-22-4-43-64
  3. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 145-152.
  4. Жбанникова О.Д. Формы и методы освещения экологических проблем в российских интернет-ресурсах. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2016. 62 с.
  5. Лободенко Л.К., Баштанар И.М. Региональные интернет-СМИ в социальных сетях: трансформация медиаконтента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. Т. 69. № 5. Ч. 3. С. 29-34.
  6. Обухов К.Н. Сеть как социальная структура: модель сетевой коммуникации в теории М. Кастельса // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 3. № 1. С. 107-110.
  7. Селезенев Р.С., Скрипак Р.И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-3. С. 125-131.
  8. Bennett L.W. Communicating global activism: strengths and vulnerabilities of networked politics // Information, Communication & Society. 2003. Vol. 6. No. 2. Pp. 143-168. http://doi.org/10.1080/1369118032000093860
  9. Han R., Xu J. A Comparative study of the role of interpersonal communication, traditional media and social media in pro-environmental behavior: a China-based study // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No. 6. 1883. http://doi.org/10.3390/ijerph17061883
  10. Han W., McCabe S., Wang Y., Chong A.Y.L. Evaluating user-generated content in social media: an effective approach to encouraging greater pro-environmental behavior in tourism? // Journal of Sustainable Tourism. 2018. Vol. 26. No. 4. Pp. 600-614. http://doi.org/10.1080/09669582.2017.1372442
  11. Hynes N., Wilson J. I do it, but don't tell anyone! Personal values, personal and social norms: can social media play a role in changing pro-environmental behaviours? // Technological Forecasting and Social Change. 2016. Vol. 111. Pp. 349-359. http://doi.org/10.1016/J.TECHFORE.2016.06.034
  12. Karpus Ch.T. Fifteen minutes of shame: social media and 21st century environmental activism // Villanova Law Environmental Law Journal. 2018. Vol. 29. No. 1. P. 101.
  13. Liu Y., Li X. Pro-environmental behavior predicted by media exposure, SNS involvement, and cognitive and normative factors // Environmental Communication. 2021. Vol. 15. No. 7. Pp. 954-968. http://doi.org/10.1080/17524032.2021.1922479
  14. Ma D. Visualizing of social media data: mapping changing social networks. Dis. Theses. University of Twente, 2012. 57 p.
  15. Malathi A., Radha D. Analysis and visualization of social media networks // In 2016 International Conference on Computation System and Information Technology for Sustainable Solutions. IEEE, 2016. Pp. 58-63. http://doi.org/10.1109/CSITSS.2016.7779440
  16. Muniz-Rodriguez K., Ofori S.K., Bayliss L.C., Schwind J.S., Diallo K., Liu M., Yin J., Chowell G., Fung I.C.H. Social media use in emergency response to natural disasters: a systematic review with a public health perspective // Disaster Medicine and Public Health Preparedness. Vol. 14. No. 1. Pp. 139-149. http://doi.org/10.1017/dmp.2020.3
  17. Nielsen R.K., Schrøder K.C. The relative importance of social media for accessing, finding and engaging with news: an eight-country cross-media comparison // Digital Journalism. 2014. Vol. 2. No. 4. Pp. 472-489. http://doi.org/10.1080/21670811.2013.872420
  18. Slaughter L.D. TreeHuggerTV: re-visualizing environmental activism in the post-network era // Environmental Communication: A Journal of Nature and Culture. 2008. Vol. 2. No. 2. Pp. 212-228. http://doi.org/10.1080/17524030802141760
  19. Snook K., Duke C., Finch K., Fu K.-W., Tse Z.T.H., Adhikari A., Fung I.C.-H. How social media is used during natural disasters, environmental disasters, and other environmental concerns: a scoping review // 8th Annual Conference on the Science of Dissemination and Implementation in Health. URL: https://academyhealth.confex.com/academyhealth/2015di/meetingapp.cgi/Paper/7749 (accessed: 09.05.2022).
  20. Sovacool B.K., Xu X., De Rubens G.Z., Chen C.-F. Social media and disasters: human security, environmental racism, and crisis communication in hurricane Irma response // Environmental Sociology. 2020. Vol. 6. No 3. Pp. 291-306. http://doi.org/10.1080/23251042.2020.1753310

© Лободенко Л.К., Перевозова О.В., Череднякова А.Б., Харитонова О.Ю., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах