Анализ представленности экологической проблематики в социальных сетях региональных интернет-СМИ
- Авторы: Лободенко Л.К.1, Перевозова О.В.1, Череднякова А.Б.1, Харитонова О.Ю.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный университет
- Выпуск: Том 27, № 3 (2022)
- Страницы: 600-614
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/32313
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-3-600-614
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Выполнен количественный анализ экологического контента в профильных группах социальных сетей региональных интернет-СМИ, а именно в популярной среди молодежи соцсети «ВКонтакте». Представлена попытка измерить степень вовлеченности медиааудитории в экологическую проблематику региона, дана оценка социальной рефлексии по поводу экологических текстов. Выявлена динамика (через лайки, репосты и комментарии) социального самочувствия, характерного для аудитории региональных интернет-СМИ. В качестве эмпирического материала использовались наиболее популярные ресурсы - сетевые издания 74.ru и 1obl.ru. Представлен теоретический обзор источников по изучаемому вопросу, в том числе работы отечественных и зарубежных ученых разных специальностей. Достигнуты качественные результаты: выявлены языковые особенности конструирования текстов, отражающие реакцию аудитории на экологические события. Новизна исследования заключается в выбранном подходе и ракурсе рассмотрения проблемы, в комбинации используемых методов для сбора данных, в частности проведен сравнительный анализ подачи экологической информации в официальных источниках СМИ и их представленность в социальных сетях. Основной вывод, полученный в ходе исследования, заключается в том, что экотексты проблемного в экологическом отношении региона не обеспечивают высокую вовлеченность пользователей, при этом они косвенно выражают поведенческие намерения, реакции аудитории, в том числе социальное самочувствие.
Об авторах
Лидия Камиловна Лободенко
Южно-Уральский государственный университет
Email: lobodenkolk@susu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0809-1686
доктор филологических наук, директор Института медиа и социально-гуманитарных наук, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью
Российская Федерация, 454080 Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76Ольга Владимировна Перевозова
Южно-Уральский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: perevozovaov@susu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1593-1727
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью
Российская Федерация, 454080 Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76Анна Борисовна Череднякова
Южно-Уральский государственный университет
Email: cheredniakovaab@susu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5681-8800
доктор педагогических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью
Российская Федерация, 454080 Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76Ольга Юрьевна Харитонова
Южно-Уральский государственный университет
Email: kharitonovaoi@susu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6124-3055
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью
Российская Федерация, 454080 Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76Список литературы
- Анисимова А.С. Интернет-отношения в современном обществе: проблемы упорядочения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2016. Т. 30. № 1. С. 58-63.
- Добринская Д.Е. Социологическое осмысление интернета: теоретические подходы к исследованию сети // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. Т. 22. № 3. С. 21-40. http://doi.org/10.24290/1029-3736-2016-22-4-43-64
- Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 145-152.
- Жбанникова О.Д. Формы и методы освещения экологических проблем в российских интернет-ресурсах. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2016. 62 с.
- Лободенко Л.К., Баштанар И.М. Региональные интернет-СМИ в социальных сетях: трансформация медиаконтента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. Т. 69. № 5. Ч. 3. С. 29-34.
- Обухов К.Н. Сеть как социальная структура: модель сетевой коммуникации в теории М. Кастельса // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 3. № 1. С. 107-110.
- Селезенев Р.С., Скрипак Р.И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-3. С. 125-131.
- Bennett L.W. Communicating global activism: strengths and vulnerabilities of networked politics // Information, Communication & Society. 2003. Vol. 6. No. 2. Pp. 143-168. http://doi.org/10.1080/1369118032000093860
- Han R., Xu J. A Comparative study of the role of interpersonal communication, traditional media and social media in pro-environmental behavior: a China-based study // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No. 6. 1883. http://doi.org/10.3390/ijerph17061883
- Han W., McCabe S., Wang Y., Chong A.Y.L. Evaluating user-generated content in social media: an effective approach to encouraging greater pro-environmental behavior in tourism? // Journal of Sustainable Tourism. 2018. Vol. 26. No. 4. Pp. 600-614. http://doi.org/10.1080/09669582.2017.1372442
- Hynes N., Wilson J. I do it, but don't tell anyone! Personal values, personal and social norms: can social media play a role in changing pro-environmental behaviours? // Technological Forecasting and Social Change. 2016. Vol. 111. Pp. 349-359. http://doi.org/10.1016/J.TECHFORE.2016.06.034
- Karpus Ch.T. Fifteen minutes of shame: social media and 21st century environmental activism // Villanova Law Environmental Law Journal. 2018. Vol. 29. No. 1. P. 101.
- Liu Y., Li X. Pro-environmental behavior predicted by media exposure, SNS involvement, and cognitive and normative factors // Environmental Communication. 2021. Vol. 15. No. 7. Pp. 954-968. http://doi.org/10.1080/17524032.2021.1922479
- Ma D. Visualizing of social media data: mapping changing social networks. Dis. Theses. University of Twente, 2012. 57 p.
- Malathi A., Radha D. Analysis and visualization of social media networks // In 2016 International Conference on Computation System and Information Technology for Sustainable Solutions. IEEE, 2016. Pp. 58-63. http://doi.org/10.1109/CSITSS.2016.7779440
- Muniz-Rodriguez K., Ofori S.K., Bayliss L.C., Schwind J.S., Diallo K., Liu M., Yin J., Chowell G., Fung I.C.H. Social media use in emergency response to natural disasters: a systematic review with a public health perspective // Disaster Medicine and Public Health Preparedness. Vol. 14. No. 1. Pp. 139-149. http://doi.org/10.1017/dmp.2020.3
- Nielsen R.K., Schrøder K.C. The relative importance of social media for accessing, finding and engaging with news: an eight-country cross-media comparison // Digital Journalism. 2014. Vol. 2. No. 4. Pp. 472-489. http://doi.org/10.1080/21670811.2013.872420
- Slaughter L.D. TreeHuggerTV: re-visualizing environmental activism in the post-network era // Environmental Communication: A Journal of Nature and Culture. 2008. Vol. 2. No. 2. Pp. 212-228. http://doi.org/10.1080/17524030802141760
- Snook K., Duke C., Finch K., Fu K.-W., Tse Z.T.H., Adhikari A., Fung I.C.-H. How social media is used during natural disasters, environmental disasters, and other environmental concerns: a scoping review // 8th Annual Conference on the Science of Dissemination and Implementation in Health. URL: https://academyhealth.confex.com/academyhealth/2015di/meetingapp.cgi/Paper/7749 (accessed: 09.05.2022).
- Sovacool B.K., Xu X., De Rubens G.Z., Chen C.-F. Social media and disasters: human security, environmental racism, and crisis communication in hurricane Irma response // Environmental Sociology. 2020. Vol. 6. No 3. Pp. 291-306. http://doi.org/10.1080/23251042.2020.1753310