Том 15, № 4 (2018)

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ

Организация взаимодействия между преподавателем и студентами в ходе обучения созданию и использованию электронных образовательных материалов

Заславская О.Ю.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассмотрены подходы, позволяющие организовать подготовку студентов в области разработки и использования электронных образовательных материалов для поддержки научно-методической и организационно-управленческой деятельности работников образовательных организаций. Актуальной проблемой подготовки студентов в современных условиях цифровизации является необходимость особым образом организовать их обучение по проектированию как структуры электронного образовательного ресурса, так и выбора содержания, способов применения полученного продукта. Цель статьи - описание рекомендаций по организации такого взаимодействия между преподавателем и студентами на примере использования информационной образовательной среды проекта «Московская электронная школа» (МЭШ). Методология. Банк данных включает в себя надежные критерии и механизмы оценки качества образовательных электронных ресурсов библиотеки МЭШ, а также приемы освоения конструктора сценариев интерактивного урока и редактора диагностических материалов. Результаты. Целью создания и использования электронных образовательных материалов проекта МЭШ для поддержки научно-методической и организационно-управленческой деятельности работников образовательных организаций в рамках изучения курса «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании» является овладение студентами навыками уверенной и эффективной работы в новой системе. В результате организации подобного взаимодействия преподавателя и студента проанализировано около 1000 образовательных электронных ресурсов МЭШ. Среди них: сценарии интерактивных уроков, тесты, атомарный контент. В связи с тем, что ведущую роль в наполнении информационной образовательной среды МЭШ играют сценарии уроков и диагностические материалы, именно их анализу было уделено наибольшее внимание. Заключение. В ходе реализации учебного модуля «Информационная образовательная среда МЭШ» в рамках дисциплины «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании» были изучены и проанализированы дидактические особенности различных образовательных электронных ресурсов библиотеки МЭШ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018;15(4):351-362
pages 351-362 views

Натурный эксперимент с применением средств информационно-коммуникационных технологий и мобильных устройств как инструмент формирования исследовательских умений студентов

Аксенова О.В., Бодряков В.Ю.

Аннотация

На современном этапе развития образования одним из приоритетных методов обучения является исследовательский метод. Авторами разработана система лабораторных работ по математике, воплощающая исследовательский метод обучения. В статье в качестве примера описывается одна из лабораторных работ «Определение числа е путем измерения параметров цепной линии», выполняя которую студенты получают конкретные навыки постановки и проведения натурного эксперимента, документального оформления и представления результатов исследования. Приведены теоретическое обоснование лабораторной работы и фактические результаты определения числа е (основание натуральных логарифмов), полученные в ходе эксперимента.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018;15(4):363-372
pages 363-372 views

Использование технологии «веб-квест» в профессиональном самоопределении

Царапкина Ю.М., Якубова Э.Ю.

Аннотация

Цель данной работы заключается в анализе теоретических исследований информационных технологий и опытно-экспериментального исследования среди старшеклассников и студентов для изучения профориентационной направленности, выбора приоритетов в профессии и эффективности применения веб-квестов в профориентации молодежи. В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, теоретический и практический анализ педагогических идей. На основе результатов проведенных исследований был разработан профориентационный информационно-практический веб-квест «В мире IT-профессий». Использование предложенного веб-квеста позволит сформировать у молодых людей представление о профессиях сферы IT, требованиях, предъявляемых к человеку в данной профессии, поможет ориентировочно выявить их личные и профессиональные интересы и склонности, а также будет способствовать формированию готовности школьников и студентов самостоятельно и осознанно подходить к решению вопроса своего профессионального развития.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018;15(4):373-381
pages 373-381 views

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ

Задачный подход при обучении разделу «Логика» школьного курса информатики в условиях использования мобильных информационных систем

Камянецкий С.Ю.

Аннотация

В статье актуализируется проблема преподавания раздела «Логика» в рамках изучения дисциплины «Информатика» в условиях необходимости совершенствования образовательного процесса. Автор рассматривает решение данной проблемы с позиций разработки многоуровневых мобильных компьютерных задачников, позволяющих оптимизировать процесс обучения с учетом требований интенсификации учебно-познавательной деятельности. В статье выделены уровни усвоения логических знаний, приведены примеры задач для каждого уровня, а также дана краткая характеристика сущностного содержания уровня овладения знаниями логики.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018;15(4):382-387
pages 382-387 views

Обучение объектно-ориентированному программированию бакалавров прикладной информатики: реализация модели обучения на основе двух согласованных дисциплин

Шкарбан Ф.В.

Аннотация

В статье описывается модель обучения объектно-ориентированному программированию студентов младших курсов ИТ-специальностей вузов в рамках двух согласованных дисциплин, одна из которых нацелена на формирование базовых концепций объектно-ориентированной парадигмы, а вторая на освоение конкретного объектно-ориентированного языка. Раскрываются особенности соответствующей методики, обосновывается выбор визуальных учебных сред Alice и Scratch, описываются методические аспекты реализации каждой из двух указанных дисциплин. Приводятся результаты педагогического эксперимента, проведенного в Крымском инженерно-педагогическом университете, подтверждающего эффективность предлагаемой методики при обучении бакалавров прикладной информатики.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018;15(4):388-397
pages 388-397 views

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Гуманитарные знания в содержании обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений

Корнилов В.С.

Аннотация

Проблема и цель. В настоящее время гуманитаризация является тенденцией развития многих научных и образовательных областей, к числу которых, бесспорно, относится и прикладная математика. Очевиден существенный вклад прикладной математики в развитие человеческой цивилизации. Вместе с тем широко известно, что в некоторых случаях практическая реализация прикладных исследований влечет за собой глобальные экологические проблемы. Происходят необратимые негативные процессы в окружающей среде. Подобные ситуации неизбежно приводят к противоречию современных достижений мировой науки и ее социально-нравственных аспектов. Это проблема осознается не только учеными. Неслучайно одним из направлений совершенствования российской системы образования является гуманитаризация математического образования, концепция содержания которой разрабатываться с девяностых годов прошлого столетия. Одним из аспектов гуманитаризации математического образования является экологическое воспитание студентов. Определенный вклад в формирование экологического воспитания студентов физико-математических специальностей вузов вносит обучение обратным задачам для дифференциальных уравнений, содержание которого формируется на основе теории обратных задач для дифференциальных уравнений. В связи с чем в процессе обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений реализуются такие цели, как: знакомство студентов с основами гуманитарного анализа прикладных исследований, научение студентов самостоятельно формулировать логические выводы прикладного и гуманитарного характера по результатам исследования обратной задачи для дифференциальных уравнений. Методология. Достижение отмеченных выше дидактических целей обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений во многом обеспечивается тем, насколько успешно будут осуществлены на практике следующие дидактические задачи обучения: 1. реализация гуманитарного потенциала обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений; 2. формирование у студентов умений и навыков самостоятельного анализа прикладного и гуманитарного характера результатов исследования обратных задач для дифференциальных уравнений; 3. обоснование роли прикладной и вычислительной математики в развитии человеческой цивилизации. Кроме того, в процессе обучения студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений целесообразно реализовывать систему гуманитарно-ориентированных учебных занятий. Это обусловлено тем, что в процессе такого обучения студенты приобретают фундаментальные знания не только в области математических методов исследования подобных прикладных задач. В процессе обучения обратным задачам студентам прививаются черты гуманитаризации. Результаты. В процессе обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений студенты приобретают умения и навыки анализировать полученные решения обратных задач, формулировать логические выводы об экологическом состоянии воздушного пространства, земной или водной среды, применять численные результаты решений обратных задач в гуманитарном анализе прикладных исследований. Заключение. Фундаментальные знания в области обратных задач для дифференциальных уравнений, умения и навыки использования этих знаний в своей профессиональной деятельности, обладание гуманитарной культурой, осознание гуманных отношений своей прикладной деятельности с окружающей средой и обществом способствует формированию у студентов духовности, развитию мировоззрения и осознания сопричастности к цивилизованному развитию общества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018;15(4):398-409
pages 398-409 views

Использование LMS Moodle при обучении иностранному языку в вузе (опыт ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ»)

Худолей Н.В.

Аннотация

Автор описывает преимущества работы с системой LMS Moodle при обучении иностранному языку в высшей школе, опираясь на собственный опыт создания и внедрения в учебный процесс ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» электронных курсов по дисциплине «Иностранный язык». Рассматриваются широкие информационно-коммуникационные и педагогические возможности системы Moodle в целом, а также предлагается и обосновывается определенная методика работы с наиболее перспективным для создания электронного курса «Иностранный язык» инструментарием Moodle. Демонстрируется, как при помощи учебных элементов системы Moodle преподаватель иностранного языка может разместить учебные и контролирующие материалы в эффективной интерактивной форме, ввести неограниченное количество дополнительных материалов, повысить качество самоконтроля обучаемых при работе с учебным материалом, обеспечить объективный контроль усвоения учебного материала студентами. Делается вывод о целесообразности использования в учебном процессе вуза, наряду с традиционной формой обучения иностранному языку, электронных курсов «Иностранный язык» на платформе LMS Moodle.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018;15(4):410-423
pages 410-423 views

Таблицы как протокол интерфейса ввода массовых тестов по латинскому и другим языкам в персональной информационной системе преподавателя: комплексная технология для Word, Excel, Quizlet, Gift и Moodle

Матухин П.Г., Провоторова Е.А., Грачева О.А., Комиссарова Н.В., Рыбакова И.В.

Аннотация

В статье представлены результаты проекта по созданию и внедрению в процесс обучения языковым дисциплинам (латинский и английский языки, РКИ) авторской информационной системы (АИС). Выявлены проблемы комбинированного применения СДО Moodle и специальных средств обучения языкам типа Quizlet. Поставлен вопрос унификации формата массовых тестов и их импорта в обучающие среды. Исходной формой организации массивов тестового материала являются списки Word или таблицы Excel. Предложена структура таблицы как формы интерфейса АИС преподавателя. Описан автоматизированный процесс преобразования массивов из таблиц Word и Excel в Gift с целью импорта в Moodle и Quizleт. Показано, что использование табличного интерфейса позволяет реализовать эффективную комбинированную технологию импорта массовых тестовых заданий в различные среды обучения языковым дисциплинам.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018;15(4):424-431
pages 424-431 views

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Использование технологий m-learning в высшем образовании: проблемы и перспективы

Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Белоглазова И.А., Трубачеев Е.В., Мальцев О.Л., Клёцкин А.А., Печерский Д.К., Блохин М.Р.

Аннотация

В статье рассматривается проблема недостаточного распространения и изучения практики применения в образовании мобильных цифровых устройств, хотя использование информационных технологий в образовании является повсеместным и активно обсуждаемым. Широкое распространение мобильных цифровых устройств привело к активному использованию студентами мобильных приложений для решения учебных задач. Однако институциональная реакция на новый тренд со стороны учебных заведений остается крайне ограниченной и носит преимущественно экспериментальный характер. Приведены обзор и анализ современной практики интеграции мобильных технологий в образовательный процесс. Выявлено, что мобильные технологии могут успешно применяться не только в качестве альтернативного способа доступа к образовательным ресурсам, но также для реорганизации и повышения гибкости учебного процесса, расширения возможностей взаимодействия студентов, преподавателей и администрации, углубления опыта непосредственно в ходе аудиторной работы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018;15(4):432-442
pages 432-442 views

Использование корпоративного браузера как средства повышения информационной безопасности образовательной организации

Заславский А.А.

Аннотация

Проблема и цель. Безопасность входа в сеть Интернет через браузер напрямую влияет на общую информационную безопасность образовательной организации. В статье рассматривается использование собственной сборки браузера (корпоративный браузер) как средства повышения информационной безопасности образовательной организации. Приводятся алгоритм, основные шаги и технические особенности создания корпоративного браузера, а также последовательность организационных действий для внедрения его в работу образовательной организации. Особое внимание уделяется настройкам безопасности корпоративного браузера. Методология. Для решения поставленных задач в статье описана методика создания собственного корпоративного браузера в общих шагах, понятных для начинающих системных администраторов. Используются исходные коды и инструменты обеспечения переносимости браузера, создание самораспаковывающихся архивов. Особое внимание уделено плагинам обеспечения информационной безопасности. Результаты. Анализ используемых средств информационной безопасности и ежедневной деятельности сотрудников образовательной организации позволил сделать вывод, что создание и внедрение единого корпоративного браузера - важный шаг для обеспечения информационной безопасности, требующий четкого выполнения административных, организационных и технических действий. Заключение. Использование корпоративного браузера в образовательной организации играет значимую роль в повышении уровня информационной безопасности ввиду простоты и массовости своего использования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018;15(4):443-450
pages 443-450 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах