Международная практика профессиональной переподготовки педагогических кадров в условиях цифровизации педагогического образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Рассматриваются существующие мировые практики профессиональной переподготовки в условиях цифровизации. Актуальным становится поиск эффективного механизма трансформации профессиональной переподготовки, который обеспечил бы преимущество национальной системе образования в условиях цифровизации. Существующие практики включают государственные инициативы и требования, которые поддерживают и помогают новым кандидатам в педагогической профессии сменить свои карьерные предпочтения без значительных препятствий, что является новым в реализации способов организации профессиональной переподготовки. Методология. Анализировались научные публикации и материалы из открытых источников сети Интернет, в том числе материалы аналитических отчетов зарубежных организаций различных стран мира, описывающие практику реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Результаты. Приводится обоснование, подходы и практика международного опыта применения эффективных механизмов в организации системы профессиональной переподготовки в условиях цифровизации педагогического образования. Подчеркиваются особенности такой трансформации, что позволяет обеспечить выработку возможных управленческих решений для отечественной системы образования. Заключение. Представленный международный опыт можно использовать в процессе разработки эффективных модельных решений для отечественной системы профессиональной переподготовки педагогических кадров. Обучение цифровым навыкам реализуется системно при поддержке органов власти, а профессиональная переподготовка в условиях цифровизации открывает возможность формирования карьерного пути при поддержке кураторов и служб занятости с помощью современных информационных технологий.

Об авторах

Анастасия Юрьевна Сувирова

Московский городской педагогический университет

Email: SuvirovaAU@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2086-4960

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, лаборатория исследования образовательной политики, управление стратегического развития

Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4

Сергей Михайлович Лесин

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: LesinSM@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0478-4343

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования, институт непрерывного образования

Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4

Наталия Николаевна Шевелева

Московский городской педагогический университет

Email: SheveljovaNN@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1269-5930

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогических технологий непрерывного образования

Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4

Николай Викторович Антонов

Департамент образования и науки

Email: antonovnv80@mail.ru
кандидат педагогических наук, начальник управления реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования Российская Федерация, 129090, Москва, ул. Большая Спасская, д. 15, стр. 1

Список литературы

  1. Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы: аналитический отчет. М.: Корпоративный университет Сбербанка, 2021.
  2. Beblavý M, Bačová B. Literature review on the provision of digital skills for adults. EENEE report. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2023. https://doi.org/10.2766/570021
  3. Антонов Н.В., Лесин С.М., Шалашова М.М., Шевелева Н.Н. Проектирование стратегий профессионального развития педагогов в условиях цифровизации образования (анализ зарубежного опыта) // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2022. Т. 11. № 1. С. 27-32. https://doi.org/10.12737/2306-1731-2022-11-1-27-32
  4. Australia. Parliamentary Papers (vol. 3). 2010. Nos 19-26. By Authority of the House of Representatives and the Senate. Canberra. Available from: https://nla.gov.au/nla.obj-1063587933 (accessed: 12.05.2024).
  5. Bower L. Bulgaria's digital transformation. In: Ahram T, Taiar R. (eds.) Human Interaction and Emerging Technologies (IHIET-AI 2023): Artificial Intelligence and Future Applications. 2023;70. http://doi.org/10.54941/ahfe1002953
  6. Холодная Е.В. О цифровой трансформации государственного администрирования Дании // Вестник СГЮА. 2020. № 4 (135). С. 230-234. http://doi.org/10.24411/2227-7315-2020-10121
  7. Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. Изменение спроса на навыки работников и обучение в условиях пандемии: обзор международных практик // Мониторинг экономики образования. 2020. № 40. C. 1-9.
  8. The potential of online learning for adults: early lessons from the Coronavirus Disease 2019 crisis. Paris: OECD, 2020.
  9. Künn-Nelen A, Montizaan R. ROA Rapport. 2021.
  10. Petrovica S, Strautmane M, Anohina-Naumeca A. Awareness and development of Indusry 4.0: case of Latvia. In: Robal T, Kalibatiene D, Karnitis G, Niedrite L, Kirikova M, Ivanovic M, Borzovs J. (eds.) Baltic DB&IS Doctoral Consortium and Forum 2022. 2022;3158:20-32. Available from: https://ceur-ws.org (accessed: 12.05.2024).
  11. Diaz Arce D, Loyola-Illescas E. Digital competence in the context of COVID 19: a view from education. Revista Innova Educación. 2021;3(1):120-150. http://doi.org/10.35622/j.rie.2021.01.006.en
  12. Скиба М.А. Цифровизация высшего образования: перезагрузка деятельности всех участников // Обучение русскому языку и на русском языке: проблемы и перспективы: сборник статей международной научно-методической конференции, проводимой в рамках педагогического форума «Преподавание русского и преподавание на русском: новые измерения в открытом образовании», Казахстан, 7 декабря 2020 года / под ред. А.В. Синелёвой. Н. Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, 2020. С. 172-180.
  13. Brundrett M, Beauchamp G, Latham P, Mistry M, Murray M, Taylor B, Wood P. (eds.) Contemporary issues in primary education: fifty years of education 3-13: International Journal of Primary, Elementary and Early Years Education (1st ed.). Routledge; 2022. https://doi.org/10.4324/9781003316862
  14. Антонов Н.В., Демидова Е.А., Иванова О.А., Колычева З.И., Лесин С.М., Смирнова С.В., Суртаева Н.Н., Шалашова М.М., Шевелёва Н.Н. Управление профессиональным развитием педагогов: стратегии, модели, технологии и практики: коллективная монография. М.: А-Приор, 2023. 165 с.

© Сувирова А.Ю., Лесин С.М., Шевелева Н.Н., Антонов Н.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах