Подходы к совершенствованию подготовки педагогов, работающих по программам Международного бакалавриата в области информатизации образования
- Авторы: Баженова С.А.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 17, № 2 (2020)
- Страницы: 123-133
- Раздел: ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/24163
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-2-123-133
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена обоснованию целесообразности и возможности совершенствования подготовки педагогов школ города Москвы, работающих по программам Международного бакалавриата, основанной на развитии навыков работы с проектом «Московская электронная школа». Для достижения поставленных целей потребовалось спроектировать модель совершенствования подготовки педагогов, работающих по программам Международного бакалавриата, в области информатизации образования, разработать содержание обучения педагогов, организовать и провести такое обучение, построенное на активном изучении возможностей проекта «Московская электронная школа» для педагогов школ Международного бакалавриата, а также оценить эффективность предложенной программы подготовки. Методология. В процессе исследования был использован комплекс методов: анализ нормативной документации, связанной с профессиональной подготовкой педагогов, изучение литературы, в том числе представленной Организацией Международного бакалаврита (IBO), поиск и анализ ресурсов библиотеки проекта «Московская электронная школа», изучение опыта использования сервисов в системе образования города Москвы, педагогический эксперимент. Результаты. В рамках статьи представлен фрагмент педагогического эксперимента по совершенствованию подготовки педагогов, работающих по программам Международного бакалавриата, направленный на развитие навыков работы с проектом «Московская электронная школа». В ходе исследования подтвердилась актуальность проблемы, которая заключается в необходимости совершенствования подготовки педагогов школ города Москвы, работающих по программам Международного бакалавриата, в области информатизации образования, в том числе в сфере работы с ресурсами проекта «Московская электронная школа». Результаты исследования позволили найти подходы к решению выявленной проблемы. Заключение. Предложено дополнить содержание дисциплины «Современные технологии обучения» в рамках магистерской подготовки педагогов, работающих по программам Международного бакалавриата, темами, связанными с изучением возможностей ресурсов проекта «Московская электронная школа» в деятельности педагога, работающего по программам Международного бакалавриата, а также системой практических работ, учитывающих специфику работы школы Международного бакалаврита.
Полный текст
Постановка проблемы. В период с 2000 по 2019 год в столице был реализован целый ряд программ в области информатизации, среди которых государственная целевая программа «Электронная Москва», государственная программа «Информационный город», с 2018 года ведется разработка стратегии «Умный город», в основу которой положены основные современные тех- нологии. Все эти программы затрагивают различные сферы жизни города, в том числе систему образования. Реализация городом указанных программ позволила в течении последних двадцати лет не только оснастить все образовательные учреждения техническими и программными средствами информатизации образования, но и внедрить целый ряд сервисов, таких как электронные журнал и дневник, система электронного доступа в образовательное учреж- дение и другие проекты для учителей, детей и родителей, направленные на создание высокотехнологичной образовательной среды в школах города Москвы. Одним из последних стал проект «Московская электронная школа» (МЭШ), целью которого является эффективное использование современной IT-инфра- структуры для улучшения качества школьного образования. Проект МЭШ не только объединяет и поддерживает работу сервисов электронного журнала и дневника, но и содержит библиотеку электронных образовательных ресурсов. Указанные проекты - это реальные инструменты работы современного учителя, которыми он ежедневно пользуется, а значит, в программе подготовки педагогов школ города Москвы должны быть соответствующие темы, разделы, позволяющие педагогам осуществлять знакомство с особенностями работы современных сервисов, разработанных специально для образовательной деятельности в столице. Среди школ Москвы есть образовательные учреждения, работающие по программам Международного бакалавриата. Международный бакалавриат (International Baccalaureate, IB) - неправительственная организация, по программам которой учатся и оцениваются учащиеся в четырех с половиной тысячах школ по всему миру. Программа Международного бакалавриата состоит из трех ступеней для разных возрастных групп учащихся: Primary Years Programme (PYP), Middle Years Programme (MYP), Diploma Programme (DP). По одной или нескольким программам Международного бакалавриата в Москве авторизированы 27 государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Школы города Москвы, работающие по программам Международного бакалавриата, выстраивают подготовку учащихся по особой специально разработанной универсальной школьной программе с учебным планом, единым для всех стран мира. При этом указанные образовательные учреждения функционируют в рамках города и городских проектов, в том числе в области информатизации образования, следовательно, подготовка педагогов для таких школ требует развития навыков использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе и прежде всего при работе с существующими проектами города Москвы в области образования, среди которых основное место занимает проект МЭШ. На сегодняшний день накоплен значительный опыт по подготовке педагогов в области информатизации образования (см. труды А.И. Азевича, С.Г. Гри- горьева, В.В. Гриншкуна, О.Ю. Заславской), рассмотрены различные аспекты и подходы к профессиональной подготовке учителей с акцентом на развитие ИКТ-компетенций. Однако в научных исследованиях не рассматривался вопрос об использовании ресурсов проекта МЭШ учителями, работающими по программам Международного бакалавриата. Цель исследования - предложить программу совершенствования подготовки педагогов школ города Москвы, работающих по программам Международного бакалавриата, направленную на развитие навыков работы с проектом МЭШ. Объект исследования - подготовка педагогов в области информатизации образования. Предмет исследования - развитие у педагогов школ города Москвы, ра- ботающих по программе Международного бакалавриата, навыков работы с проектом МЭШ. Гипотеза исследования: если в программу обучения педагогов школ города Москвы, работающих по программам Международного бакалавриата, включить теоретический и практический материал, учитывающий специфику работы таких педагогов и направленный на развитие навыков работы с проектом МЭШ, то это будет способствовать: - совершенствованию навыков по созданию образовательных электрон-ных ресурсов (ОЭР), в том числе в проекте МЭШ; - развитию мотивации по применению ресурсов проекта в школах Меж- дународного бакалавриата. В ходе исследования были сформулированы следующие задачи: 1) определить сущность и специфику подготовки педагогов школ города Москвы, работающих по программам Международного бакалавриата; 2) определить роль информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности педагога, работающего по программам Международного бакалавриата; 3) изучить систему образования города Москвы, существующие городские проекты в области образования, в том числе проект МЭШ; 4) разработать модель совершенствования подготовки педагогов школ города Москвы, работающих по программам Международного бакалавриата, направленную на развитие навыков работы с проектом МЭШ; 5) сформулировать цели, определить содержание программы совершенство- вания подготовки педагогов школ города Москвы, работающих по программам Международного бакалавриата, в области информатизации образования; 6) провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты. Профессиональное развитие учителей, работающих по программам Меж- дународного бакалавриата, становится ключевым элементом совершенствования образовательной системы. Сегодня такая подготовка возможна в том числе в магистратуре «Международный бакалавриат: теория и технологии» в ГАОУ ВО МГПУ. Поскольку вуз функционирует в рамках системы образования города Москвы, в программе подготовки учителей, работающих по программам Международного бакалавриата, следует уделить внимание существующим столичным проектам в области образования, ключевым из которых на сегодняшний день является МЭШ. При этом школы Международного бакалавриата имеют свои особенности подготовки студентов, а именно: три ступени подготовки, особые предметные области, наличие трансдисциплинарных и междисциплинарных элементов, работа с персональными и социальными проектами, построение учебного процесса с учетом ключевых концепций и т. д. Анализируя возможности проекта МЭШ в рамках исследования, удалось выявить возможности данного проекта для педагогов, работающих по программам Международного бакалавриата. К ним относятся: 1) использование готовых ОЭР в МЭШ на уроках и во внеурочной деятельности педагогами, работающими по программам Международного бакалавриата; 2) разработка и использование собственных ОЭР для предметных областей школ Международного бакалавриата; 3) использование ресурсов МЭШ для трансдисциплинарных исследований; 4) разработка совместного ОЭР педагогом и учащимся в ходе работы над персональным или социальным проектом; 5) возможность разработки системы ОЭР педагогом или командой педагогов, связанных ключевыми концепциями программы Международного баклавриата; 6) возможность создания метапредметного урока командой педагогов школы Международного бакалавриата. Возникает необходимость в рамках одной из дисциплин профессиональной подготовки педагогов, работающих по программам Международного бакалавриата, сформулировать темы, подобрать теоретический материал и разработать систему практических работ, направленных на развитие у указанных педагогов навыков работы с проектом МЭШ. Методы исследования. На основе анализа матрицы компетенций в рамках настоящего исследования была определена дисциплина «Современные технологии обучения» для корректировки ее содержания. Анализ рабочей программы и фонда оценочных средств дисциплины «Современные технологии обучения» позволил выявить необходимость в формировании нового содержания дисциплины, которое было бы дополнено темами, связанными с различными аспектами применения ресурсов проекта МЭШ в школах Международного бакалавриата, поиском готовых образовательных электронных ресурсов для учебной и внеучебной работы, а также разработкой и применением собственных образовательных электронных ресурсов с учетом особенностей подготовки в школах Международного бакалавриата. Результаты и обсуждение. Эксперимент проводился на базе Института цифрового образования ГАОУ ВО МГПУ. На первом этапе эксперимента потребовалось определить уровень развития навыков по созданию образовательных электронных ресурсов, в том числе в проекте МЭШ, выявить мотивацию к работе с ресурсами проекта МЭШ в школах Международного бакалавриата. Результаты данного этапа эксперимента представлены на рис. 1 и 2. Рис. 1. Уровень развития навыков использования ОЭР до начала эксперимента (в том числе в рамках проекта МЭШ) Рис. 2. Результаты обработки анкеты для выявления мотивационной составляющей к использованию ОЭР до начала эксперимента (в том числе в МЭШ) На втором этапе эксперимента было организовано изучение дисциплины «Современные технологии обучения». Содержание дисциплины в теоретической части было дополнено разделом «Ресурсы проекта МЭШ в деятельности педагога, работающего по программам Международного бакалавриата», в практической части системой плас- тических работ: 1) отбор и анализ ОЭР из библиотеки МЭШ для предметной области одной из ступеней программы Международного бакалавриата на выбор (PYP, MYP, DP); 2) разработка ОЭР в МЭШ для предметной области одной из ступеней программы Международного бакалавриата на выбор (PYP, MYP, DP); 3) совместная разработка серии ОЭР в МЭШ по разным предметным об- ластям командой педагогов школы Международного бакалавриата на основе выбранной ключевой концепции; 4) подготовка серии ОЭР в МЭШ по выбранной трансдисциплинарной теме; 5) подготовка методических материалов с использование виртуальной лаборатории МЭШ для предметных областей школы Международного бака- лавриата; 6) создание сценария метапредметного урока в МЭШ педагогами школы Международного бакалавриата; 7) совместная разработка с учащимися ОЭР в МЭШ в ходе выполнения персонального или социального проекта. Рис. 3. Уровень развития навыков использования ОЭР по окончании эксперимента (в том числе в рамках проекта МЭШ) Рис. 4. Результаты обработки анкеты для выявления мотивационной составляющей к использованию ОЭР по окончании эксперимента (в том числе в МЭШ) На итоговом этапе эксперимента следовало определить уровень развития навыков по созданию образовательных электронных ресурсов, в том числе в проекте МЭШ, выявить мотивацию к работе с ресурсами проекта МЭШ в школах Международного бакалавриата после изучения дисциплины «Современные технологии обучения». Педагогам были предложены те же самые вопросы, что и на первом этапе. Результаты данного этапа эксперимента представлены на рис. 3 и 4. Сравнение полученных в эксперименте результатов представлено на рис. 5 и 6. Рис. 5. Уровень развития навыков использования ОЭР до начала и по окончании эксперимента (в том числе в рамках проекта МЭШ) Рис. 6. Сравнение результатов обработки анкеты для выявления мотивационной составляющей к использованию ОЭР до начала и по окончании эксперимента (в том числе в МЭШ) Представленные в диаграммах данные позволяют сделать вывод о том, что изучение возможностей ресурсов проекта «Московская электронная школа» педагогами, работающими по программам Международного бакалавриата, то есть изменение содержания дисциплины «Современные технологии обучения» в сторону дополнения ее теоретическим и практическим материалом, посвященным вопросам поиска, отбора и анализа ОЭР в МЭШ, разработкой собственных ОЭР в МЭШ, в том числе в рамках предметных областей Международного бакалавритата, трансдисциплинарных тем и ключевых концепций и т. д., позволяет им открыть для себя возможности для профессионального развития, совершенствовать навыки в области ИКТ, может способствовать карьерному росту. Эти показатели мотивации незначительно изменились в сторону увеличения. Заключение. Предположение о том, что включение в программу обучения педагогов школ города Москвы, работающих по программам Международного бакалавриата, теоретического и практического материала, учитывающего специфику их работы и направленного на развитие навыков работы с проектом МЭШ, будет способствовать совершенствованию навыков по созданию образовательных электронных ресурсов (в том числе в проекте МЭШ) и развитию мотивации по применению ресурсов проекта в школах Международного бакалавриата, получило свое подтверждение.
Об авторах
Светлана Анатольевна Баженова
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bazhenovasa@mgpu.ru
candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of informatization of education
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Список литературы
- Азевич А.И. Образовательные ресурсы: от создания до использования // Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития: сборник статей Восьмых Всероссийских Шамовских чтений научной школы управления образовательными системами. М.: МПГУ, 2020. Ч. 2. С. 243-246.
- Азевич А.И. Интерактивный урок в «Московской электронной школе»: от замысла до воплощения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018. № 3 (45). С. 64-73.
- Безукладников К.Э. Программы Международного бакалавриата: проектирование системы образования XXI века: учебное пособие. Пермь: ПГПУ, 2010. 135 с.
- Безукладников К.Э. Концепция подготовки специалистов для реализации подпроекта «Создание системы Международного бакалавриата» приоритетного краевого проекта «Новая школа»: монография. Пермь: ПГПУ, 2007. 58 с.
- Библиотека электронных материалов МЭШ. URL: http://mes.mosedu.ru/wp-content/ themes/mestheme2/lib-promo.php (дата обращения: 10.11.2019).
- Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Развитие образования в эпоху четвертой промышленной революции // Информатика и образование. 2017. № 1 (280). С. 42-45.
- Гриншкун В.В., Реморенко И.М. Фронтиры «Московской электронной школы» // Информатика и образование. 2017. № 7 (286). С. 3-8.
- Заславская О.Ю. Компетенции учителя в области использования информационных и телекоммуникационных технологий в эпоху цифровой экономики // Информатизация непрерывного образования (ICE-2018): материалы Международной научной конференции. М.: РУДН, 2018. Т. 2. С. 311-317.
- Международный бакалавриат и российская школа: нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. М.: Молодая гвардия, 1997. 101 с.
- Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 г. № 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование (уровень магистратуры)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения: 10.11.2019).
- Grinshkun V.V., Baidrakhmanova G.F., Bidaibekov E., Koneva S.A. An Essential Change to the Training of Computer Science Teachers: The Need to Learn Graphics // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8. Issue 1. Pp. 25-42.
- International Baccalaureate resource. URL: http://www.ibo.org/ (дата обращения: 10.11.2019).
- International Baccalaureate Employee Profile Guide. URL: http://www.ibo.org/globalassets/ publications/ib-employee-profile-en.pdf (дата обращения: 10.11.2019).
- ICT skills for inquiry. URL: https://ibpublishing.ibo.org/live-exist/rest/app/tsm.xql?doc= p_0_pypxx_mon_1106_1_e&part=1&chapter=3 (дата обращения: 10.11.2019).
- The role of ICT in the PYP. URL: https://www.aischool.net/pdfs/Scopes%20and%20 Sequences/ICT%20IB%20PYP.pdf (дата обращения: 10.11.2019).