ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сегодня разрабатываются инструментальные средства для ведения учебных курсов, основанные на возможностях информационно-коммуникационных технологий. Практически по всем направлениям подготовки и по всем учебным дисциплинам создаются электронные учебники и самоучители. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов активно развивается и получает все больше и больше направлений развития и внедрения. В этой связи все более актуальной становится задача разработки электронных образовательных ресурсов, адекватных современным образовательным потребностям. Создание и организация учебных курсов с использованием электронных образовательных ресурсов, в особенности на базе Интернет-технологий, остается непростой методической задачей.В статье рассматриваются вопросы связанные с разработкой электронных образовательных ресурсов для использования при изучении содержательной линии «Информационные технологии» школьного курса информатики, в частности для изучения электронных таблиц. Проведен также анализ содержания школьного курса и единого государственного экзамена с точки зрения представления в нем заданий соответствующих содержательной линии изучения «Информационные технологии» на овладение технологией обработки информации в электронных таблицах и методов визуализации данных с помощью диаграмм и графиков.

Полный текст

Увеличение умственной нагрузки на старшеклассников на уроках информатики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес обучающихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Для этого учителями активно используются информационные и коммуникационные технологии не только как объект изучения, но и как средство обучения и активизации познавательной деятельности (см., например, литературу [1-9]). Активная работа с ИКТ формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений. Поэтому сегодня использование компьютерных технологий в учебном процессе является неотъемлемой частью школьного процесса обучения, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Итоговое тестирование качества полученных знаний и умений сегодня осуществляется с помощью единого государственного экзамена, в целях усовершенствования процесса контроля знаний. Но после введения единого государствен- ного экзамена добавилась проблема: несоответствие содержания единого государственного экзамена школьной программе. Соответственно и плохие результаты по единому государственному экзамену по информатике и ИКТ. Также на плохие результаты повлияла недостаточно развитая система разработки методических материалов для подготовки к ЕГЭ по информатике и в целом низкий по стране уровень подготовки учителей информатики. Учитывая эти недоработки, особое значение в решении проблем современного образования отводится педагогу, важной частью профессиональной подготовки которого является овладение соответствующими компетенциями, дающими возможность эффективно использовать возможности современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения и подготовки к единому государственному экзамену. Одно из приоритетных направлений реформирования образования - достижение качественно нового уровня в изучении всех базовых учебных предметов. Это возможно сделать только при условии создания новых прогрессивных методик изучения предметов и особое внимание целесообразно обратить на те предметы, которые в связи с недавним введением в курс средней школы, еще не получили достаточно устойчивых и в определенной степени методично обоснованных методик изучения отдельных разделов. Одним из таких разделов является «Прикладное программное обеспечение общего назначения» курса «Информатика и ИКТ» для общеобразовательной школы. Рассмотрим одну из прикладных программ общего назначения программу для работы с электронными таблицами MS Excel. В наше время уже стало обычным выполнять все расчеты с помощью компьютеров. Для обработки прямоугольных таблиц на компьютере используются специальные программы, которые называются электронными таблицами или табличными процессорами. Электронная таблица - это программа для автоматической обработки данных, представленных в виде таблицы. Первая электронная таблица была создана в 1979 году. В настоящее время используется более десятка разновидностей электронных таблиц. Конечно, электронные таблицы имеют возможности в соответствии с областью их использования. Существуют специализированные электронные таблицы для выполнения математических и статистических расчетов, бухгалтерского учета и тому подобное. Среди электронных таблиц общего назначения наиболее популярна программа Microsoft Excel, которая входит в пакет Microsoft Office. Microsoft Excel характеризуется такими положительными качествами, как простота работы, универсальность, многофункциональность, совместимость с другими приложениями фирмы Microsoft. Навыками работы в редакторе электронных таблиц Excel обладают более трех четвертей пользователей компьютеров. Постоянно пользуется им примерно каждый второй. Электронные таблицы Excel используют в своей работе бухгалтеры, экономисты, специалисты инженерных и других специальностей. Именно поэтому электронные таблицы Excel стали своеобразным стандартом среди электронных таблиц и изучаются во всех учебных заведениях. Электронная таблица рассматривается в школьном курсе информатики как объект обработки, а табличный процессор - средство обработки электронных таблиц. Под обработкой понимается анализ данных, их коррекция, синтез выводов, принятия решений, эксперименты - все, что касается исследовательской деятельности человека, которая использует в своей практической профессиональной деятельности электронные таблицы и табличный процессор. Если провести анализ содержания единого государственного экзамена, с точки зрения представления в нем заданий соответствующих содержательной линии изучения «Информационные технологии», то видно, что в спецификации ЕГЭ на 2017 год есть задания на проверку знаний технологии обработки информации в электронных таблицах и методов визуализации данных с помощью диаграмм и графиков. Профилирование старшей школы осуществляется путем введения курсов по выбору, для изучения которых отводится дополнительное время вариативной части учебного плана. Объемы, продолжительность и тематика курсов по выбору избираются с учетом профиля учебного заведения, времени, отведенного на изучение информатики, материальных и кадровых возможностей школы. Относительно электронных таблиц рекомендуется вводить курс по выбору «Microsoft Excel в профильном обучении». Организуя профильное обучение информатике, учитель выполняет двойную задачу. Во-первых, он должен сформировать у учащихся умения и навыки по использованию информационных технологий на более высоком уровне. Речь идет об углублении тех знаний по информатике, которые учащиеся получили в основной школе. Во-вторых, учитель должен научить учащихся рационально использовать программные средства при решении задач по профильному направлению. Именно это и должны обеспечивать курс «Microsoft Excel в профильном обучении». Каждый ребенок уже в школе знакомится с компьютером, чтобы в будущем понимать функционирования устройств компьютера и возможностей имеющегося программного обеспечения для решения поставленной задачи, иметь навыки квалифицированного и быстрого использования информационной системы для выполнения поставленной задачи, уметь критически и избирательно относиться к огромному количеству информации. Нельзя не подчеркнуть важность изучения темы «Электронные таблицы» курса информатики в общеобразовательных учебных заведениях в аспекте формирования информационной культуры современного ученика. Задача учителя - способствовать формированию должного уровня информационной культуры ученика, умению реализовать свои знания в дальнейшей учебе в высших учебных заведениях. Большая часть данных, которые накапливаются и обрабатываются человеком, подается в виде прямоугольных таблиц. Значительное количество данных этих таблиц используется для выполнения над ними дальнейших вычислений. К таким таблицам относятся бухгалтерские, инженерные расчеты, учет оборота товаров и материалов на складах и в магазинах и тому подобное. Наибольшую эффективность и популярность при изучении электронных таблиц показывают электронные образовательные ресурсы. Это связано с тем, что постоянное совершенствование и обновление аппаратного и программного обе- спечения компьютеров обусловливает создание качественно новых учебников, апробирование новых методик преподавания информатики. Процесс роста интеграции электронных образовательных ресурсов в образование вызывает необходимость совершенствования традиционных занятий на основе сетевых технологий. Учебный класс нового образца позволит преподавателям со своих рабочих мест непосредственно на мониторе учащегося контролировать и координировать процесс обучения - получать доступ с помощью клавиатуры на компьютер учащегося, чтобы обмениваться визуальной информацией, чтобы скопировать изображение с монитора на мониторы обучаемых и обратно, осуществить аудиосвязь с конкретным учащимся, с помощью проектора, показывать образы с преподавательского ПК или компьютера учащегося на доску. Подобные классы сейчас активно разрабатываются. Рассмотрим этапы внедрения электронных образовательных ресурсов при обучении электронным таблицам в общеобразовательной школе. Первый этап. Выявляются педагоги, которые хотят изучить профессиональную деятельность на информационной основе; среди них возникает лидер (как правило, в силу своей профессиональной подготовки они чаще всего им становится учитель информатики). Также нужно определить существующие организационные и технические возможности компьютерной техники учебного заведения, способности и готовность коллектива педагогов и/или разработчиков создавать и использовать определенные информационные и коммуникационные технологии, чтобы определить уровень информационной культуры и готовности педагогов и обучаемых для развития этого вида технологии. Второй этап. Выбираются учебные предметы или темы и анализируются их содержание, структура, особенности. Третий этап. Изучаются и анализируются уже созданные и используемые ресурсы данного направления, выявляются их достоинства и недостатки. При создании нового электронного образовательного ресурса (ЭОР) учитель или авторский коллектив начинает разработку сценария и технологии обучения в разрабатываемом ресурсе, выбирает средства его реализации. Расположение учебного материала, его презентация должна проводиться с учетом дидактических, организационных и технических требования к информационной и коммуникационной технологиям; необходимо определить функции ученика, учителя и системы на каждом этапе работы, функции педагога и обучаемого, которые должны будут реализованы. Четвертый этап. Проводится предварительный психолого-педагогический анализ предполагаемых изменений эффективности обучения при использовании электронных образовательных ресурсов. Пятый этап. Если используются готовые ресурсы, то проводится непосредственное интегрированы его в учебный процесс для контрольных групп обучаемых и производится сбор информацию о его использовании и достижения улучшения качества и эффективности учебного процесса. При разработке нового ресурса на данном этапе приступают непосредственно к программированию, анализу и коррекции сценария использования электронного ресурса. Необходимо тщательное изучение реализации этого этапа информатизации учебного процесса. Шестой этап. Если повышение качества и эффективности обучения с ресурсом достигнуто, то его применение становится массовым в образовательном учреждении. Положительный опыт учителей, которые реализуют этот тип электронного ресурса, должен стать стимулом для других учителей, чтобы использовать его в своей профессиональной деятельности. Проводится подготовка методической документации для последующего практического применения электронных образовательных ресурсов, инструкции по его применению. Вносятся соответствующие изменения в методические разработки уроков, лекций, лабораторных, семинарских, групповых, практических внеклассных занятий, подготовляются инструкции с подробным объяснением структуры ресурса, решаются вопросы opгaнизационного характера. Дидактические характеристики электронных образовательных ресурсов включают в себя: - учебно-методический комплекс по дисциплине; - учебную программу; - конспект лекций; - практикумы (комплекты практических заданий, сборники задач, лабораторные работы, виртуальные практикумы); - тесты, комплекты тестовых заданий; - справочник. Электронные образовательные ресурсы можно классифицировать по функциональности, которая определяет их значение и место в процессе обучения: - программно-методические пособия (учебные планы и учебные программы); - электронные учебно-методические пособия; - обучающие программы (учебники, тексты лекций, конспекты лекций); - вспомогательные программы (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения). Поскольку пособие создается более быстрыми темпами, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по определенной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен быть выполнен в соответствии с фундаментальными знаниями, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, пособие может включать не только проверенные, признанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, показывающие различные точки зрения на решение проблемы.

×

Об авторах

Х А Гербеков

Карачаево-черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Автор, ответственный за переписку.
Email: hamit_gerbekov@mail.ru

Гербеков Хамид Абдулович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой алгебры и геометрии Карачаево-черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева.

ул. Ленина, 29, Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, 369202

С К Байчорова

Карачаево-черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Email: safiat.k@yandex.ru

Байчорова Сапият Кадыровна, старший преподаватель кафедры математического анализа Карачаево-черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева.

ул. Ленина, 29, Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, 369202

М С Лайпанова

Карачаево-черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Email: margolaipan2016@mail.ru

Лайпанова Мариям Срапиловна, старший преподаватель кафедры математического анализа Карачаево-черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева.

ул. Ленина, 29, Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, 369202

Список литературы

  1. Гербеков Х.А., Кубекова Б.С., Чанкаева Н.М. Использование информационных технологий в обучении математике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2016. № 3. С. 78-84.
  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педвузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. М.: МГПУ, 2005. 231 с.
  3. Корнилов В.С. Теоретические основы информатизации прикладного математического образования: монография. Воронеж: Научная книга, 2011. 140 с.
  4. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя // Информатика и образование. 2010. № 4. С. 3-11.
  5. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. и др. Теория и методика обучения информатике. М.: Академия, 2008. 592 с.
  6. Магомедов Р.М., Сурхаев М.А. Предпосылки изменения компонентов методической подготовки будущего учителя информатики // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2014. № 1 (9). С. 22-25.
  7. Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М., Магомедов Р.М. Модернизация системы подготовки будущих учителей в условиях информационно-образовательной среды // Наука и Мир. 2016. Т. 3. № 2. С. 96-97.
  8. Сурхаев М.А. Использование электронных таблиц на уроках информатики для моделирования объектов и процессов // Информатика и образование. 2009. № 10. С. 80-83.
  9. Филатова Л.О. Информатизация образования: новые возможности реализации преемственности обучения в школе и вузе // Информатика и образование. 2004. № 7. С. 118

© Гербеков Х.А., Байчорова С.К., Лайпанова М.С., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах