Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования
Главный редактор: Гриншкун Вадим Валерьевич, академик РАО, д. пед. наук, профессор.
ISSN: 2312-8631 (Print) ISSN: 2312-864X (Online)
Издается с 2004 г. Периодичность выхода: 4 выпуска в год (ежеквартально).
Открытый доступ: Open Access. Плата за публикацию: не взимается.
Рецензирование: двойное слепое. Язык публикаций: русский, английский.
Издатель: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
История журнала
Индексация: РИНЦ, ВАК, Google Scholar, Ulrich's Periodicals Directory, WorldCat, East View, Cyberleninka, ERIH PLUS, DOAJ, Dimensions, ResearchBib, Lens, Research4Life, JournalTOCs
Журнал предназначен для публикаций результатов прикладных научных исследований ученых, преподавателей и сотрудников Университета в виде научных статей, обзорных научных материалов, научных сообщений, библиографических обзоров по темам научных исследований, связанных с информатизацией всех сфер образовательного процесса. В журнале также могут быть опубликованы материалы, представленные российскими учеными, не являющиеся сотрудниками Университета, и материалы, представляемые учеными зарубежных стран, научная ценность которых и пригодность для публикации в журнала определяется Редакционной коллегией.
Журнал входит в список периодических изданий, публикации в которых принимаются к рассмотрению ВАК РФ при защите докторских диссертаций. На журнал можно подписаться в любом почтовом отделении (каталог агентства "Роспечать") или в издательстве. Выпуски Журнала в реферативно-библиографическом и полнотекстовом виде доступны в базе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) на платформе Научной электронной библиотеки (НЭБ) elibrary.ru
Перечень отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с номенклатурой ВАК РФ:
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки)
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)
Текущий выпуск
Том 21, № 4 (2024)
- Год: 2024
- Статей: 7
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/issue/view/1829
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-4
Весь выпуск
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Целесообразность и способы развития компетентности учителей иностранного языка в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности
Аннотация
Постановка проблемы . С каждым годом появляется все больше исследований, направленных на повышение качества цифровых ресурсов, создаваемых и используемых в сфере образования, а также на развитие соответствующих профессиональных качеств у педагогов. В рамках иноязычного образования при использовании различного цифрового инструментария эффективнее формируется словарный запас, моделируются диалоги, в большей степени задействуется устная речь, расширяются возможности для освоения грамматики. При этом существующие исследования практически не затрагивают проблему поиска комплексных подходов к подготовке учителей к практическому применению цифровых ресурсов в рамках развития иноязычного образования. Актуальной является проблема обоснования целесообразности совершенствования необходимых для этого систем подготовки учителей иностранного языка, поиска методов и средств для повышения эффективности работы со студентами педагогических специальностей вузов. Методология. Осуществляется многолетнее исследование, в ходе которого разрабатываются и совершенствуются образовательные программы для бакалавров и магистров педагогических направлений столичных вузов. Для определения эффективности предлагаемых разработок проводятся серии экспериментальных исследований. Результаты. Разработаны и описаны модель, условия, принципы и содержание подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональному использованию цифровых технологий. Выявлено повышение нескольких ключевых параметров, свидетельствующих об оправданности и эффективности предлагаемых подходов к развитию исследуемой компетентности учителей иностранных языков. Заключение . Реализация подходов к развитию компетентности учителей иностранных языков в области использования цифровых технологий целесообразна. Следует предусмотреть дальнейшее развитие методических систем обучения студентов педагогических вузов для комплексного использования таких технологий не только в рамках обучения школьников, но и в других видах их профессиональной деятельности.



Формирование компонентов цифровой грамотности будущих педагогов в ходе изучения общеуниверситетской дисциплины «Цифровые технологии в образовании»
Аннотация
Постановка проблемы . Развитие информатизации образования происходит под влиянием масштабного проникновения цифровых технологий во все сферы деятельности современного общества. С учетом этого влияния становятся значимыми выявление и учет текущего уровня сформированности цифровой грамотности будущих педагогов и на основе его анализа - разработка научно-методического обоснования для определения структуры и содержания дисциплины, направленной на подготовку будущих педагогов к работе в условиях цифровой трансформации образования. Представлено исследование, направленное на обоснование необходимости применения дифференцированного подхода к преподаванию дисциплины «Цифровые технологии в образовании», изучаемой студентами педагогического направления подготовки в рамках программы бакалавриата. Методология . Применяется теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования. Опытно-экспериментальная работа проводится на базе Вятского государственного университета. В педагогическом эксперименте принимают участие 111 бакалавров направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Предметное обучение. Технологии обучения и воспитания». Дифференцированный подход к организации изучения дисциплины «Цифровые технологии в образовании» рассматривается как инновационный метод развития цифровой грамотности будущих педагогов. На этапе диагностики и оценки сформированности цифровой грамотности бакалавров прим еняется авторский тест, направленный на выявление уровня сформированности пяти компонентов цифровой грамотности будущих педагогов: информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотности, а также отношения к технологическим инновациям. Методом статистической обработки служит критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. Дифференциация содержания дисциплины и разделение обучающихся на подгруппы происходит на основе анализа результатов входной диагностики, благодаря которой выявляются наиболее острые дефициты в форми ровании одного из пяти компонентов цифровой грамотности обучающегося. Результа ты . Выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в уровне индекса цифровой грамотности студентов экс периментальной группы, обучаемых в соответствии с предложенным подходом (χ2 = 9,570; α < 0,05). Заключение . Применение дифференцированного подхода к изучению дисциплины «Цифровые технологии в образовании» способствует пов ышению уровня цифровой грамотности будущих педагогов. Такой подход, основанный на выявлении и учете наиболее острых дефицитов развития компонентов цифровой грамотности, позволит повысить собственный индекс цифровой грамотности студентов, а также сформировать их готовность к применению цифровых образовательных инструментов в будущей педагогической деятельности с целью повышения уровня цифровой грамотности школьников.



ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
Проектирование траекторий вариативного обучения основам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики с учетом возможностей проектно-исследовательской и внеурочной деятельности
Аннотация
Постановка проблемы. Обязательное изучение основ искусственного интеллекта и анализа данных в общеобразовательном курсе информатики является существенным нововведением, требующим корректировки методической системы обучения информатике в школе. В статье представлены результаты исследования по проблеме проектирования траекторий вариативного обучения основам искусственного интеллекта и анализа данных в курсе информатики основного общего и среднего общего образования в соответствии с требованиями обновленного ФГОС общего образования на основе актуальных методологических подходов с учетом возможностей проектно-исследовательской и внеурочной деятельности. Методология. Использовались теоретические методы исследования: анализ научных публикаций по тематике искусственного интеллекта и анализа данных, анализ и сравнение материалов зарубежных образовательных стандартов различных уровней образования, обзор отечественных практик внедрения результатов педагогических исследований по методике обучения информатике с опорой на интегративный методологический подход. Результаты. На основе предложенных компонентов методики обуче ния основам искусственного интеллекта и анализа данных показаны возможности проектирования различных траекторий обучения в соответствии с персональными запросами участников образовательных отношений, а также для рационального использования ресурсов информационной образовательной среды организации при реализации основных образовательных программ общего образования. Заключение . Проектирование траекторий вариативного обучения основам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики с учетом возможностей проектно-исследовательской и внеурочной деятельности позволяет оптимизировать потребности обучающихся и ресурсы образовательной организации.



Технология дополненной реальности и возможности ее использования при обучении информатике младших школьников
Аннотация
Постановка проблемы. Цель исследования - выявление потенциала образовательной технологии дополненной реальности в процессе обучения младших школьников информатике на примере учащихся 4 класса. Методология. Проанализирована учебно-методическая литература, а также научные статьи педагогов и ученых, предлагающих использование технологии дополненной реальности в образовательном процессе. Выявлены достоинства и недостатки названной технологии, продемонстрированы ее возможности в повышении качества преподавания предмета, развитии логического мышления обучающихся, формировании устойчивой мотивации к изучению рассматриваемой учебной дисциплины. Сделан вывод о недостаточнм количестве подходов к обучению информатике с использованием технологии дополненной реальности обучающихся младших классов. Результаты. Проведенный эксперимент показал эффективность использования технологии дополненной реальности на уроках информатики в младшей школе.Приведены аргументы в пользу того, что технология дополненной реальности позволяет вносить в процесс обучения элементы занимательности, интерактивности, а также геймифицировать ход трансляции знаний, что оказывает положительное влияние на развитие познавательного интереса младших школьников к освоению как информатики, так и математики, с которой изучение возможностей компьютера успешно интегрируется. Заключение. Дан ряд рекомендаций, позволяющих качественно включать в процесс обучения информатике младших школьников технологии дополненной реальности, призванные разнообразить ход преподавания данного учебного предмета.



ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие навыков агентности и креативного мышления у студентов технического вуза: практические кейсы
Аннотация
Постановка проблемы . В настоящий момент мы находимся в переходном периоде становления нового образовательного процесса, который значительно шире и объемнее классических методов получения профессионального образования как по набору навыков, так и по времени. Это касается всех направлений обучения, но в данной статье уделено внимание образовательным процессам в техническом вузе, а точнее - направлениям обучения, связанным с информационными технологиями. Современная разработка ПО выполняется, как правило, в командах. При этом на первый план выходит эмоциональный интеллект и умение ставить себя на место своих коллег и потенциальных пользователей программного продукта. Также важным качеством является стрессоустойчивость и навыки работы в команде, а именно навыки самостоятельного решения нестандартных задач, умение брать на себя ответственность за решение или невыполнение задачи, умение следовать регламенту. Цель исследования - разработка методов повышения эффективности обучения технического специалиста с учетом вызовов современного рынка труда. Методология. Предлагаемые практические кейсы апробированы в различных обучающих курсах, преподаваемых автором на базе Волжского политехнического института. В апробации приняло участие более 70 студентов, получаю щих образование по направлениям «Информатика и вычислительная техника» и «Программная инженерия». Результаты. На основе анализа результатов применения образовательных кейсов сформулированы подробные описания задач и рекомендации по их применению в образовательном процессе. Заключение. Применение практических кейсов позволило развить у обучающихся умение декомпозировать задачи, распределять их внутри команды и осознанно делегировать исполнение в зависимости от набора знаний и навыков отдельного участника команды, а также умение предлагать нестандартные решения поставленных задач и адекватно анализировать уже имеющиеся варианты. Студенты, обучающиеся с применением предложенных кейсов, гораздо охотнее и результативнее участвуют как во внешних образовательных мероприятиях, таких как проектно-образовательные интенсивы, конкурсы и акселерационные программы, и более мотивированы и вовлечены в этапы реализации и защиты собственных проектов в рамках дисциплинарных и сквозных курсовых проектов, а также выпускной квалификационной работы.



Возможности применения иммерсивного обучения на основе абстрактных высоко формализованных математических моделей для подготовки будущих учителей математики
Аннотация
Постановка проблемы. Иммерсивные технологии становятся сегодня визитной карточкой современного образовательного процесса, позволяя пользователю погрузиться в виртуальную среду, создать ощущение присутствия и вовлеченности за счет высокой степени интерактивности и реалистичности аудиовизуальных эффектов. Динамические модели представляют математическое описание поведения системы во времени в различных областях. В контексте применения иммерсивного обучения на основе абстрактных высоко формализованных математических моделей для подготовки будущих учителей математики динамические модели обеспечивают основу для создания интерактивных и правдоподобных виртуальных сред. «Наблюдение» абстрактной высоко формализованной математической модели - сложный динамический процесс, который согласован с ее поведением в процессах реального мира, причем данные процессы не всегда возможно визуализировать. Цель исследования - описание технологии «слабое иммерсивное обучение». Методология. Поставленная проблема рассмотрена на примере раздела математики «Теория чисел». В качестве наблюдаемой модели выбрана асимметричная система шифрования RSA. Для приближения изучаемой модели к реальной ситуации применена система компьютерной алгебры Maxima. Результаты. В процессе изучения математической модели криптосистемы RSA и ее реализации в системе компьютерной алгебры Maxima у студентов возникает «частичное» погружение в изучаемую среду, поскольку для наблюдения результатов необходимо знать математическую модель и ряд функций, способных обеспечить определенный результат. Тем не менее, педагогический процесс сопровождается следующими принципами: погружение в контекст, интерактивность, персонализация, мотивация, оценка, доступность. Заключение. Рассмотренную технологию можно назвать «слабое иммерсивное обучение», поскольку визуальные эффекты и создание компьютерной модели требуют от студентов непосредственного участия и теоретического знания предмета.



ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Искусственный интеллект в высшей школе: проблемы, возможности, риски
Аннотация
Постановка проблемы. Беспрецедентный темп развития и применение искусственного интеллекта в высшей школе привлекает профессорско-преподавательский состав ученых к анализу и обсуждению проблемы возможностей, рисков и границ использования искусственного интеллекта (ИИ) при организации обучения в вузе. Цель исследования - проанализировать интеграцию ИИ в образовательные процессы высшей школы как стратегию использования цифровых технологий, способствующих ускорению достижения целей трансформации образования в деятельностной сфере, где обнаруживаются возможности для педагогической деятель ности преподавателя, учебной деятельности студентов, а также научной деятельности преподавателя и обучающихся. Методология. Применены аналитико-теоретические методы исследования (анализ литературы, синтез данных, обобщение, индукция, дедукция, установление причинно-следственных связей), позволяющие оценить текущее состояние образовательной сферы относительно повсеместного внедрения возможностей ИИ, а также проведен экспресс-опрос среди слушателей дополнительного образования (в количестве 105 человек) по программам «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» на тему психологической адаптации к активному применению технологий ИИ в рамках педагогической практики. Результаты. ИИ открывает возможности оптимизации процесса обучения, такие как оценка уровня знаний студентов по заранее заданным критериям, организация и проведение зачетов и экзаменов, избавление от рутинной работы, перевод и озвучивание текста. Заключение. Наиболее перспективным направлением применения технологий ИИ в высшей школе представляется дополнительное образование, которое преимущественно нацелено на приобретение обучающимися конкретных знаний и умений за счет сокращения времени на поиск литературы, научные обзоры, постановку конкретных задач и проблем, организацию коммуникации и т. п.


