Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования
Главный редактор: Гриншкун Вадим Валерьевич, академик РАО, д. пед. наук, профессор.
ISSN: 2312-8631 (Print) ISSN: 2312-864X (Online)
Издается с 2004 г. Периодичность выхода: 4 выпуска в год (ежеквартально).
Открытый доступ: Open Access. Плата за публикацию: не взимается.
Рецензирование: двойное слепое. Язык публикаций: русский, английский.
Издатель: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
История журнала
Индексация: РИНЦ, ВАК, Google Scholar, Ulrich's Periodicals Directory, WorldCat, East View, Cyberleninka, ERIH PLUS, DOAJ, Dimensions, ResearchBib, Lens, Research4Life, JournalTOCs
Журнал предназначен для публикаций результатов прикладных научных исследований ученых, преподавателей и сотрудников Университета в виде научных статей, обзорных научных материалов, научных сообщений, библиографических обзоров по темам научных исследований, связанных с информатизацией всех сфер образовательного процесса. В журнале также могут быть опубликованы материалы, представленные российскими учеными, не являющиеся сотрудниками Университета, и материалы, представляемые учеными зарубежных стран, научная ценность которых и пригодность для публикации в журнала определяется Редакционной коллегией.
Журнал входит в список периодических изданий, публикации в которых принимаются к рассмотрению ВАК РФ при защите докторских диссертаций. На журнал можно подписаться в любом почтовом отделении (каталог агентства "Роспечать") или в издательстве. Выпуски Журнала в реферативно-библиографическом и полнотекстовом виде доступны в базе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) на платформе Научной электронной библиотеки (НЭБ) elibrary.ru
Перечень отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с номенклатурой ВАК РФ:
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки)
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)
Текущий выпуск
Том 21, № 1 (2024)
- Год: 2024
- Статей: 9
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/issue/view/1795
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-1
Весь выпуск
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Расширение перспектив применения технологии стереоскопических изображений в преподавании геометрии как следствие информатизации образования
Аннотация
Постановка проблемы. Информатизация образования существенным образом влияет на возможности развития пространственного мышление учащихся, например, она значительно расширяет перспективы применения технологии стереоскопических изображений в преподавании геометрии. Актуальной является проблема выбора программных сред, позволяющих получать качественные стереоскопические изображения, а также отбора технических средств для наилучшего восприятия обучающимися этих изображений в процессе изучения стереометрии. Цель исследования - обоснование целесообразности использования стереоскопических, в частности анаглифических, изображений для изучения стереометрии, а также выявление наиболее подходящих и доступных для этого электронных сред конструирования подобных изображений и выбор технологии трансляции их учащимся. Методология. Анализируются особенностей некоторых программных сред для конструирования стереоизображений и их применения при изучении геометрии, выявляются основные методы получения и трансляции стереоскопического изображения, формулируются рекомендации по внедрению технологии стереоскопических изображений в учебный процесс. Результаты. Обоснована целесообразность использования стереоскопических изображений при изучении стереометрии. Установлено, что самый дешевый и простой вариант получения стереоизображений дает технология цветового разделения, поэтому именно ее следует рекомендовать для использования в развитии пространственного мышления учащихся. Анализ программных сред для конструирования изображений со стереоскопическим эффектом, а также научных работ, посвященных применению стереоскопических изображений при изучении различных дисциплин и при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, показывает, что информатизация образования существенным образом расширяет перспективы применения технологии стереоскопических изображений. В частности, учителя математики, используя различные программы, могут самостоятельно быстро и доступно создавать качественные анаглифические изображения для преподавания геометрии. Проведенные исследования позволили выяснить, что оптимальным средством для этого является система динамической математики GeoGebra. Заключение. Выявлены электронные среды, наиболее подходящие для конструирования качественных стереоскопических изображений с целью применения их в процессе обучения геометрии, выбраны доступные технологии трансляции таких изображений. Актуальными остаются вопросы разработки методики использования анаглифических изображений в преподавании стереометрии и организации подготовки учителей математики к реализации этой методики.
Развитие эмоционального интеллекта у студентов-филологов в практике разработки мультимедийных историй
Аннотация
Постановка проблемы. Эффективность языковой, межличностной и межкультурной коммуникации зависит не только от профессионализма, но и от эмоциональных способностей ее участников (коммуникабельности, умений реагировать в непредвиденных ситуациях, определять ожидания и интересы окружающих), навыков применения цифровых технологий. Исследование направленно на обоснование необходимости использования мультимедийных историй в подготовке специалистов в области филологии для развития их эмоционального интеллекта. Методология. Применяются теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования и структуры мультимедийных историй. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Сочинского института (филиала) Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В педагогическом эксперименте приняли участие 54 бакалавра, направление подготовки - 45.03.01. Филология. Преподавание филологических дисциплин. Мультимедийный сторителлинг рассматривался как инновационная повествовательная практика, в основе которой - создание эмоциональных историй средствами цифровой технологии. В качестве соответствующего сервиса использовался MS PowerPoint. На этапе диагностики и оценки сформированности эмоционального интеллекта применялся тест Н. Холла. Методом статистической обработки служил критерий χ2 Пирсона. Результаты. Использование мультимедийных историй в подготовке специалистов в области филологии и гуманитарного знания осуществляется следующим образом: изучение цифрового сервиса, его возможностей; разработка концепции; сбор и анализ информации; создание истории и реализация в цифровом формате; презентация и последующее применение на практике. При мультимедийном сторителлинге студенты-филологи осваивают философию диалога культур, осознают ценности (свои и чужие), осуществляют моральный выбор, получают новый социальный опыт, проектируют информационно-коммуникационную деятельность. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в педагогической системе. Заключение. Применение мультимедийных историй способствует развитию эмоционального интеллекта студентов-филологов за счет социального характера межличностной и межкультурной деятельности, многослойности и нелинейности обращения, мультимодальности, поддержки эмоционально комфортной языковой атмосферы. Сформулированы соответствующие критерии эффективности: наличие идеи (центрального элемента), «подвижность» главного героя, проецирование смысла действительной жизни, структура, стиль повествования и др.
Использование информационных технологий и интерактивных методов обучения на занятиях по математике при цикловом обучении в техническом вузе
Аннотация
Постановка проблемы. Предлагается метод циклового обучения в вузе. Цель исследования - объяснение предлагаемого понятия и описание его отличий от других методов обучения. Методология. Проанализированы результаты обучения студентов технических вузов и работы педагогов, преподающих математику с использованием информационных технологий и интерактивных методов обучения. Осуществлена оценка применения информационных технологий на занятиях по математике при цикловом обучении в техническом вузе. Результаты. Перечислены и всесторонне обоснованы все преимущества циклического метода обучения в высших учебных заведениях. Подробно описаны основные характеристики интерактивных методов, их виды, результаты использования, особенности методики применения данных методов на занятиях, а также при самостоятельной подготовке студентов. Заключение. Показано, что при циклическом методе обучения студенты становятся активными участниками образовательного процесса, учатся использовать и применять на практике различные источники информации.
РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
Формирование коммуникативных умений обучающихся с помощью системы интерактивных диалогов Dailo, основанной на технологиях искусственного интеллекта
Аннотация
Постановка проблемы. Педагогические технологии формирования коммуникативных умений постоянно совершенствуются, возникают новые методики и практики. Особый интерес представляет использование информационных технологий для развития коммуникативных профессиональных навыков. Однако на сегодняшний день недостаточно данных о том, какие есть специфические инструменты в области информационных технологий для формирования коммуникативных умений, как именно они применяются, какие механизмы задействуют. Рассматривается подход к информатизации образования на основе средств искусственного интеллекта, распространенных для формирования профессиональных коммуникативных умений среди сотрудников крупных компаний. Методология. Проанализированы возможности интерактивных диалоговых систем, реализованных с использованием технологий искусственного интеллекта, для формирования профессиональных коммуникативных умений. Разработаны коммуникативные сценарии с разными возможностями поведения для участника и критерии для контрольной оценки его коммуникативных умений. Экспериментальное исследование проведено в рамках деятельности отделов обучения персонала компаний. Участники - 35 сотрудников крупных компаний. Статистическая обработка результатов выполнена с помощью критериев Манна - Уитни и Пирсона. Результаты. Подтвердилось, что диалоговый тренажер обучает умению гибкого воспроизведения и импровизации в процессе диалога с удержанием его логики и сути. Во втором эксперименте полученные данные позволяют частично подтвердить эту гипотезу и порождают новое предположение, что инструмент может быть использован для диагностики определяющей рефлексии с помощью предоставления участникам доопределенных и недоопределенных задач. Заключение. Полученные данные свидетельствуют, что диалоговые симуляции улучшают коммуникативные навыки. Кроме того, диалоговые симуляции могут помочь диагностировать рефлексию, представляя задачи различной определенности. Эти гипотезы требуют дальнейшего изучения в рамках будущих исследований искусственного интеллекта в образовании.
Профессионально ориентированный сетевой курс как основа формирования вычислительного мышления будущих инженеров
Аннотация
Постановка проблемы. Потребность изучать и использовать возможности сетевых технологий для повышения общекультурного и профессионального уровня становится условием подготовки высококвалифицированных инженеров нового поколения. Для эффективного использования компьютерных устройств, цифровых инструментов необходимо вычислительное мышление. Обосновывается эффективность применения профессионально ориентированного сетевого учебного курса для развития вычислительного мышления будущих инженеров. Методология. Для получения теоретических обобщений выполнен анализ научных работ по проблеме определения феномена вычислительного мышления, использования сетевых образовательных ресурсов в подготовке специалистов инженерно-технических специальностей. Вычислительное мышление рассматривается как процесс, который включает в себя последовательное выполнение ряда действий: извлечение из памяти человека системы представлений об объектах и связей между ними; формулирование проблемы с учетом неопределенности; разработка алгоритма решения и его эффективная реализация с помощью цифровых инструментов. К исследованию привлечено 68 бакалавров по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» направленность «Автомобили и автомобильное хозяйство». Все обучающиеся - студенты первого курса Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева. Используется сетевой учебный курс «Вычислительная техника и сети», разработанный Е.В. Щедриной, представленный на платформе Moodle и имеющий свидетельство регистрации № 24877 от 28.08.2021 г. Для диагностики и оценки сформированности вычислительного мышления применяются материалы авторского тестирования: 30 вопросов в соответствии с рабочей программой дисциплины. В качестве метода статистической обработки использован критерий хи-квадрат Пирсона. Результаты. При работе с материалами сетевого курса по дисциплине «Вычислительная техника и сети» инженер нового поколения выполняет последовательность действий, характерных для вычислительного мышления: анализирует текст профессионально ориентированной задачи (формулирует задание как вычислительную проблему), осуществляет декомпозицию проблемы, составляет и реализует алгоритм, выполняет его анализ и оценку. Сформулированы условия, которые влияют на развитие вычислительного мышления: получение актуальной научно-теоретической информации, закономерностей и данных о инновационных методах и средствах; осознанный выбор этих методов и средств с учетом их эффективности на высоком техническом уровне, анализ полученных результатов и их практическое применение. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в системе подготовки специалистов под высокотехнологичное производство. Заключение. Выделены положительные аспекты применения профессионально ориентированного сетевого курса для развития вычислительного мышления инженеров (например, для получения опыта формулирования проблемы с учетом неопределенности будущего студенты выполняют анализ корпоративной сети, определяют маску подсети для разных условий и т. п.). Предложены варианты практического применения результатов исследования: в работе Всероссийского сетевого проекта по сортоиспытанию «Малая Тимирязевка», в деятельности центра довузовской подготовки и цифровой кафедры академии.
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Реализация технологий виртуальной реальности для профессионально-личностного развития студентов
Аннотация
Постановка проблемы . На сегодняшний день технологии виртуальной реальности активно и системно востребованы только в сфере разнообразных развлечений, несмотря на их огромный образовательно-воспитательный потенциал, недостаточно используемый в системе обучения студенческой молодежи. Исследование ориентировано на восполнение данного пробела через внедрение технологий виртуальной реальности в процесс профессионально-личностного развития обучающихся в различных вузах. Цель - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность внедрения технологий виртуальной реальности для повышения уровня профессионально-личностного развития студентов различных направлений подготовки бакалавриата. Методология . В эксперименте приняли участие 118 студентов психолого-педагогического, социально-культурного и инженерного направлений подготовки бакалавриата. Все осуществляли обучение в смешанном формате: часть предметов преподавалась аудиторно в очном формате, часть - дистанционно в удаленном формате с помощью видео-конференц-связи на платформе Telegram и с использованием технологий виртуальной реальности на платформах Mootup и Vive Sync. Результаты . Технологии виртуальной реальности являются эффективным средством для целостного профессионально-личностного развития студентов. В контексте деятельностно-поведенческого и когнитивно-рефлексивного компонентов зафиксированы самые высокие показатели по увеличению количества студентов на высоком и ситуативных уровнях развития. Наименьшее экспериментальное воздействие было зафиксировано по мотивационно-аксиологическому компоненту профессионально-личностного развития студентов. Детальный анализ полученных сравнительных данных после реализации экспериментальной работы показал, что более значимо авторская разработка повлияла на студентов инженерных направлений профессиональной подготовки, по сравнению со студентами других профилей бакалавриата. Заключение . Использование виртуальной коммуникации позволило сделать дистанционные занятия более привлекательными и целенаправленными для студентов, значительно облегчая обмен информацией, знаниями, ценностями и взглядами и делая этот процесс более естественным, как при реальных занятиях.
Визуализация процедуры оценки качества цифровой образовательной среды по модели «Прозрачный ящик»
Аннотация
Постановка проблемы. Современные когнитивные технологии позволяют создавать наглядные и интеллектуальные средства мониторинга и оценки качества объектов и ресурсов. Модель «Прозрачный ящик» может обеспечить высокую интерактивность и визуализацию мониторинговых данных для анализа и принятия управляющих решений по развитию цифровых образовательных сред учреждений (ЦОС). Цель работы - обосновать модель «Прозрачный ящик» для визуализации процедуры мониторинга ЦОС образовательных учреждений на основе объектно-структурной карты, содержащей ее структурные и функциональные компоненты с топологическим набором статистических и мониторинговых показателей. Методология. В модели «Прозрачный ящик» для образовательных ресурсов предусматривается построение объектно-структурной карты всех компонент (ОСК). Для создания ОСК цифровой образовательной среды удобно использовать объектно ориентированный подход. При этом компоненты среды (объекты) и их взаимосвязи следует структурировать иерархически сверху вниз или снизу вверх. Топологическая объектно ориентированная структура ЦОС с целевыми компонентами в виде объектно-структурной карты представляет каркас модели «Прозрачный ящик». Большую значимость в ОСК играют функциональные свойства и потоки информации между объектами. Они формируют механизмы, определяющие результативность достижения целевых показателей среды. Объекты и их связи наделяются критериальными показателями, которые оцениваются экспертами. Наложение на ОСК тепловой карты, по цветности ее компонент, соответствующих экспертным оценкам, определяет визуализированную картину состояния среды в целом и отдельных ее участков в частности. Главной особенностью модели является ее топологическая интерактивность, позволяющая отображать оценочные и мониторинговые показатели среды для анализа и принятия управляющих решений по развитию ЦОС. Результаты. Предложена инновационная модель «Прозрачный ящик» в виде объектно-структурной карты цифровой образовательной среды учреждений образования для проведения оценочных и мониторинговых процедур. Показаны преимущества использования объектно ориентированного подхода для разработки ОСК. Сбор, накопление и обработка данных для мониторинга развития ЦОС учреждения осуществляются традиционными способами, например с помощью Яндекс-форм, которые заполняются представителями исследуемой организации. Для практической реализации предложенной модели целесообразно создать специальное веб-приложение, визуализирующее процесс мониторинга ЦОС и предоставляющее пользователям удобный интерфейс для анализа и принятия управляющих решений по дальнейшему развитию среды. Заключение. Обоснована модель «Прозрачный ящик» для визуализации процедуры мониторинга ЦОС образовательных учреждений на основе объектно-структурной карты, содержащей ее структурные и функциональные компоненты с топологическим набором статистических и мониторинговых показателей. Предложенная модель обеспечивает высокую интерактивность и визуализацию мониторинговых данных для анализа и принятия управляющих решений по развитию цифровых образовательных сред учреждений образования.
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Международная практика профессиональной переподготовки педагогических кадров в условиях цифровизации педагогического образования
Аннотация
Постановка проблемы. Рассматриваются существующие мировые практики профессиональной переподготовки в условиях цифровизации. Актуальным становится поиск эффективного механизма трансформации профессиональной переподготовки, который обеспечил бы преимущество национальной системе образования в условиях цифровизации. Существующие практики включают государственные инициативы и требования, которые поддерживают и помогают новым кандидатам в педагогической профессии сменить свои карьерные предпочтения без значительных препятствий, что является новым в реализации способов организации профессиональной переподготовки. Методология. Анализировались научные публикации и материалы из открытых источников сети Интернет, в том числе материалы аналитических отчетов зарубежных организаций различных стран мира, описывающие практику реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Результаты. Приводится обоснование, подходы и практика международного опыта применения эффективных механизмов в организации системы профессиональной переподготовки в условиях цифровизации педагогического образования. Подчеркиваются особенности такой трансформации, что позволяет обеспечить выработку возможных управленческих решений для отечественной системы образования. Заключение. Представленный международный опыт можно использовать в процессе разработки эффективных модельных решений для отечественной системы профессиональной переподготовки педагогических кадров. Обучение цифровым навыкам реализуется системно при поддержке органов власти, а профессиональная переподготовка в условиях цифровизации открывает возможность формирования карьерного пути при поддержке кураторов и служб занятости с помощью современных информационных технологий.
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Инклюзивное образование в высшей школе России и Китая: формирование условий в цифровой среде для работы с лабораторным оборудованием лиц с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация
Постановка проблемы. Образование занимает неотъемлемую часть культурного и профессионального развития человека. В этом отношении задачи, связанные с обеспечением доступности процесса обучения и в то же время поддержания высокого уровня качества образования, являются на сегодняшний день актуальными. Терминологически инклюзивное образование охватывает широкий спектр проблем, однако ключевым является вопрос доступности образования для различных социальных групп. Приоритетная задача исследования определена в плоскости выявления условий работы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в вузах на естественно-технических направлениях, с лабораторным оборудованием ввиду исключительной важности лабораторных практикумов в системе профессиональной подготовки будущих специалистов. Обосновывается целевое использование цифровых технологий в образовательном процессе, в частности при организации работы лиц с ОВЗ в контексте выполнения ими лабораторных практикумов. Методология. Методом количественного и статистического анализа обозначена актуальность поиска системных решений, определяющих доступную образовательную среду для лиц с ОВЗ в системе профессиональной подготовки будущих специалистов естественно-технических профилей. Предложена теоретическая модель организации доступности образовательного процесса в рамках выполнения лабораторных практикумов лицами с ОВЗ в цифровой среде. Результаты. Разработана теоретическая модель инклюзивного образования в высшей школе Российской Федерации и Китайской Народной Республики для организации аналоговой реализации лабораторных практикумов лицами с ОВЗ в цифровой образовательной среде. Выявлена необходимость интеграции цифровых инструментов в образовательный процесс, требующий системную подготовку лиц с ОВЗ по естественно-техническим направлениям, включающим в содержании своих учебных планов проведение лабораторных практикумов. Ключевое значение в подборе и дальнейшем внедрении цифровых технологий в образовательный процесс в плоскости создания условий работы с лабораторным оборудованием определено вокруг индивидуальных потребностей студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья. Заключение. Обоснована актуальность и прикладная значимость теоретической модели вариативной цифровой среды, а также выработан перечень рекомендаций к использованию такой модели с точки зрения ее целевой ориентации на доступность образовательного процесса для студентов, имеющих особенности здоровья и обучающихся по направлениям естественно-технических профилей подготовки.