Role-based information modeling as a pedagogical strategy for the development of entrepreneurial competencies of university students

Abstract

Problem statement . The relevance of the formation and development of entrepreneurial competencies among university students is due to the fact that entrepreneurship plays a key role in the economic and social development of society. Entrepreneurship creates a competitive environment that ultimately improves people’s living standards. At the same time, technological entrepreneurship is of particular importance, based on knowledge and the ability to use the latest scientific achievements and new information technologies. Numerous scientific studies examine both definitions of entrepreneurial competencies and approaches to their formation among students of different universities and different fields of study. Methodology . Proposed a methodology for the formation of entrepreneurial competencies among students of IT fields of study, while focusing on the formation of those qualities that, in the opinion of the authors, are most important for technological entrepreneurship. The pedagogical strategy of rolebased information modeling, which has been used for many years by one of the authors for the effective formation of ICT competencies, is considered in the context of the formation of entrepreneurial competencies of higher school students. Results . The results of the analysis of a survey of students of the Faculty of Computer Technology and Applied Mathematics of Kuban State University on the attitude to the problem of formation of entrepreneurial competencies are presented. Examples of developed role-based information models and specific roles in which students form and/or develop qualities important to entrepreneurs are given. Conclusion . The pedagogical strategy of role-based information modeling makes it possible to effectively form a number of qualities necessary for future entrepreneurs, therefore, it is advisable to expand the range of role-based information models and improve their didactic support.

Full Text

Постановка проблемы. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 г. в Российской Федерации предусматривает создание возможности для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий и технологического предпринимательства[17], [18]. Предприниматель - это человек, обладающий рядом личностных качеств, перечень и вес которых у различных исследователей отличается. На основании анализа научных источников [1-4], а также проведенных опросов предпринимателей выделим следующие компетенции: коммуникабельность, креативность, умение работать в команде, финансовая грамотность, свободное владение современными информационными технологиями, инициативность, клиентоориентированность, стрессоустойчивость, умение оценивать риски. Отметим, что среди опрошенных состоявшихся предпринимателей подавляющее большинство выделило коммуникабельность, однако мы акцентируем внимание на том, что свободное владение современными информационными технологиями не менее важно, ведь технологическое предпринимательство отличается тем, что создание новых продуктов или услуг связано с использованием новых научных знаний и/или технологий. Для формирования перечисленных качеств у студентов вузов необходимо создать такую образовательную среду, которая бы стимулировала инициативность, самостоятельность и активное включение обучающихся в процесс профессионального самоопределения и вовлечения в предпринимательскую деятельность [4]. Ролевое информационное моделирование (РИМ) - это педагогическая стратегия, цель которой - создание педагогических условий для формирования у студентов умений разрабатывать, анализировать, защищать и корректировать компьютерные информационные модели. Суть стратегии РИМ состоит в том, что все этапы моделирования (уяснение цели моделирования, анализ объекта моделирования для выделения всех его известных свойств, анализ выявленных свойств с точки зрения цели моделирования, выбор формы представления модели, формализация, анализ и корректировка полученной модели), а также защита разработанных компьютерных информационных моделей перед сокурсниками и преподавателем осуществляются с позиций личностно значимых для студентов социальных ролей [5]. Покажем, что педагогическая стратегия РИМ, хорошо зарекомендовавшая себя при формировании ИКТ-компетенций студентов высшей школы, эффективна и при формировании у них предпринимательских качеств. Исследователи рынка отмечают, что бизнесмены должны как можно полнее понять свою целевую аудиторию и удовлетворить ее потребности лучшими, чем у конкурентов способами. Как было доказано ранее, разработка, анализ и защита ролевых информационных моделей с позиций различных ролей, предусматриваемая стратегией РИМ, позволяет не только создавать мотивацию к освоению новых, нетривиальных возможностей изучаемых программных сред, но и глубже понимать требования клиентов, заказчиков. Как справедливо утверждают С.А. Бешенков и Е.А. Ракитина, есть принципиальная разница в том, делается ли программа (частный случай информационной модели) для себя или для другого человека [6]. Именно забота о ДРУГОМ обуславливает требования к триплексному исследованию информационной модели, предусматривающему проверку ее функциональности, наглядности, адаптивности к изменению исходных данных и защите от непреднамеренного или намеренного искажения [5]. Рассмотрим информационную модель игры «Королевский квадрат», реализованной в среде MS Excel [7]. При вводе начального слова в некоторую ячейку нужно, заботясь о наглядности, специально оформить ее и снабдить примечанием. Забота о защите требует освоения возможностей запрета ввода данных в некоторые ячейки и ограничения на ввод данных в другие. Требования адаптивности модели приводят студентов к выводу, что в формулах не должны указываться конкретные числа, а только ссылки на ячейки, их содержащие. При реализации этой же модели в других программных средах также осваиваются соответствующие инструменты. При реализации хорошо известной математикам и информатикам игры «Жизнь»[19] с учетом вышеописанных принципов требуется освоение широкого спектра возможностей инструментальной среды, в нашем конкретном случае - универсального языка программирования Python. При этом важно обратить внимание студентов, тестирующих программу, на необходимость проверки не только многочисленных «красивых» частных случаев, смоделированных математиками (планер, ружье), но и различных вариантов окончания игры (на поле не остается ни одной живой клетки, складывается периодическая или стабильная конфигурация), что, на наш взгляд, способствует развитию системного мышления, необходимого, впрочем, не только предпринимателям, но и всем выпускникам высшей школы. Многочисленные вариации игры вызывают интерес у студентов и могут способствовать развитию креативности [8]. Постановка, реализация игры «Сто к одному»[20], а также непосредственное участие в ней заставляют студентов не просто задумываться над правильным ответом (известно, что в этой игре таковых нет!), а над тем, что именно ответили опрошенные 100 человек! Понимать потребности другого - необходимо каждому предпринимателю. При реализации игры с помощью разного программного обеспечения (в учебном процессе использовали процессоры электронных таблиц MS Excel и LibreOffice, языки программирования С# и Python) возникали различные трудности, для реализации которых студентам приходилось осваивать новые возможности в режиме непроизвольной деятельности, эффективность которой отмечается рядом известных ученых [9-11]. Такие методы обучения профессора В.В. Гузеев и А.А. Остапенко назвали неявными [12]. Поддерживая целесообразность освоения учебного материала в режиме непроизвольной деятельности, С.Л. Рубинштейн формулирует следующую задачу для педагогов: организовать учебную деятельность так, чтобы существенный материал запоминался учащимся и тогда, когда он работает с этим материалом, а не только его запоминает. Это много сложнее, но и много плодотворнее, чем постоянно требовать от учащихся произвольного запоминания, при котором запоминание становится основной целью их действий [13]. Поэтому каждая разработанная ролевая информационная модель должна содержать специальное дидактическое сопровождение, подробно изложенным одним из авторов в [14; 15]. Практическое применение педагогической стратегии РИМ связано как с решением проблем разработки и адаптации соответствующего программного обеспечения (ПО), так и с исследованием необходимой мотивации студентов при освоении инструментария изучаемого ПО с целью более полного удовлетворения нужд потребителей, что необходимо для осуществления предпринимательской деятельности. При этом применение РИМ требует от профессорско-преподавательского состава (ППС) дополнительных усилий по модификации наработанных педагогических приемов, поэтому актуальна проблема как обоснования целесообразности применения РИМ, так и выявления оценочных суждений ППС о предлагаемом подходе. Методология. Изучались и анализировались научные работы по теме формирования и развития предпринимательских компетенций, методике обучения информатике и ИКТ, информационного моделирования. Проводился контент-анализ учебных программ и методических рекомендаций по развитию предпринимательских навыков у студентов. Использовались экспериментальные методы (наблюдение, беседы, анкетирование студентов и преподавателей для выявления целесообразности применения ролевого информационного моделирования для формирования предпринимательских качеств), опрос представителей бизнеса для определения ключевых требований к компетенциям предпринимателей, методы информационного моделирования. Результаты и обсуждение. В рамках описываемого исследования были разработаны и в учебном процессе применены следующие ролевые информационные модели: - «Жизнь» - моделирует динамику систем с клеточными автоматами, формируя у студентов креативность на основе поиска необычных комбинаций клеток и необходимость проверять все возможные варианты исходов, развивая системное мышление; - «100 к 1» - симулятор телевизионной игры, где студенты пытаются определить ответы сотни респондентов, развивая навыки работы в команде и принятия решений в условиях неопределенности; - «Королевский квадрат» - игра на расширение словарного запаса, акцентирующая внимание на поиске решений, выстраивании стратегии на наилучший результат и др. При работе с ролевыми компьютерными моделями студенты выступали в роли «постановщика задачи», «разработчика» и «игрока», что позволяло им лучше понять ДРУГОГО. На некоторые из разработанных программ были получены свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ, другие - находятся на стадии регистрации. С целью подтверждения актуальности исследования и гипотезы о целесообразности формирования предпринимательских компетенций проведены опросы преподавателей факультета компьютерных технологий и прикладной математики (ФКТиПМ) Кубанского государственного университета, студентов и предпринимателей. Приведем некоторые результаты. При опросе преподавателей ФКТиПМ, в котором приняли участие 53 человека, основная задача заключалась в выявлении степени осознания и поддержки идеи формирования предпринимательских компетенций у студентов ИТ-направлений, подготовки и получения экспертной оценки эффективности этого процесса на основе РИМ с использованием ролевых игровых моделей. На вопрос о необходимости формирования предпринимательских компетенций утвердительно ответили 71,7 % («да» - 45,3 %, «скорее да» - 26,4 %) преподавателей, отрицательно - 17 % («нет» - 5,7 %, «скорее нет» - 11,3 %) (рис. 1). При этом только 37,7 % респондентов отметили, что элементы формирования таких компетенций уже присутствуют в их рабочих программах учебных дисциплин, поэтому здесь имеется значительный потенциал для совершенствования учебного процесса, тем более что 71,7 % опрошенных подтвердили готовность к этому. Интересно было узнать мнение преподавателей о заинтересованности студентов ИТ-направлений подготовки в развитии своих предпринимательских компетенций: 83,0 % респондентов уверены в этом. При этом наличие дефицита методических материалов в этом направлении признали 33,9 % опрошенных. Исходя из этого, можно утверждать, что актуальной задачей становится разработка и распространение соответствующего методического обеспечения, которое и предусматривает стратегия РИМ [13; 14]. Рис. 1. Необходимость формирования предприни- Figure 1. The need to develop entrepreneurial мательских компетенций у студентов ИТ-направле- competencies in IT students within the framework of ний в рамках учебных программ educational programs Источник: создано В.В. Мельником, С.В. Юновым. Source: created by Vladimir V. Melnik, Sergey V. Yunov. Кроме этого, в анкете анализировалось мнение профессорско-преподавательского состава об отношении к волонтерской деятельности, сотрудничеству с представителями бизнеса, к производственным практикам и стажировкам, к новой традиции ФКТиПМ - проведении дней карьеры, на которых ведущие работодатели рассказывают о своих многочисленных вакансиях и требованиях к выпускникам вузов. Полученные результаты позволят руководству ФКТиПМ совершенствовать эти процессы. Важным был вопрос о том, считают ли преподаватели студентов с развитыми предпринимательскими компетенциями более успешными в профессиональной деятельности. Фактически это был еще один вопрос о целесообразности формирования предпринимательских компетенций на ФКТиПМ, 81,1 % ответили на него утвердительно. Конечно, нас интересовал вопрос об оценке профессорско-преподавательским составом педагогической стратегии РИМ в вопросе развития предпринимательских компетенций. На вопрос «Считаете ли Вы целесообразным разработку заданий на реализацию и защиту студентами компьютерных игровых моделей с учетом ролевого фактора для формирования и развития предпринимательских компетенций?» положительно ответили 77,4 % опрошенных, что для ППС ФКТиПМ - очень хороший результат с учетом того, что наиболее критически настроенные педагоги работают именно на нашем факультете (рис. 2). Отметим, что во время бесед с преподавателями и студентами подавляющее большинство отмечает, что во время защиты и обсуждения разработанных ролевых информационных моделей развивается как коммуникабельность, так и клиентоориентированность, появляется интерес к мнению других людей и стремление его учесть при модификации представленного решения. Рис. 2. Разработка заданий на реализацию и защиту Figure 2. Development of tasks for the implementation студентами компьютерных игровых моделей с and defense of computer game models by students, учетом ролевого фактора для формирования и taking into account the role factor for the formation and развития предпринимательских компетенций development of entrepreneurial competencies Источник: создано В.В. Мельником, С.В. Юновым. Source: created by Vladimir V. Melnik, Sergey V. Yunov. Для оценки качества полученных решений, помимо регулярного наблюдения за ходом учебного процесса и беседами с бакалаврами и магистрами ФКТиПМ, проводился их анонимный опрос, анализировались замечания и предложения, часть из которых была учтена в последующих версиях программ при подготовке свидетельств о государственной регистрации. Если опросы бакалавров были направлены прежде всего на выяснение мнений студентов о целесообразности применения в учебном процессе ролевых информационных моделей, на формируемые предпринимательские качества в процессе работы над моделями в разных социальных ролях, то мнение магистров было важно по поводу качества разработанных ролевых игровых моделей и выявлению узких мест моделей «в реальном исполнении». Так, на вопрос «Как Вы считаете, могут ли игровые ролевые информационные модели способствовать развитию предпринимательских компетенций в учебном процессе?» 83,7 % бакалавров дали положительный ответ, 2,3 % сообщили «нет», а 14,0 % затруднились с ответом. Что согласуется с мнением профессорско-преподавательского состава и подтверждает актуальность применения РИМ в образовательном процессе. При оценке развития конкретных предпринимательских качеств в роли постановщика задач 76,7 % студентов отметили эффективность формирования системного мышления (умение видеть взаимосвязи элементов проекта), 74,4 % респондентов ответили, что во время работы с приложением в качестве игрока происходит формирование умения принимать решения в условиях нехватки данных. Такое же количество бакалавров отметили, что в роли программиста происходит развитие креативности при решении технических задач. Заключение. Проводимые исследования среди предпринимателей, преподавателей и студентов подтверждают значимость и актуальность формирования/развития предпринимательских компетенций у студентов высшей школы. При этом ряд важных качеств предпринимателя (коммуникабельность, креативность, клиентоориентированность) целесообразно формировать на основе педагогической стратегии ролевого информационного моделирования, уделяя значительное внимание как разработке, так и защите ролевых информационных моделей, совершенствованию их дидактического сопровождения. Отметим, что, по мнению многих экспертов, студенты с развитыми предпринимательскими компетенциями будут более успешными и в другой своей профессиональной деятельности. Опытная работа по внедрению разработанных ролевых информационных моделей проводилась на протяжении ряда лет с бакалаврами направлений подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» (учебные дисциплины «Пакеты прикладных программ» и «Новые информационные технологии в маркетинге»); 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» (учебная дисциплина «Новые информационные технологии в экономике») и магистрами направления подготовки 01.04.02 «Прикладная математика и информатика», профиль «Математическое и информационное обеспечение экономической деятельности» (учебная дисциплина «Методика преподавания ИКТ»).
×

About the authors

Vladimir V. Melnik

Kuban State University

Email: mvv97@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8645-1181
SPIN-code: 6977-8081

Postgraduate Student, Postgraduate Student of the Department of Data Analysis and Artificial Intelligence

149 Stavropol St, Krasnodar, 350040, Russian Federation

Sergey V. Yunov

Kuban State University

Author for correspondence.
Email: usv58@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-9840-7944
SPIN-code: 9260-5285

Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Professor of the Department of Data Analysis and Artificial Intelligence

149 Stavropol St, Krasnodar, 350040, Russian Federation

References

  1. Malinin VA. Theory and practice of formation of entrepreneurial abilities of students in the context of integration of schools and universities (dissertation for the degree of Doctor of Psychological Sciences). Moscow; 2021. 43 p. (In Russ.) EDN: LDZWPF
  2. Aukhatshin IG. Formation of entrepreneurial culture of technical university students based on an integrative approach (dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences). Kazan; 2020. 24 p. (In Russ.) EDN: SRPCAG
  3. Voronina RN. Formation of students’ entrepreneurial competencies by means of organizational and pedagogical design of the educational environment of the university (dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences). Moscow; 2019. 210 p. (In Russ.)
  4. Zemlina EM. Formation of students’ readiness for entrepreneurial activity in the educational space of the university (dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences). Kazan; 2021. 24 p. (In Russ.) EDN: TTSVVD
  5. Yunov SV. Role-based information modeling as a pedagogical strategy for the formation of ICT competencies of students of non-core universities (dissertation for the degree of Doctor of Psychological Sciences). Krasnodar; 2018. 46 p. (In Russ.) EDN: UCSVCN
  6. Beshenkov SA, Rakitina EA. Modeling and Formalization: A Method Manual. Moscow: Laboratory of Basic Knowledge Publ.; 2002. 336 p.
  7. Yunov SV, Akinshina VA. Game information models in MS Excel and NetMeeting. Informatics and Education. 2006;(10):58–70. (In Russ.) EDN: HVNRPB
  8. Melnik VV, Yunov SV. Multimedia Educational Game Life. Patent of the Russian Federation 2024660189. 22 April 2024. (In Russ.) EDN: LMMBDB
  9. Smirnov AA. Problems of Psychology of Memory. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1966. 423 p. (In Russ.)
  10. Zinchenko PI. Involuntary Memorization. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ., Voronezh: MODEK Publ.; 1996. 544 p. (In Russ.)
  11. Kushnir AM. Principle of life in harmony of nature as the methodological basis of design technology and learning content. Journal of School Technology. 2011;(3):12–22. (In Russ.) EDN: OEERMX
  12. Guzeev VV, Ostapenko AA. Complete system classifier of educational methods. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2011;(2):8–24. (In Russ.) EDN: NUPLWN
  13. Rubinstein SL. Fundamentals of General Psychology. 2nd ed. Moscow: Uchpedgiz Publ.; 1940. 596 p. (In Russ.)
  14. Yunov SV. Theoretical aspects of role-based information modeling. Informatics and Education. 2011;(8):25–30. (In Russ.) EDN: ODSPTZ
  15. Yunov SV. Practical aspects of role-based information modeling. Informatics and Education. 2011;(9):19–24. (In Russ.) EDN: OGJKYB

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Melnik V.V., Yunov S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.