Didactics and pedagogical anthropology of digital educational environments
- Authors: Agatova O.A.1
-
Affiliations:
- Russian Academy of Education
- Issue: Vol 20, No 2 (2023)
- Pages: 176-197
- Section: DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/35486
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-2-176-197
- EDN: https://elibrary.ru/JZTIIK
- ID: 35486
Cite item
Full Text
Abstract
Problem statement. In the context of the scientific and technological development of the country, the implementation of the federal experiment on the development of digital educational environments, the introduction of new legal regimes for digital transformations of industries, including education, the issues of fundamental and applied developments in pedagogical anthropology and didactics of digital educational environments are being updated. The development of expert tools for assessing the developing functionality of digital educational environments is becoming relevant. The aim of the study is to analyze digital means of pedagogical activity, to systematize changes in didactic principles. Methodology. Analysis of the development of didactics, pedagogical anthropology in the context of the use of digital didactic tools is based on the study of digital educational environments created during the federal experiment. The study of digital didactic tools used by teachers was organized during the annual interregional webinar of the Russian Academy of Education. According to the research methodology, the requirements for the preparation of reports by webinar participants were based on the structured interview method. Results. The frontiers of changes in didactics and pedagogical anthropology in the conditions of digital educational environments are characterized. Essential changes in the practice of pedagogical activity, ways of organizing the educational process, ways of constructing the interaction of participants in educational relations are revealed. The results presented in the publication are significant for the development of the methodology of modern didactics and pedagogical anthropology and the theory and practice of expertise in education in terms of assessing the developmental functionality of digital educational environments. Conclusion. To evaluate the results of the federal experiment on the introduction of digital educational environments, a proven methodology for the examination of the developing functionality of digital educational environments is needed.
Full Text
Постановка проблемы. Интенсивное развитие цифровых образовательных сред обусловлено сложившимися условиями цифровой трансформации образования и новыми правовыми режимами[14]. Вместе с тем дидактика цифровых образовательных сред развита недостаточно в контексте интенсивной цифровизации, изменения антропологических представлений о «личности, расширенной цифровыми средствами» [1]. Задачи исследования: 1) рассмотреть применение цифровых образовательных инструментов в деятельности педагогов школ - участников федерального эксперимента внедрения целевой модели цифровой образовательной среды; 2) проанализировать условия и методы использования педагогами цифровых инструментов в образовательном процессе, при которых они обеспечат расширительный характер дидактики; 3) структурировать базовые характеристики дидактической системы, которая в современных условиях обеспечивает развивающее образование в цифровой образовательной среде. Цель исследования - анализ педагогической деятельности, систематизация изменений педагогических средств обучения в условиях цифровых образовательных сред. Методология. В исследовании приняли участие педагоги - участники федерального эксперимента по внедрению цифровых образовательных сред[15], а также педагоги школ регионов, с которыми Министерством просвещения подписаны концессиональные соглашения на закупку оборудования для развития цифровой образовательной среды: Пермский край[16], Московская область[17], Алтайский край[18], Новосибирская область[19], Ямало-Ненецкий автономный округ[20], Тюменская область[21], Ханты-Мансийский автономный округ - Югра[22]. Участники исследования были приглашены в качестве докладчиков на межрегиональный научно-практический вебинар Российской академии образования «Цифровая образовательная среда для развития человека». Доклады представлялись по методике «360°», в форме структурированного интервью: 1. На какой цифровой образовательной платформе организуется образовательная деятельность? 2. Какова структура элементов цифровой образовательной среды? 3. Как и какой цифровой образовательный контент используется при организации образования в цифровой образовательной среде? 4. Какие цифровые образовательные технологии, цифровые средства и сервисы используются педагогами для организации образования? 5. Как и какие результаты освоения образовательных программ оцениваются в цифровой образовательной среде? 6. Как и с какими образовательными, личностными, когнитивными данными работает учитель, педагог дополнительного образования при анализе образовательной успешности, личностной и социальной успешности школьника? 7. Как и к каким данным образовательных результатов - личностных, предметных, метапредметных - имеет доступ ученик, его родители? 8. Как конвертируются образовательные результаты, в форме какой передачи данных при переходе на следующую ступень обучения, при взаимозачетах результатов общего и дополнительного образования? 9. Какие развивающие возможности предоставляет человеку (ученику, учителю, родителю) цифровая образовательная среда, цифровая образовательная платформа? Каковы возможности для учебной, проектной, исследовательской деятельности, рефлексии и анализа образовательных результатов, олимпиадных достижений, реализации индивидуальных образовательных траекторий, профильного образования? 10. Какие умения, компетенции необходимо развивать у обучающихся, педагогов, родителей для наиболее продуктивной деятельности в цифровой образовательной среде? 11. Какие цифровые средства и сервисы позволяют продуктивно конструировать взаимодействие участников образовательных отношений? 12. Что, на ваш взгляд, необходимо усовершенствовать в цифровой образовательной среде (дополнить ее структуру или новые развивающие функции) для наилучшей организации развивающего образования человека? Анализ ответов структурированного интервью позволил выявить особенности педагогической деятельности в цифровой образовательной среде, специфику используемых педагогами цифровых образовательных инструментов как средств организации познавательной деятельности учеников и цифровых средств оценки образовательных результатов. Организационно-правовые рамки исследования. В каждом регионе реализация целевой модели цифровой образовательной среды регулировалась постановлением правительства региона[23]. Организационно-правовые основы исследования заданы также нормативными актами Правительства России[24], Министерства просвещения России, регулирующими структуру элементов цифровой образовательной среды[25], порядок внедрения цифровой образовательной среды в регионах[26], состав оборудования для внедрения цифровой образовательной среды[27]. Теоретико-методологические основы исследования: 1) концепция развивающего образования (Л.С. Выготский [2], В.В. Давыдов [3]), концепция персональной онтологии как содержательно-топологического пространства, в котором человек реализует собственные идеалы, задачи развития (И. Кант, М. Шелер, Г.П. Щедровицкий [4]); 2) концепция педагогичеcкой антропологии как связи типов дидактики с онтологией и роли дидактики в реализации онтологии как основания для персональных решений и деятельности человека (С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, К.Д. Ушинский [5]); 3) концепция образовательного пространства, образовательной среды (в том числе цифровой) как системы ресурсов для конструирования учениками персональных онтологем - «личность, расширенная цифровыми средствами» (А.Н. Архангельский, О.А. Агатова, А.А. Муранов [1], Е.И. Казакова, А.Л. Семенов [1]); г) концепция цифровой образовательной среды как системы цифровых инструментов, позволяющих взрослеющему человеку самостоятельно конструировать образовательную траекторию; реконструировать содержание предметных областей и межпредметных связей в режиме анализа данных, в режиме цифрового моделирования различных систем деятельности (А.Л. Семенов, В.В. Гриншкун, О.А. Агатова [6; 7]). Для анализа базовых характеристик дидактической системы, применяющей расширительный потенциал цифровых технологий, использовались методы системно-генетического и факторного анализа, системно-деятельностного моделирования, ситуационного моделирования, функционального моделирования полного цикла использования цифровых технологий для решения образовательных задач и организации познавательной деятельности учеников. Аксиомы нашей методологии [1; 6-8]: 1. Цифровые инструменты получают возможность раскрыть свой развивающий образовательный потенциал только в рамках дидактической системы, реализующей такую онтологию, которая соответствует логике развивающего образования и практического применения цифровых программных разработок субъектом познавательной деятельности (учеником и учителем). В рамках классической дидактики цифровизация не только не нужна, но и деструктивна, так как заведомо проблематизирует базовые принципы классической дидактики. 2. Ключевым инструментом, превращающим цифровые технологии в источник расширительного характера дидактики [1], является система образовательных задач, актуализирующих для учеников онтопрактическую проблему, решение которой основано на анализе данных, построении связи изучаемых явлений, осмысления их практического применения. Такого рода дидактическая система цифровой образовательной среды решает важную проблему - развитие поколения, способного самоопределяться, строить образовательную траекторию, решать учебные, исследовательские и проектные задачи. Это принципиально иное понимание современной дидактики цифровых образовательных сред в отличии от классической, методология которой основана в логике «учебных предметов» [9; 10]. Информатика в качестве учебной дисциплины представлена в таком подходе как «предмет, выполняющий надпредметную интегрирующую функцию» [11] в цифровой среде. Но не предмет информатики выполняет эту функцию, а информационно-коммуникационные цифровые средства организации познавательной деятельности учеников - цифровые инструменты, организующие решение образовательной, исследовательской, проектной задачи учениками, а также задачи самоопределения, выбора образовательной траектории и самого вида, уровня решаемой задачи [1; 6-8]. В такой логике можно изучать сам предмет информатики на основе междисциплинарных задач, и это повышает качество образования, что доказано в эксперименте Л.В. Сурчаловой [12]. 3. Новые модели дидактик складывались исходя из осмысления их авторами изменений педагогической антропологии, антропологии детства (К.Д. Ушинский «народная школа», Л.Н. Толстой «школа свободного воспитания», Д. Дьюи «школа проектов», А.Н. Тубельский «школа самоопределения», Е.А. Ямбург «адаптивная школа» и др.). Антропономические запросы на развитие у «цифрового поколения» (Г.У. Солдатова, Е.Н. Рассказова, Т.А. Нестик [13]) связаны с задачами онтопрактик будущего, следовательно, и дидактика для «цифрового поколения» строится на принципах задачно-деятельностного подхода, а не только предметного. В логике задачно-деятельностного подхода цифровую образовательную среду развивают, например, такие платформы, как «Учи.ру», «Мобильное электронное образование». В таких моделях дидактик содержание образования конвергентно и строится под задачи развития личности, а познавательная деятельность учеников организуется не только учебным предметом, но и междисциплинарными задачами учебного, исследовательского, проектного характера. Оценка образовательных результатов основана не только на проверке знания предмета, но и на оценке способности решать задачу, подбирая соответствующие средства деятельности (учебные, исследовательские, проектные, а также личностные (способность самоопределяться, осуществлять выбор, конструировать социальные отношения для решения задачи). Результаты и обсуждение. Для анализа педагогической деятельности в цифровых образовательных средах проведено структурированное интервью педагогов. Результаты представлены в табл. 1. Таблица 1 Результаты структурированного интервью педагогов № Вопросы интервью Ответы респондентов, n = 200 чел. = 100 % % ответивших, n 1 В какой цифровой образовательной среде, на какой цифровой образовательной платформе организуется образовательная деятельность? Российская электронная школа (resh.edu.ru) 18 Cферум (sferum.ru) 32 Учи.ру (uchi.ru) 28 Образование Югры (admhmao.ru) 10 Цифровая образовательная среда Ямало-Ненецкого округа (yanao.imumk.ru) 8 Открытая образовательная сеть Новосибирской области (edu54.ru) 8 ЭПОС школа Перми (school.permkrai.ru) 12 Цифровая образовательная среда Московской области (mosreg.physicon) 12 МЭО мобильное электронное образование (mob.edu.ru) 8 ЯКласс (yaklass.ru) 8 Cберкласс (sberclass.ru) 8 Продолжение табл. 1 № Вопросы интервью Ответы респондентов, n = 200 чел. = 100 % % ответивших, n 2 Какова структура элементов цифровой образовательной среды? Электронный дневник 100 Электронный журнал 100 Электронное расписание 100 Учет достижений обучающихся (сервисы данных образовательных достижений) 48 Цифровой образовательный контент (educont.ru) 82 Встроенные средства программного обеспечения для организации интерактивной деятельности 12 3 Как и какой цифровой образовательный контент используется при организации образования в цифровой образовательной среде? Цифровой образовательный контент (educont.ru) 94 Урокцифры.рф 36 Инфоурок 28 Урок.рф 32 РешуОГЭ, РешуЕГЭ 82 Макульт-привет! 16 Фабрика кроссвордов 18 Постнаука 26 Пифагория 12 4 Какие цифровые образовательные технологии, цифровые средства и сервисы используются педагогами для организации образования? LearningApps 42 TimeMapper 24 Skysmart.ru 16 Classroom 18 VoiceThread 12 TestPAd 16 Miro 32 4portfolio 28& Rizzoma 12 Padlet 32 Mult-Edit 44 5 Как и какие результаты освоения образовательных программ оцениваются в цифровой образовательной среде? Результаты освоения образовательных программ (личностные, предметные, метапредметные) 100 Новые виды грамотности (новые образовательные результаты) 46 Изобретательская активность школьников Schoolpatent.ru 12 Результаты социально-значимой деятельности 28 6 Как и с какими образовательными, личностными, когнитивными данными работает учитель, педагог дополнительного образования при анализе образовательной успешности, личностной и социальной успешности школьника? Личностный выбор школьника (профиля, уровня сложности задания) 44 Познавательные интересы (выбор проектных и исследовательских работ школьников) 38 Социальные данные (семья, посещение дополнительного образования) 26 Продолжение табл. 1 № Вопросы интервью Ответы респондентов, n = 200 чел. = 100 % % ответивших, n Когнитивные данные (диагностика школьных психологов) 24 Портфолио достижений (олимпиады, конкурсы) 38 Посещаемость (электронный дневник, журнал) 100 8 Как конвертируются образовательные результаты, в форме какой передачи данных при переходе на следующую ступень обучения, при взаимозачетах результатов общего и дополнительного образования? Нет конвертации образовательных результатов 43 Конвертируются результаты дополнительного образования и результаты освоения общеобразовательных программ 28 Конвертируются олимпиадные достижения с результатами освоения основных образовательных программ 76 Конвертируются результаты итоговой аттестации по общеобразовательным программам при зачислении в профильные классы на программы профильного образования 84 9 Какие развивающие возможности предоставляет человеку (ученику, учителю, родителю) цифровая образовательная среда, цифровая образовательная платформа? Каковы возможности для учебной, проектной, исследовательской деятельности, рефлексии и анализа образовательных результатов, олимпиадных достижений, реализации индивидуальных образовательных траекторий, профильного образования? Реализация индивидуальной образовательной траектории (по профилю, по времени изучения учебного материала) 88 Возможности реализации познавательных интересов через выбор проектных и исследовательских работ 76 Возможности изучать темы по углубленному формату дополнительно 92 Возможности тренажеров для подготовки к контрольным и ОГЭ, ЕГЭ 64 Возможности осмысление образовательных результатов целостно и построения дальнейших способов их усовершенствования, развития 46 10 Как конвертируются образовательные результаты, в форме какой передачи данных при переходе на следующую ступень обучения, при взаимозачетах результатов общего и дополнительного образования? Не конвертируются, нет взаимозачета 42 Конвертируются результаты общего и дополнительного образования 28 Конвертируются результаты олимпиадных и конкурсных достижений с предметными результатами освоения образовательных программ 30 Чаты 86 11 Какие цифровые средства и сервисы позволяют продуктивно конструировать взаимодействие участников образовательных отношений? Видеоконференцсвязь 74 Интегрированные программные средства для организации коллективной работы 20 Окончание табл. 1 № Вопросы интервью Ответы респондентов, n = 200 чел. = 100 % % ответивших, n Электронный дневник с обратной связью 64 Сайт школы (обращение) 42 Умение пользоваться компьютером 18 12 Какие умения, компетенции необходимо развивать у обучающихся, педагогов, родителей для наиболее продуктивной деятельности в цифровой образовательной среде? Умения пользоваться функциями ЦОС по интерфейсу 76 Умение анализировать образовательные данные из электронного дневника, портфолио 80 Умение вести диалог в чатах ЦОС 24 Умение подбирать цифровые сервисы и функции под определенные задачи 68 13 Что, на ваш взгляд, необходимо усовершенствовать в цифровой образовательной среде (дополнить ее структуру или новые развивающие функции) для наилучшей организации развивающего образования человека? Закупать программные средства для организации интерактивной образовательной и коллективной познавательной деятельности 84 Усовершенствовать функцию аналитики образовательных данных 78 Усовершенствовать цифровой сервис «Портфолио» с возможностью рефлексии образовательных результатов самим учеников 32 Развивать мобильный сегмент ЦОС 96 Table 1 Results of the structured teacher interview No. Interview questions Respondents’ answers, n = 200 persons = 100 % Response rate, %, n 1 In what digital educational environment, on what digital educational platform is educational activity organized? Russian electronic school (resh.edu.ru) 18 Sferum (sferum.ru) 32 Uchi.RU (uchi.ru) 28 Education Ugry (admhmao.ru) 10 Digital educational environment of the Yamalo-Nenets region (yanao.imumk.ru) 8 Open educational network of the Novosibirsk region (edu54.ru) 8 EPOS School Perm (school.permkrai.ru) 12 Digital educational environment of the Moscow region (mosreg.physicon) 12 MEЕ mobile e-education (mob.edu.ru) 8 IClass (yaklass.ru) 8 SberClass (sberclass.ru) 8 Table 1, continuation No. Interview questions Respondents’ answers, n = 200 persons = 100 % Response rate, %, n 2 What is the structure of the elements of the digital educational environment? Electronic diary 100 Electronic journal 100 Electronic schedule 100 Accounting for the achievements of students (data services of educational achievements) 48 Digital educational content (educont.ru) 82 Built-in software tools for organizing interactive activities 12 3 How and what kind of digital educational content is used in organizing education in a digital educational environment? Digital educational content (educont.ru) 94 LessonDigital 36 Info lesson 28 Lesson.RF 32 Solve-Exam 82 MathCultHello! 16 Crossword Factory 18 Post-Science 26 Pifagoria 12 4 What digital educational technologies, digital tools and services are used by teachers to organize education? LearningApps 42 TimeMapper 24 Skysmart.ru 16 Classroom 18 VoiceThread 12 TestPAd 16 Miro 32 4portfolio 28& Rizzoma 12 Padlet 32 Mult-Edit 44 5 How and what results of mastering educational programs are evaluated in the digital educational environment? The results of the development of educational programs (personal, subject, meta-subject) 100 New types of literacy (new educational outcomes) 46 Inventive activity of schoolchildren (Schoolpatent.ru) 12 Results of socially significant activities 28 6 How and with what educational, personal, cognitive data does a teacher, teacher of additional education work in the analysis of educational success, personal and social success of a student? Student's personal choice (profile, task difficulty level) 44 Cognitive interests (choice of design and research work of schoolchildren) 38 Social data (family, attendance at additional education) 26 Cognitive data (diagnosis of school psychologists) 24 Portfolio of achievements (olympiads, competitions) 38 Attendance (electronic diary, journal) 100 Table 1, continuation No. Interview questions Respondents’ answers, n = 200 persons = 100 % Response rate, %, n 8 How are educational results converted, in the form of what kind of data transfer during the transition to the next level of education, with mutual offsets of the results of general and additional education? No conversion of educational results 43 The results of additional education and the results of the development of general education programs are converted 28 Olympiad achievements are converted into the results of mastering the main educational programs 76 The results of the final certification for general education programs are converted when enrolling in specialized classes for specialized education programs 84 9 What developmental opportunities does the digital educational environment, digital educational platform provide to a person (student, teacher, parent)? What are the opportunities for educational, project, research activities, reflection and analysis of educational results, Olympiad achievements, the implementation of individual educational trajectories, specialized education? Implementation of an individual educational trajectory (according to the profile, according to the time of studying the educational material) 88 Opportunities for the implementation of cognitive interests through the choice of design and research work 76 Opportunities to study topics in an in-depth format additionally 92 The possibilities of simulators for preparing for control National Exam 64 Opportunities to comprehend educational results holistically and build further ways of development 46 10 How are educational results converted, in the form of what kind of data transfer during the transition to the next level of education, with mutual offsets of the results of general and additional education? Not convertible, no offset 42 The results of general and additional education are converted 28 The results of the Olympiad and competitive achievements are converted with the subject results of the development of educational programs 30 Chats 86 11 What digital tools and services allow you to productively design the interaction of participants in educational relations? Videoconferencing 74 Integrated software tools for organizing teamwork 20 Electronic diary with feedback 64 School website (appeal) 42 Ability to use a computer 18 12 What skills, competencies need to be developed among students, teachers, parents for the most productive activity in the digital educational environment? Ability to use interface functions 76 Ability to analyze educational data from an electronic diary, portfolio 80 Ability to communicate in chats 24 Ability to select digital services and functions for specific tasks 68 Table 1, ending No. Interview questions Respondents’ answers, n = 200 persons = 100 % Response rate, %, n 13 What, in your opinion, needs to be improved in the digital educational environment (to supplement its structure or new developmental functions) for the best organization of a person's developmental education? Purchase software for organizing interactive educational and collective cognitive activities 84 Improve educational data analytics 78 Improve the digital service “Portfolio” with the possibility of reflecting educational results by the students themselves 32 Develop mobile segment 96 На основе обобщения результатов интервьюирования сформулированы следующие выводы: а) педагоги - участники федерального эксперимента по внедрению целевых моделей цифровой образовательной среды используют региональные цифровые образовательные среды, а также применяют федеральные цифровые ресурсы «Урок цифры», «Федеральный электронный образовательный контент», федеральные сервисы «РешуОГЭ», «РешуЕГЭ»; педагоги из регионов, не являющихся участниками федерального эксперимента, чаще используют цифровые образовательные среды платформ «Учи.ру», «МЭО», «ЯндексКласс» и др.; б) структура элементов цифровой образовательной среды в регионах - участниках эксперимента соответствует регламентам Министерства просвещения[28]. По мнению педагогов, недостаточно в целевых моделях цифровых образовательных сред таких элементов, как встроенные средства программного обеспечения для организации интерактивной образовательной деятельности, цифровые средства анализа образовательных данных для понимания направлений улучшения методик преподавания в соответствии с задачами, дефицитами личности обучающегося; в) в оценке развивающих возможностей цифровой образовательной среды педагоги называют в основном организационные возможности: реализация индивидуальной образовательной траектории (по профилю образования, по времени изучения учебного материала), реализация познавательных интересов через выбор проектных и исследовательских работ, изучение темы по углубленному формату дополнительно, тренажеры для подготовки к контрольным, ОГЭ, ЕГЭ. Но личностно-развивающих возможностей относительно амплификации развития когнитивного, личностного, социального и прочего не названо. Только небольшой процент педагогов называют возможности электронного дневника и журнала как способы осмысления образовательных результатов и построения дальнейших способов их усовершенствования, развития (то есть делают работу с анализом образовательных данных в электронном дневнике и электронном журнале основанием совершенствования педагогической деятельности и методики преподавания предмета). Исходя из анализа результатов исследования можно предположить, что федеральный эксперимент решил задачи цифровизации образования (поставки оборудования, обеспечения доступа к цифровому образованию, регламентацию цифрового контента, цифровизацию образовательных данных в электронном дневнике, журнале и их открытость для участников образовательных отношений, но не решил задачи «расширительной дидактики» цифровой образовательной среды, донастройки ее возможных цифровых образовательных сервисов под задачи современной онтологии образования и антропологии детства, технологического обеспечения практики развивающего образования. Поэтому развитие дидактики цифровых образовательных сред можно было бы назвать следующим после цифровизации образования шагом. Так логически формируется историография цифровизации образования, характеризующая не только внешние, организационные форматы изменений, но и содержательные, логико-генетические задачи развития дидактики цифровых образовательных сред. В исследовании проводился анализ применения педагогами цифровых образовательных платформ, сервисов, контента. Результаты представлены в табл. 2. Таблица 2 Результаты изучения применения педагогами цифровых образовательных инструментов Частота использования Форма цифрового средства Цифровые образовательные платформы Цифровые образовательные сервисы организации познавательной и коллективной учебной деятельности школьников Видеоконтент, цифровой образовательный контент Наиболее часто используемые Учи.ру; РЭШ; ЯКласс; ФИПИ (демоверсии ОГЭ, ЕГЭ); Урок.РФ; Сферум LearningAppps; Padlet (онлайн-доска с интерактивными заданиями); Google Classroom (сервис организации интерактивной познавательной деятельности); Пифагория (сервис математических игр); Test-Pad (сервис составления тестовых заданий для контроля качества знаний, умений); Webanketa (сервис составления анкет и заданий для контроля качества знаний); БанкТестов.РУ (сервис проверки знаний); ФабрикаКpоссвордов (конструктор онлайнкроссвордoв) Постнаука; Научпок; Чердак; Галилео; Маткульт-привет!; Просвещение-поддержка Окончание табл. 2 Частота использования Форма цифрового средства Цифровые образовательные платформы Цифровые образовательные сервисы организации познавательной и коллективной учебной деятельности школьников Видеоконтент, цифровой образовательный контент Достаточно часто используемые МЭШ (Московская электронная школа); Урок-цифры; СберКласс; Фоксворд; Инфоурок; Яучебник; РешуОГЭ; РешуВПР; РешуЕГЭ; Единыйурок.рф MindMapp (сервис коллективной познавательной деятельности - ментальные карты); Skysmart.ru; Trello; Яндекс.Телемост; Educont.ru; MathCAD; Flippity (сервис создания онлайн-упражнений); Ibrainstorm (организация коллективной работы); Rizzoma (сервис организации коллективной работы по систематизации знаний, построению причинно-следственных связей); Miro (организация коллективной познавательной работы); TimeMapper (сервис создания временных шкал); Kahoot!; TedEducation TEDEducation (образовательный телеканал); QWERTY (видеоканал о науке и технологии); SpeakEnglish (видеоканал для изучения языков, лингвистических правил); RedRoom (исторический видеоканал); ВсеКакУЗверей (видеоканал по естественно-научным предметам: биология, зооология, анатомия) Наименее часто используемые Инфоурок; Наураша (Научная развивающая лаборатория); Stepik; МЭО (Мобильное электронное образование); VAcademia Mult-Edit (сервис интерактивных учебных заданий); VoiceThread; ClearSlide (сервис онлайн-презентаций); TopHat (сервис онлайн-оценки знаний); Movavi (сервис формирования видеозаданий); 4portfolio.ru (сервис систематизации и аналитики образовательных данных и результатов); Netfolio.ru (сервис систематизации и аналитики образовательных данных и результатов); Trello (сервис организации коллективной познавательной деятельности) ПростаяНаука; Sibscience Table 2 Results of studying use of digital educational tools by teachers Frequency of use The form of digital funds Digital educational platforms Digital educational services organization of cognitive and collective educational activities of schoolchildren Digital video content, digital educational content Most used Uchi.ru; NationalExam; IClass; FIPI (demo versions of exam); Lesson.RF; Sferum LearningApps; Padlet (online board with interactive tasks); Google classroom (service for organizing interactive cognitive activity); Pifagoria (service of mathematical games); Test-Pad (service for compiling test tasks for quality control of knowledge, skills); Webanketa (a service for compiling questionnaires and tasks for quality control of knowledge); BankTestov.RU (knowledge testing service); FactoryCrosswords (constructor online crosswords) Post-Science; Sciencepok; Attic; Galileo; Matkult Hello!; Enlightenment-Support Quite commonly used MES (Moscow Electronic School); Digital Lesson; SberClass; Foxword; Inf Lesson; I'm a textbook; ReshuExam; I_Solve_Exam; Single _Lesson MindMapp (service of collective cognitive activity - mental maps); Skysmart.ru; Trello; Telemost.Yandex; Educont.ru; MathCAD; Flippity (creation service online exercises); Ibrainstorm (organization collective work); Rizzoma (organization service collective work on the systematization of knowledge, the construction of cause-and-effect relationships); Miro (organization collective cognitive work); TimeMapper (creation service timelines); Kahoot!; TedEducation TEDEducation (educational TV channel); QWERTY (video channel about science and technology); Speak English (video channel for learning languages, linguistic rules); RedRoom (historical video channel); AllLikeUzBeasts (video channel on natural science subjects: biology, zoology, anatomy) Table 2, ending Frequency of use The form of digital funds Digital educational platforms Digital educational services organization of cognitive and collective educational activities of schoolchildren Digital video content, digital educational content Least used Info Lesson; Naurasha (scientific development laboratory); Stepik; Mobile e-education; VAcademia Mult-Edit (service of interactive educational tasks); VoiceThread; ClearSlide (online service presentations); TopHat (online knowledge assessment service); Movavi (video job creation service); 4portfolio.ru (service for systematization and analytics of educational data and results); Netfolio.ru (service for systematization and analytics of educational data and results); Trello (service for the organization of collective cognitive activity) SimpleScience; Sibscience Можно заключить, что педагоги не используют цифровые сервисы и программное обеспечение, позволяющее организовать интерактивную деятельность, решение коллективной учебной, проектной, исследовательской задачи школьниками. Только единицы из более 200 респондентов применяют общедоступные русифицированные цифровые дидактические сервисы, такие как Mult-Edit, VoiceThread, ClearSlide (коллективная работа с онлайн-презентациями), MindMapp (организация познавательной деятельности посредством ментальных карт), Skysmart.ru, MathCAD, Flippity (сервис создания онлайн-упражнений), IBrainstorm (сервис организации коллективной работы над проблемной задачей), Rizzoma (сервис организации коллективной работы по выявлению связей между изучаемыми объектами), Miro (сервис организации коллективной работы), TimeMapper (сервис создания временных шкал при изучении истории развития чего-либо). Не практикуются педагогами сервис анализа образовательных результатов и организация рефлексии школьником собственных образовательных достижений. В некоторых региональных моделях цифровых сред существуют интегрированные цифровые решения с сервисом аналитики данных, их графической визуализации (ЦОС «ЭПОС», МЭШ, «Югра 2:0»). В отдельных регионах педагоги используют общедоступные сервисы аналитики: 4portfolio.ru, Netfolio.ru. Учителя недооценивают возможность и способность детей работать с такими цифровыми сервисами посредством организации рефлексии учебной аналитики собственных образовательных результатов. Современные исследования антропологии цифровых образовательных сред, цифрового поколения и новой социальной ситуации развития [13] доказывают, что «цифровое детство» ориентировано на интерактивность «цифры», коллективную интерактивную деятельность в цифровой среде, поиск продуктивной обратной связи относительно «Образа Я», собственного развития за счет оценок референтного взрослого, референтного сверстника. Исследователи констатируют психологическое содержание цифрового разрыва и цифрового межпоколенческого взаимодействия, обусловленного «Образом Я», антропологическими представлениями о современном «цифровом детстве» и задачах его развития. Цифровая образовательная среда выступает новым культурным орудием, опосредующим формирование у детей высших психических функций (higher mental functions), которые формируются опосредовано социокультурной средой (Л.С. Выготский [3], А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов). Элементом социокультурной среды является цифровая образовательная среда. Соответственно, в дидактике необходимо ставить задачу о развивающем функционале цифровой образовательной среды и его экспертизе. В исследовании мы опираемся на методологию расширительной дидактики; личности, расширенной цифровыми средствами (А.Л. Семенов, А.Н. Архангельский [1], О.А. Агатова и др.). Проанализируем условия и методы использования цифровых инструментов в образовательном процессе, при которых они обеспечат расширительный характер дидактики. В качестве примера возьмем один из цифровых методов - работу с большими данными. В практике современного образования работа с данными рассматривается как новый предмет, тема для освоения (например, учебник информатики[29]). Или работа с большими данными рассматривается как раздел в рамках олимпиадных заданий, направленных на освоение информационно-коммуникационных технологий (например, Олимпиада Национальной технологической инициативы[30]). Такой подход редуцирует в дидактике представления об анализе больших данных как о типе познавательной деятельности. В таком подходе дидактический статус больших данных в образовательном процессе выражается в появлении нового содержания, а не нового дидактического средства, которое позволило бы повысить продуктивность учебной деятельности. То есть методы анализа данных должны применяться в качестве метода познавательной деятельности, развивающей универсальные компетенции, связанные с умением практического применения этого метода в различных учебных дисциплинах. На практике большие данные как дидактический метод организации познавательной деятельности может применяться педагогами при изучении различных тем и предметов, например: - по физике с использованием data-кейсов «Ростех.Инновации»[31]; - истории и обществознанию с использованием кейсов данных Портала открытых данных России[32], Единой информационной платформы Национальной системы управления данными[33]; - биологии с использованием данных Открытого министерства Министерства здравоохранения Российской Федерации[34]; - технологии с использованием реестров данных Открытой системы науки и технологий[35]; - посредством других цифровых сервисов открытых государственных данных. Такая практика создает условия для проявления субъектно-деятельностной позиции учеников и обновления содержания образования на основе достижений научно-технологического развития России. При работе с данными ставится задача (учебная, исследовательская, проектная), а метод анализа данных становится способом организации познавательной деятельности (учебной, исследовательской, проектной) учеников. Заключение. На основе приведенных результатов исследования, а также анализа практических примеров работы с новыми цифровыми инструментами в образовании можно сделать вывод о том, что разработка и методологизация современных фундаментальных и прикладных аспектов дидактики связана с изучением развивающего функционала цифровых образовательных сред и с антропологическими представлениями о личности, расширенной цифровыми средствами [1]. Новую модель дидактики следует искать не в изменении предметного устройства обучения за счет расширения числа учебных предметов, не в адаптации общеизвестных классических методов обучения к их применению в цифровых образовательных средах, а в изменении самой логико-генетической структуры дидактики в связи с изменением антропологии современного детства («цифровые аборигены»), в связи с условиями смены технологического уклада, ожидающего «человека, расширенного цифровыми средствами», способного решать образовательные, исследовательские, проектные задачи будущего. Основные вызовы, формируемые современной ситуацией для современных дидактических моделей в условиях цифровой трансформации связаны с переходом к новому технологическому укладу, переустраивающему экономику и человеческий капитал будущего. Принципиальную возможность разработки и развития новой дидактики обусловили многообразные цифровые инструменты как средства организации учебной, исследовательской, проектной деятельности учеников. Но сами цифровые инструменты получают возможность реализовать свой образовательный потенциал лишь в рамках дидактической системы, реализующей такую онтологию, которая соответствует логике их практического применения и методологии развивающего образования. Способом превращения цифровых технологий в источник расширительного характера дидактики является система образовательных задач, актуализирующих для учеников онтопрактическую проблему, решение которой требует познания, исследования, проектирования изучаемого объекта. Поэтому на некоторых передовых цифровых образовательных платформах организовано не только изучение, исследование, проектирование тем учебных предметов, но и «больших идей» надпредметного содержания образования [14]. Использование цифровых ресурсов в системе образования должно организовываться за счет системы программно выстроенных образовательных задач, что задает структуру цифровой образовательной среды по-иному, не только в логике «учебных тем». Основные принципы дидактики цифровой образовательной среды можно рамочно обозначить: интерактивность, метапредметность, структурность образовательных задач, субъектно-деятельностная включенность ученика, многообразие базовых видов деятельности ученика (учебная, исследовательская, проектная), открытость и рефлексивность образовательных результатов участниками образовательных отношений, конвертируемость образовательных результатов при переходе на следующий уровень образования (между общим и дополнительным образованием). Приведенные результаты исследования позволяют заключить следующее. 1. Цифровые инструменты могут продуктивно использоваться лишь в рамках тех дидактических систем, которые по своему базовому содержанию, структуре, имманентному им способу деятельности соответствуют базовому принципу организации познавательной и преобразующей деятельности, задаваемому цифровыми образовательными платформами. 2. В наибольшей степени образовательный потенциал цифровых инструментов раскрывается в рамках дидактических систем, предполагающих самостоятельную реконструкцию учениками комплексных представлений о действительности, формирование на этой основе самоопределения, решение принципиально значимых проблем и задач в ходе учебной, исследовательской, проектной деятельности, что возможно реализовать на основе практик работы с открытыми данными в ходе решения образовательных задач. 3. Оценка развивающего функционала цифровых образовательных инструментов, программных средств, интегрируемых в цифровую образовательную среду, требует определенного рода экспертизы. 4. Результаты экспертизы развивающего функционала цифровых образовательных инструментов для реализации целевой модели цифровой образовательной среды будут полезны участникам образовательных отношений и отношений в сфере образования для формирования решений о закупках оборудования программного обеспечения. 5. Педагогическая антропология и дидактика цифровых образовательных сред в своем становлении в условиях цифровой трансформации образования требуют серьезных фундаментальных исследований научных коллективов. Данное исследование представляет фронтиры изменения дидактики и педагогической антропологии в условиях цифровых образовательных сред. В ходе наших ранних исследований [7] сформулированы доказательные предложения по созданию стандарта цифровой образовательной среды, регулирующего структуру элементов цифровой образовательной среды и ее развивающие функции в контексте интегрируемых цифровых дидактических средств и сервисов.About the authors
Olga A. Agatova
Russian Academy of Education
Author for correspondence.
Email: olga_agatova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3004-8067
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Laboratory for the Development of the Digital Educational Environment
8 Pogodinskaya St, Moscow, 119121, Russian FederationReferences
- Arkhangelsky AN, Dubrovsky VN, Lebedeva MYu, Miklyaeva AV, Muranov AA, Fiofanova OA. Personality enhanced by digital means. Bulletin of the Russian Foundation for Basic Research. 2022;(1):38‒52. (In Russ.) http://doi.org/10.22204/2410-4639-2022-113-01-38-51
- Vygotsky LS. Pedagogical psychology. Moscow: AST Publ.; 2010. (In Russ.)
- Davydov VV. The theory of developmental learning. Moscow: INTOR Publ.; 1996. (In Russ.)
- Shchedrovitsky PG. Introduction to philosophical and pedagogical anthropology. Moscow: Politicheskaya Entsiklopediya; 2018. (In Russ.)
- Ushinsky KD. Pedagogical anthropology (vol. 1). Moscow: Yurayt Publ.; 2017. (In Russ.)
- Agatova OA. Big data in education: data-anthropo for development policies and practices. Moscow: Nauka Publ.; 2022. (In Russ.)
- Fiofanova OA. Digital educational environment standards and data architecture in education. Vestnik MGPU. Series: Informatics and Informatization of Education. 2022;(1):37‒46. (In Russ.) http://doi.org/10.25688/2072-9014.2022.59.1.04
- Semenov AL. Effective education of the extended personality in a transparent world on a digital educational platform. Herzen Readings: Psychological Research in Education (issue 3). St. Petersburg: Herzen State Pedagogical University; 2020. p. 590‒596. (In Russ.) http://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-27
- Osmolovskaya IM. Theoretical and methodological problems of the development of didactics. Pedagogy. 2013;(5):35‒44. (In Russ.)
- Perminova LM. Didactics in the context of modern scientific knowledge. Pedagogy. 2013;(5):57‒63. (In Russ.)
- Perminova LM. Modern didactics: from Comenius to the present day: philosophical and pedagogical aspects. 3rd ed., enlarged, revised. Moscow: Shkolnye Tekhnologii Publ.; 2021. (In Russ.)
- Surchalova LV. Interdisciplinary tasks as a means of improving the quality of education of lyceum students (on the example of studying computer science and synergetics) (abstract of the dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences). Saratov; 2001. (In Russ.)
- Soldatova GU, Rasskazova EI, Nestik TA. Digital generation of Russia: competence and safety. Moscow: Smysl Publ.; 2020. (In Russ.)
- Kondakov AM, Sergeev IS. Methodological foundations of network design educational environment of general education as a convergent space development of the personality of the student: materials of the meeting of the Bureau of the Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy Department. 26 January 2021. Moscow: Russian Academy of Education; 2021. (In Russ.)
Supplementary files










