Prospects for modernization of the electronic educational environment “Cross-Platform Project” format in the context of blended and distant learning

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Problem and goal. The relevance of this study is emphasized by the increasing need and importance of distance education in the modern world in connection with the pandemic, as well as the increased demand of teachers and students of different levels for the tools of the virtual classroom. The purpose of this work is to introduce teachers to the tools of the Internet, to present a classification of these tools, resources and existing electronic educational environments for working in distance learning. Methodology. The use of the Langteach-online cross-platform learning environment during the COVID-19 pandemic, and the experience of working with LMS Moodle and LMS Canvas related to the construction of online courses are analyzed. A comparative analysis of online services and the use of QR technology for educational purposes for the modernization of the developed format of the electronic educational environment is carried out. Results. The experience of modernizing the format under study to expand the range of disciplines and forms of education in the field of which it can be applied at the levels of secondary and higher education in the Russian Federation is presented. The working conditions of the environment, its functionality and requirements for the teacher as the organizer of the educational environment of this format are described. Conclusion. The presented format expands the effective tools of the teacher, integrates mobile technologies into the educational process, forms multifunctional online libraries of various-format educational materials.

Full Text

Постановка проблемы. Пандемия внесла существенные коррективы в понимание дистанционного обучения в школах, вузах и других образовательных организациях. Эти изменения потребовали пересмотра методов, подходов и самого процесса обучения, как со стороны преподавателей, так и со стороны обучаемых на всех уровнях образования. COVID-19 ускорил освоение преподавателями новых ресурсов и технологий, которые можно использовать в дистанционном и смешанном форматах. Использование информационных технологий в образовании является ключевой темой на конференциях по образованию в РУДН, КФУ, ВГСПУ, ПетрГУ, НИУ ВШЭ и др. Например, НИУ ВШЭ на протяжении последних 4 лет проводит международную конференцию eLearning Stakeholders and Researchers Summit[24], посвященную образованию в цифровую эпоху. В рамках Казанского международного лингвистического саммита 2020 года, который совместно проводят Институт языкознания РАН, Институт лингвистических исследований РАН и КФУ, была выделена отдельная секция «Языковое образование в пандемическом и постпандемическом мире» для обсуждения проблем получения лингвистического образования в условиях частичного и тотального дистанта[25]. На конференциях в РУДН, ВГСПУ и ПетрГУ обсуждались вопросы сетевого взаимодействия и дистанционного обучения иностранных студентов, которые проходят обучение в российских вузах. Занимаясь исследованиями в области дистанционного обучения иностранных студентов, мы столкнулись с рядом проблем, послуживших основой для настоящего исследования: - отсутствие стандарта электронной образовательной среды на всей территории Российской Федерации затормаживает развитие дистанционного образования; - огромное количество несистематизированной информации об интернет-технологиях и веб-сервисах не помогает преподавателям, а лишь ухудшает и без того тяжелую ситуацию в дистанционном образовании; - отсутствие единых каталогов и библиотек подобной информации негативно влияет на развитие дистанционного образования; - недостаточный уровень ИКТ-компетенции преподавателей является значимой проблемой в современных условиях; - существующие в образовательных учреждениях электронные образовательные среды (ЭОС) в большинстве случаев представляют собой западные разработки. Решение обозначенных проблем требует поиска, подробного анализа и обработки полученной информации. Целью исследования является рассмотрение существующих систем дистанционного обучения и перспектив дальнейшего развития технологий, в том числе описание процесса модернизации формата ЭОС «Кросс-платформенный проект» [1] с учетом требований времени и изменившихся условий процесса дистанционного и смешанного обучения. Для достижения указанных целей необходимо провести отбор и анализ материалов. Методы исследования. Перед тем, как перейти к решениям указанных проблем, используя методы контент-анализа и обобщения информации, проанализируем исследования 2010-2020 гг. на предмет изменения тенденций во взглядах на дистанционное обучение и его развитие. Первым форматом дистанционного обучения в нашей стране было корреспондентное обучение. В России выделяется два этапа становления дистанционного образования как нового формата обучения: 1) 1917-1993 гг. - формирование и функционирование заочного образования в СССР; 2) 1993-2010 гг. - развитие идеи открытого дистанционного образования в РФ [2]. И.В. Варганова в работе 2010 г. описывает процесс становления дистанционного формата обучения с опорой на идеи и постановления советского и раннего постсоветского периодов [3]. На основе анализа нормативных актов она определила ряд проблем дистанционного обучения, некоторые из которых актуальны и сейчас. Отсутствие единых концептуальных подходов к дистанционному обучению как педагогической системе в России, отмеченное Варгановой, наблюдается в организации дистанционного обучения в школах и вузах на современном этапе. За прошедшие 10 лет после публикации работы некоторые проблемы, выявленные автором, успешно решены на современном этапе эволюции дистанционного обучения в России. Среди решенных проблем стоит отметить наличие регламентирующих актов в области использования дистанционного обучения в школах и вузах. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 и приказ Министерства высшего образования о дистанционном обучении в школах и вузах № 397 от 14 марта 2020 г. регламентируют использование электронных ресурсов и дистанционного формата обучения на уровнях среднего и высшего образования. Как отмечают в своих работах В.П. Тихомиров, Е.В. Тихомирова, Т.М. Скляренко, А.Л. Назаренко, С.В. Титова [4-7] и многие другие, развитие дистанционного формата обучения в России и за рубежом идет ускоренными темпами со второй половины ХХ в. Постоянно меняющиеся требования к уровню ИКТ-компетенции преподавателя и формату ЭОС являются одними из центральных тем на ежегодных конференциях по информационным технологиям на ВМК МГУ[26]. В связи с этим стоит отметить, что в последнее время разрабатывается все больше инструкций в видеоформате о том, как работать с интернет-ресурсами и социальными сервисами Веб 2.0. В интернете можно найти целые каналы, блоги и другие веб-ресурсы, которые стараются помочь преподавателям «не утонуть в океане интернет-технологий». Выделим, на наш взгляд, наиболее интересные источники информации по ИКТ и другим полезным материалам в образовательной среде[27]: YouTube-каналы «Опыт Тичера», «Elearning на отлично», «Distant: сервисы, советы, инструкции», а также «Азбука сервисов» и видеокаталог проекта Langteach-online. Помимо запроса на повышение ИКТ-компетенции преподавателей всех дисциплин, в существенных изменениях нуждается электронная образовательная среда, которая иногда не успевает за изменяющимися требованиями ее пользователей и администраторов. При организации смешанного и дистанционного обучения образовательные учреждения в основном используют купленную лицензию американской системы управления обучением Moodle и подобные западные аналоги. Все сервисы данной системы находятся на территориях США и ряда западных стран. Функционал среды может быть расширен только добавлением новых модулей, разрабатываемых Moodle.org, но не внешними разработчиками. В данной системе отсутствует гибкость в полном ее понимании [8]. В качестве альтернативы существующему формату нами предлагается внедрение новой гибкой ЭОС на основе бесплатных социальных сервисов Веб 2.0, интегрированных в личный сайт преподавателя или образовательной организации [9]. С учетом того, что большинство иностранных учащихся любят использовать свои мобильные устройства (телефоны, планшеты) вместо стационарных компьютеров или ноутбуков, перед нами встал вопрос о модернизации предлагаемого формата ЭОС «Кросс-платформенный проект» под взаимодействие с мобильными устройствами обучаемых во время занятий в смешанной и дистанционной формах. Для решения возникшей задачи были исследованы возможности использования QR-технологии в образовательном процессе [10]. В ходе исследования был также проанализирован опыт построения онлайн-курсов в двух западных системах управления обучением - Moodle и Canvas и выявлены несколько недостатков. Указанные среды обладают большими функциональными возможностями с точки зрения создания курсов но при этом преподавателю-предметнику, который не является профессионалом в области использования информационных технологий, будет трудно разобраться в обилием предлагаемых кнопок и функций. На начальном этапе они будут вынуждены обращаться к инженерам технической службы своих вузов для загрузки контента на платформу. Учитывая несопоставимое количество преподавателей и инженеров, процесс дистанционного обучения в большом вузе будет очень напряженным для его участников из-за нехватки времени и человеческих возможностей. Вторым недостатком является то, что любая такая платформа содержит несколько сотен курсов, десятки тысяч заданий, тестов и опросов в одном месте, что может привести к перегрузке всей системы и последующему закрытию доступа к этим материалам для преподавателей и студентов. Третий недостаток состоит в отсутствии полноценной поддержки мобильных устройств как средства получения образования для студентов и добавления контента для преподавателей. Все описанные недостатки обусловили модернизацию предлагаемого нами формата ЭОС под работу с мобильными устройствами и большим количеством разноформатных данных. Результаты и обсуждения. Предложенный нами новый формат ЭОС «Кросс-платформенный формат» основан на идеях представленной нами в 2017 г. в Институте стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова модели обучения и подтвержденной РОПРЯЛ методической концепции обучения иностранных граждан русскому языку в смешанном и дистанционном форматах [11]. Наш формат позволяет интегрировать мобильные устройства обучаемых посредством сопровождения каждого добавляемого материала, элемента курса и веб-страницы специальным QR-кодом, содержащим в себе ссылку на материал, который автоматически скачивается при наведении на него фотокамеры мобильного телефона с приложением для чтения QR-кодов. Все задания доступны для выполнения с мобильных устройств обучаемых. Вторая и третья проблемы решаются путем распределения материалов по их содержанию и назначению в учебном процессе по бесплатным облачным сервисам с простой регистрацией через профили социальных сетей. Этим распределением мы облегчаем нагрузку на центральный ресурс среды. Под центральным ресурсом в нашей концепции ЭОС понимается личный сайт преподавателя или портал образовательной организации, где администратором всей среды является преподаватель. Он может создавать лекции, задания, добавлять и удалять интерактивные модули курса по своему усмотрению в зависимости от преследуемых целей и задач. В качестве перспективы расширения использования нашего формата планируется создание профильных курсов по ИКТ в профессиональной деятельности педагогов, иностранным языкам и другим дисциплинам в рамках бакалавриата и магистратуры Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина. На основе разработанной нами типологии социальных сервисов Веб 2.0 [12] планируется расширение функциональных возможностей представленной среды под нужды преподавателей и студентов. Заключение. В настоящий момент ЭОС Langteach-online, являющаяся первым прототипом предлагаемого нами формата «Кросс-платформенный проект», проходит апробацию на филологическом факультете Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина в рамках дисциплины «Практический курс русского языка» на 1-м и 2-м курсах в группах иностранных студентов. Результаты апробации, являющиеся частью учебного процесса в государственном образовательном учреждении, можно получить по запросу на сайте Langteach-online.

×

About the authors

Andrey A. Kuznetsov

Pushkin State Russian Language Institute

Author for correspondence.
Email: aakuznetsov@pushkin.institute

assistant, Department of Methods of Teaching Russian as a Foreign Language

6 Akademika Volgina St, Moscow, 117485, Russian Federation

References

  1. Kuznetsov AA. Cross-platform project, as a prototype of Web 4.0 technology. Modern Problems of Computer and Information Sciences. 2020;(1):78–93. (In Russ.)
  2. Evdokimov MA. Improving the organizational forms of distance learning (abstract of the Dissertation of the Doctor of Pedagogical Sciences). Moscow; 2006. (In Russ.)
  3. Varganova IV. Evolution of organizational forms of distance learning in Russian education. Scientific support of the system of advanced training of personnel. 2010;3(5): 71–79. (In Russ.)
  4. Tikhomirova EV, Samokhvalova AG, Kirpichnik AG, Dolotova DA. Modern technologies of education: reference points of discussion. Siberian Pedagogical Journal. 2018;(6):7–17. (In Russ.)
  5. Sklyarenko TM. Distance education: foreign concepts. Innovative Projects and Programs in Education. 2014;(2):67–71. (In Russ.)
  6. Nazarenko AL. Information and communication technologies in linguodidactics: distance learning. Moscow: Izd-vo Moskovskogo universiteta Publ.; 2013. (In Russ.)
  7. Titova SV. Digital technologies in language learning. Moscow: Editus Publ.; 2017. (In Russ.)
  8. Kuznetsov AA. Principles of the organization of distance learning of foreign students in the discipline “ICT in professional activities” in the master. Actual Problems of Teaching Russian as a Foreign Language in High School: Materials of the III Interuniversity (Interregional) Scientific and Methodological Seminar with International Participation. Petrozavodsk: PetrGU. 2020; 45 – 51. (In Russ.)
  9. Kuznetsov AA. Cross-platform learning model. Effective methods of Teaching Foreign Languages: Theory and Practice: Collection of Scientific Articles. Moscow: Izd-vo Moskovskogo universiteta Publ.; 2017. p. 113–121. (In Russ.)
  10. Kuznetsov AA. QR technology in teaching RFL. World Without Borders: Russian as a Foreign Language in the International Educational Space: Materials of the II International Scientific and Practical Conference (Pskov, 19–21 December 2019) (vol. 1). Pskov: PGU Publ.; 2020. p. 50–57. (In Russ.)
  11. Kuznetsov AA. The methodological concept of the project Langteach-online self-study Russian language and culture of Russia foreign students. The Russian Word in a Multilingual World: Materials of the XIV MAPRYAL Congress (Nur-Sultan, 29 April – 3 May 2019). Nur-Sultan; 2019. p. 1130–1135. (In Russ.)
  12. Kuznetsov AA. Typology of web 2.0 services in teaching the Russian language and popularization of the Russian language in the world. Language and Speech on the Internet: Personality, Society, Communication, Culture: Collection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference (Moscow, RUDN University, 29 April 2020) (vol. 2). Moscow: RUDN University, 2020. p. 78–88. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Kuznetsov A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.