Перспективы модернизации формата электронной образовательной среды «Кросс-платформенный проект» в условиях смешанного и дистанционного обучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблемы и цель. Актуальность исследования обусловлена усилением необходимости и значимости дистанционного образования в современном мире в связи с пандемией, а также возросшим запросом преподавателей и учащихся разного уровня на инструментарий виртуального класса. Цель работы - познакомить преподавателей с инструментарием сети Интернет, представить классификацию этих инструментов, ресурсов и существующих электронных образовательных сред (ЭОС) для работы в дистанционном формате. Методология. Проведен анализ использования кросс-платформенной среды обучения Langteach-online в период пандемии COVID-19. Проанализирован опыт построения онлайн-курсов в LMS Moodle и LMS Canvas. Выполнен сравнительно-сопоставительный анализ онлайн-сервисов и использования QR-технологии в образовательных целях для модернизации разрабатываемого формата электронной образовательной среды. Результаты. Представлен опыт модернизации исследуемого формата для расширения спектра дисциплин и форм получения образования, в области которых он может применяться на уровнях среднего и высшего образования в Российской Федерации. Описаны условия работы среды, ее функциональные возможности и требования к преподавателю как организатору образовательной среды данного формата. Заключение. Предлагаемый формат расширяет эффективный инструментарий преподавателя, интегрирует мобильные технологии в процесс получения образования, формирует многофункциональные онлайн-библиотеки разноформатных учебных материалов.

Полный текст

Постановка проблемы. Пандемия внесла существенные коррективы в понимание дистанционного обучения в школах, вузах и других образовательных организациях. Эти изменения потребовали пересмотра методов, подходов и самого процесса обучения, как со стороны преподавателей, так и со стороны обучаемых на всех уровнях образования. COVID-19 ускорил освоение преподавателями новых ресурсов и технологий, которые можно использовать в дистанционном и смешанном форматах. Использование информационных технологий в образовании является ключевой темой на конференциях по образованию в РУДН, КФУ, ВГСПУ, ПетрГУ, НИУ ВШЭ и др. Например, НИУ ВШЭ на протяжении последних 4 лет проводит международную конференцию eLearning Stakeholders and Researchers Summit[24], посвященную образованию в цифровую эпоху. В рамках Казанского международного лингвистического саммита 2020 года, который совместно проводят Институт языкознания РАН, Институт лингвистических исследований РАН и КФУ, была выделена отдельная секция «Языковое образование в пандемическом и постпандемическом мире» для обсуждения проблем получения лингвистического образования в условиях частичного и тотального дистанта[25]. На конференциях в РУДН, ВГСПУ и ПетрГУ обсуждались вопросы сетевого взаимодействия и дистанционного обучения иностранных студентов, которые проходят обучение в российских вузах. Занимаясь исследованиями в области дистанционного обучения иностранных студентов, мы столкнулись с рядом проблем, послуживших основой для настоящего исследования: - отсутствие стандарта электронной образовательной среды на всей территории Российской Федерации затормаживает развитие дистанционного образования; - огромное количество несистематизированной информации об интернет-технологиях и веб-сервисах не помогает преподавателям, а лишь ухудшает и без того тяжелую ситуацию в дистанционном образовании; - отсутствие единых каталогов и библиотек подобной информации негативно влияет на развитие дистанционного образования; - недостаточный уровень ИКТ-компетенции преподавателей является значимой проблемой в современных условиях; - существующие в образовательных учреждениях электронные образовательные среды (ЭОС) в большинстве случаев представляют собой западные разработки. Решение обозначенных проблем требует поиска, подробного анализа и обработки полученной информации. Целью исследования является рассмотрение существующих систем дистанционного обучения и перспектив дальнейшего развития технологий, в том числе описание процесса модернизации формата ЭОС «Кросс-платформенный проект» [1] с учетом требований времени и изменившихся условий процесса дистанционного и смешанного обучения. Для достижения указанных целей необходимо провести отбор и анализ материалов. Методы исследования. Перед тем, как перейти к решениям указанных проблем, используя методы контент-анализа и обобщения информации, проанализируем исследования 2010-2020 гг. на предмет изменения тенденций во взглядах на дистанционное обучение и его развитие. Первым форматом дистанционного обучения в нашей стране было корреспондентное обучение. В России выделяется два этапа становления дистанционного образования как нового формата обучения: 1) 1917-1993 гг. - формирование и функционирование заочного образования в СССР; 2) 1993-2010 гг. - развитие идеи открытого дистанционного образования в РФ [2]. И.В. Варганова в работе 2010 г. описывает процесс становления дистанционного формата обучения с опорой на идеи и постановления советского и раннего постсоветского периодов [3]. На основе анализа нормативных актов она определила ряд проблем дистанционного обучения, некоторые из которых актуальны и сейчас. Отсутствие единых концептуальных подходов к дистанционному обучению как педагогической системе в России, отмеченное Варгановой, наблюдается в организации дистанционного обучения в школах и вузах на современном этапе. За прошедшие 10 лет после публикации работы некоторые проблемы, выявленные автором, успешно решены на современном этапе эволюции дистанционного обучения в России. Среди решенных проблем стоит отметить наличие регламентирующих актов в области использования дистанционного обучения в школах и вузах. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 и приказ Министерства высшего образования о дистанционном обучении в школах и вузах № 397 от 14 марта 2020 г. регламентируют использование электронных ресурсов и дистанционного формата обучения на уровнях среднего и высшего образования. Как отмечают в своих работах В.П. Тихомиров, Е.В. Тихомирова, Т.М. Скляренко, А.Л. Назаренко, С.В. Титова [4-7] и многие другие, развитие дистанционного формата обучения в России и за рубежом идет ускоренными темпами со второй половины ХХ в. Постоянно меняющиеся требования к уровню ИКТ-компетенции преподавателя и формату ЭОС являются одними из центральных тем на ежегодных конференциях по информационным технологиям на ВМК МГУ[26]. В связи с этим стоит отметить, что в последнее время разрабатывается все больше инструкций в видеоформате о том, как работать с интернет-ресурсами и социальными сервисами Веб 2.0. В интернете можно найти целые каналы, блоги и другие веб-ресурсы, которые стараются помочь преподавателям «не утонуть в океане интернет-технологий». Выделим, на наш взгляд, наиболее интересные источники информации по ИКТ и другим полезным материалам в образовательной среде[27]: YouTube-каналы «Опыт Тичера», «Elearning на отлично», «Distant: сервисы, советы, инструкции», а также «Азбука сервисов» и видеокаталог проекта Langteach-online. Помимо запроса на повышение ИКТ-компетенции преподавателей всех дисциплин, в существенных изменениях нуждается электронная образовательная среда, которая иногда не успевает за изменяющимися требованиями ее пользователей и администраторов. При организации смешанного и дистанционного обучения образовательные учреждения в основном используют купленную лицензию американской системы управления обучением Moodle и подобные западные аналоги. Все сервисы данной системы находятся на территориях США и ряда западных стран. Функционал среды может быть расширен только добавлением новых модулей, разрабатываемых Moodle.org, но не внешними разработчиками. В данной системе отсутствует гибкость в полном ее понимании [8]. В качестве альтернативы существующему формату нами предлагается внедрение новой гибкой ЭОС на основе бесплатных социальных сервисов Веб 2.0, интегрированных в личный сайт преподавателя или образовательной организации [9]. С учетом того, что большинство иностранных учащихся любят использовать свои мобильные устройства (телефоны, планшеты) вместо стационарных компьютеров или ноутбуков, перед нами встал вопрос о модернизации предлагаемого формата ЭОС «Кросс-платформенный проект» под взаимодействие с мобильными устройствами обучаемых во время занятий в смешанной и дистанционной формах. Для решения возникшей задачи были исследованы возможности использования QR-технологии в образовательном процессе [10]. В ходе исследования был также проанализирован опыт построения онлайн-курсов в двух западных системах управления обучением - Moodle и Canvas и выявлены несколько недостатков. Указанные среды обладают большими функциональными возможностями с точки зрения создания курсов но при этом преподавателю-предметнику, который не является профессионалом в области использования информационных технологий, будет трудно разобраться в обилием предлагаемых кнопок и функций. На начальном этапе они будут вынуждены обращаться к инженерам технической службы своих вузов для загрузки контента на платформу. Учитывая несопоставимое количество преподавателей и инженеров, процесс дистанционного обучения в большом вузе будет очень напряженным для его участников из-за нехватки времени и человеческих возможностей. Вторым недостатком является то, что любая такая платформа содержит несколько сотен курсов, десятки тысяч заданий, тестов и опросов в одном месте, что может привести к перегрузке всей системы и последующему закрытию доступа к этим материалам для преподавателей и студентов. Третий недостаток состоит в отсутствии полноценной поддержки мобильных устройств как средства получения образования для студентов и добавления контента для преподавателей. Все описанные недостатки обусловили модернизацию предлагаемого нами формата ЭОС под работу с мобильными устройствами и большим количеством разноформатных данных. Результаты и обсуждения. Предложенный нами новый формат ЭОС «Кросс-платформенный формат» основан на идеях представленной нами в 2017 г. в Институте стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова модели обучения и подтвержденной РОПРЯЛ методической концепции обучения иностранных граждан русскому языку в смешанном и дистанционном форматах [11]. Наш формат позволяет интегрировать мобильные устройства обучаемых посредством сопровождения каждого добавляемого материала, элемента курса и веб-страницы специальным QR-кодом, содержащим в себе ссылку на материал, который автоматически скачивается при наведении на него фотокамеры мобильного телефона с приложением для чтения QR-кодов. Все задания доступны для выполнения с мобильных устройств обучаемых. Вторая и третья проблемы решаются путем распределения материалов по их содержанию и назначению в учебном процессе по бесплатным облачным сервисам с простой регистрацией через профили социальных сетей. Этим распределением мы облегчаем нагрузку на центральный ресурс среды. Под центральным ресурсом в нашей концепции ЭОС понимается личный сайт преподавателя или портал образовательной организации, где администратором всей среды является преподаватель. Он может создавать лекции, задания, добавлять и удалять интерактивные модули курса по своему усмотрению в зависимости от преследуемых целей и задач. В качестве перспективы расширения использования нашего формата планируется создание профильных курсов по ИКТ в профессиональной деятельности педагогов, иностранным языкам и другим дисциплинам в рамках бакалавриата и магистратуры Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина. На основе разработанной нами типологии социальных сервисов Веб 2.0 [12] планируется расширение функциональных возможностей представленной среды под нужды преподавателей и студентов. Заключение. В настоящий момент ЭОС Langteach-online, являющаяся первым прототипом предлагаемого нами формата «Кросс-платформенный проект», проходит апробацию на филологическом факультете Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина в рамках дисциплины «Практический курс русского языка» на 1-м и 2-м курсах в группах иностранных студентов. Результаты апробации, являющиеся частью учебного процесса в государственном образовательном учреждении, можно получить по запросу на сайте Langteach-online.

×

Об авторах

Андрей Андреевич Кузнецов

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: aakuznetsov@pushkin.institute

ассистент, кафедра методики преподавания русского языка как иностранного

Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, д. 6

Список литературы

  1. Кузнецов А.А. Кросс-платформенный проект как прототип технологии Веб 4.0 // Современные проблемы компьютерных и информационных наук. 2020. № 1. С. 78-93.
  2. Евдокимов М.А. Совершенствование организационных форм дистанционного обучения: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2006. 48 с.
  3. Варганова И.В. Эволюция организационных форм дистанционного обучения в российском образовании // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. № 3 (5). C. 71-79.
  4. Тихомирова Е.В., Самохвалова А.Г., Кирпичник А.Г., Долотова Д.А. Современные технологии воспитания: опорные точки дискуссии // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 6. C. 7-17.
  5. Скляренко Т.М. Дистанционное образование: зарубежные концепции // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. C. 67-71.
  6. Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение. М.: Изд-во Московского университета, 2013. 271 с.
  7. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении. М.: Эдитус, 2017. 247 с.
  8. Кузнецов А.А. Принципы организации дистанционного формата обучения иностранных студентов в рамках дисциплины «ИКТ в профессиональной деятельности» в магистратуре // Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в вузе: материалы III Межвузовского (межрегионального) с международным участием научно-методического семинара. Петрозаводск: ПетрГУ, 2020. С. 45-51.
  9. Кузнецов А.А. Кросс-платформенная модель обучения // Эффективные методики преподавания иностранных языков: теория и практика: сборник научных статей. М.: Изд-во Московского университета, 2017. С. 113-121.
  10. Кузнецов А.А. QR-технология в преподавании РКИ // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве: материалы II Международной научно-практической конференции (Псков, 19-21 декабря 2019 г.). Псков: ПГУ, 2020. Т. 1. С. 50-57.
  11. Кузнецов А.А. Методическая концепция проекта Langteach-online для самостоятельного изучения русского языка и культуры России иностранными студентами // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ (Нур-Султан, 29 апреля - 3 мая 2019 г.). Нур-Султан, 2019. С. 1130-1135.
  12. Кузнецов А.А. Типология сервисов веб 2.0 в преподавании РКИ и популяризации русского языка в мире // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей IV Международной научно-практической конференции (Москва, РУДН, 29 апреля 2020 г.). М.: РУДН, 2020. Т. 2. С. 78-88.

© Кузнецов А.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах