ИСКУССТВО БЕЗГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ, ПИСЬМЕННОСТЬ И ТЕКСТЫ

Обложка

Аннотация


Данная статья представляет собой фрагмент книги Дж. Скотта, посвященной Зомии - так автор обозначает практически все территории, расположенные на высоте более чем триста метров над уровнем моря, протянувшиеся от центральных высокогорий Вьетнама до северо-востока Индии и пересекающие пять государств Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Таиланд и Бирму) и четыре провинции Китая (Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси и частично Сычуань). Вплоть до недавнего времени (примерно до середины ХХ в.) это пространство было заселено сотней миллионов пред-ставителей различных меньшинств, формирующих изумительную по своему этническому и лин-гвистическому разнообразию общность, интересную не только своим экологическим разнообразием, но и взаимоотношениями с окружающими государствами. Зомия - крупнейший из сохранившихся на Земле регионов, чьи народы до относительно недавних пор не были поглощены национальными государствами. Сегодня ее дни сочтены, хотя еще совсем недавно подобные самоуправляющиеся общности составляли большую часть человечества. Равнинные государства воспринимают их как «живых предков», тех, «кем они сами были до того, как изобрели поливное рисоводство, буддизм и цивилизацию». Автор же, наоборот, считает, что жителей гор следует воспринимать как сообщест-ва беглецов и бродяг, сознательно выбравших для жизни необитаемые территории и в течение двух тысячелетий спасавшихся от угнетения, с которым было сопряжено государственное строи-тельство на равнинах, - от рабства, воинской повинности, налогов, барщины, эпидемий и войн. Практически все в жизни населяющих эти зоны народов, включая социальную организацию, идео-логию и (что более спорно) в основном устную культуру, следует воспринимать как стратегические решения, принятые, чтобы удержать государство на расстоянии. Большинство народов, прожива-ющих в горном массиве Зомии, видимо, собрали достаточно внушительный культурный набор способов, позволяющих уклоняться от поглощения государством, но при этом пользоваться всеми экономическими и культурными возможностями, которые гарантирует соседство с ним. Обширный репертуар языков и этнических принадлежностей, способность к собственному переизобретению согласно пророческим откровениям, короткие и/или устные генеалогии и талант к фрагментации - вот базовые «вещи» в их внушительном дорожном наборе, которые и будут рассмотрены ниже.

Дж Скотт

james.scott@yale.edu
Йельский университет 208209, Нью-Хейвен, CT 06520-8206, США

  • Andaya B.W. To Live as Brothers: Southeast Sumatra in the Seventeenth and Eighteenth Centuries. Honolulu: University of Hawai’i Press; 1993.
  • Buckley Ebery P. The Cambridge Illustrated History. Cambridge University Press; 1996.
  • Collins J., Blot R. Literacy and Literacies: Text, Power, and Identity. Cambridge University Press; 2003.
  • Cummings W. Making Blood White: Historical Transformations in Early Modern Makassar. Honolulu: University of Hawai’i Press; 2002.
  • Evrard O. Interethnic systems and localized identities: The Khmu subgroups (Tmoy) in Northwest Laos. Social Dynamics in the Highlands of Southeast Asia: Reconsidering the Political Systems of Highland Burma by E.R. Leach. Ed. by F. Robinne, M. Sadan. Leiden: Brill; 2007.
  • Fiskesjö M. The Fate of Sacrifice and the Making of Wa History. Ph.D. thesis. University of Chicago; 2000.
  • Fonseca I. Bury Me Standing: The Gypsies and Their Journey. N.Y.: Knopf; 1995.
  • Harris R. Rethinking Writing. L.: Athlone; 2000.
  • Harris R. The Origin of Writing. L.: Duckworth; 1986.
  • Havelock E.A. The Muse Learns to Write: Reflections on Orality and Literacy from Antiquity to the Present. New Haven: Yale University Press; 1986.
  • Heather P. The Fall of the Roman Empire: A New History of Rome and the Barbarians. Oxford University Press; 2006.
  • Hill P. The World Turned Upside Down: Radical Ideas during the English Revolution. Harmondsworth: Penguin; 1975.
  • Janko R. Born of Rhubarb. Review of M.L. West “Indo-European Poetry and Myth”. Oxford University Press, 2008. Times Literary Supplement. February 22, 2008.
  • Jonsson H. Shifting Social Landscape: Mien (Yao) Upland Communities and Histories in State- Client Settings. Ph.D. diss. Cornell University; 1996.
  • Kopytoff I. The African Frontier: The Reproduction of Traditional African Societies. Bloomington: Indiana University Press; 1987.
  • Kosseleck R. The Practice of Conceptual History: Timing, History, Spacing Concepts. Stanford University Press; 2002.
  • Larsen M.T. Introduction “Literacy and social complexity”. State and Society: The Emergence and Development of Social Hierarchy and Political Centralization. Ed. by J. Gledhill, B. Bender, М.T. Larsen. L.: Routledge; 1988.
  • Leach E. The Political Systems of Highland Burma: A Study of Kachin Social Structure. Cambridge: Harvard University Press; 1954.
  • Levi-Strauss P. Tristes Tropiques. Trans. by J. Weightman, D. Weightman. N.Y.: Atheneum; 1968.
  • Lewis P. Ethnographic Notes on the Akha of Burma. New Haven: HRA Flexbooks; 1969-1970. Vol. I.
  • Lord A. The Singer of Tales. N.Y.: Atheneum, 1960.
  • Michaud J. Historical Dictionary of the Peoples of the Southeast Asian Massif. Lanham: Scarecrow; 2006.
  • Nieke M.R. Literacy and power: The introduction and use of writing in early historic Scotland. State and Society: The Emergence and Development of Social Hierarchy and Political Centralization. Ed. by J. Gledhill, B. Bender, М.T. Larsen. L.: Routledge; 1988.
  • Rastdorfer J.-M. On the Development of Kayah and Kayan National Identity: A Study and a Bibliography. Bangkok: Southeast Asian Publishing; 1994.
  • Reid A. Southeast Asia in the Age of Commerce, 1450-1680. Vol. I. The Lands Below the Winds. New Haven: Yale University Press; 1988.
  • Renard R.D. Kariang: History of Karen-Tai Relations from the Beginnings to 1923. Ph.D. diss. University of Hawai’I; 1979.
  • Richards T. Archive and utopia. Representations. 1992; 37.
  • Rosaldo R. Ilongot Headhunting, 1883-1974: A Study in Society and History. Stanford University Press; 1980.
  • Sadan M.J. History and Ethnicity in Burma: Cultural Contexts of the Ethnic Category “Kachin” in the Colonial and Postcolonial State, 1824-2004. Bangkok; 2005.
  • Scott J.G. [Shway Yoe]. The Burman: His Life and Notions. N.Y.: Norton; 1963.
  • Tapp N. Sovereignty and Rebellion: TheWhite Hmong of Northern Thailand. Singapore: Oxford University Press; 1990.
  • Trager F.N., Koenig W.J., Yi Yi. Burmese Sit-tans, 1764-1826: Records of Rural Life and Administration. Tucson: University of Arizona Press; 1979.
  • Vansina J. Oral History as Tradition. L.: James Currey, 1985.
  • von Geusau L.A. Akha internal history: Marginalization and the ethnic alliance system. Civility and Savagery: Social Identity in Tai States. Ed. by A. Turton. Richmond: Curzon; 2000.
  • Walker A.R. Merit and the Millennium: Routine and Crisis in the Ritual Lives of the Lahu People. Delhi: Hindustan Publishing; 2003.

Просмотры

Аннотация - 114

PDF (Russian) - 87


© Скотт Д., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.