ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ КАК ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО, АБСТРАКТНОГО И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Обложка

Аннотация


В статье рассматривается роль школьного курса информатики и его раздела, связанного с программированием, в формировании навыков мыслить логически, умении работать с абстракциями, и готовности к системному мышлению. Описываются причины, существующие подходы к ликвидации разрыва между уровнем подготовки выпускников и требованиями работодателей. Одной из наиболее перспективных предлагается считать парадигму STEM. Обучение в рамках нее ориентированно не только на формирование необходимого багажа теоретических знаний, но и на формирование практических навыков работы со сложными техническими и информационными объектами у обучающихся, а также на развитие творческого, критического и вычислительного мышления. Обучение программированию, входящее в рамки курса информатики, является эффективным способом развития логического и аналитического мышлений, поскольку основано на изучении таких базовых понятий, как алгоритмические конструкции и принципы построения алгоритмов. В статье акцентируется внимание и на социальном аспекте обучения программированию. Область вычислительных перспектив включает в себя навык привлечения сторонних ресурсов для решения задач. Освоившие его ученики сформировали группы, продолжившие совместную работу в рамках обучения другим дисциплинам.


Э М Каган

Лицо (автор) для связи с редакцией.
eduard.kagan@yandex.ru
Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Каган Эдуард Михайлович, аспирант кафедры информатики и прикладной математики института математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета.

  • Бальцер Э., Портнягин И., Шарипова Э. Развитие логического мышления у учащихся начальных классов в секции «Робототехника» при изучении программирования роботов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 47. С. 101-105.
  • Бочарова Т. Обучение основам алгоритмизации и программирования в вузе в условиях инновационной образовательной среды // Проблемы высшего образования. 2014. № 1. С. 162-164.
  • Викторова Т. Становление программирования в курсе информатики // Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 4. С. 280-284.
  • Гребнева Д. Обзор методических подходов к обучению программированию в школе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 13-27.
  • Гребнева Д. Семиотический подход к обучению программированию в школе // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 255.
  • Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. О разработке учебника «Информатизация образования» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 4. С. 24-28.
  • Гриншкун В.В. Информатизация как значимый компонент совершенствования системы подготовки педагогов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 1 (27). С. 15-21.
  • Дацун Н., Уразаева Л. Инновации для преодоления разрыва между IT-образованием и IT-индустрией // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы III межд. научно-практ. конф. Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации. 2015. С. 188-193.
  • Еременко М. Изучение темы «Алгоритмы» в рамках внедрения новых образовательных стандартов // Наука и перспективы. 2015. № 2. С. 4.
  • Мирзоев М. Формирование универсальных видов учебных действий на уроках информатики // Информационные технологии в образовании: материалы IV Всероссийской (с международным участием) научно-практ. конф. Саратов, 2012. С. 44-45.
  • Пирумов А. Качественное инженерное образование как основа технологической и экономической безопасности России // Власть. 2015. № 2. С. 61-71.
  • Пронина Н.Н. Применение технологии развития критического мышления у обучающихся 8-9 классов на уроках информатики и ИКТ // Молодой ученый. 2014. № 5. С. 24-26.
  • Семакин И. Эволюция школьной информатики // Информатика в школе. 2011. № 225. С. 2-7.
  • Ситников П. Принцип политехнизма на уроках информатики и ИКТ // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении: материалы Межд. научно-практ. конф.). Череповецк: Череповецкий государственный университет, 2014. С. 112-116.
  • Сорокина Т. От STEM к STEAM-образованию через программную среду Scratch // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. № 11. С. 362-366.
  • Чемеков В., Крылов Д. STEM - новый подход к инженерному образованию // Вестник марийского государственного университета. 2015. № 20. С. 59-64.
  • Ananiadou K., Claro M. 21st century skills and competences for new millennium learners in OECD countries. 2009.
  • Barr V., Stephenson C. Bringing Computational Thinking to K-12: What is Involved and What is the Role of the Computer Science Education Community? // ACM Inroads. New York, NY, USA, 2011. V. 2. No. 1. Pp. 48-54.
  • Brennan K., Resnick M. New frameworks for studying and assessing the development of computational thinking // Proceedings of the 2012 annual meeting of the American Educational Research Association, Vancouver, Canada. 2012. Pp. 1-5.
  • Ioannidou A. Computational Thinking Patterns // Online Submission. 2011.
  • Binkley M. Defining twenty-first century skills // Assessment and teaching of 21st century skills. Springer, 2012. Pp. 17-66.
  • Goel S., Kathuria V. A novel approach for collaborative pair programming // Journal of Information Technology Education. 2010. V. 9. Pp. 183-196.
  • Sengupta P. Integrating computational thinking with K-12 science education using agent-based computation: A theoretical framework // Education and Information Technologies. 2013. V. 18. No. 2. Pp. 351-380.
  • Kafai Y.B., Burke Q. Computer programming goes back to school // Phi Delta Kappan. 2013. V. 95. No. 1. Pp. 61-65.
  • Margolis J., Goode J., Bernier D. The Need for Computer Science // Educational Leadership. 2011. V. 68. No. 5. Pp. 68-72.
  • Moura I.C., Hattum-Janssen N. Teaching a CS introductory course: An active approach // Computers & Education. 2011. V. 56. No. 2. Pp. 475-483.
  • Resnick M. Scratch: programming for all // Communications of the ACM. 2009. V. 52. No. 11. Pp. 60-67.
  • Wing J.M. Computational thinking // Communications of the ACM. 2006. V. 49. No. 3. Pp. 33-35.
  • Wing J.M. Computational thinking and thinking about computing // Philosophical transactions of the royal society of London A: mathematical, physical and engineering sciences. 2008. V. 366. No. 1881. Pp. 3717-3725.

Просмотры

Аннотация - 231

PDF (Russian) - 116


© Каган Э.М., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.