USE OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING MATHEMATICS

Abstract


The prospect of using distance learning on classes in mathematics and also requirements to ICT competence of mathematics teacher in the conditions information and education environments of educational organization are discussed in article. Requirements to ICT competence of a teacher are formulated in the professional standard for teacher and caused by the fact that the huge potential of information and education environment of educational organization remains unrealized mostly because there isn’t enough teachers capable and ready to use possibilities of new educational environment to increase efficiency of educational process. If today the all-user ICT- competence including knowledge of bases hardware and the software of the computer as the instrument of work in modern information space and necessary for the teacher to work with text editors, spreadsheets, e-mail and browsers, the multimedia equipment already is at the sufficient level at most of teachers, then all-pedagogical andsubject and pedagogical ICT-competence leaves is much to be desired, All-pedagogical and subject pedagogical ICT- competence are necessary for a teacher in particular for introduction electronic training and distance educational technologies. Implementation of distance learning allows to increase a share of independent work of pupils and to make active, develop ability of search, the analysis and synthesis of information.


Математики использовали самые передовые технологии своего времени как для решения актуальных задач своего времени, так и для обучения математике подрастающего поколения на протяжении всей истории. Математические ин- струменты абак и счеты являются прообразами современных компьютеров. Со- временные компьютерные технологии могут быть использованы в процессе об- учения математики для активизации познавательной деятельности и демонстра- ции связи обучения с практикой.Ассортимент образовательных технологий, применимых к математике, огро- мен. Множество аппаратных средств, программного обеспечения и онлайн-при- ложений может быть реализовано как в обычных, так и в новых способах, при- менимых для успешного обучения математике. Большое преимущество обеспе- чивает прочное логическое обоснование технологии в образовании, в том числе такие преимущества, как повышение доступности, интерактивности и диффе- ренциации обучения. В математике студенты могут проявлять более высокую концептуализацию, чтобы сосредоточиться на принятии решений, рефлексии, рассуждении и решении задач, например, путем манипулирования переменными уравнения и наблюдать за графическими результатами в интерактивной программ- ной среде. Вместо того чтобы тратить значительное количество времени в классе на вычисления, студенты могут сосредоточить внимание на навыках более высо- кого уровня.Федеральные государственные образовательные стандарты начального, ос- новного и полного (среднего) общего образования, высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки», а также профессиональный стандарт педагога уделяют большое внимание использованию информационных технологий в математиче- ском образовании. Применение современных технологий - это ключ к повы- шению эффективности обучения, перехода на новый уровень обучения матема- тике.Профессиональный стандарт педагога включает в себя требования к ИКТ- компетентности педагога. ИКТ-компетентность педагога является многоуров- невой и включает в себя общепользовательскую ИКТ-компетентность, общепе- дагогическую ИКТ-компетентность и предметно-педагогическую ИКТ- компетентность. Причем предметно-педагогическая ИКТ-компетентность рас- шифрована очень подробно именно для учителя математики.Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя знание основ аппаратного и программного обеспечения компьютера как инструмента работы в современном информационном пространстве; умение использовать аппаратное и программное обеспечение компьютера для работы с текстовой, числовой, гра- фической, звуковой и видео информацией; владение навыками работы с ком- пьютером как средством управления информацией.Общепользовательская ИКТ-компетентность нужна учителю для выполнения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего об- щего образования, а именно для работы с текстовыми редакторами, электрон- ными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудо- ванием.Общепедагогическая ИКТ-компетентность подразумевает знание особенно- стей циркуляции информационных потоков в образовательном пространстве; умение создавать и применять в своей профессиональной деятельности цифровые образовательные ресурсы, а также использовать современные информационно- коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локаль- ные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа инфор- мации, необходимой для подготовки и проведения занятий, использовать обу-чающие программы и контролирующие программные средства для контроля и диагностики образовательных результатов; владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, создания баз данных и использования ресурсов сети Интернет для решения общепедагогических задач.Общепедагогическая ИКТ-компетентность нужна учителю для выполнения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего об- щего образования, а именно для решения следующих задач:применение современных информационных технологий, а также цифровых образовательных ресурсов;проведение учебных занятий с опорой на достижения современных инфор- мационных технологий;использование современных способов оценивания в условиях информаци- онно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность подразумевает знание основ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сущности и структуры информационно-образовательной среды образовательной органи- зации; умение проводить анализ возможностей современных инновационных технологий для достижения образовательных результатов, проектировать обра- зовательный процесс на основе методически обоснованного использования элек- тронных образовательных ресурсов; владение способностью проводить эксперт- ную оценку средств ИКТ с точки зрения потребности образовательного процес- са в их привлечении и оценивать программное обеспечение и перспективы использования с учетом решаемых предметно-педагогических задач, готовно- стью ориентироваться в современном информационном пространстве и органи- зовать информационное взаимодействия со всеми участниками образовательно- го процесса с использованием средств телекоммуникаций.Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность нужна учителю математики для выполнения педагогической деятельности по реализации программ основ- ного и среднего общего образования, а именно для решения следующих задач:формирование информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей ребенка;формирование у обучающихся умения применять средства информацион- но-коммуникационных технологий при выполнении задач и примеров;профессиональное использование элементов информационной образова- тельной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации;использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;использование информационных источников, отслеживание и мониторинг последних открытий в математике и ознакомление с ними обучающихся.Одной из главных задач формированию предметно-педагогической ИКТ- компетентности учителя математики является задача развития навыков исполь- зования информационно-коммуникационных технологий при решении матема- тических задач.Организация учебных занятий по математике на основе информационных технологий либо с использованием их элементов (тестовые программы, электрон- ные учебники, компьютерные презентации и пр.) с учетом санитарно-гигиени- ческих требований к данному виду учебных занятий, создание или использование (доработка) завершенного проекта тестовой обучающей программы по матема- тике, создание набора презентаций для использования на занятиях - вот непол- ный перечень функций учителя математики для выполнения которого необхо- димо обладать предметно-педагогической ИКТ-компетентностью.Новые образовательные стандарты предъявляют новые требования к интел- лектуальному развитию учащихся, в частности посредством изучения математи- ки. Одним из вариантов эффективного решения этой задачи является использо- вание современных информационно-коммуникационных технологий. Интернет- викторины, олимпиады, конкурсы становятся все популярными и востребованными формами работы учащихся, а участие в них способствует фор- мированию и развитию умственных способностей, в частности критического мышления учащихся.Одним из наиболее распространенных способов использования возможностей информационно-коммуникационной образовательной среды, который набира- ет популярность в последнее время, является дистанционная форма обучения.Дистанционное обучение в России с 1994 года получило государственную под- держку и стало широко внедряться в практику подготовки специалистов различ- ного профиля. Сегодня в режиме интернет-обучения повышают свой образова- тельный уровень школьники, студенты системы среднего профессионального образования, студенты вузов, специалисты на различных курсах повышения ква- лификации и переподготовки кадров.Развитие дистанционной формы обучения обусловлено, во-первых, возросшей необходимостью в кратчайшие сроки подготовки большого числа специалистов, способных работать в изменяющихся экономических условиях, во-вторых, рас- пространением и доступностью информационно-коммуникационных технологий. Первое, в свою очередь, объясняется тем, что появилось много специалистов активного, трудоспособного возраста различного профиля, готовых открыть соб- ственное дело. Сегодня поводятся дистанционные конкурсы с использованием электронной почты и образовательных порталов, с помощью которых происходит размещение информации о проекте, получение заданий и отправка ответов. Уча- щиеся, получив задания, выполняют их, в частности, используя данные удален- ных энциклопедий и другой литературы, а также ресурсы Интернета. Это быстрый и одинаково доступный способ реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал и для жителей большого города, и для учащихся из сельских школ.Наиболее перспективной для использования при обучении математики явля- ется модель обучения на основе интеграции очной и дистанционной форм. В дан- ной модели часть обучения проходит очно, часть переносится в дистанционный режим. Интеграция очной и дистанционной форм обучения открывает новые возможности для достижения новых образовательных результатов, повышения качества образовательных услуг, формирования ключевых учебных компетенций. Появляется возможность самостоятельно работать в компьютерном классе поиндивидуальным программам, проходить выбранные курсы, углублять знания, ликвидировать пробелы в знаниях, изучать дополнительные материалы и полу- чать очные консультации учителя.Дистанционные олимпиады и конкурсы проводятся с целью развития моти- вации к изучению математики, выявления одаренных детей, активизации их по- знавательной деятельности и методической поддержки внеклассной работы по различным школьным дисциплинам, в частности математики. Дистанционные конкурсы помогают углублять знания, помогают совершенствовать умения ра- ботать с использованием информационно-коммуникационных технологий, уме- ния самостоятельно искать, анализировать и обобщать полученную информацию. Предлагаемые задания обычно носят творческий характер. Учащимся необходи- мо проявить эрудицию и смекалку, а также умение быстро находить нужную ин- формацию. Это способствует формированию и развитию такой ключевой сегод- ня компетенции как информационная компетенция.Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах дает учащимся возмож- ность соревноваться со своими сверстниками как на всероссийском, так и на международном уровне. Это способствует повышению самооценки учащихся, учебной мотивации, личностному росту, росту уверенности в своих силах и воз- можностях, смелости в реализации новых проектов, инициативности. Важно, что дети хотят и могут работать, предлагают новые интересные темы для выполнения конкурсных работ. Кругозор их расширяется, творческие способности развива- ются - они заняты интересным делом. Главная цель такой работы - активизация познавательной деятельности учащихся, переход ее на более высокий исследо- вательский или творческий уровень.

Magomed Abdulayevich Surkhayev

Dagestan state pedagogical university

Author for correspondence.
Email: surhaev@mail.ru
M. Yaragskogo str., 57, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia, 367003

doctor of pedagogical sciences, full professor, head of the department of information and communication technologies

Hamid Abdulovich Gerbekov

Karachay-Cherkess state university of name U.D. Aliyeva

Email: hamit_gerbekov@mail.ru
Lenin str., 29, Karachayevsk, Karachay-Cherkess Republic, Russia, 369202

candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of algebra and geometry

Bela Saparovna Kubekova

Karachay-Cherkess state university of name U.D. Aliyeva

Email: kubekova.bela@mail.ru
Lenin str., 29, Karachayevsk, Karachay-Cherkess Republic, Russia, 369202

candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, associate professor of algebra and geometry

  • Gerbekov H.A., Kubekova B.S., Chankaeva N.M. Ispol’zovanie informacionnyh tehnologij v obuchenii matematike [Use of information technologies in training in mathematics]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. Education Informatization series]. 2016. No 3. Pp. 78—84.
  • Kon’kov E.V. Ispol’zovanie distancionnoj formy obuchenija na zanjatijah po informatike v 5—7 klassah [Use of remote form of education on classes in informatics in 5—7 classes]: diss. … kand. ped. nauk. M., 2011. 171 p.
  • Kornilov V.S. Teoreticheskie osnovy informatizacii prikladnogo matematicheskogo obrazovanija [Theoretical bases of informatization of applied mathematical education]: Monografija Voronezh: Nauchnaja kniga, 2011. 140 p.
  • Kuznecov A.A., Henner E.K., Imakaev V.R. Informacionno­kommunikacionnaja kompetentnost’ sovremennogo uchitelja [Information and communication competence of the modern teacher]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2010. No. 4. Pp. 3—11.
  • Magomedov R.M., Surhaev M.A. Predposylki izmenenija komponentov metodicheskoj podgotovki budushhego uchitelja informatiki [Prerequisites of change of components of methodical training of future teacher of informatics]. Izvestija Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [News of the Chechen state teacher training college]. 2014. No. 1 (9). Pp. 22—25.
  • Prikaz Ministerstva truda i social’noj zashhity RF ot 18 oktjabrja 2013 g. № 544n «Ob utverzhdenii professional’nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel’nost’ v sfere doshkol’nogo, nachal’nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel’, uchitel’)» [The order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544n «About the approval of the professional standard “The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the Tutor, the Teacher)”]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/
  • Surhaev M.A., Nimatulaev M.M., Magomedov R.M. Modernizacija sistemy podgotovki budushhih uchitelej v uslovijah informacionno­obrazovatel’noj sredy [Modernization of system of training of future teachers in the conditions of the information and education environment]. Nauka i Mir [Science and World]. 2016. Vol. 3. No. 2. Pp. 96—97.

Views

Abstract - 252

PDF (Russian) - 258

PlumX


Copyright (c) 2017 Surkhayev M.A., Gerbekov H.A., Kubekova B.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.