EDUCATIONAL QUEST AS MEANS OF FORMING OF INFORMATION CULTURE

Abstract


Creative use of the potential of modern information and communication technologies for solving pedagogical, educational and training tasks is now an urgent problem of education. It is already impossible to isolate pupils from the modern means of communication (smartphones, tablets, etc.). The objective of a teacher to show how you can use the gadgets for educational purposes. Interest in their use as a source of useful information. Learn to evaluate and select information sources on various criteria: reliability, availability, adequacy and completeness of the information, response rate, etc. Theseand other skills to work with information are key in our rapidly changing world, and are part of the concept of information culture of the modern man. This article describes the use of educational technology of QR-codes to address these issues, as well as justification its effectiveness. The intellectual quest, which is the embodiment of the above ideas, combines the dynamism and kindness, interest and attentiveness, ability to work in a team and contribute to the common cause; aimed at the development of tolerance, inquisitiveness, activity, courtesy, accuracy, attention and thinking; as well as to broaden their horizons and the formation of information culture of schoolboys.

В настоящее время мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, PSP прочно закрепились в жизни подрастающего поколения. Задача педагога - показать, как можно использовать гаджеты в образовательных целях, и пробудить интерес к их применению в качестве источника полезной информации. Этого можно добить- ся, если преподаватель будет умело руководить информатизацией учебного про- цесса. Но так как он «не единственный носитель и хранитель информации, а “лоцман в море информационного пространства”, пользующийся современны- ми педагогическими технологиями, от его предметной и методической компе- тентности зависит процесс активизации деятельностной составляющей учебно- го занятия» [9. С. 30]. Кроме того, одной из насущных проблем образовательно- го пространства является разнообразие учебного процесса, активизация познавательной деятельности обучающихся, расширение сферы их интересов. Все это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Мно- гие современные исследователи (И.Н. Сокол, С.В. Напалков и др.) одной из таких современных технологий считают квест. По их мнению, «при применении квест- технологии учащиеся проходят полный цикл мотивации: от внимания до удов- летворения; знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет учащим-ся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира» [12. С. 138]. Понятие «веб-квест» можно определить как «проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполне- ния которого используются информационные ресурсы Интернет» [6. С. 72].В образовательном процессе, по мнению исследователей (Осяк С.А., Захаро- вой Т.В. и др.), квест - это «специальным образом организованный вид иссле- довательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществля- ют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.» [8].Центральное место в процессе формирования необходимых ключевых компе- тенций у обучающихся, по мнению Самохиной Е.Ю., занимает информатика:«Освоение информационной картины мира дает человеку возможность ориен- тироваться в окружающем его меняющемся мире, формировать информационную сферу и через нее влиять на структуру природы и общества. Компьютер как уни- версальное устройство работы с информацией может оказать огромное влияние на формирование умений, необходимых исследователю» [11. С. 24]. Однако вслед за Дебердеевой Т.Х. мы считаем, что «специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей… В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода» [5. С. 79]. Гуманизация и гумани- таризация образования, предполагающие, в частности, «формирование знаний по различным учебным дисциплинам на каждой из ступеней системы образова- ния с одновременным приобщением обучаемых к культурным и духовным цен- ностям, способствует их органичному погружению в единое культурно-образо- вательное пространство. Тем самым минимизируется разрыв образования с тра- дициями мировой и отечественной культуры, с так называемым культурным полем» [4. С. 15]. Таким образом, становится очевидной необходимость в фор- мировании информационной культуры обучающихся, под которой следует по- нимать «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием ин- формационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на ре- продуктивном и творческом уровне» [10. С. 37].Возможность реализации конвергенции цифровых и образовательных техно- логий с целью формирования информационной культуры обучающихся, развития их исследовательских, коммуникативных, творческих и познавательных способ- ностей предоставляет технология QR-кодирования. QR-код (от англ. Quick Response - «быстрая реакция», «быстрый отклик») - современный способ ко- дирования небольших объемов символьной информации в графическом изобра- жении квадратной формы. Авторы разработали и апробировали идею интеллек- туального квеста, совмещающего в себе динамику и вдумчивость, интерес и вни- мательность, умение работать в команде и вносить свой вклад в общее дело; нацеленного на развитие мышления, расширение кругозора, формирование на- выков информационного поиска и осознанного выбора информационных ис-точников; развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи. Кроме того, раз- работанное мероприятие призвано способствовать развитию толерантности, лю- бознательности, активности, вежливости, аккуратности, а также прочих познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных компетенций, относящихся к области универсальных учебных действий [13], образующих ос- нову информационной культуры личности [10. С. 37] и являющихся базисом для всего дальнейшего обучения и существенным подспорьем для успешного про- хождения итоговой государственной аттестации [1].Суть игры заключается в том, что в здании школы в помещениях общего до- ступа (лестничных пролетах, фойе и коридорах) размещается определенное ко- личество QR-кодов (на листах формата А4). Каждая команда получает бланк кроссворда, который необходимо заполнить. Чтобы узнать вопросы к кроссвор- ду, нужно прочесть QR-коды при помощи мобильного телефона с установленной на нем любой специальной свободно-распространяемой программы-сканера QR- кодов. Все действия, связанные с участием в данном мероприятии (поиск и ска- нирование QR-кодов, поиск и обсуждение ответов на вопросы и т.д.), должны осуществляться во время перемен, не затрагивая учебное время. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации: книгами, учеб- никами, Интернетом и т.д. При регулярном проведении данного мероприятия обучающиеся самостоятельно учатся классифицировать источники по различным признакам: достоверности, доступности, достаточности и полноте информации, скорости отклика и т.д.Разработанное мероприятие посвящено формированию информационной культуры обучающихся, в связи с чем вопросы разделены на три группы. Для на- хождения ответа на вопросы первой группы обучающимся необходимо прибегнуть к дополнительным источникам информации и проявить умения осуществлять поиск и отбор информации. В этой группе содержатся вопросы из разных обла- стей знаний: языки, литература, математика и информатика [2], биология и т.д. При помощи проблемных ситуаций (поисковых запросов), обучающиеся неза- метно для себя знакомятся с произведениями искусства, мировой и отечественной литературы, расширяют кругозор и углубляют знания в различных областях (исто- рии, географии, математики, МХК и т.д.).Примеры вопросов первой группы:как переводится название всем известного шоколада и серии средств по уходу «Dove»? (голубь);кто написал картину «Аленушка»? (Васнецов);как по-татарски будет «обувь»? (Башмаг);Вторая группа вопросов и заданий направлена на развитие мышления. Это могут быть различные загадки, ребусы, анаграммы и задачи (логические, на вни- мательность, на сообразительность и т.д.). Примеры вопросов и заданий второй группы:сколько будет два плюс три умножить на четыре? (четырнадцать);расшифруйте приятную анаграмму: АКДОПОР (подарок);что принадлежит вам, однако другие этим пользуются чаще, чем вы? (имя).Третья группа вопросов и заданий направлена на развитие общей культуры обучающихся не только в сфере информации, но и сфере коммуникаций, меж- личностного общения; затрагивает вопросы этикета, морали, воспитания и норм поведения. Примеры вопросов третьей группы:с чего должно начинаться любое письмо (в том числе и электронное) и телефонный разговор? (приветствие);вставь пропущенное слово в поговорку: «Человек без…, что соловей без песни» (Родина).Поиск QR-кодов по школе является увлекательным занятием для детей лю- бого возраста. Это наполняет смыслом время перемен, объединяет класс единой целью. Описанная форма занесения ответов (в заранее составленный бланк кросс- ворда) облегчает проверку и помогает ребятам исключить ошибку. Возможны задания и с развернутым ответом.Эту же технологию можно использовать просто на уроках. Аналогично можно поставить задачу совместить вопрос с ответом, дату с событием, выражение с числом и т.д. применение этой технологии ограничивается только фантазией и мастерством учителя [3]. Интерес обучающихся гарантирован. Более того, про- ведение подобного мероприятия воодушевляет школьников разобраться самим с системой создания QR-кодов и даже проводить соревнования самостоятельно, внутри класса, между собой.Информационные технологии не стоят на месте, и надо стараться творчески использовать их потенциал для решения педагогических, воспитательных и об- разовательных задач. Однако не стоит забывать, что не столько организационная новизна познавательной деятельности или игровая форма ее выполнения, сколь- ко содержательное богатство поисково-познавательных заданий тематического образовательного web-квеста в существенной мере определяет формирование ключевых компетенций обучающихся [7. С. 469]. Именно поэтому при проекти- ровании уроков, занятий и мероприятий по данной технологии необходимо тща- тельно продумывать не только их организацию, но и смысловое наполнение. Не- обходимый эффект может быть достигнут только при условии учета возрастных особенностей учащихся и ориентации на зону их ближайшего развития; учета их интеллектуальных возможностей и уровней мотивации, а также качества меж- личностных отношений (в частности, готовности к командному выполнению заданий) в коллективе.

V I Glizburg

Moscow city pedagogical university

Stoljarnyj pereulok str., 16, Moscow, Russia, 124242

E S Samoylova

High comprehensive school No. 654 named A.D. Friedman

Junyh Lenincev str., 35/ 2, Moscow, Russia, 109129

Views

Abstract - 630

PDF (Russian) - 329


Copyright (c) 2016 Глизбург В.И., Самойлова Е.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.