ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Творческое использование потенциала современных информационно-коммуникационных технологий для решения педагогических, воспитательных и образовательных задач является в настоящее время актуальной задачей сферы образования. Уже невозможно изолировать детей от современных средств связи (смартфонов, планшетов и т.д.). Задача педагога - показать, как можно использовать гаджеты в образовательных целях, пробудить интерес к их применению в качестве источника полезной информации, научить оценивать и отбирать источники информации по различным признакам: достоверности, доступности, достаточности и полноте информации, скорости отклика и т.д. Эти и другие навыки работы с информацией являются ключевыми в нашем быстроменяющемся мире и входят в понятие информационной культуры современного человека. Данная статья содержит описание образовательной технологии с применением QR-кодов, направленной на решение данных вопросов, а также обоснование ее эффективности. Интеллектуальный квест, являющийся воплощением описанной идеи, совмещает в себе динамику и вдумчивость, интерес и внимательность, умение работать в команде и вносить свой вклад в общее дело; нацелен на развитие толерантности, любознательности, активности, вежливости, аккуратности, внимания и мышления; а также на расширение кругозора и формирование информационной культуры школьников.

Полный текст

В настоящее время мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, PSP прочно закрепились в жизни подрастающего поколения. Задача педагога - показать, как можно использовать гаджеты в образовательных целях, и пробудить интерес к их применению в качестве источника полезной информации. Этого можно добить- ся, если преподаватель будет умело руководить информатизацией учебного про- цесса. Но так как он «не единственный носитель и хранитель информации, а “лоцман в море информационного пространства”, пользующийся современны- ми педагогическими технологиями, от его предметной и методической компе- тентности зависит процесс активизации деятельностной составляющей учебно- го занятия» [9. С. 30]. Кроме того, одной из насущных проблем образовательно- го пространства является разнообразие учебного процесса, активизация познавательной деятельности обучающихся, расширение сферы их интересов. Все это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Мно- гие современные исследователи (И.Н. Сокол, С.В. Напалков и др.) одной из таких современных технологий считают квест. По их мнению, «при применении квест- технологии учащиеся проходят полный цикл мотивации: от внимания до удов- летворения; знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет учащим-ся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира» [12. С. 138]. Понятие «веб-квест» можно определить как «проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполне- ния которого используются информационные ресурсы Интернет» [6. С. 72].В образовательном процессе, по мнению исследователей (Осяк С.А., Захаро- вой Т.В. и др.), квест - это «специальным образом организованный вид иссле- довательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществля- ют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.» [8].Центральное место в процессе формирования необходимых ключевых компе- тенций у обучающихся, по мнению Самохиной Е.Ю., занимает информатика:«Освоение информационной картины мира дает человеку возможность ориен- тироваться в окружающем его меняющемся мире, формировать информационную сферу и через нее влиять на структуру природы и общества. Компьютер как уни- версальное устройство работы с информацией может оказать огромное влияние на формирование умений, необходимых исследователю» [11. С. 24]. Однако вслед за Дебердеевой Т.Х. мы считаем, что «специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей… В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода» [5. С. 79]. Гуманизация и гумани- таризация образования, предполагающие, в частности, «формирование знаний по различным учебным дисциплинам на каждой из ступеней системы образова- ния с одновременным приобщением обучаемых к культурным и духовным цен- ностям, способствует их органичному погружению в единое культурно-образо- вательное пространство. Тем самым минимизируется разрыв образования с тра- дициями мировой и отечественной культуры, с так называемым культурным полем» [4. С. 15]. Таким образом, становится очевидной необходимость в фор- мировании информационной культуры обучающихся, под которой следует по- нимать «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием ин- формационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на ре- продуктивном и творческом уровне» [10. С. 37].Возможность реализации конвергенции цифровых и образовательных техно- логий с целью формирования информационной культуры обучающихся, развития их исследовательских, коммуникативных, творческих и познавательных способ- ностей предоставляет технология QR-кодирования. QR-код (от англ. Quick Response - «быстрая реакция», «быстрый отклик») - современный способ ко- дирования небольших объемов символьной информации в графическом изобра- жении квадратной формы. Авторы разработали и апробировали идею интеллек- туального квеста, совмещающего в себе динамику и вдумчивость, интерес и вни- мательность, умение работать в команде и вносить свой вклад в общее дело; нацеленного на развитие мышления, расширение кругозора, формирование на- выков информационного поиска и осознанного выбора информационных ис-точников; развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи. Кроме того, раз- работанное мероприятие призвано способствовать развитию толерантности, лю- бознательности, активности, вежливости, аккуратности, а также прочих познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных компетенций, относящихся к области универсальных учебных действий [13], образующих ос- нову информационной культуры личности [10. С. 37] и являющихся базисом для всего дальнейшего обучения и существенным подспорьем для успешного про- хождения итоговой государственной аттестации [1].Суть игры заключается в том, что в здании школы в помещениях общего до- ступа (лестничных пролетах, фойе и коридорах) размещается определенное ко- личество QR-кодов (на листах формата А4). Каждая команда получает бланк кроссворда, который необходимо заполнить. Чтобы узнать вопросы к кроссвор- ду, нужно прочесть QR-коды при помощи мобильного телефона с установленной на нем любой специальной свободно-распространяемой программы-сканера QR- кодов. Все действия, связанные с участием в данном мероприятии (поиск и ска- нирование QR-кодов, поиск и обсуждение ответов на вопросы и т.д.), должны осуществляться во время перемен, не затрагивая учебное время. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации: книгами, учеб- никами, Интернетом и т.д. При регулярном проведении данного мероприятия обучающиеся самостоятельно учатся классифицировать источники по различным признакам: достоверности, доступности, достаточности и полноте информации, скорости отклика и т.д.Разработанное мероприятие посвящено формированию информационной культуры обучающихся, в связи с чем вопросы разделены на три группы. Для на- хождения ответа на вопросы первой группы обучающимся необходимо прибегнуть к дополнительным источникам информации и проявить умения осуществлять поиск и отбор информации. В этой группе содержатся вопросы из разных обла- стей знаний: языки, литература, математика и информатика [2], биология и т.д. При помощи проблемных ситуаций (поисковых запросов), обучающиеся неза- метно для себя знакомятся с произведениями искусства, мировой и отечественной литературы, расширяют кругозор и углубляют знания в различных областях (исто- рии, географии, математики, МХК и т.д.).Примеры вопросов первой группы:как переводится название всем известного шоколада и серии средств по уходу «Dove»? (голубь);кто написал картину «Аленушка»? (Васнецов);как по-татарски будет «обувь»? (Башмаг);Вторая группа вопросов и заданий направлена на развитие мышления. Это могут быть различные загадки, ребусы, анаграммы и задачи (логические, на вни- мательность, на сообразительность и т.д.). Примеры вопросов и заданий второй группы:сколько будет два плюс три умножить на четыре? (четырнадцать);расшифруйте приятную анаграмму: АКДОПОР (подарок);что принадлежит вам, однако другие этим пользуются чаще, чем вы? (имя).Третья группа вопросов и заданий направлена на развитие общей культуры обучающихся не только в сфере информации, но и сфере коммуникаций, меж- личностного общения; затрагивает вопросы этикета, морали, воспитания и норм поведения. Примеры вопросов третьей группы:с чего должно начинаться любое письмо (в том числе и электронное) и телефонный разговор? (приветствие);вставь пропущенное слово в поговорку: «Человек без…, что соловей без песни» (Родина).Поиск QR-кодов по школе является увлекательным занятием для детей лю- бого возраста. Это наполняет смыслом время перемен, объединяет класс единой целью. Описанная форма занесения ответов (в заранее составленный бланк кросс- ворда) облегчает проверку и помогает ребятам исключить ошибку. Возможны задания и с развернутым ответом.Эту же технологию можно использовать просто на уроках. Аналогично можно поставить задачу совместить вопрос с ответом, дату с событием, выражение с числом и т.д. применение этой технологии ограничивается только фантазией и мастерством учителя [3]. Интерес обучающихся гарантирован. Более того, про- ведение подобного мероприятия воодушевляет школьников разобраться самим с системой создания QR-кодов и даже проводить соревнования самостоятельно, внутри класса, между собой.Информационные технологии не стоят на месте, и надо стараться творчески использовать их потенциал для решения педагогических, воспитательных и об- разовательных задач. Однако не стоит забывать, что не столько организационная новизна познавательной деятельности или игровая форма ее выполнения, сколь- ко содержательное богатство поисково-познавательных заданий тематического образовательного web-квеста в существенной мере определяет формирование ключевых компетенций обучающихся [7. С. 469]. Именно поэтому при проекти- ровании уроков, занятий и мероприятий по данной технологии необходимо тща- тельно продумывать не только их организацию, но и смысловое наполнение. Не- обходимый эффект может быть достигнут только при условии учета возрастных особенностей учащихся и ориентации на зону их ближайшего развития; учета их интеллектуальных возможностей и уровней мотивации, а также качества меж- личностных отношений (в частности, готовности к командному выполнению заданий) в коллективе.
×

Об авторах

В И Глизбург

Московский городской педагогический университет

ул. Столярный переулок, 16, Москва, Россия, 124242

Е С Самойлова

Средняя общеобразовательная школа № 654 им. А.Д. Фридмана

ул. Юных Ленинцев, 35, корпус 2, Москва, Россия, 109129

Список литературы

  1. Глизбург В.И. Алгоритмизация мыслительной деятельности школьника при подготовке к решению задач ГИА // Математика в школе. 2012. № 8. С. 59-62.
  2. Глизбург В.И. Информатизация образования как фактор интеграции начального обучения математике или информатике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2013. № 1. С. 76-82.
  3. Глизбург В.И. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования к интегрированному обучению школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 1 (31). С. 27-32.
  4. Глизбург В.И. Формирование понятий учебной дисциплины в условиях гуманитаризации образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 3 (21). C. 15-23.
  5. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества // Инновации в образовании. 2005. № 3. C. 5-12.
  6. Журавлева Н.А. Веб-квест в процессе математической подготовки как условие развития общекультурных компетенций студентов педагогического вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 1. C. 72-74.
  7. Напалков С.В. Поисково-познавательные задания тематического образовательного web-квеста по математике как средство формирования ключевых компетенций учащихся // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. C. 469-474.
  8. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. (2). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247
  9. Прядильникова О.В. Веб-квест: способы активизации познавательной деятельности обучающихся // Среднее Профессиональное Образование. 2015. № 4. C. 27-30.
  10. Самойлова Е.С. Компьютерные проекты как средство формирования информационной культуры учащихся // Информатика и образование. 2015. № 10 (269). C. 36-40.
  11. Самохина Е. Ю. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся на уроках информатики // Среднее Профессиональное Образование. 2009. № 6. C. 22-24.
  12. Сокол И.Н. Классификация квестов. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-kvestov
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_ НОО.pdf

© Глизбург В.И., Самойлова Е.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах