Том 24, № 2 (2024)

Вопросы истории, теории и методологии

Вертикальная дифференциация ранних незападных обществ: фактор обеспеченности ресурсами

Давыдов С.А.

Аннотация

Цель статьи - обоснование влияния ресурсного фактора на дифференциацию ранних незападных обществ. Автор использовал обширный исторический и антропологический материал и аналитические средства классических и современных социологических теорий и делает вывод, что в научной литературе достаточность жизненных средств рассматривается как значимый фактор социогенеза. Однако направленность и механизм действия этого фактора интерпретируются по-разному в силу качественного различия тех обществ, которые оказываются в фокусе внимания исследователей. Увеличение количества жизненных средств могло сыграть стимулирующую роль в процессе усложнения социальной структуры обществ, уже располагающих относительно развитыми производящими технологиями, делавшими возможным институциональное закрепление права частной собственности на средства производства. Здесь рост богатства приводил к активизации обмена и, соответственно, возникновению социального неравенства и в конечном счете государства. Иначе процесс социальной дифференциации протекал в обществах, вынужденных существенно повышать эффективность экономики, но не располагавших ни развитыми производящими технологиями, ни возможностью их заимствования у соседей. Здесь рост населения, не подкрепленный повышением производительности труда, приводил к дефициту жизненных средств. Для его преодоления люди были вынуждены искать более эффективные формы организации труда, предполагающие вовлечение больших масс общинников в решение общехозяйственных задач, что наилучшим образом обеспечивала иерархически организованная социально-экономическая система с элементами принуждения и планирования. В некоторых местностях население осваивало технологии ирригационного земледелия, что еще более ускоряло социальную дифференциацию. В рамках новой социальной структуры родовые отношения до поры сохранялись, однако лишь как средство легитимации нового порядка. По мере укрепления вертикально-интегрированные отношения переставали нуждаться в оправдании - получали легитимацию и становились господствующими.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):277-292
pages 277-292 views

Отменяя Вебера: стратегии борьбы с классиком столетие назад и сегодня

Кильдюшов О.В.

Аннотация

Статья посвящена малоисследованной теме - принципиально оспариваемой классике: когда канонические фигуры в истории социальной мысли регулярно оказываются в центре интенсивной дискурсивной борьбы, выходящей за пределы нормальной научной критики. Вначале автор фиксирует амбивалентную рецепцию идейного наследия М. Вебера в качестве базового элемента социологического канона, обусловленную ее крайне фрагментарным характером даже в рамках позитивного восприятия идей классика. Далее в статье схематично реконструируется длительная традиция интеллектуальной борьбы как с Вебером лично, так и с корпусом его идей. Автор выдвигает гипотезу о наличии лакуны в мировом вебероведении, в которое до сих пор эксплицитно не отрефлексирован феномен антивеберианства как значимой интеллектуально-культурной практики, и предлагает аналитическую схему для систематизации перманентных атак на Вебера на разных уровнях (персональном, дискурсивном и институциональном). В рамках первой полемической стратегии, направленной против личности классика, акцент сделан на некогерентности его научно-теоретических взглядов и способа собственной жизнедеятельности. Второй вид программной критики концентрируется на содержательных моментах, пытаясь под видом академической полемики опровергнуть основные положения веберовской социологии как несостоятельной для продуктивной работы в рамках актуальных социологических исследований (как правило, ведущие мотивы такой стратегии лежат вне поля научной дискуссии). Третья антивеберовская стратегия носит открыто политический/мировоззренческий характер и направлена не столько на разоблачение научной ошибочности тезисов великого теоретика, сколько на идеологическое их осуждение, формальный запрет или «отмену» как вредных и опасных для целей того или иного общественного движения. В заключении отмечены отдельные попытки борьбы с Вебером в России - как внутри академического пространства, так и в среде идеологических ангажированных публицистов и интернет-блогеров.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):293-307
pages 293-307 views

Воинская иррегулярность и проблема социального порядка в свете «Теории партизана» Карла Шмитта: между политическим и криминальным

Бродский В.И.

Аннотация

Последние десятилетия ознаменовались распространением воинской иррегулярности в условиях международных и внутренних конфликтов. Наиболее востребованной теоретической рамкой, позволяющей осмыслять природу и деятельность иррегулярных формирований, остается опубликованная в 1963 году «Теория партизана» Карла Шмитта. Автор актуализирует предложенные Шмиттом критерии принадлежности к партизанству и рассматривает воинскую иррегулярность как особый социальный феномен вне поддерживаемого государственными институтами социального порядка, потенциально угрожающий ему, несмотря на изначальное совпадение интересов. За криминализацией иррегулярного бойца, осуществляемой оккупантом в условиях международного конфликта, может следовать повторная криминализация со стороны порядка, восстановление которого он приближал. «Теория партизана» подразумевает подобное рассмотрение, но в должной мере его не раскрывает. В статье отмечена обратная зависимость внутренней политизации иррегулярного формирования по отношению к его внешней криминализации: оккупационный порядок игнорирует политические мотивы партизана, фокусируясь на используемых им криминальных методах вооруженной борьбы, и рассматривает его лишь как злостного нарушителя спокойствия, обезвреживание которого требует полицейских операций. С другой стороны, вчерашний герой может быть объявлен преступником той регулярностью, что ранее оказывала ему поддержку, если конвертирует высокую интенсивность своей политической вовлеченности в резкие требования в ее адрес. Хотя для партизана подобные инициативы станут продолжением борьбы на политическом фронте, они рискуют быть расценены как прямая угроза социальному порядку и потому подвергнуты уголовному преследованию. Соответственно, поощрение иррегулярной борьбы - эффективное средство борьбы с внешней агрессией в краткосрочной перспективе, но взрывоопасная, угрожающая социальному порядку мера в долгосрочной. Автор делает вывод о неразличимости политического и криминального в условиях полноценного гражданского конфликта, возникающей на фоне взаимной криминализации его участников и политизации используемых ими криминальных средств насилия, и приводит ряд исторических примеров криминально-политической амбивалентности иррегулярных формирований.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):308-334
pages 308-334 views

Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития

Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении

Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Нарбут Н.П., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.

Аннотация

Стремительное вхождение искусственного интеллекта (далее - ИИ) во все сферы жизнедеятельности общества нуждается в фиксации происходящих изменений и системном социологическом изучении. Образование и наука - ключевые ресурсы, которые, с одной стороны, разрабатывают и совершенствуют технологии ИИ, а, с другой стороны, в полной мере испытывают на себе давление противоречий новых технологий. Для высшей школы и общества в целом важно понимать, как реагируют на новые возможности студенты, насколько они вовлечены во вхождение ИИ в их учебную деятельность, как оценивают свой опыт применения новых технологий. В статье представлены данные, показывающие, как российские студенты оценивают личный опыт использования моделей генеративного ИИ (нейросетей) в учебной деятельности, выделены наиболее востребованные функции ИИ и охарактеризована степень удовлетворенности этим взаимодействием. Статья основана на данных опроса студентов вузов России, проведенного в 2023-2024 годы (N = 52919). Опрос показал, что, несмотря на массовое увлечение цифровыми технологиями и использование нейросетей, студенты неоднозначно оценивают их применение в процессе обучения, причем к старшим курсам нарастает критическое и более взвешенное восприятие возможностей ИИ. Данные исследования позволяют сделать вывод, что использование моделей генеративного ИИ в образовательном процессе влечет за собой принятие комплекса решений по непосредственному регулированию применения этих моделей, этическим вопросам, пересмотру форм самостоятельной работы студентов, в том числе итоговых и тестовых заданий, а также диктует необходимость поиска конструктивных подходов к внедрению ИИ для повышения качества образования и совершенствования работы высшей школы. Кроме того, ИИ ставит перед высшей школой задачу формирования и развития у студентов критической оценки результатов взаимодействия человека и нейросети, понимания ограничений и возможностей генерируемой информации, а также допустимых форматов ее использования в научной и учебной работе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):335-353
pages 335-353 views

Социологическая трактовка и попытка междисциплинарного исследования искусственной социальности и искусственного интеллекта

Меньшиков В., Комарова В., Болякова И., Ружа А., Ружа О.

Аннотация

В статье рассмотрены основные участники искусственной социальности (люди и инструменты искусственного интеллекта) и коммуникация между ними. Исследование является преимущественно социологическим, но обращается и к математически-технологическим аспектам инструментов искусственного интеллекта как создающим новую для человеческого общества социальную реальность - искусственную социальность. В первой части статьи авторы анализируют коммуникацию как основу социальности, используя методологию Н. Лумана. Во второй части показано, как математические технологии искусственного интеллекта стали социальными технологиями в рамках искусственной социальности. В третьей части описана экспериментальная коммуникация между людьми и искусственным интеллектом на примере СhatGPT . Было проведено социологическое исследование среди студентов Даугавпилсского университета (январь 2024 года, N = 423, исключая студентов ИТ-специальностей), позволившее выявить типологические группы по отношению к использованию искусственного интеллекта в образовании. Были определены три «идеальных типа» студентов: «пользователи-оптимисты» (18 %), «пробующие нейтралы» (17 %) и «избегающие скептики» (10 %), а также смешанная группа «пробующих оптимистов» (31 %) - наиболее многочисленная группа респондентов с позитивным отношением к инструментам искусственного интеллекта, но с недостаточным опытом взаимодействия с ними. Результаты авторского эмпирического исследования показывают стратификацию студентов по отношению к инструментам искусственного интеллекта в обучении, что может привести к сегментации сферы высшего образования в будущем (форматы обучения, его участники, организация учебного процесса и, возможно, результаты обучения). Востребованность междисциплинарного подхода к изучению инструментов искусственного интеллекта будет только возрастать, поскольку он междисциплинарен, и ни одна наука самостоятельно не сможет совершить здесь прорыв. Авторы полагают, что в рамках искусственной социальности могут конструктивно со-функционировать несколько типов разума (в частности, человеческий и компьютерный), как до сих пор софункционировали человеческий и животный разумы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):354-378
pages 354-378 views

Политика новой урбанизации в Китае: причины и перспективы

Барков С.А., Чжан Ц.

Аннотация

С момента начала эпохи реформ и политики открытости в Китае прошло уже более сорока лет, и миллионы крестьян переселились в города. Именно урбанизации и ускоренная индустриализация обеспечили экономическую мощь современного Китая. Социально-экономическое развитие невозможно без расширения городов и роста их населения, поэтому до последнего времени города были центрами наращивания человеческого капитала и формировали потенциал экономического роста во всех странах мира. Однако урбанизация имеет и негативные последствия - она ведет к оттоку трудовых ресурсов из сельских регионов, создавая тем самым угрозу для их социального развития. Осознавая эту угрозу, китайское правительство взяло курс на реализацию урбанизации нового типа - при одновременном возрождении сельских территорий. Казалось бы, две эти национальные стратегии противоположны по своим задачам: первая стратегия направлена на развитие городов и улучшение условий жизни в них, вторая - на совершенствование инфраструктуры сел и деревень. Однако в действительности обе стратегии имеют единую цель - продвижение модели социально-экономической модернизации с выраженной китайской спецификой, которая требует достижения социального баланса между городом и селом. Цель статьи - обозначить принципиальные социальные, управленческие и экономические особенности политики новой урбанизации в Китае как двуединой стратегии, предполагающей одновременное развитие городских и сельских территорий. Данная стратегия - урбанизации нового типа - призвана решить ряд возникших ранее проблем внутренней миграции, обусловленных тем, что крестьяне, не сумевшие наладить свою жизнь в городе, не могут вернуться в деревню по целому ряду причин, в том числе потому, что не могут вернуть себе выплаты, полагающиеся сельским жителям. Местные власти городов и сел борются за увеличение численности населения на своих территориях, что приводит к конфликтам и неэффективному управлению на местах. Во многих случаях наблюдается явное несовпадение интересов общества и административных органов, реализующих социально-экономическую политику в регионах. Решение перечисленных проблем позволит обеспечить устойчивое сельско-городское развитие за счет одновременного улучшения условий жизни в селах и городах, тем самым гарантируя социальную стабильность в стране.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):379-386
pages 379-386 views

Популярные журналисты и блогеры в российской информационной среде: доверие и социальные представления аудитории

Назаров М.М., Иванов В.Н.

Аннотация

В условиях современной медиатизации повышается роль медийных персон в информационных процессах. Популярные журналисты и блогеры осуществляют функции представления и интерпретации социально-значимого контента, конкурируя за внимание и доверие аудитории. Изучение данной роли медиаперсон обретает особую актуальность, поскольку российский медийный ландшафт, особенно в онлайн-сегменте, - открытая среда, в которой работают субъекты, продвигающие разную по направленности информационную повестку. Эмпирическое исследование было проведено в Центральном и Северо-Западном округах в апреле - июне 2023 года. Согласно полученным результатам лидирующие позиции в рейтинге доверия населения занимают журналисты и блогеры, выступления которых характеризуются государственно-патриотической направленностью, однако часть аудитории склонна доверять и материалам либерального содержания. Применение процедур многомерной классификации показало, что в структуре аудитории оформилось несколько устойчивых типологических групп, различающихся набором медийных персон, которым доверяли респонденты, однако превалируют группы, доверяющие государственно-патриотическим журналистам и блогерам. Наблюдаются значимые социально-демографические различия в уровне доверия: журналистов и блогеров либеральной направленности поддерживает в большей степени молодежь, тогда как журналистов и блогеров с государственно-патриотическими ориентациями - представители средней и старшей возрастной групп. Прослеживается рост доверия либеральным медийным персонам по мере роста материального положения респондентов. Авторы определили переменные, повышающие вероятность доверия медийным персонам разного типа: разделяемые респондентами идеологические ценности; отношение к российской политической системе; обеспечение государством норм демократического общества; отношение к актуальным социально-экономическим вопросам. Социальные представления, соотносящиеся с доверием медийным персонам, отражают существующие разрывы в «картине мира», присущие отдельным сегментам российского общества, что требует принятия взвешенных управленческих решений для консолидации общества в условиях нарастания глобальных вызовов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):387-403
pages 387-403 views

Восприятие сербскими студентами современного медийного освещения критических ситуаций

Перич Ромич Р., Милошевич Шошо Б.

Аннотация

С момента своего рождения СМИ оказывали огромное воздействие на массы, и это воздействие лишь стало более видимым в современном информационном обществе, особенно учитывая быстрое развитие технологий и социальных сетей. После короткого теоретического обзора концептуальных оснований своего исследования авторы приводят результаты разведывательного социологического опроса, проведенного в двух государственных университетах Республики Сербской. Опрос был призван выявить студенческие оценки манипулятивного потенциала СМИ в целом и применительно к медийной репрезентации российско-украинского конфликта в частности. В выборку были отобраны только студенты социальных и гуманитарных специальностей (представляющие самые разные профили в этих двух профессиональных областях), поскольку содержание обучения и по определению наличие специализированных знаний по рассматриваемой проблематике (благодаря программе курсов и требованиям к будущим профессиональным компетенциям) делают их «экспертами» в оценке медийных практик. Опрос был проведен в онлайн-формате, что позволило не только широко распространить ссылку на анкету, но и получить обратную связь от респондентов. Эмпирические данные подтвердили, что СМИ оказывают значительное воздействие на установки и ценности аудитории, включая самые молодые поколения, представленные в данном случае студенческой молодежью. Поскольку российско-украинский конфликт длится уже более двух лет, опрос выявил устойчивые социальные представления о нем, а не мнения, основанные исключительно на медийных оценках, или спонтанные эмоциональные реакции, неизбежные сразу после начала конфликта. Авторы сосредоточились на вопросах, считают ли студенты, что СМИ (в целом или конкретные компании) склонны к искаженным репрезентациям событий, и какие медийные каналы студенты предпочитают использовать для получения искомой информации. Авторы подчеркивают необходимость объективных репортажей о кризисных ситуациях, в число которых входят и различные конфликты. Любая кризисная ситуация - вызов для СМИ с той точки зрения, что ему необходимо соблюдать этические стандарты под давлением своих владельцев и политических сил. В статье представлены студенческие оценки причин искаженных медийных репрезентаций, включая темы, которые СМИ склонны описывать достаточно объективно.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):404-413
pages 404-413 views

Идеологические основания конструирования образа будущего в сознании современной студенческой молодежи

Великая Н.М., Ирсетская Е.А.

Аннотация

В статье рассмотрены доминирующие идеологические ценности политической культуры современного российского студенчества, определяющие основные направления формирования политического образа будущей России. Эмпирическая база статьи - данные социологического исследования «Студенты России: гражданская культура и жизненные стратегии» проведенного на общероссийской выборке центром политологии ИСПИ ФНИСЦ РАН в апреле - мае 2023 года. Понимая под идеологией устойчивый комплекс ценностных паттернов, которые конкурируют при выработке государственной политики и направлений общественного развития, авторы составили рейтинг наиболее значимых ценностей политической культуры молодежи, которые будут определять конфигурацию политического поля России в будущем. Авторы делают вывод о гибридном характере идеологического сознания студенчества - оно включает различные компоненты политических идеологий. Рассматривая идеологические ориентации и партийные симпатии респондентов, авторы отмечают, что около трети студентов не могут определиться с политико-идеологическими приоритетами, а 70 % не поддерживают ни одну из действующих в политическом поле партий, что позволяет сделать вывод о политическом эскапизме современного студенчества, которое не видит смысла во включенности в политические процессы. Низкий уровень политического участия коррелирует с невысокими оценками деятельности государства и власти. Было также выявлено влияние переменной «идеологическая самоидентификация» на представления об оптимальном будущем страны и существенные различия в образе будущего у студентов, разделяющих разные идеологемы, что позволяет говорить о необходимости как мониторинга идеологических приоритетов молодежи, так и регулирования этой сферы. Подчеркивая воспроизводство значимых политических ценностей, авторы обращают внимание на идеологические сдвиги в сознании молодого поколения, выражающиеся в возрастающей значимости демократических ценностей и принципов правового государства, что формирует запрос на трансформацию партийной системы и политическую демократизацию.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):414-429
pages 414-429 views

Студенческая молодежь: психоэмоциональный и социальный автопортрет (по результатам фокус-групп)

Бараш Р.Э., Тюрина И.О.

Аннотация

По материалам фокус-групповых бесед со студентами четырех российских университетов авторы описывают психоэмоциональное состояние и социальное положение студенческой молодежи, круг беспокоящих ее проблем, планы на будущее, приоритетные стратегии взаимодействия со сверстниками и отношение студенчества к таким мировоззренческим чертам, как свободомыслие и неординарность мышления, толерантность к своеобразию окружающих и следование собственным взглядам, мотивированность и целеустремленность. Исследование показало, что под влиянием актуальной медийной повестки (прежде всего в Интернете) в студенческой среде доминируют эмоции тревоги, беззащитности и неопределенности, тогда как традиционные СМИ практически не вызывают интереса у участников фокус-групп. Большинство информантов не смотрят телевизор, в том числе по идейным причинам. Психологическое состояние молодежи в значительной степени формируется поступающей из СМИ информацией, которой молодые люди не доверяют однозначно и многократно перепроверяют. Для студентов, оканчивающих университет и сталкивающихся с большим объемом учебной работы, основной источник беспокойства - страх перед неизвестным будущим, неопределенность в выборе карьеры и жизненных целей, в том числе с учетом сложной геополитической обстановки. Уникальными чертами своего поколения российские студенты считают внутреннюю свободу и широту взглядов, постоянное саморазвитие и стремление к самореализации, сочетание индивидуализма и эмпатии, а также постоянную включенность в коммуникацию с друзьями посредством социальных медиа. Среди негативных черт современной молодежи информанты называли некоторую инфантильность и неготовность принимать ответственные решения. В числе наиболее тревожащих и болезненных для современной молодежи социальных проблем российского общества студенты отметили социальное неравенство, обусловленное, имущественным различием, а разнообразие мнений и жизненных стратегий они воспринимают спокойно.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):430-444
pages 430-444 views

Уехать или остаться: установки сербского и болгарского студенчества, определяющие этот выбор

Мильтоевич В., Мантарова А., Петрович Я.

Аннотация

Эмиграция высокообразованных когорт - распространенная черта менее развитых стран Юго-Восточной Европы. Болгария и Сербия давно столкнулись с проблемой интенсивного миграционного оттока своих самых молодых и образованных граждан. Авторы начинают статью с общего предположения, что социальные и личные проблемы (как их трактуют и оценивают потенциальные мигранты) позволяют предсказывать миграционные намерения молодых поколений, и задаются вопросом, насколько различается восприятие социальных и личных проблем студенческой молодежью в сербском и болгарском обществе, а также насколько это восприятие определяет намерение студентов покинуть родную страну в поисках возможностей лучшей жизни. Статья основана на эмпирических данных, полученных в ходе социологического опроса студентов об их отношении к наиболее релевантным для современного общества жизненным проблемам в городах их постоянного проживания и в частной сфере, а также об их планах в отношении внутренней и внешней миграции. Социологический опрос был проведен в октябре - декабре 2022 года на выборке в 587 респондентов (307 студентов из Сербии и 280 студентов из Болгарии). Исследование показало, что в обеих странах студенты считают коррупцию важнейшей социальной проблемой, за ней следуют трудности в поиске работы (трудоустройстве), однако наблюдаются статистически значимые различия между двумя странами в том, как варьируют позиции важнейших проблем в условном студенческом рейтинге. Для сербских студентов важнейшая личностная проблема - поиск работы, тогда как болгарских студентов в большей степени беспокоит проблема коррупции. Оценивая личностные и социальные затруднения, с которыми они сталкиваются в своих странах (городах постоянного проживания), студенты упоминают, прежде всего, минимальные шансы трудоустройства по специальности, что мотивирует и даже заставляет их переехать в другой город или даже в другую страну. 1 из 9 опрошенных планирует покинуть родную страну, однако в Сербии существенно выше доля тех, кто хотел бы уехать на постоянное место жительства, найдя в эмиграции работу, тогда как различные соображения относительно временного отъезда примерно одинаково распределены в двух страновых выборках. 60 % опрошенных допускают для себя возможность внутренней миграции, однако среди сербских студентов таковых значительно больше, чем в болгарской выборке (70 % против 49 %).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):445-459
pages 445-459 views

Особенности восприятия и конструирования сакральных образов представителями поколения Z (на примере студентов технического вуза Республики Башкортостан)

Еникеева И.И.

Аннотация

Актуализация проблемы религиозности молодежи и характер ее научной интерпретации на примере студенчества, представителей поколения Z (центениалы, Gen Z), обусловили выбор проблематики статьи. Ее цель - охарактеризовать свойственные центениалам установки и оценки разных феноменов религиозного характера, которые воспроизводятся в молодежной среде, а также в интерпретации знаний о ней. Теоретической основой анализа послужили идеи социального конструкционизма, помогающие понять, как молодежь принимает участие в создании такого социального конструкта, как религия. В статье обобщены результаты социологического исследования представлений о религии у студенческой молодежи крупного регионального вуза - Уфимского государственного нефтяного технического университета (Республика Башкортостан). В опросе приняли участие студенты, рожденные после 1995 года, в возрасте от 18 до 26 лет (N = 1900); была использована анкета с закрытыми вопросами, нарративное интервью и фокус-группа со студентами направления «Восточное регионоведение». По результатам опроса были охарактеризованы молодежные представления о религии, соблюдение религиозных традиций и практик, их распространение в региональном сообществе, истоки религиозных настроений и установок современной молодежи, воспроизводимые и конструируемые в соответствующих сообществах. Автор отмечает отсутствие единства в разных аспектах отношения к религии, что свидетельствует о размытости и эклектичности религиозных представлений у поколения Z. Несмотря на то, что студенты декларируют самые разные проявления религиозности, просматривается взаимосвязь религии с бытийным представлением о мире независимо от характера вероисповедания. Образы сакрального выходят за контуры представлений студенческой молодежи о религиозном мировоззрении, что обусловлено способом конструирования знаний о реальности и потребностью индивида в сакрализации знания. Компаративистский анализ конструирования образа сакрального мусульманскими и православными центениалами показал региональную специфику - мусульмане более религиозны; преимущественно религиозная традиция транслируется из поколения в поколение мусульманской частью Gen Z, и, наоборот, конструируется православными студентами в контексте доступных социальных трендов. Однако сохраняется общая тенденция - религиозная идентичность верующего не основывается жестко на определенной традиции, а конструируется при помощи доступного ему знания и изменяется при получении нового, что является характерной чертой поколения Z.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):460-476
pages 460-476 views

Социологический лекторий

Татуировка как предмет социологического интереса: несколько функциональных особенностей в современном обществе

Троцук И.В., Воронина В.А.

Аннотация

Даже самым «невооруженным» глазом сложно не заметить все большее распространение татуировок в российском обществе (вне каких-либо поколенческих, гендерных, профессиональных и социальных границ), что делает татуирование важным объектом социологического анализа и требует прочерчивания его предметного поля, поскольку татуировка - древний социальный феномен и давно попала в фокус междисциплинарного интереса (историков, антропологов, философов, искусствоведов, культурологов и др.). В статье тезисно обозначено данное предметное поле, которое включает в себя несколько тематических блоков. Во-первых, это причины популяризации татуирования в социальной истории последних столетий: результаты колониальной эпохи; интерес к другим культурам; «маркировка» субкультур; расширение перечисленных «нишевых» причин популярности татуировки за пределы определенных социальных/профессиональных групп и субкультур (массовое распространение тату в современном потребительской культуре). Во-вторых, концептуальные основания социологического изучения функционально-символических особенностей татуирования: «критическая теория»; концепции субкультур; модели идентичности; гендерный подход в русле исследований идентичности; социологические теории тела. Специфику социологического анализа тату определяет фокус на ее функциях в заданном социальном контексте, который задает массовая потребительская культура информационного общества и отчасти субкультурные и «элитарно»-референтные группы. В-третьих, возможности эмпирического изучения татуирования вне социально-антропологического (историко-визуального или семиотико-символического) поля - с точки зрения сложившихся социальных представлений. В распоряжении социолога есть два основных методических инструмента: массовые репрезентативные опросы и полуформализованные (экспертные в широком смысле слова) интервью. В статье представлены результаты общероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в 2019 году, и разведывательного онлайн-анкетирования, дополненного полуформализованными интервью и показавшего выраженную тенденцию социальной «нормализации» татуирования в российском обществе - как широко распространенного и нейтрально воспринимаемого способа (эстетико-декоративного) самовыражения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):477-492
pages 477-492 views

Высокопоставленные чиновники министерств социального блока российского правительства: каналы рекрутирования и карьера

Тев Д.Б.

Аннотация

В статье рассмотрены каналы рекрутирования и карьерные траектории ключевых чиновников министерств социального блока российского правительства на основе биографической базы данных (104 заместителей министров и директоров департаментов шести министерств). Исследование показало, что важнейшая характеристика карьеры чиновника - бюрократическая профессионализация, а главный канал рекрутирования - федеральная администрация, причем большинство перед назначением на нынешнюю должность работали в своем министерстве, что (хотя и необязательно) говорит о важности меритократического отбора, основанного на компетентности. Впрочем, чиновников с карьерой преимущественно в федеральной администрации, особенно в одном министерстве, меньшинство (в социальных министерствах внутриведомственное рекрутирование выражено слабее, чем в более влиятельных и престижных экономических министерствах, что может говорить об их меньшей автономии). Наблюдается межведомственная мобильность, причем ряд чиновников вышел из финансовых министерств, что может усиливать их влияние на социальный блок, способствуя формированию неолиберальной политики. Самый значимый после административной сферы «поставщик» чиновников - подведомственные министерствам социальные организации (учреждения науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта). Бизнес занимает относительно скромное место в качестве канала рекрутирования руководителей социальных министерств. Поскольку большинство таких министерств регулируют в основном не компании, а некоммерческие учреждения, бизнес слабо заинтересован в «колонизации» ключевых позиций в них; его профессиональные компетенции менее востребованы, а функциональное взаимодействие с чиновниками, которое могло бы способствовать формированию знакомств и связей, облегчающих обмен кадрами, не столь развито. При этом опыт работы в бизнесе, региональных администрациях и социальных организациях встречается чаще, а внутриведомственный опыт реже среди заместителей министров. Выделяются министерства с особенно выраженным внутриведомственным рекрутированием и министерства с относительно развитым рекрутированием из бизнеса, в некоторых министерствах имеют место пересечения между министрами и их подчиненными в предшествующей карьере, что может указывать на патримониальный характер отбора.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):493-509
pages 493-509 views

Уровни и компоненты социальной идентичности современного российского общества

Ракова К.В.

Аннотация

Актуальность проблематики статьи обусловлена необходимостью поиска путей консолидации и объединения полицентричного, полинационального и поликультурного российского общества в контексте новейших вызовов современности. Автор опирается на комплексный теоретико-методологический аппарат, включающий теорию социальной идентичности (Г. Тэджфел и Дж.Ч. Тернер), концепции «самости» (Дж. Мид) и «кризиса личности» (Э. Эриксон), феноменологический подход (А. Шюц) и теорию культурной травмы (Дж. Александер). В статье предложена четырехуровневая структура социальной идентичности, которая объединяет индивидуальный, групповой, государственный и глобальный (мировой) уровни, и на каждом обозначены отдельные типы социальной идентичности. Так, на индивидуальном уровне раскрыты свойства субъективной и объективной идентичностей; на групповом - региональной, культурной, национальной, языковой, религиозной, профессиональной и социально-классовой; на государственном - государственно-гражданской, исторической, территориальной и политической; на глобальном - постсоветской, азиатской, европейской и космополитической. Предложены эмпирические инструменты выявления аффилиативной составляющей социальной идентичности на индивидуальном, групповом, государственном и глобальном (мировом) уровнях. Обоснована актуальность поиска ответов на исследовательские вопросы о российской идентичности в целом, социокультурных различиях жителей России и других стран, территориальных особенностях России как государства и его континентальной принадлежности, влиянии Запада и Востока на российскую культуру, а также о воздействии глобальной открытости и «текучей современности» (З. Бауман) на социальную идентичность россиян. Рассмотрен механизм проявления в обществе «триггеров» трансформации социальной идентичности, которые первоначально возникают как на индивидуальном уровне, так и на глобальном - в зависимости от контекста и социального источника. Автор полагает, что изучение социокультурного ядра российской идентичности в условиях крайнего динамизма и нелинейности социальных процессов, затрагивающих ключевые сферы жизнедеятельности общества, будет способствовать разработке стратегии улучшения социального благосостояния и поиску эффективных способов консолидации российского общества с учетом его полицентричности и поликультурности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):510-522
pages 510-522 views

Опыт исследования влияния коучинговых методов на повышение эффективности образовательного процесса в высшей школе

Ивлева М.Л., Нежникова Е.В., Сафронова Н.Б.

Аннотация

В статье представлены результаты социологического изучения влияния коучингового подхода на образовательный процесс в высшей школе. На основе теории коучинга, изложенной в работах Т. Гэллви и Дж. Уитмора, авторы разработали методику повышения личностной и профессиональной компетентности студентов в области менеджмента. Методика основана на фундаментальных техниках коучинга: постановке личных целей, выявлении существующих ресурсов, активном слушании, предоставлении обратной связи и других составляющих. Общие принципы методики также включают стандарты образовательного процесса, принятые в российских высших учебных заведениях. Методика была внедрена в образовательный процесс в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) и в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН). Эффективность методики оценивалась по результатам социологического исследования, которое было проведено в форме мониторинга социального поведения и активности студентов бакалавриата и магистратуры в период с 2017 по 2022 годы (N = 564 студента бакалавриата и магистратуры и 361 аспирант). В качестве контрольной группы были отобраны студенты бакалавриата и магистратуры за 2017, 2018 и 2019 годы, в общей сложности 448 человек. Внедрение методики началось в 2020 году, в эксперименте приняли участие 477 учащихся. Для оценки эффективности методики интеграции коучинга в образовательный процесс были выбраны такие показатели, как посещаемость занятий и вовлеченность в классную деятельность. Они оценивались на каждой сессии как в офлайн, так и в онлайн режиме (в период пандемии). Полученные данные позволяют сделать вывод, что предложенная методика оказывает положительное влияние на поведенческую и когнитивную вовлеченность студентов и, как следствие, способствует повышению качества человеческого капитала у выпускников направления «Менеджмент».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):523-538
pages 523-538 views

Поляризация информационного общества: цифровая перезагрузка

Дюдикова Е.И., Куницына Н.Н.

Аннотация

Цифровая сингулярность, позиционируемая комплексом сенсационных, иногда парадоксальных коллабораций и инновационных сущностей, выступает этапом генерации нового цивилизационного уклада, находящегося сегодня за пределами человеческого понимания. Современное поколение становится строителем и интегратором цифровых технологий шестого уклада, возникающих в связке метавселенной и Web 4.0. В условиях политических рисков, постпандемийного восстановления, санкционного давления, торговых и информационных войн, нарастания уровня киберугроз, внутренней космополитизации в векторе многополярного мира решающее значение для страны имеет лидерство в освоении киберпространства наряду с гармоничным развитием информационного общества. Безусловно, в современных реалиях требуется фундаментально новый подход к развитию социально- экономического пространства и обеспечению суверенитета принимаемых решений. Цель исследования - выявление причин поляризации общества в его сетевом и цифровом сегментах и принципов национальной доверенной среды метавселенной в свете модификации социально-экономического пространства. Авторы провели исследование восприятия прорывных инноваций и результатов информационно-цифровой революции: были опрошены 21348 жителей ряда регионов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Результатом стала матрица поляризации информационного общества и концепция его цифровой трансформации под воздействием рекурсивности и генеративности интенсивно дополняющих и сменяющих друг друга новшеств. Стратегический ориентир концепции - метавселенная в парадигме тесной связи экономического развития и социального регулирования за счет интеграции цифрового пространства и физического мира с позиции уникальных возможностей информационно-коммуникационного взаимодействия в единой доверенной среде на базе высокотехнологичных решений эпохи Web 4.0. В новых реалиях цифровая трансформация общественного строя неизбежна: диссонанс в восприятии информационным обществом прорывных инноваций и результатов информационно-цифровой революции свидетельствуют о неотвратимости грядущих перемен.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(2):539-554
pages 539-554 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах