Том 23, № 3 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/1695
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-3
Весь выпуск
Вопросы истории, теории и методологии
Несвоевременные мысли о культуре разнообразия
Аннотация
Исследование феномена культурного разнообразия и сопряженных с ним моделей управления разнообразием, в том числе исторически сложившихся паттернов культурного доминирования, позволяет сформировать «иммунитет» к новейшим проявлениям евроцентризма. Как новая парадигма разнообразия интеркультурализм означает смещение фокуса с разнообразия культур и принципа мультикультурного сосуществования на культуру разнообразия, основными измерениями которой являются: осознание разнообразия, его признание, вовлеченность в контексты разнообразия, его репрезентация и создание большего количества общих публичных пространств. Концептуализация разнообразия как культуры, которая нуждается в поддержке соответствующих социальных институтов, позволяет сопрягать структурные изменения социальности и культурную перспективу. Другой важнейшей тенденцией представляется переосмысление культурного разнообразия: а) его дестигматизация как феномена сопрягаемого с Другими, с локусами экзотики и периферийности, и репрезентация как преимущества в терминах творчества и культурных инноваций; б) концептуализация современных социальных и культурных контекстов в терминах суперразнообразия. В отличие от классических концепций мультикультурализма интеркультурализм сфокусирован на позитивных контактах между людьми как наиболее перспективном способе социальной интеграции и динамики в локальных контекстах суперразнообразия. Однако понимание этих процессов различается у сторонников политического (Ж. Бушар), социального (Т. Кэнтл) и культурного (Р. Запата-Барреро) течений интеркультурализма. В ситуации разрушения социальных структур и институтов интеркультурализм с его ориентацией на развитие межличностных контактов и выстраивание отношений через границы мог бы стать основанием для поиска компромиссов и взаимопонимания. Однако сформулированные в рамках интеркультурализма идеи и запущенные им процессы оказались «заперты» в западных контекстах, за пределами которых все более очевидна поляризация не только в политической, но и в культурной сфере. Эти тенденции подразумевают эпистемологическое и онтологическое различение Запада и России, продуцирование разрывов социокультурного пространства, паттернов эскалации схизмогенеза и культурной инкапсуляции, а также отказ от межкультурных контактов.
Синергетическая парадигма глобального мира
Аннотация
Все социологические парадигмы опираются на существующую картину мира, которая детерминирует их посредством познавательных моделей. Так, сложившиеся в прошлом веке дарвинистский эволюционизм и диалектический материализм в объяснении природных и социальных процессов в основном опирались на четыре познавательные модели: схоластическую (природа и социум как тексты, шифры), механистическую (природа и социум как машины), статистическую (природа и общество как балансы средних величин) и системную (природа и социум как организмы). На данные познавательные модели в той или иной мере опираются и современные социологические парадигмы - социальных фактов, социального поведения, социальных дефиниций и детерминизма. Однако сегодня социальные процессы выходят за рамки этих познавательных моделей и наблюдается стремительный рост интереса к междисциплинарному направлению, получившему название «синергетика» (1). Синергетический подход использует та кие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «нестабильность», «диссипативные структуры», «бифуркация», «аттрактор» и др. Синергетика - наука об общих закономерностях самоорганизации, устойчивости и разрушения упорядоченных структур в сложных системах различной природы; теория самоорганиз ации и развития открытых систем любого происхождения [6]. Синергетический стиль научного мышления предполагает вероят ностное видение мира, оформившееся еще в XIX веке. Значение синергетики в том, что она способствует становлению ново го типа научного мышления - постнеклассической науки - и включению гуманистических и аксиологических параметров в научное исследование, формирует нелинейное мышление, обеспечивая понимание недоста точности схемы последовательной и постепенной кумулятивности в развитии. Новая социологическая пара дигма должна принять идею синергетики о взаимосвязанности эпистем ологии и онтологии, т.е. идею, что познавательная деятельность субъекта изменяет реальность: сам выбор предмета исследования, конц ептуальной схемы и методов, использование полученных результатов формирует, изменяет и разрушает онтологический базис, поэтому исследователь ответственен за мир, который он создает и реформирует.
Критика Э. Дюркгеймом эвдемонистической и гедонистической каузальности разделения труда в оптике современного консьюмеризма
Аннотация
В статье предпринята попытка ревизии дюркгеймовской пейоративной оценки утилитарно-гедонистических импульсов в качестве причин дифференциации трудовой деятельности в рамках консьюмеристской проблематики. Рассмотрена дюркгеймовская критика экономизма и утилитаризма в рамках теории социальной солидарности, имеющей не утилитарные, а моральные основания. Дюркгеймовская концепция солидаризма и основанная на ней идея разделения труда специфически преломляются в социальных практиках современного общества потребления. Сосредоточение морали в правилах (по Дюркгейму), регулирующих социальное поведение, позволяет говорить, что правила и мораль общества потребления, определяемые консьюмеристскими ценностями, предписывают индивиду исправно играть роль потребителя. Противоречивость солидаризма в условиях консьюмеризма выражена в том, что, несмотря на высокую степень социальной интеграции индивида, требующей от него как от органической части социального «жертвовать» себя этому целому, в обществе потребления наблюдается обратная тенденция - доминирование потребительских ценностей, установок и стереотипов, определяющих модели социального поведения, во многом основанные на эгоизме. Анализируемые во второй части статьи утилитарно-гедонистические потребности, мультиплицируемые консьюмеризмом, стали одной из ключевых причин прогресса и дифференциации труда. Гедонистические интенции, проявляющиеся в потребительских практиках, следует рассматривать не как психические или психологические (по Дюркгейму), а как социальные факты. Подчеркивается, что концепция социальной солидарности Дюркгейма, стремящаяся преодолеть экономизм и утилитаризм в интерпретации причин прогресса труда, может представлять научный интерес как альтернативная (моральная) точка зрения. Однако, игнорируя потенциал перманентного стремления к удовольствиям в социокультурной среде консьюмеризма, в условиях общества потребления с соответствующей моралью, она уступает утилитарно-экономической трактовке прогресса труда. Один из главных аргументов Дюркгейма в критике гедонистической и эвдемонистической каузальности прогресса труда состоит в том, что если бы дифференциация труда преследовала цель приращения счастья и удовольствия, то этот прогресс давно бы достиг своих пределов, но современное общество потребления доказывает обратное.
Два с половиной незаслуженно забытых концептуальных основания сельской социологии
Аннотация
Хотя российское общество и сегодня тесно связано с «деревенским образом жизни», аграрные вопросы всегда имели несколько маргинальный статус в научной традиции, особенно в ее обществоведческом разделе. Сегодня ситуация меняется под влиянием как минимум двух глобальных насущных задач - обеспечение устойчивых показателей продовольственной безопасности (сельскохозяйственное производство) и сохранение и развитие сельского социального/человеческого капитала, и обе задачи объясняют все возрастающий теоретический и практический интерес к познавательному и реформаторскому потенциалу сельско-социологических исследований. К общепризнанным причинам «маргинальности» сельской социологии авторы добавляют то обстоятельство, что не все ее значимые концептуальные основания, особенно в отечественной традиции, были должным образом определены и систематизированы. В качестве таковых в статье обозначены: наука сельскохозяйственная экономия, теории крестьянского аграризма и, отчасти, концепция сельско-городского континуума (позабытая в своей сельской половине, но широко применяемая для объяснения субурбанизационных тенденций). В первой части статьи авторы реконструируют исторический путь сельскохозяйственной экономии, подчеркивая ее творческую адаптацию к особенностям российской сельской жизни. На рубеже 1920-х - 1930-х годов ее политико-идеологический кризис обусловил вытеснение ее исходных немецких экономико-философских аграрных идей американским сельскохозяйственным прагматизмом и прикладным управлением сельскохозяйственными предприятиями. Во второй части статьи авторы суммируют, с одной стороны, утопические, политико-экономические и народнические идеи европейского и российского аграризма, с другой стороны, причины его справедливой критики, не всегда сосредоточенной на утопизме (скорее на эклектичной идеологии, противоречиях правых и левых аграристов, негативном консервативном потенциале, отсутствии политического опыта и решительности, и т.д.). В третьей части статьи авторы реконструируют более успешный жизненный путь теории сельско-городского континуума как подчеркивающей не столько фундаментальные различия города и деревни, сколько пространственную протяженность «шкалы» сельско-городских сообществ, различающихся размером, плотностью населения, разделением труда, изолированностью, локальной солидарностью и т.д. Модель континуума остается предельно важной для изучения сельских сообществ и должна быть дополнена элементами теории крестьянского хозяйства и кооперации - чтобы всесторонне изучать сельский социальный/человеческий капитал.
Социология тела как самостоятельное исследовательское направление: предпосылки становления и предметное поле
Аннотация
В современном обществе под влиянием процессов глобализации, цифровизации, урбанизации и сетевизации тело обретает новые смыслы, включается в новые дискурсы и становится значимым объектом социологии. В статье рассматриваются возможности выделения социологии тела в самостоятельное научное направление наряду с такими направлениями, как социология медицины, социология сексуальности, феминистская социология, социология спорта, социология еды и питания, социология старости и старения и т.д. Проблематика тела имеет долгую традицию научного исследования, и в статье рассмотрены предпосылки оформления социологии тела в рамках разных областей социального знания: философии, антропологии, психологии и собственно социологии. Выделены четыре базовых исследовательских течения в социологии тела: тело как объект социального контроля; проблематика пола и гендера; тело как объект потребления; тело и технологии - развитие биотехнологий и технологий селф-трекинга. Обозначенные тематические блоки социологии тела не изолированы от смежных направлений - социологии медицины, социологии сексуальности, феминистской социологии и др.; между направлениями, работающими с телом в социологии, прослеживаются заимствования и взаимообогащение, тем не менее, каждое, включая социологию тела, имеет свою предметную специфику. Предмет социологии тела - тело во всем многообразии его социальных проявлений; тело как компонент социальной структуры и социального действия; взаимовлияние тела и современных трансформационных процессов, таких как урбанизация, глобализация, цифровизация, сетевизация и т.д.; формирующиеся общественные движения, центральным звеном которых выступает тело - построение идентичности и индивидуального телесного проекта. Тело становится проектом, который можно/нужно улучшать и продвигать. «Формируемое» тело отражает такие жизненные установки личности, как чувство стиля и вкуса, отношение к здоровью, самоконтроль и т.д. Таким образом, через тело индивид выстраивает свою социальную репрезентацию и идентичность: собственный образ «Я».
Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
Герои и героизм как репрезентации коллективной памяти
Аннотация
В статье представлены результаты междисциплинарного философско-социологического исследования героизма. В теоретической вводной части проведен семиотический анализ понятия героизма с точки зрения концепта хронотопа в западноевропейской культуре, обозначены константы отечественной семантики понятий героя, героизма и героического, прослежена динамика изменения смыслов героического, поступка и подвига. Социологический подход, продолжая философское осмысление героизма, рассматривает данный феномен через социальное отношение, следуя в заданном Н.К. Михайловским направлении. Для осмысления связи героя и толпы задействованы такие социологические подходы, как креативная и реляционная теории социального действия и положения реляционной социологии П. Донати. В эмпирической части представлены результаты социологического опроса 1350 россиян разных поколений в восьми федеральных округах. Основная цель статьи - рассмотрение понятий героя и героизма как репрезентаций коллективной (исторической) памяти. Эмпирическое исследование состояло из двух разделов: один посвящен коллективной памяти россиян и историческим знаниям, второй - героям и героизму в оценках советского и постсоветского поколений. Результаты первой части опроса показывают в целом угасание коллективной памяти, причем события более древней истории вызывают меньше интереса и по ним меньше знаний, чем, например, по советскому периоду. Превалирующая часть значимых событий российской истории воспринимается как триумфальная, а не травматическая, а большинство военных кампаний, в том числе нынешних, - через фигуру победителя, а не побежденного. По мнению респондентов, героизма в прошлом было больше. Героизм связывается с такими качествами личности, как сила, активность, чувство долга, спасение других не ради корысти, способность не опустить руки даже в самой сложной ситуации. Сам герой воспринимается не только как спаситель, но и как правдолюбец, что особенно значимо для советских поколений.
Представления россиян о героях и героизме: устойчивые и изменчивые компоненты (по материалам опросов общественного мнения)
Аннотация
Несмотря на весьма обширный список исследованных аспектов героизма, в социологии данный феномен по-прежнему недостаточно изучен. Большинство проектов и публикаций ориентированы скорее на поиск самих «героев» (вернее идентификацию таковых в общественном мнении или медийном дискурсе), но не дают ответов на вопрос, почему (со) общества «назначают» одних людей героями, а других нет, и какой смысл вкладывают в понятие «герой». Общество всегда обращало пристальное внимание на так называемых «выдающихся личностей»: официальные и народные герои существуют во всех культурах, и на протяжении не одного тысячелетия человеческой истории выступают своего рода референтной группой для принятия решений и даже самоопределения людей. Кроме того, доминирование конкретных типов героического поведения - один из инструментов (само) репрезентации культурной системы: превалирующий в сознании общества героический типаж нередко напрямую связан с характерным для данного социума этическим комплексом. Авторы систематизируют сложившиеся на сегодняшний день трактовки понятий «герой» и «героизм», а также разработанные типологии героического поведения, обозначают современные направления эмпирического изучения героизма, прежде всего массовые опросы российских и зарубежных ученых. Во второй части статьи представлены результаты всероссийского репрезентативного онлайн-опроса, в котором приняли участие представители четырех возрастных групп: 14-19 лет, 20-29, 30-49 и 50-69 лет (800 человек, по 200 респондентов в каждой возрастной группе). Опрос был призван выявить и сопоставить представления разных российских поколений о героях и героизме. Было проведено две волны опроса - в 2020 и 2022 году, поэтому авторы сосредоточились на изменениях, которые прослеживаются в представлениях россиян. В целом старшее поколение в качестве приоритетных героических типов называет героя-спасателя и героя-воина, тогда как младшее поколение - героя-спасателя и героя-благотворителя. Что касается сопоставления двух опросных волн, то в 2022 году респонденты менее охотно отвечают на вопросы о героях и героизме, особенно когда речь заходит о проявлениях военного героизма, но ключевые социальные представления о героическом сохраняются.
Социально-управленческие механизмы внедрения профессионального стандарта педагога: особенности и перспективы
Аннотация
Качество образования напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогических работников. Для повышения качества образования и профессионализма педагогических работников проводится множество мероприятий, и существенная их часть, в том числе программы национального проекта «Образование», направлены на обеспечение системы профессионального развития педагогического сообщества. Один из инструментов выстраивания траектории личностно-профессионального развития педагогов - профессиональный стандарт. Он внедряется на протяжении последних десяти лет, однако и сегодня наблюдаются сложности и ограничения в его реализации. Устранение возникающих проблем требует системного подхода и особых социально-управленческих механизмов на основе следующей методологии: теория социальных полей П. Бурдье, концепция персонифицированной социокультурной модели управления А.В. Тихонова и диспозиционная теория личности В.А. Ядова. Для выявления специфики социально-управленческих механизмов внедрения профессионального стандарта педагога был проведен анкетный опрос педагогических работников общеобразовательных организаций в Орловской области. Респондентами экспертного опроса выступили руководители образовательных организаций и специалисты муниципальных структур, курирующих систему образования. Вопросы касались осведомленности педагогов о содержании инструментов профессионального развития, отношения к мерам государственной политики, ожиданий от внедрения системы учительского развития и реализации национального проекта «Образование». Результаты исследования говорят об оптимистичном восприятии педагогическими работниками модернизации системы образования, несмотря на неоднозначную оценку ее мероприятий. Очевидна целесообразность развития личностных и профессиональных компетенций педагогов средствами дополнительного профессионального образования: комплекс личностно-профессиональных компетенций - условие восприятия инновационных и управленческих процессов. Социально-управленческие механизмы необходимо выстраивать на основе повышения субъектности педагогов, их интенциональной и деятельностной готовности включиться в процессы модернизации системы образования. Исследование инструментов государственной политики в сфере профессионального развития педагогов позволило выявить четыре группы механизмов: мотивационные, контрольно-оценочные, организационные и адаптивные. Каждая из группа обладает специфическими чертами, но они взаимосвязаны. Понимание и учет целевых, регулятивных, ресурсных и процедурных особенностей выявленных механизмов позволит минимизировать риски возникновения социальных конфликтов и поддержать социальный порядок в системе образования.
Социальные функции наставников для выпускников детских домов (на примере Новосибирска)
Аннотация
Обращение к феномену наставничества продиктовано проблемой социального бытия индивидов и групп, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В данном случае речь идет о выпускниках организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые испытывают адаптационные, социальные и социокультурные сложности после выхода из детского дома, и в этой ситуации возрастает роль наставников. В статье на основе полуструктурированных интервью с наставниками (N = 17) и выпускниками (N = 15) интернатов Новосибирска обозначены социальные функции наставников и отношение к ним со стороны их подопечных. Новосибирск выбран не случайно: здесь впервые в России был апробирован опыт наставничества для выпускников детских домов. В статье сделан акцент на выявлении социальных функций наставников исходя из концепции, согласно которой социальная функция - инструмент эффективного достижения значимых для общества или его групп целей. Были выявлены следующие социальные функции наставников: социализирующая, социально-коммуникативная и социокультурная. Данные функции позволяют трактовать наставничество не только как педагогический феномен, но и как социальную практику, определяющую взаимодействие представителей разных социальных групп/общностей. Такое взаимодействие носит целенаправленный характер, отражает полноту жизненного мира субъектов и их ценностные ориентации, формирует смысложизненные установки и в целом повышает качество жизни. Исследование показало, что опыт взаимодействия наставников и их подопечных носит позитивный характер и способствует улучшению социального бытия выпускников. Были выделены ключевые маркеры отношения наставников к социальным практикам организаций, проанализированы оценки роли организации в становлении личности и формировании ее ценностных ориентаций. Представленный в статье подход позволяет рассматривать наставничество как важный фактор социализации.
Эмпатия студентов в контексте риска экстремизма
Аннотация
В нестабильных условиях масштабы экстремизма как формы противоправных действий продолжают расти. Снижение числа преступлений экстремистской направленности, отраженное в статистических данных, является следствием внесения изменений в законодательную базу. В группе риска в первую очередь оказываются молодые люди от 18 до 30 лет, которые в большей степени подвержены психологическому давлению со стороны экстремистских и террористических организаций, и особенно студенческая молодежь, которая уже начала чувствовать отпускающий родительский контроль, но еще не перешла границу полноценной взрослой ответственности. Публичные призывы к совершению экстремистских действий, в которых применяются разные социально-психологические механизмы воздействия, направлены именно на данную возрастную группу. Важную роль в интеграции в экстремистскую среду играет низкий уровень эмоционального интеллекта, эмпатии и психологического благополучия. В январе-феврале 2022 года был проведен опрос для проверки гипотезы о взаимосвязи между уровнем эмпатии и склонностью к насильственному экстремизму. В статье представлены результаты исследования уровня эмпатии и склонности к экстремизму у юношей и девушек, и прямой зависимости между уровнем эмпатии и возрастом выявлено не было. Неожиданным результатом стало то, что общий уровень эмпатии у юношей оказался выше, чем у девушек, и у девушек склонность к проявлению экстремизма вероятнее при высоком уровне эмпатии. Соответственно, повышение уровня эмпатии у молодых людей как способ профилактики экстремистского поведения может рассматриваться как один из аспектов комплексной программы, но не как универсальная стратегия противодействия молодежному экстремизму. Статья может стать основой для эффективной педагогической стратегии по профилактике экстремистской деятельности и снижению риска вовлечения в нее молодых людей. Разработанный подход должен учитывать особенности эмпатии у девушек и юношей, которые влияют на проявления насильственного экстремизма.
Социологический лекторий
Информационная безопасность личности как социальная проблема
Аннотация
Статья посвящена проблеме обеспечения информационной безопасности в современном мире. Авторы рассматривают природу и сущность информации, анализируют понятие информационной безопасности в широком и узком смысле. Опираясь на научные и прикладные исследования, авторы утверждают, что нынешняя практика внедрения информационных технологий без обязательной увязки с обеспечением информационной безопасности существенно повышает вероятность проявления прежних и появления новых информационных угроз, среди которых особенно значимы такие проблемы, как нарастающее информационное/цифровое неравенство, возможности манипуляции общественным сознанием, киберболезни (компьютерная зависимость и др.), компьютерная преступность (киберпреступность), информационные войны и др. Искусственный интеллект становится одним из ключевых элементов современной информационной эпохи: он способен анализировать, обрабатывать и классифицировать огромные объемы быстро меняющихся и чрезвычайно разнородных данных, что делает широкое распространение технологии искусственного интеллекта существенный фактором обеспечения информационной безопасности. Искусственный интеллект может способствовать свободному обмену информацией, но может использоваться и с целью распространения дезинформации, так называемых «фальшивых/фейковых» новостей. В то же время, и модерация онлайн и медийного контента в целях информационной безопасности и гигиены также может выполняться с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. Таким образом, технологии искусственного интеллекта могут и должны служить средством обеспечения информационной безопасности личности. Авторы делают вывод, что меры по обеспечению информационной безопасности должны быть комплексными и подразумевать не только инструментально-технологические решения, но и воздействия идеологического и культурно-воспитательного характера, направленные на формирование и закрепление соответствующих ценностных ориентаций личности.
Запад, Россия и Китай: системы наследования и пути развития экономики
Аннотация
Нынешнее противостояние, с одной стороны, России и Китая, с другой стороны, Запада, требует изучения тех цивилизационных различий, что обусловили национальные идентичности и отношение к социально-экономическим ценностям во всех трех странах. Это противостояние имеет глубокие культурные корни: так, острое российско-западное соперничество в XVIII-XIX веках проистекало из разного восприятия социальных реалий, разных ценностных ориентаций и приоритетов в экономической, политической и других сферах. Социологи и социальные философы всегда интересовались факторами цивилизационных различий между незападными и западными обществами, прежде всего между русским и англосаксонским мирами, подчеркивая их конфессиональные особенности, принципиально расходящиеся геополитические интересы, противоположные политические системы и т.д. С социально-экономической точки зрения права собственности - значимое основание цивилизационных различий. В Западной Европе долгое время действовали законы майората, согласно жестокой логике которых вся недвижимость и б о льшая часть иной собственности переходила по наследству к старшему сыну, а другие дети вынуждены были сами обеспечивать свое существование. Такая ситуация стимулировала ранее развитие капитализма на основе наемного труда. В России, Китае и многих других незападных странах наследство делилось между всеми детьми, что было невыгодно для социально-экономического развития, но не противоречило моральным нормам и не разрушало семейные отношения. В постиндустриальном обществе институциональный контекст развития бизнеса изменился, и разделение собственности между родственниками уже не является препятствием экономического роста. В статье обозначены причины жизнеспособности и проблемы китайского семейного бизнеса, который основан на тесных родственных связях и развивается настолько успешно, что Китай стал опасным конкурентом для стран Запада.
Россия и Монголия в цивилизационной и геополитической парадигмах развития Центральной Евразии
Аннотация
Взаимоотношения России и Монголии в цивилизационной и геополитических парадигмах развития Центральной Евразии предельно важны для политологии, социологии и регионалистики. Авторское определение Центральной Евразии отличается от общепринятой нейтральной трактовки тем, что привязано к конкретному цивилизационному пространству - трех локальных цивилизаций - исторически суммируемых пределов доминирующего влияния каждой из них. В статье рассматриваются следующие пределы влияния монгольской, русской и китайской цивилизаций с древности до настоящего времени: великие степные империи (от государства Хунну до Великой Монгольской империи Чингисхана) с центром в Монголии, Российская империя и социалистический лагерь с центром в России (СССР) и экономический коридор Россия-Монголия-Китай с центрами в трех странах. Признание факта таксономической равновесности России, Китая и Монголии как ядер русской, китайской и монгольской цивилизаций, объединенных пространством Центральной Евразии, позволяет по-новому взглянуть на российско-монгольские отношения с древнейших эпох до настоящего времени. Авторы признают существование в наши дни мировой цивилизации, затерявшейся во Внутренней Азии и базирующейся на двух с лишним тысячелетиях письменной истории кочевников - монгольской цивилизации. В статье разрабатывается новое научное направление - цивилизационная политология, которая рассматривает процесс взаимодействия обществ через призму переплетенного цивилизационного мироустройства. Авторы полагают, что цивилизации охватывают своими очертаниями все глобальное пространство; вводят понятие «каскад границ цивилизации», что требует соединения методов моделирования и геоинформационных технологий с культурно-историческими построениями; рассматривают историческую традицию взаимоотношений России, Монголии и Китая в Евразийском регионе, которая возрождается сегодня в новом контексте по мере развития трехстороннего сотрудничества.
Социогуманитарное сотрудничество членов Евразийского экономического союза: смыслы и инструменты
Аннотация
Актуальность проблематики исследования обусловлена необходимостью поиска новых возможностей повышения результативности интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) в условиях усиления мировой нестабильности. Цель статьи - показать значимость социально-гуманитарного сотрудничества для интеграционных процессов, обосновать его механизмы, инструменты и смыслы. Статья основана на анализе таких источников, как материалы органов управления Союзом, государственных и негосударственных организаций стран-членов, актуальные публикации средств массовой информации (далее - СМИ) и данные исследований, проведенных Институтом демографических исследований ФНИСЦ РАН в 2019-2023 годы. Охарактеризовано современное состояние этого направления сотрудничества стран-членов и обозначены его проблемные зоны: событийный, локальный характер совместных мероприятий, проводимых на двусторонней основе и имеющих небольшой интеграционный эффект; сужение области применения русского языка на постсоветском пространстве; усиление отрицания советского опыта и низкий уровень поддержки интеграции в младших возрастных группах; отсутствие в государствах-членах приемлемого консенсуса в оценке глубины интеграционных процессов; завышенные ожидания от развития стран в составе Союза; несформированная институциональная основа социально-гуманитарного взаимодействия, отсутствие наднациональных структур, обеспечивающих работу с населением ЕАЭС. Обосновано, что перспективы развития гуманитарного сотрудничества в рамках евразийской интеграции связаны с продуктивными коммуникативными проектами, носящими массовый характер, нацеленными на большую аудиторию, массовый охват и формирующими потенциал сближения стран и народов. Показано, что социально-гуманитарные проекты евразийской интеграции неизбежно потребуют содержания, интересного для молодежи и активных социальных групп, - для придания сотрудничеству смыслов и значений, способствующих формированию общего социально-гуманитарного пространства Евразийского Союза.
Рецензии
Социологическая диагностика исторического сознания россиян: запрос на устойчивое развитие и преподавание социологии
Аннотация
Статья представляет собой развернутую рецензию на книгу под редакцией М.К. Горшкова «Историческое сознание россиян: оценки прошлого, память, символы (опыт социологического измерения)» (М.: Весь мир, 2022. 248 с.). Отмечены основные характеристики теоретико-методологического инструментария социологической диагностики: анализ гражданской идентичности через призму национально-государственных символов; выявление специфических черт исторической памяти социальных, региональных и поколенческих групп о значимых достижениях общества и государства; репрезентативность социологических данных, обеспеченная многоступенчатой районированной выборкой. Выделены семь наиболее значимых характеристик исторического сознания россиян, которые выступают факторами укрепления гражданской идентичности и устойчивого развития России. Сделан вывод, что полученные данные имеют теоретическую и практическую значимость - на основе комплексного многоаспектного анализа исторического сознания россиян возможна разработка стратегии устойчивого развития страны и новых подходов к подготовке социологов. Рецензент вносит конкретные предложения по тем курсам, что призваны формировать у молодого поколения социологов критическое мышление, историческое сознание и социологическое воображение.
О пользе мифологем для социологического воображения
Аннотация
Статья представляет собой социологическую рецензию-размышление о несоциологической книге П.А. Сапронова «Мифология секулярной культуры» (СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2023. 380 с.) и призвана подтвердить полезность эксдисциплинарного чтения для понимания своего предметного поля. Из названия книги очевидно, что для читателя-социолога она интересна, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, секуляризация - однозначно социологическая тема, связанная с зарождением нашей дисциплины, а секулярная культура/общество - неоспоримый объект социологического анализа. Во-вторых, у понятия «миф» неоднозначный статус в социологии: с одной стороны, это общепризнанный атрибут любой архаической/ древней культуры/общества; с другой стороны, сегодня слово «миф» имеет метафорическую окраску, зачастую выступая оценочно насыщенным синонимом других понятий (идеологии, заблуждений массового сознания, нерелигиозных культов, расхожих публицистических образов и пр.). Хотя книга заявлена как курс лекций, это скорее развернутое монографическое повествование, не соответствующее формальным требованиям к декларируемому жанру: в книге нет введения, сносок и библиографии - только суммировка авторских тезисов в заключении и многочисленные упоминания релевантных авторов, концепций, понятий, примеров и дискуссионных вопросов во всех трех ее разделах - «Миф и его вариации» (исторические трансформации мифологического), «Мифологемы секулярной культуры» (прогресса, индивидуализма, великого человека, свободы, революции, религии в секулярной культуре и национализма) и «О необходимости и возможности преодоления мифа в секулярной культуре» (перспективы демифологизации на пути науки, философии и богословия).
Научная жизнь
Социогуманитарные аспекты построения диалога в системе здравоохранения
Аннотация
В статье представлен обзор IV Форума «Социология здоровья: новое здравоохранение в диалоге с каждым», организованного по поручению Департамента здравоохранения города Москвы ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» 17 ноября 2022 года. Представлены основные идеи выступлений участников форума - социологов, руководителей медицинских организаций Москвы и других регионов страны, представителей академического сообщества и НКО. По итогам рассмотрения докладов выделено четыре актуальных социогуманитарных аспекта построения диалога в системе здравоохранения: ценностные основы и методология построения, роль гражданского общества и основные тематики. Помимо методологических вопросов в рамках мероприятия были представлены результаты прикладных исследований, в частности проектов, направленных на борьбу с курением, на мотивирование к донорству крови, создание онкопсихологической службы и др. Отмечена актуальность внедрения социогуманитарных технологий в работу системы здравоохранения в целях ее пациентоцентричной трансформации, в том числе необходимость тиражирования социологических мониторингов.
Новейшие формы и модели кооперативного движения
Аннотация
30 июня 2023 года в онлайн-формате прошла третья международная научно-практическая конференция «Новейшая кооперация в сельском хозяйстве: альтернативные формы и модели в подтверждение экономической теории И.В. Емельянова», организованная по инициативе коллектива ученых - специалистов в области сельской кооперации. С докладами на конференции выступили как теоретики, так и практики сельской кооперации, отметившие противоречия в развитии кооперативного движения и обсудившие новые модели и формы кооперирования с теоретической и практической точек зрения.