Семиотический подход Р. Барта к сообщениям СМИ: индонезийский кейс
- Авторы: Истиянто Б.1, Путри К.Й.2, Музыкант В.Л.3, Аделина М.С.2, Антер В.Х.1
-
Учреждения:
- UPNVJ
- Университет Negeri
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 15, № 2 (2024)
- Страницы: 430-442
- Раздел: КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПАРЕМИОЛОГИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/39850
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-2-430-442
- EDN: https://elibrary.ru/OULQIZ
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучение семиотики тесно связано с интерпретацией текста адресатом. Повествование - основное средство понимания и выражения этого состояния, ограниченного временем. Любая семиологическая система есть система значимостей, но реципиент мифа принимает значение за систему фактов. Целью работы является применение семиотического анализа Р. Барта для исследования процесса получения новостных сообщений, вызывающих негативное восприятие адресатами реализуемой правительством политики. В концепции исследования используются критические теории СМИ, рассматривающие новости с негативными коннотациями, приводящие к паническим настроениям, что делает людей более маргинализированными в удовлетворении своих повседневных потребностей. Согласно Р. Барту, культурные феномены, как и виды коммуникации, кодируются в знаковых системах, которые являются продуктом мифотворческой деятельности, где любое культурно значимое явление представляет собой речевое высказывание, являющееся носителем мифического сообщения. Предметом исследования является дискурс, в котором присутствует «эффект значимости», и затрагивающий базовые интересы индонезийской аудитории, расположенной на десятках островов. Предшествующие исследования, в которых единицей анализа являлись новости о повышении цен на топливо в национальных и местных СМИ в 2022-2023 гг. в крупнейшей мусульманской стране с 300-миллионным населением, подтверждают наши выводы. Результаты семиотического анализа означающего, проведенного благодаря методике Р. Барта, показывают, что индонезийцы становятся все более маргинализированными в результате интерпретации, затрудняющей участие людей в экономической деятельности. Коннотативное значение в названии и содержании новости пагубно влияет на поведение при покупке топлива. Коннотативный знак демонстрирует тот факт, что новости могут раздражать людей из-за роста цен на бензин, который является необходимым условием для поддержания их экономической деятельности. С другой стороны, правительство советует прислушиваться к сигналам, исходящим от медиа как институтов, представляющих народ, и коммуницировать со структурами, напрямую работающими с населением.
Об авторах
Бекти Истиянто
UPNVJ
Автор, ответственный за переписку.
Email: bekti.istiyanto@upnvj.ac.id
ORCID iD: 0000-0002-9031-8666
Scopus Author ID: 57205023689
доктор коммуникационных наук, доцент, доцент кафедры коммуникационных наук
12450, Джалан Фатмавати Пондок Лабу, Южная ДжакартаК. Й.С Путри
Университет Negeri
Email: kinkinsubarsa@unj.ac.id
ORCID iD: 0000-0002-1622-5189
Scopus Author ID: 57205025978
доктор коммуникационных наук, доцент, доцент кафедры коммуникационных наук
13220, Джалан Равамангун Мука, RT.11/RW. 14, Равамангун, Пуло Гадунг, город Восточная Джакарта, особый столичный регион ДжакартыВалерий Леонидович Музыкант
Российский университет дружбы народов
Email: muzykant-vl@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-9422-351X
SPIN-код: 4071-1550
Scopus Author ID: 57194704701
ResearcherId: AAE-1181-2020
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета
117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6М. Сирегар Аделина
Университет Negeri
Email: kyuliatys@gmail.com
научный сотрудник коммуникационных наук, доцент кафедры коммуникационных наук 13220, Джалан Равамангун Мука, RT.11/RW. 14, Равамангун, Пуло Гадунг, город Восточная Джакарта, особый столичный регион Джакарты
Венус Хадиз Антер
UPNVJ
Email: antar.venus@unpad.ac.id
ORCID iD: 0000-0002-1913-4055
Scopus Author ID: 57210436904
доктор коммуникационных наук, доцент, доцент кафедры коммуникационных наук
12450, Джалан Фатмавати Пондок Лабу, Южная ДжакартаСписок литературы
- Detikcom. (2023). Kementerian Esdm Buka-Bukaan Rencana Terbaru Atur Pembelian Pertalite. https://Www.Instagram.Com/P/Cylxqczmdcu/?Igshid=Mtc4mmm1ymi2ng%3d% 3d
- Duvall, Spring-Serenity. (2012). Fiske, John. In: Encyclopedia of Gender in Media, M. Kosut (Td.). Thousand Oaks, CA: SAGE Publ. pp. 120-21. https://doi.org/10.4135/9781452218540.n51
- Shilina, M.G. & Zarifian, M. (2023). Rethinking Semiotics: a new categorizatioin of sign? RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(2), 305-313. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-2-305-313
- Briandana, R., Marta, R.F., Mijan, R. & Fauzi, E.P. (2022). The Ideology of Racism in Contemporary Hollywood Films on Netflix: A Case Study on “All The Boys I’ve Loved Before” Movie. Komunikasi Indonesia, 11(1), 5. https://doi.org/10.7454/Jkmi.V11i1.1025
- Barthes, R. (1977). Image, music, text, S. Heath (Ed.). The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 37(2), 235-236. https://doi.org/10.2307/429854
- Rudrakumar, S. & Venkatraman, R. (2022). A Semiotic Analysis of Saussure and Barthes’s Theories Under the Purview of Print Advertisements. Journal of Language and Linguistic Studies, 18(1), 386-396. https://doi.org/10.52462/Jlls.189
- Muhammadiah, M., Muliadi & Hamsiah, A. (2020). A Semiotic Analysis of Political News Featured in Indonesian Newspapers. International Journal of Innovation, Creativity and Change, 13(9), 1627-1640.
- Barthes, R. (1966). Introduction à l’analyse structurale des récits. Communications, 8(1), 1-27 (transl. as R. Barthes (1977). Introduction to the Structural Analysis of Narratives. In: Image- Music-Text. New York. pp. 79-124).
- Mukhtar, S. & Putri, K.Y.S. (2021). Technology Integrated on Media Literacy. In: Economic Studies on Higher Education. Journal of Social Studies Education Research Sosyal, 12(1), 95-123.
- Chebib, R.M. & Sohail, N. (2011). The Reasons Social Media Contributed to the 2011 Egyptian Revolution. International Journal of Business Research and Management (IJBRM), 2(3).
- Kombol, M.A. (2014). Uses of Social Media Among Selected Labour Unions in Abuja During Nigeria’s (January 2012) “Oil Su Bsidy” Removal Protests. Studies in Media and Communication, 2(1), 102-114. https://doi.org/10.11114/Smc.V2i1.401
- Holton, M., Kim, B., Adam, E. & Chaney, D. (2015). Employee stress management: An examination of adaptive and maladaptive coping strategies on employee health. https:// doi.org/10.3233/WOR-152145
- Winarno, B.D.P. (2007). Kebijakan Publik. URL: Https://Repository.Uinsuska.Ac.Id/20598/12/12.%20DAFTAR%20PUSTAKA%20 %281 %29.Pdf (accessed: 23.12.2023).
- Sari, D.N., Rahmadani, D.Z. & Wardani, M.Y. (2020). Implementasi Kebijakan Pemerintah Kota Surabaya Dalam Mewujudkan Inovasi Smart City Tentang Kebijakan Strategi Nasional Kepada Masyarakat Maupun Lembaga Bahwa Adanya Inovasi Daerah Ini. Journal of Governance Innovation, 2(2), 112-130.
- Savitsky, V.M. (2023). On the correlation of the main functions of language. In: Language: life of meanings vs meaning of life. N.A. Bozhenkova, M.R. Zheltukhina (eds.). Moscow: Infra-M. pp. 17-23. (In Russ.). Савицкий В.М. О соотношении основных функций языка // Жизнь смыслов vs смысл жизни, под ред. Н.А. Боженковой и М.Р. Желтухиной. М.: Инфра-М, 2023. С. 17-23.
- Karasik, V.I. (2023). Discourse. Emblems as the Object of Semiotic Analysis. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(4), 1122-1138. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1122-1138 (In Russ.). Карасик В.И. Дискурсивные эмблемы как объект лингвистического анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 14. № 4. С. 1122-1138. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1122-1138
- Barthes, R. (1957). Mythologies. Paris: Editions de Suil.
- Linde, C. (1997). Narrative: Experience, Memory, Folklore. Journal of Narrative and Life History, 7 (1-4), 281-289.
- Muhammad, V. (2023). The Illusion of Consumer: Ads Influence for Agent of Intelligence. The Illusion of Consumer: Ads Influence for Agent of Intelligence. Jurnal Komunikasi Indonesia, 12(2). https://doi.org/10.7454/Jkmi.V12i2.1206
- Tohar, V., Asaf, M., Kainan, A. & Shahar, R. (2007). An Alternative Approach for Personal Narrative Interpretation: The Semiotics of Barthes. International Journal of Qualitative Methods, 6(3), 57-70.
- Muadi, S., Mh, I. & Sofwani, A. (2016). Konsep Dan Kajian Teori Perumusan Kebijakan Publik. Jurnal Review Politik, 6, 195-224.
- Ahriani, A., Agustang, A. & Asrifan, A. (2013). Studi Pada Pranata Sosial Masyarakat Muslim Suku Kokoda Kota Sorong. Ideas. https://doi.org/10.31219/osf.io/942y8
- Lotman, Yu.M. (2010). People and signs. In: Semiosphere. St. Petersburg: Art-SPB. pp. 9-14. (In Russ.). Лотман Ю.М. Люди и знаки // Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2010. С. 9-14.
- Hrp, G.R. & Aslami, N. (2022). Analisis Damfak Kebijakan Perubahan Publik Harga Bbm Terhadap Perekonomian Rakyat Indonesia. Jurnal Ilmu Komputer, Ekonomi Dan Manajemen (Jikem), 2(1), 1464-1474.