Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние годы активно разрабатываются учебные онлайн-материалы по русскому языку как иностранному, которые ставят задачи обучения с помощью различных функций социальных сервисов, пользующихся популярностью в современном мире. Цель исследования - выявить и обосновать лингводидактический потенциал социальных сетей в качестве средства обучения русскому языку как иностранному на основе анализа их функций, учета коммуникативных потребностей пользователей. Материалом исследования послужили различные типы социальных сервисов, в которых представлены учебные материалы по обучению русскому языку, доступные с помощью информационно-поисковых систем. Применялись теоретические (анализ, сопоставление) и диагностические (педагогические наблюдения, устный опрос преподавателей и учащихся) методы. Полученные результаты позволили определить особенности преподавании и изучения русского языка как иностранного в социальных сетях. Даны характеристики различным социальным группам (возраст, интересы, коммуникативные потребности), ориентированным на использование цифровых ресурсов для изучения русского языка. Использование возможностей социальных сервисов в преподавании русского языка как иностранного позволит учесть коммуникативные потребности учащихся, их интересы, реализовать социокультурный подход в обучении, значительно увеличит количество изучающих русский язык, будет содействовать продвижению русского языка в интернете.

Полный текст

Введение

Проблеме использования социальных сетей в обучении языкам посвящено значительное количество исследований. Социальные сети часто рассматриваются как дополнительные средства к традиционным формам обучения: выделяются возможности стимулирования общения на изучаемом языке, погружение в среду, организация самостоятельной работы, коллективных форм изучения языка и др. Социальные сети постепенно становятся важным элементом формирующейся системы электронных средств обучения благодаря их популярности, функциональным возможностям.

Широкое распространение социальных сетей в интернете началось в начале 2000 гг. Российские «ВКонтакте» и «Одноклассники» начали распространяться примерно с 2006 г. На первом этапе эти сети привлекали внимание пользователей как удобное средство коммуникации, поиска людей с общими интересами, развлечениями. Позже стали появляться первые попытки использования социальных сетей в обучении, в частности русскому языку как иностранному (РКИ).

Обзор литературы по проблемам применения социальных сетей показывает, что для эффективного их использования в обучении языкам необходимо учитывать ряд факторов:

  1. Раскрытие лингводидактического потенциала, выбор той или иной методической концепции для повышения эффективности изучения языков: смешанное, проблемное обучение, геймификация, конструктивизм, коннективизм (Reinhardt, 2019; Lamy, Zourou, 2013; Stevenson, Liu 2010; Soffer, Cohen 2019; Brocca, 2020).
  2. Учет аудитории, возрастных, психологических, социальных особенностей пользователей социальных сетей, прежде всего молодежи, которая активно использует различные компьютерные технологии в своей жизни и проявляет интерес к изучению языков, что находит отражение в росте посещаемости онлайн-ресурсов (Вараксин, 2016; Кожевников, Масликов, 2020; Смычков, 2019; Сорокоумова и др., 2018; Thomas, 2011).
  3. Переход от общих рассуждений о преимуществах использования социальных сетей к их применению не только как дополнения к аудиторным занятиям, но и как самостоятельного средства обучения. Речь уже идет об учете особенностей социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, YouTube и др. (Гольцова, Проценко, 2019; Ласукова, Рабкина, 2022; Наволочная, 2019; Писарь, 2021; Родионов, Котова, 2021).
  4. Учет коммуникативных потребностей учащихся, анализ оценки эффективности использования различных социальных сетей в настоящее время (Писарь, 2021; Brocca, 2020; Cohen et al., 2022).
  5. Использование онлайн-средств обучения в вузах России, оценка их состояния и перспектив, создание электронной среды обучения (например, Вязовская и др., 2020).

Полагаем, что привлекательность изучения русского языка как иностранного с помощью социальных сетей вызвана рядом причин:

– доступ к онлайн-курсам, вебинарам, функционирующим в рамках той или иной социальной сети, что позволяет не только пользоваться готовыми онлайн-материалами, но и создавать новые учебные материалы, публиковать рекомендации, комментарии, оценки;

– активное использование мультимедийных средств, гипертекстовых связей;

– поддержка аутентичного общения на изучаемом языке не только с преподавателем, но и с носителями языка на разные актуальные для молодежи темы.

Для классификация материалов социальных сервисов используются различные критерии, например: особенности аудитории, способы организации общения, связи с другими ресурсами, ориентация на уровень владения языком, поддержка печатными пособиями и др. Социологические исследования показывают, что наиболее популярными являются такие функции социальных сетей, как поддержка коммуникации, поиск музыкальных произведений, необходимой в данный момент информации и др. (Вараксин, 2016; Смычков, 2019; Кожевников, Масликов, 2020).

Принципиальная особенность социальной сети ‒ создание контента самими пользователями. С помощью социальной сети устанавливаются различного рода связи пользователей. Для поддержки коммуникации каждая социальная сеть предлагает комплекс средств, учитываются различные характеристики: общие интересы, совместная учеба, профессия и др. Например, с помощью социальных сетей «ВКонтакте» или Telegram можно:

– формировать тематические группы пользователей, сообщества разных типов на основе интересов, информационных потребностей и др.;

– создавать новый контент сервиса с помощью загрузки аудиои видеофайлов, текстовых сообщений различных форматов, делать их доступными или, наоборот, ограничивать к ним доступ;

– публиковать материалы с целью комментирования дискуссии, обмена мнениями;

– привлекать для обсуждения разнородные источники, предлагать новые темы для обсуждения;

– использовать многообразие информационных материалов, которые существуют в различных формах (тексты, фотографии и картинки, аудиои видеозаписи).

Наконец, с помощью социальных сетей пользователи, прежде всего студенты и школьники, получают возможность формировать навыки поиска и извлечения необходимой информации из различных источников для изучения РКИ, что способствует развитию коммуникативной компетенции (Родионов, Котова, 2021).

Цель исследования – на основе анализа функционирования социальных сетей в интернете выявить и обосновать их лингводидактический потенциал как особого средства обучения РКИ.

Методы и материалы

В исследовании применялись теоретические (анализ, сопоставление) и диагностические (педагогические наблюдения, устный опрос преподавателей и учащихся) методы.

В качестве материала для исследования выбран контент различных популярных в РФ социальных сетей (YouTube, «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, Yappy, Likee, Tik Tok), в которых в той или иной степени обсуждаются проблемы преподавания и изучения русского языка, представлены трудности, связанные с изучением РКИ.

Для поиска информации использовались ключевые слова русский язык, русский язык как иностранный, русский язык для иностранцев. С помощью этих ключевых слов производился сбор информации в различных социальных сетях, относящихся к изучению русского языка.

Результаты

В ходе исследования выделены различные типы социальных сервисов и описаны особенности организации обучения в рамках той или иной социальной сети:

– социальные сети (Yappy, Likee, Tik Tok), построенные на демонстрации видеороликов, пользующиеся популярностью у молодежи (в первую очередь школьной и студенческой), могут представлять некоторый интерес для преподавателя РКИ. В названных сервисах рассматриваются трудности, возникающие в процессе изучения русского языка (например, использование глаголов надеть или одеть и др.). Общение в таких сетях носит неформальный характер, нет каких-либо специальных учебных материалов и курсов для изучения русского языка;

– в телеграм-канале часто встречаются материалы, подготовленные молодыми преподавателями. Есть возможность публиковать развернутые мнения, оценки, проводить обсуждения, связанные с изучением языка, и формировать группы по интересам;

– в социальной сети «ВКонтакте», на видеохостинге YouTube представлены онлайн-курсы, вебинары. Интерактивность достигается благодаря возможности комментирования и обсуждения просмотренного материала с другими пользователями. Обычно авторы таких курсов – аспиранты, молодые преподаватели русского языка. Уровень подготовки авторов онлайн-курсов в области методики преподавания РКИ не всегда высокий. Содержание и формы обучения языку, информационная поддержка процесса обучения устанавливаются самими авторами, которые ориентируются, прежде всего, на коммуникативные потребности пользователей.

Определены особенности различных социальных сетей с точки зрения лингводидактического потенциала, содержания учебных материалов по русскому языку, особенностей взаимодействия пользователей. Лингводидактический потенциал социальных сетей состоит в следующем:

1) возможность использования социальной сети для самостоятельного или индивидуального обучения (иногда в качестве дополнения к аудиторным занятиям);

2) знакомство с языком и культурой страны изучаемого языка (лингвострановедческий аспект);

3) изучение практического курса русского языка (на разных этапах определенной группой учащихся);

4) обмен опытом преподавания, обсуждение проблем, возникающих в ходе изучения и преподавания русского языка (прежде всего на начальном этапе), а также поддержка коммуникации на изучаемом языке.

Обсуждение

В ходе исследования выделено несколько групп популярных социальных сетей. Рассмотрим их подробнее.

Главной особенностью Yappy, Likee, Tik Tok является публикация и обсуждение созданных пользователями кратких видеороликов. Они удобны для постоянного удержания внимания молодежной аудитории, обсуждения их содержания. Основной особенностью сервисов является возможность быстрой публикации в интернете коротких 15и 60-секундных видеороликов, которые дополняются по выбору пользователя фоновой музыкой. По своим функциональным возможностям особой популярностью пользуется Tik Tok (Родионов, Котова, 2021). Пользователи сами загружают контент (тексты или видеоролики) и снимают ролики в приложении. В этих сервисах нередко встречаются материалы, которые посвящены преподаванию и изучению русского языка. Авторы (в основном это школьники и студенты) обсуждают различные трудности, возникающие при изучении русского языка, предлагают свои рекомендации (не всегда научно обоснованные).

Перечислим некоторые трудности, которые описывают пользователи социальной сети Likee (рис. 1, 2), например: написание букв о и а в окончании слов, слитное или раздельное написание слов никогда, некогда, не раз.

Рис. 1. Социальный сервис Likee. Написание гласных о и а в словах
Figure 1. Social service Likee. How to write vowels o and a in words

Рис. 2. Социальный сервис Likee. Написание слов некогда и никогда
Figure 2. Social service Likee. How to write adverbs once and never

Часто встречаются комментарии к темам, которые актуальны для изучающих русский язык как иностранный:

  1. Глаголы движения.
  2. Приставочные глаголы в русском языке.
  3. Разница между словами сочник, утренник, заочник.
  4. Употребление словосочетаний стакан стоитвилка лежит.
  5. Употребление глаголов одеть и надеть.

Telegram – это популярная социальная сеть и платформа, которая поддерживает коммуникацию пользователей с помощью различных аудиовизуальных средств (аудиои видеосообщения, фотографии), файлами различных форматов. С ее помощью происходит трансляция информации в каналах и группах, проводятся конференции, организуется общение пользователей по различным темам.

Telegram активно применяет облачные технологии, что позволяет его использовать на различных компьютерных устройствах и создавать учебные материалы (с учетом технологических возможностей сервиса). Есть опыт использования данного сервиса в преподавании РКИ (Гольцова, Проценко, 2019; Быков, 2017). Наиболее популярные функции этого сервиса с точки зрения преподавания русского языка: информационная поддержка процесса изучения русского языка, обмен профессиональной информацией, педагогическим опытом.

В области преподавания РКИ широко известным является канал «PRO преподавание»1, посвященный проблемам преподавания иностранных языков и РКИ (почти 3500 подписчиков). Другой канал «РКИ для всех»2 регулярно представляет информацию об учебниках и пособиях по РКИ (рис. 3).

На канале «Кафедра РКИ»3 демонстрируются учебные материалы, лекции преподавателей Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина. Учебные и информационные материалы канала Interesting Russian4 представлены и в других социальных сетях, например в YouTube.

Рис. 3. Сервис Telegram. Канал «РКИ для всех»
Figure 3. Telegram. Chanel “RKI dlya Vsekh” (Russia as a Foreign Language for Everybody)

Рис. 4. Учебные материалы в Telegram: канал Interesting Russian
Figure 4. Learning materials in Telegram: channel “Interesting Russian”

«ВКонтакте» – самая популярная социальная сеть в России. Ее ежемесячная аудитория превышает 80 миллионов пользователей. Функциональные возможности сети поддерживают создание групп, специальных информационных страниц для сообщения новостей, публикации фотографий, видеои аудиозаписей. На основе этой сети можно создать отдельный сайт, посвященный той или иной теме или проблеме. ВКонтакте публикуются учебные материалы, проводятся демонстрации занятий, функционируют различные группы (сообщества) преподавателей РКИ (Писарь, 2021). В этой сети популярны каналы, поддерживающие обучение русскому языку как иностранному: «Русский язык как иностранный для детей», «Русский как иностранный», «Методика преподавания РКИ»5.

Рис. 5. Канал «Методика преподавания РКИ», более 3 тысяч подписчиков
Figure 5. Channel “Metodika prepodavaniya RKI” (Methods of teaching Russian as a foreign language), more than 3000 subscribers

Социальная сеть «Одноклассники» является одной из самых популярных, ее ежемесячная аудитория насчитывает более 40 миллионов пользователей. Содержание ее информационных материалов отражает особенности пользователей (статус, социальное положение, возраст). Основная аудитория несколько старше по возрасту, чем в других социальных сетях. «Одноклассники» особенно популярны в странах СНГ (Ласукова, Рабкина, 2022). Материалов, посвященных обучению РКИ, в ней мало, часть из них ориентирована на пользователей из СНГ, изучающих русский язык (рис. 6).

Социальная сеть YouTube выполняет функции хранения и демонстрации видеоматериалов. Сеть популярна в среде преподавателей языков, что обусловлено простотой создания и демонстрации видеоматериалов. Пользователи также могут создавать свой образовательный канал на YouTube. Занятия по русскому языку построены в виде видеолекций, которые посвящены отдельным учебным темам (Наволочная, 2019; Ласукова, Рабкина 2022; Гольцова, Проценко, 2019). Недостатком YouTube является ограниченные возможности синхронной коммуникации пользователей на изучаемом языке с авторами видеоматериалов, хотя это компенсируется с помощью комментирования, обсуждения видеоматериала, отсроченным обменом информацией.

В YouTube представлены различные материалы по обучению РКИ (рис. 7). Пользуется, например, популярностью канал Ирины Багинской «О русском по-русски»6, который имеет более 400 тысяч подписчиков.

Авторы онлайн-курсов по РКИ проводят занятия с помощью этой сети не только из России, но и из других стран. В США, например, ведутся онлайн-занятия на сайте Learn Russian with Real Russian Club7.

Рис. 6. Социальная сеть «Одноклассники»: материалы для узбеков, изучающих русский язык
Figure 6. Social network “Odnoklassniki”: materials for Uzbeks, learning Russian

Рис. 7. Скриншот курсов по РКИ, размещенных на YouTube
Figure 7. Screenshot of courses on Russian as a foreign language on YouTube

Следует особо выделить сайты, посвященные изучению русского языка как иностранного, которые созданы в последнее время как отдельные независимые ресурсы, например «Учительская. Вебинары и индивидуальные консультации Юлии Амлинской по РКИ и иностранным языкам»8. Организаторы таких видеоуроков на основе социальных сетей или отдельных сайтов самостоятельно выбирают темы, конкретный лексико-грамматический материал для своих уроков.

Каждая социальная сеть ориентируется на интересы и коммуникативные потребности пользователей, есть разница в содержании и формах презентации информации, особенностях взаимодействия в сообществах или каналах, способах коммуникации.

Поиск по ключевым словам русский язык для иностранцев, русский язык как иностранный показывает, что особый интерес у пользователей вызывают дискуссии, обсуждения, посвященные методам обучения РКИ. Студенты и школьники делятся информацией о собственном опыте изучения или преподавания русского языка, предлагают свои приемы изучения иностранного языка, в том числе и русского языка как иностранного (рис. 8).  На этот материал, как кажется, должны обратить внимание преподаватели для понимания проблем, возникающих при изучении иностранного языка.

Рис. 8. Скриншот дискуссии о способах изучения русского языка (YouTube)
Figure 8. Screenshot of the discussion on methods of learning Russian (YouTube)

Материалы социальных сетей существенным образом отличаются от онлайн-материалов, предлагаемых учебными заведениями или специализированными образовательными порталами. Для последних характерна связь с определенной программой обучения, ориентация на конкретный уровень владения языком, использование классических приемов презентации, тренировки. Необходимо еще раз подчеркнуть, что содержание и формы обучения языку, информационной поддержки процесса обучения определяются самими пользователями, которые ориентируются, прежде всего, на коммуникативные потребности. Никакого административного или научного контроля нет. Система социальных сетей открыта, каждый человек может стать автором онлайн-курса. Такие курсы существенно отличаются от академических курсов с точки зрения организации обучения (дистанционное обучение, разный уровень подготовки и интересов слушателей, изменчивость аудитории, отсутствие стабильных учебников и др.).

Заключение

Расcмотренные в исследовании социальные сети обладают рядом особенностей, связанных с изучением РКИ цифровым поколением. Мнение, интересы пользователей являются ключевыми факторами в организации взаимодействия, отборе учебного материала, его презентации и тренировки. Для понимания специфики общения необходимо учитывать функциональные возможности разных социальных сетей, особенности аудитории (возраст, профессия, коммуникативные потребности). Характеристика той или иной группы пользователей во многом определяет коммуникативные потребности, способы демонстрации и тренировки учебного материала, поддержку межличностного общения, методы и приемы изучения иностранного языка.

В интернете формируется своего рода открытое методическое пространство, создаваемое в основном волонтерами, добровольными (далеко не всегда профессиональными) помощниками, готовыми поделиться своим опытом изучения и/или преподавания русского языка как неродного/иностранного, подсказать эффективно работающие приемы усвоения и/или объяснения тех или иных трудностей и др. Предлагаемые в социальных сетях лингводидактические практики в значительной степени учитывают интересы, потребности, возможности и специфику интернет-аудитории изучающих русский язык, так как их авторы находятся на «одной волне» со своими слушателями, с которыми их объединяет общее сетевое пространство: группы, блоги, каналы и др.

Полное погружение в цифровую среду дает практически неограниченные возможности использования современных компьютерных технологий, что создает эффект присутствия и даже участия: благодаря видео на языковом учебном занятии без труда создаются реальные ситуации общения, непосредственным участником которых может стать изучающий русский язык. Есть, конечно, определенные недостатки такой методики преподавания РКИ (отсутствие системности, четких критериев оценки результативности обучения, нерегулярность и т. п.), но она в настоящее время, без сомнения, становится важным элементом общей стратегии продвижения русского языка в мире, вовлекая в сферу его распространения новые поколения пользователей, заинтересованных в коммуникации на русском, получении информации о России, общении с носителями русского языка и т. п.

В связи с вышесказанным необходима методическая поддержка обучения РКИ с помощью социальных сетей, разработка специальных программ обучения, ориентированных на использование их функциональных и лингводидактических возможностей, поддержка новых форм обучения ведущими учебными заведениями РФ. Все это может значительно расширить аудиторию изучающих русский язык как иностранный.

 

1 PRO преподавание. URL: https://t.me/rkichannel

2 РКИ для всех. URL: https://t.me/rki_dlya_vsex

3 Кафедра РКИ. URL: https://t.me/kafedrarki

4 Interesting Russian. URL: https://t.me/s/int_russ

5 Русский язык как иностранный для детей. URL: https://vk.com/clubgeneverki; Русский как иностранный. URL: https://vk.com/russianforeign; Методика преподавания РКИ. URL: https://vk.com/metodikarki

6 О русском по-русски. URL: https://www.youtube.com/watch?v=oHBmY8KG0DA

7 Learn Russian with Real Russian Club. URL: https://realrussianclub.com

8 Учительская. Вебинары и индивидуальные консультации Юлии Амлинской по РКИ и иностранным языкам. URL: https://languageteacher.school/. https://languageteacher.school

×

Об авторах

Эльхан Гейдарович Азимов

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: EGAzimov@pushkin.institute
ORCID iD: 0000-0002-3282-9177

почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного

Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, д. 6

Наталья Владимировна Кулибина

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Email: NVKulibina@pushkin.institute
ORCID iD: 0000-0002-4843-1403

доктор педагогических наук, профессор, начальник научно-методического отдела, Управление инновационной деятельности и непрерывного образования

Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, д. 6

Вэньин Ван

Цицикарский университет

Email: venjinvan@yandex.ru
преподаватель русского языка Китайская Народная Республика, 161006, Хэйлунцзян, Цицикар, район Цзяньхуа

Список литературы

  1. Быков А.С. Педагогический потенциал социальных сетей // Педагогический имидж. 2017. № 3 (36). С. 36-44.
  2. Вараксин А.В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи // Преподаватель XXI век. 2016. Т. 1. № 2. С. 205-212.
  3. Вязовская В.В., Данилевская Т.А., Трубчанинова М.Е. Интернет-ресурсы в обучении русскому языку как иностранному : ожидания vs реальность // Русистика. 2020. Т. 18. № 1. С. 69-84. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-69-84
  4. Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3. С. 62-68. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10417
  5. Кожевников А.М., Масликов В.А. Современные исследования влияния интернет-коммуникаций на формирование ценностных ориентаций молодежи // Социология. 2020. № 1. С. 149-158.
  6. Ласукова Н.А., Рабкина Н.В. Обзор публикаций о роли социальных сетей и мессенджеров в обучении иностранному языку // Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 1. C. 8-14.
  7. Наволочная Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 2. C. 267-272. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.2.58
  8. Писарь Н.В. Использование социальных сетей в качестве инструмента обучения русскому языку как иностранному (на примере соцсети «ВКонтакте») // Вестник педагогических наук. 2021. № 5. С. 203-211.
  9. Родионов Н.М., Котова Е.Г. Обучающие возможности социальной сети «Tiktok» // Лингвистика и лингводидактика : сборник научных тезисов и статей по материалам всероссийской научно-практической очно-заочной конференции. Орехово-Зуево : Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. С. 209-215.
  10. Смычков О.А. Воздействие социальных сетей на формирование жизненной позиции молодежи // Инновационная наука. 2019. № 5. С. 181-182.
  11. Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю., Арютина Д.Н. Социализация подростка в процессе интернет-общения // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 138-140.
  12. Brocca N. Social media in education and foreign language teaching. An introduction // The heiEDUCATION Journal. Transdisciplinary Studies on Teacher Education. 2020. No 5. Pp. 9-23. https://doi.org/10.17885/heiup.heied.2020.5.24155
  13. Cohen A., Soffer T., Henderson M. Students' use of technology and their perceptions of its usefulness in higher education : international comparison // Journal of Computer Assisted Learning. 2022. Vol. 38. Issue 5. Pp. 1321-1331. https://doi.org/10.1111/jcal.12678
  14. Lamy M.-N., Zourou K. Social networking for language education. London: Palgrave Macmillan, 2013. 237 p. https://doi.org/10.1057/9781137023384
  15. Reinhardt J. Social media in second and foreign language teaching and learning : blogs, wikis, and social networking // Language Teaching. 2019. Vol. 52. Issue 1. Pp. 1-39. https://doi.org/10.1017/S0261444818000356
  16. Soffer Т., Cohen A. Students' engagement characteristics predict success and completion of online courses // Journal of Computer Assisted Learning. 2019. Vol. 35. Issue 3. Pp. 378-389. https://doi.org/10.1111/jcal.12340
  17. Stevenson M.P., Liu M. Learning a language with Web 2.0 : exploring the use of social networking features of foreign language learning websites // Calico Journal. 2010. Vol. 27. No. 2. URL : https://journals.equinoxpub.com/index.php/CALICO/article/view/23033 (accessed : 12.12.2017).
  18. Thomas M. Deconstructing digital natives : young people, technology and the new literacies. New York : Routledge, 2011. 232 p.

Дополнительные файлы

Нет дополнительных файлов для отображения


© Азимов Э.Г., Кулибина Н.В., Ван В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах