Модели риторических отношений в русскоязычных блоговых текстах как показатель информационного поведения собеседников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Тексты русскоязычных блогов характеризуются тем, что респондент высказывает свое мнение с целью убедить блогера или иного собеседника в эффективности тех или иных идей, охватывающих его личную жизнь и профессиональную деятельность. Респондент приводит аргументы в пользу своего мнения, вводит его обоснование и в то же время указывает, что ранее высказанная блогером точка зрения также актуальна в контексте обсуждаемой ситуации. Риторические отношения проецируют бесконфликтное развитие непринужденной коммуникации. В результате точки зрения, выдвинутые блогером и респондентом, дополняют друг друга. Оказывается, одна и та же ситуация потенциально порождает как положительные, так и отрицательные эмоции, и это подчеркивается в виртуальной коммуникации, основанной на реализации фатической функции языка. Риторические отношения внутри текста блога помогают сочетать различные эпистемические позиции, выражаемые собеседниками. В связи с этим актуальной проблемой лингвистического исследования текстов русскоязычных блогов является определение того, образуют ли собеседники, обменивающиеся мнениями и оценками, целостные модели диалогической коммуникации, на основе которых связываются средства связывания стимулирующих и реагирующих сообщений. Эта проблема еще не получила должного эмпирического анализа в русистике и общей теории языка, хотя ее решение, как мы полагаем, содержит существенные последствия для детализации прагматической специфики блоговой коммуникации. Целью исследования является реализация структурно-прагматического анализа риторической предопределенности блоговых текстов. Подобный ракурс изучения предполагает системное описание частотных показателей данного типа отношений с опорой на вариативное моделирование. Поставленная в статье цель достигается посредством использования таких методов исследования, как: 1) наблюдение и интерпретация блоговых текстов в терминах специфических средств манифестации связности; 2) фокус внимания на контекстуальном факторе: непосредственный анализ фрагментов текста блога как линейной последовательности, разворачиваемой во времени; 3) моделирование риторической взаимосвязи между составными компонентами целостных реплик и на уровне целостных диалогических единств в тексте блога. Делается вывод о том, что риторические отношения многомерно отражают национально-культурные стереотипы коммуникации, предопределяют материально выражаемую и мыслимую (идеальную) сферы собеседников, фиксируют палитру оценочного реагирования респондентов. В ходе разворачивания подобных дискурсивных действий участники общения не только прибегают к значимым общекультурным сценариям аксиологической активности, но и детализуют стереотипы такой деятельности, которые задаются системой русского языка. Риторические отношения между стимулирующими и реагирующими сообщениями в контексте компьютерно-опосредованной коммуникации способствуют процессам декодирования информативного и эмоционального содержания совместно генерируемого текста и его импликаций.

Об авторах

Виктор Михайлович Шаклеин

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vmshaklein@bk.ru

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Инна Викторовна Ковтуненко

Донской государственный технический университет

Email: ivkovtunenko@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент, руководитель Локального центра тестирования по русскому языку как иностранному

Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1

Список литературы

  1. Akay, O.M., Kalashnikova, A.A., Kalashnikov, I.A., & Pshenichnaya, A.Yu. (2017). Pragmatic level of language personality in social networks. Current Issues of Linguistics and Didactics: An Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017): Proceedings of the 7th International and Practical Conference. Volgograd, Atlantis Press Publ
  2. Anufrieva, N.A. (2016). The blogosphere as a public information space: The experience of classification. Volga Region Pedagogical Search, 1(15), 81-84. (In Russ.)
  3. Borisova, A.V., & Semelet, Т.А. (2017). Blogosphere and mass media in Runet: The problem of determining the status. Media Research, (4-2), 109-116. (In Russ.)
  4. Gavrilova, G.F. (2015). Sentence and text: Consistency and functionality. Rostov-on-Don, AcademLit Publ. (In Russ.)
  5. Gurochkina, A.G. (2015). Some unsolved problems of computer-mediated communication. Cognitive Studies of Language, 21, 552-554. (In Russ.)
  6. Ibraeva, А.F. (2018). Language features of texts in the English-language and Russian-language blogosphere. Philological Science. Questions of Theory and Practice, 8-2(86), 333-336. (In Russ.)
  7. Kalashnikova, A.A., Akay, O.M., Tsarevskaya, I.V., Volodina, M.S., & Tsybenko, E.O. (2017). Pragmatic role of a diminutive in computer-mediated communication of social networks. Man in India, 97(16), 161-172.
  8. Kalashnikova, А.А. (2017). Language personality in computer-mediated communication: Questions of theory and pragmatics. Rostov-on-Don, Don State Technical University Publ. (In Russ.)
  9. Kirillov, А.G. (2017). The transformation of the genre of the blog in the programs for instant messaging. Speech Genres, 2(16), 260-267. (In Russ.)
  10. Kovtunenko, I.V., Bylkova, S.V., Kudryashov, I.A., & Korman, E.A. (2021). Scenarios for unison text unfolding in Russian blogosphere. Nauchnyi Dialog, (2), 79-94. (In Russ.)
  11. Kudryashov, I.A., & Kalashnikova, А.А. (2015). Blog as a sphere of implementation of socio-cultural stereotypes. Actual Problems of Philology and Pedagogical Linguistics, XVIII, 40-48. (In Russ.)
  12. Mann, W.C., Matthiessen, Ch.M.I.M., & Thompson, S.A. (1992). Rhetorical structure theory and text analysis. Discourse Description: Diverse Linguistic Analyses of a Fund-Raising Text. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins
  13. Myers, G. (2010). The discourse of blogs and wikis. London, Continuum.
  14. Nayar, P.K. (2010). An introduction to new media and cybercultures. Chichester, Wiley-Blackwell.
  15. Schipichina, L.Yu (2010). Computer-mediated communication. Linguistic aspect. Moscow, Krasnadar. (In Russ.)
  16. Schmidt, J. (2007). Blogging practices. An analytical framework. Journal of Computer-Mediated Communication, 12(4), 12-23.
  17. Volodina, M.S., & Kovalchuk, N.V. (2019). The problem of voice representation in the blog text: Frames, means of expression, intersubjectivity. Baltic Humanitarian Journal, 81(26), 39-42. (In Russ.)

© Шаклеин В.М., Ковтуненко И.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах