Повышение мотивации обучения русскому языку детей соотечественников за рубежом
- Авторы: Дроздова О.Е.1
-
Учреждения:
- Московский педагогический государственный университет
- Выпуск: Том 18, № 2 (2020)
- Страницы: 195-208
- Раздел: Методика преподавания русского языка как родного и иностранного
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/23824
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-2-195-208
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются разные аспекты обучения детей соотечественников за рубежом, влияющие на повышение мотивации освоения русского языка и поддержания интереса к нему в дальнейшем. Актуальность статьи обусловлена как потребностями русскоязычных соотечественников, так и социальным запросом со стороны Российской Федерации. Цель представленного исследования - выявление и обобщение актуальных и эффективных практик обучения детей русскому языка в условиях дальнего и ближнего зарубежья. В процессе изучения используются методы анализа научной литературы, наблюдения и обобщения педагогического опыта. Теоретическая значимость представленного исследования состоит в анализе фактов из научных источников и в формулировке концептуальных выводов: для учителей и воспитателей, работающих за рубежом, необходимой является установка на формирование у своих учеников ценностного отношения к русскому языку и желания не только общаться, но и познавать мир на русском языке (параллельно с познанием мира на языке страны проживания). Также кратко представлены концептуальные положения разработанного нового направления в методике - метапредметного обучения русскому языку, даны рекомендации по реализации такого обучения в работе с детьми соотечественников за рубежом. Анализ конкретных видов и форм работы, направленной на повышение мотивации обучения русскому языку (в том числе конкретные примеры работы с учителями Италии, Швейцарии и Мальты, воспитателями из штата Орегон, США), имеет практическую значимость. В результате исследования доказана целесообразность использования предлагаемых автором направлений повышения мотивации обучения русскому языку: освоение языка в процессе обучения разным предметам, проектно-исследовательская деятельность лингвистической направленности в разных областях жизни.
Об авторах
Ольга Евгеньевна Дроздова
Московский педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: o.e.drozdova@mail.ru
доктор педагогических наук, заведующая лабораторией междисциплинарных филологических проектов, доцент кафедры методики преподавания русского языка
Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1Список литературы
- Абрамова С.В. Курс повышения квалификации учителей русского языка штата Вашингтон «Класс русского языка» // Русский язык за рубежом. Специальный выпуск. Русистика Соединенных Штатов Америки. 2017. С. 42-45. URL: https://journal-rla. pushkininstitute.ru/files/%D0%A1%D0%A8%D0%90_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0 %B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%8B.pdf (дата обращения: 06.01.2020)
- Баркан А.И. Мотивирующие или демотивирующие факторы, влияющие на изучение русского языка у детей из русскоязычных или смешанных семей, проживающих за рубежом // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2009. № 4. С. 36-40
- Бердичевский А.Л. Зачем нужна школа выходного дня для детей российских соотечественников за рубежом? // Живой журнал. 12.05.2012. URL: https://metodika-rki. livejournal.com/ 53264.html (дата обращения: 06.01.2020)
- Бердичевский А.Л. Почему дети российских соотечественников за рубежом не хотят учить русский язык?: выступление на Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом (2 декабря 2009 г., Москва). URL: http://bilingual-online.net/ berdichevskijpo chemudetisootechestvennikovnehotjatuchitjrusskij/ (дата обращения: 06.01.2020)
- Бердичевский А.Л., Никитенко З.Н., Хамраева Е.А. Методика преподавания русского языка детям-билингвам: методическое пособие для учителей. М.: Билингва, 2019. 216 с
- Дейкина А.Д. Полифония и гармония в преподавании русского языка // Проблемы современного образования. 2013. № 3. С. 54-72. URL: http://pmedu.ru/res/2013_1_7.pdf (дата обращения: 06.01.2020)
- Дроздова О.Е. Аксиологический подход как источник метапредметного обучения русскому языку // Русский язык в школе. 2019. № 1. С. 3-9.
- Дроздова О.Е. Лингвистическая конференция школьников как поле для метапредметного обучения русскому языку // Русский язык в школе. 2013. № 9. С. 3-8.
- Дроздова О.Е. Метапредметный подход к обучению русскому языку в разных предметных областях школьного образования: дис. … д-ра. пед. наук. М., 2017. 474 с.
- Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом. URL: http://kremlin.ru/acts/news /50644 (дата обращения: 06.01.2020).
- Кривоборская Д.М. Проблемы мотивации при изучении детьми дошкольного и школьного возраста русского языка как иностранного // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 83-87.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Миллер А.Л. Географическая речь: элективный курс // География. 2006. № 9. URL: http://geo.1september.ru/article .php?ID=200600913 (дата обращения: 06.01.2020).
- Мустайоки А., Протасова Е. Русский язык в диаспоре глазами учителей // Мир русского слова. 2012. № 2. С. 82-92.
- Романов А.Ю. Мотивация студентов из русскоговорящих семей к изучению русского языка в штате Колорадо // Русский язык за рубежом. Специальный выпуск. Русистика США. 2017. С. 51-57. URL: https://journal-rla.pushkininstitute.ru/files/%D0% A1%D0%A8%D0%90_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D1%80% D0%BE%D1%82%D1%8B.pdf (дата обращения: 06.01.2020)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. 48 с
- Хамраева Е.А., Шорина Т.А., Саматова Л.М., Ряузова О.Ю., Новикова А.К. Лингводидактическая диагностика для школ русского зарубежья: учебно-методическое пособие для учителей русских школ, родителей и детей, изучающих русский язык в образовательных организациях вне Российской Федерации / Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. СПб., 2018. 156 с
- The language dimension in all subjects: A handbook for curriculum development and teacher training. 2016. URL: https://rm.coe.int/a-handbook-for-curriculum-development-andteacher-training-the-languag/16806af387 (дата обращения: 06.01.2020)