Имена и контрапункты поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Cтатья посвящена поэтонимологическому исследованию поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, постоянно возрастающим интересом лингвистов к вопросам русской ономастики, в частности к исследованию проприальной составляющей текстов русской классики, с другой стороны, отсутствием в русистике исследований поэмы «Демон» с позиций ономастики. Цель работы состоит в изучении состава и функций поэтонимии указанной поэмы. Материалом исследования служит проприальная лексика, включенная в текст произведения. Основными методами являются: описательный метод, включающий наблюдение, систематизацию и обобщение языковых фактов; метод экспликации этимологической, культурно-исторической и ассоциативно-коннотативной семантики онимов; стилистический анализ; элементы фонетического и количественного анализа. В ходе работы рассматриваются особенности функционирования поэтонимов и способы их взаимодействия со стиховым контекстом. В фокусе внимания находятся лексико-семантический и фонетический аспекты ключевых мифо- и антропоэтонимов. В результате анализа выявлено, что поэтонимы восходят к именам собственным разных разрядов и представляют собой мифопоэтонимы, антропоэтонимы, космопоэтонимы, топопоэтонимы (в том числе гидропоэтонимы, поэтонимы-хоронимы, поэтонимыоронимы). Установлены оппозиции, формирующие сеть отношений контрапунктуры, важных с точки зрения смысла. Контрапунктическое сочетание основных мелодических линий обозначается соответствующими поэтонимами, дескрипциями, перифразами. Эффект одновременного звучания создается в значительной мере участием поэтонимов в композиции, системе образов и художественных средств произведения как целого. В поэме обнаруживается увеличение частоты звукобукв поэтонимов в их окружении, а также явление иррадиации, звуковые повторы, ассонансы и аллитерации, рифменное и анафорическое выдвижение поэтонимов, их акцентное выделение. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие русской ономастики, в том числе в такие направления русского языка, как теория номинации, стилистика, фоносемантика. Практическая значимость статьи заключается в возможности включения опубликованных результатов в лекционные курсы высшей школы по русскому языкознанию, спецкурсы по ономастике, стилистике, лингвокультурологии. Изучение вопроса о стилистическом потенциале и фоносемантических свойствах собственных имен имеет перспективы в дальнейших исследованиях поэтических и прозаических художественных текстов русскоязычных авторов.

Об авторах

Нина Васильевна Усова

Донецкий национальный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: n_v_usova@mail.ru

доктор филологических наук, доцент кафедры германской филологии

Украина, 83001, Донецк, ул. Университетская, 24

Список литературы

  1. Аверинцев С.С. София-Логос: словарь. Киев: ДУХ I ΛΙΤΕΡΑ, 2006. 912 с.
  2. Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. М.: Художественная литература, 1977. 647 с.
  3. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. М.: Либроком, 2014. 452 с. (Лингвистическое наследие ХХ века).
  4. Белинский В. Стихотворения М. Лермонтова: собрание сочинений: в 9 т. Т. 5. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1842 - ноябрь 1843. М.: Художественная литература, 1979. C. 359-360.
  5. Борисова И.М. О композиционных функциях графических формантов в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 11 (172). С. 13-16.
  6. Вацуро В.Э. О Лермонтове: работы разных лет. М.: Новое издательство, 2008. 716 с. (Новые материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 4).
  7. Вольперт Л.И. Демон Лермонтова и французская литературная традиция: Жак Казот и Альфред де Виньи. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте современной культуры. СПб.: РХГАб, 2014. С. 84-103
  8. Джанджакова Е.В. О поэтике заглавий. Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. С. 207-213.
  9. Индивидуально-художественный стиль и его исследование / под ред. В.А. Кухаренко. Киев - Одесса: Вища школа, 1980. 168 с.
  10. Калинкин В.М. Знакомьтесь: поэтонимология // Вестник Тамбовского университета. Серия: Филологические науки и культурология. Т. 2. Вып. 4 (8). С. 18-27.
  11. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки. 1986. № 4. С. 34-40.
  12. Киселева И.А. О смысловой цельности дефинитивного текста поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» (1839) // Проблемы исторической поэтики. 2019. Т. 17. № 4. С. 91-106.
  13. Лермонтовская энциклопедия // Словари, энциклопедии. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». URL: http://feb-web.ru/feb/lermenc/ lre-abc/lre/lre-1016.ht. (дата обращения: 12.08.2014)
  14. Логиновская Е. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». М.: Художественная литература, 1977.
  15. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М., 1961. URL: http://maksimov.ouc.ru/poezialermontova.htm (дата обращения: 12.08.2014).
  16. Манн Ю.В. «Над бездной адскою блуждая» (романтическая поэма Лермонтова). Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 194-225.
  17. Мугумова А.Л. К проблеме ориентального лексического влияния на язык русской художественной литературы 20-30-х годов ХIХ в.: на материале произведений М.Ю. Лермонтова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Махачкала, 2000. 29 с
  18. Музыкальный словарь Римана. 2000-2020 NIV. URL: http://art.niv.ru/doc/dictionary/riemann-iklexikon/articles/61/kontrapunkt.htm (дата обращения: 16.08.2014).
  19. Найдич Э. Спор о «Демоне». Этюды о Лермонтове. СПб.: Художественная литература, 1994. С. 164-189.
  20. Николаева Е.Г. «Печаль». «Грусть» в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» // Культура и образование. 2017. № 3 (26). С. 42-52.
  21. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии М.: Наука, 1978. 199 с.
  22. Потапова Г.Е. Изучение Лермонтова в Великобритании и США. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте современной культуры. СПб.: РХГА, 2014. С. 232-248.
  23. Роднянская И.Б. Демон ускользающий. Движение литературы. Т. 1. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 63-89. (Studia philologica).
  24. Русский алфавит. Частотность букв русского языка (по НКРЯ) // Инженерный справочник. URL: https://www.dpva.ru/Guide/GuideUnitsAlphabets/Alphabets/FrequencyRuLetters (дата обращения: 06.05.2018)
  25. Тарановский К. «Сладкие» и «влажные» рифмы у Лермонтова. О поэзии и поэтике. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 343-346
  26. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж: ВГУ, 1973. 703 с
  27. Фишер В.М. Поэтика Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову: юбилейный сборник. М.; Пг.: Изд. т-ва «В.В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914. С. 196-236. URL: http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/fisher/poetika-lermontova.htm (дата обращения: 30.09.2014)
  28. Фохт У. Р. Поэмы. Лермонтов: логика творчества. М.: Наука,1975. С. 72-119.
  29. Ходанен Л.А. Культурный концепт «Кавказ» и его текстообразующая роль в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова // Сибирский филологический журнал. 2015. № 4. С. 47-57.
  30. Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1989. С. 33-55.
  31. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 372 с.
  32. Энциклопедия Кольера. Открытое общество. 2000. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ colier/6125/%D0%9A (дата обращения: 21.08.2014).
  33. Kerndl A. Studien über Heine in Rußland: I. Heine und Lermontov // Zeitschrift für Slavische Philologie. 1955. Vol. 24. No. 1. Pp. 91-155.
  34. Koretsky D. “I’m NO Byron”: Lermontov, Love, and the Anxiety of Byronic Influence // Comparative Humanities Review. 2008. Vol. 2. Article 9. URL: http://digitalcommons. bucknell.edu/chr/vol2/issI/9 (accessed: 22.12.2019)
  35. Reid R. Lermontov's Demon: A Question of Identity // The Slavonic and East European Review. 1982. Vol. 60. No. 2. Pp. 189-210
  36. Vickery W.N. M.Iu. Lermontov: His Life and Work. München: Verlag Otto Sagner, 2001. 422 p

© Усова Н.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах