Учебники по русскому языку как иностранному: из опыта работы на подготовительном факультете в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова
- Авторы: Антонова Л.Н.1, Толстякова К.П.1
-
Учреждения:
- Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
- Выпуск: Том 17, № 1 (2019): СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
- Страницы: 103-114
- Раздел: Страничка молодого ученого
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/20500
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-1-103-114
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются учебники и учебные пособия по русскому языку как иностранному, используемые в практике преподавания на подготовительном факультете в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова в Якутске. В качестве критериев оценивания учебников (учебных пособий) выбрана классификация, предложенная А.А. Акишиной, О.Е. Каган и включающая следующие параметры: цель, набор учебных текстов, достаточность и эффективность упражнений, коммуникативная направленность упражнений, использование аутентичных текстов, создание словаря, презентация грамматики, применение аудио- и видеоприложений. В ходе анализа раскрываются достоинства и недостатки учебников с позиций современных требований к организации учебной деятельности в иностранной аудитории. Выявляются проблемы, возникающие при непосредственном взаимодействии учащегося и преподавателя при реализации задач в разных организационных формах: на уроке, при подготовке домашней работы, участии во внеклассной работе. Особое внимание уделяется единственному учебному пособию по русскому языку как иностранному (авторы - коллектив преподавателей Якутского государственного университета (1996 г.)), которое может служить основой для создания учебника с национально-региональным компонентом.
Об авторах
Лина Николаевна Антонова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Автор, ответственный за переписку.
Email: antonovalinanik@gmail.com
ассистент кафедры русского языка как иностранного Северо-Восточного федерального университета
Российская Федерация, 677027, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Белинского, 58Кристина Павловна Толстякова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Email: kristina.tolstyakova@mail.ru
ассистент кафедры русского языка как иностранного Северо-Восточного федерального университета
Российская Федерация, 677027, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Белинского, 58Список литературы
- Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2016. 256 с.
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009. 448 с.
- Горянский В.Д. Вопросы местного страноведения как составная часть лингвострановедческого аспекта преподавания // Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1979. С. 39-44.
- Евсеева К.С., Дмитриева Е.Н., Никифорова Е.П., Самсонова Л.Н. Русский язык. Устный курс для студентов-иностранцев: учебное пособие. Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1996. 86 с.
- Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Русский язык как иностранный. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. М.: Флинта: Наука, 2012. 480 с.
- Московкин Л.В., Щукин А.Н. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2014. 552 с.
- Стрельчук Е.Н. Формирование речевой культуры иностранных учащихся с учетом регионального компонента // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2009. № 3. С. 69-74.
- Стрельчук Е.Н., Лонская А.Ю. Формирование и трансформация концепта «Россия» в картине мира современных американских студентов // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 4. С. 741-754. doi: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).741-754
- Томашук Н.В. Роль аутентичных материалов в обучении иностранному языку // Евразийский научный журнал. 2016. № 10. С. 40-41.
- Чернышев С.И. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс. СПб.: Златоуст, 2009. 280 с.
- Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель; АСТ; Хранитель, 2008. 746 c.
- Эсмантова Т.Л. Русский язык: 5 элементов: уровень А1. СПб.: Златоуст, 2013. 320 с.