Поиски «золотого ключика» (проблемы современного учебника русского языка как иностранного)
- Авторы: Пашковская С.С.1
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 1 (2019): СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
- Страницы: 7-28
- Раздел: Обзорная статья
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/20494
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-1-7-28
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены обобщенные и критически осмысленные проблемы современного учебника русского языка как иностранного (РКИ). Выявлены его сущностные характеристики и функции. Учебник РКИ отражает особенности обучения русскому языку на определенном этапе развития науки. Важная характеристика такого учебника - способность моделировать (с одной стороны, упрощенный, а с другой, идеализированный) педагогический процесс, обеспечивать взаимодействие преподавателя и студента. Учебник РКИ структурирует подачу иноязычных знаний, организует процесс поэтапного формирования речевых навыков и умений. В нем реализуется информационная функция, а в единстве его внешней и внутренней структур может быть реализована мотивирующая функция - соотношение «внешней привлекательности» учебника (бумага, шрифт, цветные иллюстрации и т.д.) и четкой структурированной подачи материала с необходимыми обобщениями и систематизацией полученной информации. Практическая (коммуникативная) направленность - существенная характеристика учебника РКИ, в котором также находит свое отражение дифференцированный подход к контролю и обучению, что позволяет говорить о контролирующей функции учебника. В статье дано краткое описание разных поколений учебников. Анализ научной и учебной литературы позволяет обосновать методическую необходимость создания энциклопедии для авторов учебника русского языка как иностранного, где будет обобщен опыт фундаментальных исследований в области обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному.
Об авторах
Светлана Сергеевна Пашковская
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: svetlpash@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Русский язык как иностранный» Пензенского государственного университета
Российская Федерация, 440026, Пенза, ул. Красная, 40Список литературы
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. СПб.: Златоуст, 1999. 334 с.
- Бахтиярова Х.Ш., Щукин А.Н. История методики преподавания русского языка как иностранного. Киев: Вища школа, 1988. 178 с.
- Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
- Вагнер В.Н., Овсиенко Ю.Г. Учебник русского языка для лиц, говорящих на английском языке. М.: Высшая школа, 1967. 656 с.
- Ванеева В.Н., Вишнякова Т.А., Остапенко В.И. Учебник русского языка для лиц, говорящих на французском языке. М.: Высшая школа, 1965. 593 с.
- Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). М.: Русский язык, 1984. 144 с.
- Вятютнев М.Н., Сосенко Э.Ю., Протопопова И.А. Горизонт-1: учебник русского языка. М.: Русский язык, 1977. 106 с.
- Галеева М.М. и др. Старт. Учебник русского языка для подготовительных факультетов вузов СССР. М.: Русский язык, 1979. 144 с.
- Городилова Г.Г. К вопросу об учете индивидуальных особенностей студентов-иностранцев при обучении их русскому языку на начальном этапе // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. М.: МГУ, 1971. С. 116.
- Державин Н.С. Маленькая грамматика. СПб.: Госиздат, 1918. 139 с.
- Державин Н.С. Учебник русской грамматики. М.-СПб.: Госиздат, 1923. 247 с.
- Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5. С. 49-54.
- Захава-Некрасова Е.Б., Рассудова О.П., Рожкова Г.И. и др. Учебник русского языка для лиц, говорящих на немецком языке. М.: Высшая школа, 1964. 656 с.
- Низовая И.Ю. К типологии электронных учебников по русскому языку как иностранному // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 50-52.
- Пешковский А.М. Наш язык: учебники и учебные пособия по грамматике для школ I ступени. М.: Госиздат, 1923. 343 с.
- Потапова Н.Ф. Русский язык: для лиц, говорящих на французском языке. М.: Изд-во лит-ры на иностр. яз., 1936. 582 с.
- Потапова Н.Ф. Russian: учебник русского языка для народов, говорящих по-английски. М.: Изд-во лит-ры на иностр. яз., 1945. 311 с.
- Проблемы учебника русского языка как иностранного: сборник статей. М.: Русский язык, 1977. 204 с.
- Пулькина И.М. Краткий справочник по русской грамматике / под ред. П.С. Кузнецова. М.: Учпедгиз, 1949. 260 с.
- Пулькина И.М., Захава-Некрасова Е.Б. Учебник русского языка для студентов-иностранцев / под ред. П.С. Кузнецова. М.: Советская наука, 1955. 642 с.
- Сборник грамматических упражнений по русскому языку / под ред. И.М. Пулькиной, Г.И. Рожковой. М.: Изд-во Московского университета, 1955. 390 с.
- Смирницкий А.И., Свешникова П.П. Учебник русского языка: элементарный курс. М.: Учпедгиз,1935. 365 с.
- Степанова Е.М. и др. Русский язык для всех / под ред. В.Г. Костомарова. М.: Русский язык, 1978.
- Учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР. М.: Высшая школа, 1965. 235 с.
- Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский язык в упражнениях. М.: Русский язык. Курсы, 2013. 384 с.
- Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая школа, 2003. 334 с.
- Rowland D. Toward FLES in Britain. Part II // The Modern Language Journal. 1972. Vol. LVI. No. 2. Р. 80.