Поиски «золотого ключика» (проблемы современного учебника русского языка как иностранного)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены обобщенные и критически осмысленные проблемы современного учебника русского языка как иностранного (РКИ). Выявлены его сущностные характеристики и функции. Учебник РКИ отражает особенности обучения русскому языку на определенном этапе развития науки. Важная характеристика такого учебника - способность моделировать (с одной стороны, упрощенный, а с другой, идеализированный) педагогический процесс, обеспечивать взаимодействие преподавателя и студента. Учебник РКИ структурирует подачу иноязычных знаний, организует процесс поэтапного формирования речевых навыков и умений. В нем реализуется информационная функция, а в единстве его внешней и внутренней структур может быть реализована мотивирующая функция - соотношение «внешней привлекательности» учебника (бумага, шрифт, цветные иллюстрации и т.д.) и четкой структурированной подачи материала с необходимыми обобщениями и систематизацией полученной информации. Практическая (коммуникативная) направленность - существенная характеристика учебника РКИ, в котором также находит свое отражение дифференцированный подход к контролю и обучению, что позволяет говорить о контролирующей функции учебника. В статье дано краткое описание разных поколений учебников. Анализ научной и учебной литературы позволяет обосновать методическую необходимость создания энциклопедии для авторов учебника русского языка как иностранного, где будет обобщен опыт фундаментальных исследований в области обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному.

Об авторах

Светлана Сергеевна Пашковская

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetlpash@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Русский язык как иностранный» Пензенского государственного университета

Российская Федерация, 440026, Пенза, ул. Красная, 40

Список литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. СПб.: Златоуст, 1999. 334 с.
  2. Бахтиярова Х.Ш., Щукин А.Н. История методики преподавания русского языка как иностранного. Киев: Вища школа, 1988. 178 с.
  3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
  4. Вагнер В.Н., Овсиенко Ю.Г. Учебник русского языка для лиц, говорящих на английском языке. М.: Высшая школа, 1967. 656 с.
  5. Ванеева В.Н., Вишнякова Т.А., Остапенко В.И. Учебник русского языка для лиц, говорящих на французском языке. М.: Высшая школа, 1965. 593 с.
  6. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). М.: Русский язык, 1984. 144 с.
  7. Вятютнев М.Н., Сосенко Э.Ю., Протопопова И.А. Горизонт-1: учебник русского языка. М.: Русский язык, 1977. 106 с.
  8. Галеева М.М. и др. Старт. Учебник русского языка для подготовительных факультетов вузов СССР. М.: Русский язык, 1979. 144 с.
  9. Городилова Г.Г. К вопросу об учете индивидуальных особенностей студентов-иностранцев при обучении их русскому языку на начальном этапе // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. М.: МГУ, 1971. С. 116.
  10. Державин Н.С. Маленькая грамматика. СПб.: Госиздат, 1918. 139 с.
  11. Державин Н.С. Учебник русской грамматики. М.-СПб.: Госиздат, 1923. 247 с.
  12. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5. С. 49-54.
  13. Захава-Некрасова Е.Б., Рассудова О.П., Рожкова Г.И. и др. Учебник русского языка для лиц, говорящих на немецком языке. М.: Высшая школа, 1964. 656 с.
  14. Низовая И.Ю. К типологии электронных учебников по русскому языку как иностранному // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 50-52.
  15. Пешковский А.М. Наш язык: учебники и учебные пособия по грамматике для школ I ступени. М.: Госиздат, 1923. 343 с.
  16. Потапова Н.Ф. Русский язык: для лиц, говорящих на французском языке. М.: Изд-во лит-ры на иностр. яз., 1936. 582 с.
  17. Потапова Н.Ф. Russian: учебник русского языка для народов, говорящих по-английски. М.: Изд-во лит-ры на иностр. яз., 1945. 311 с.
  18. Проблемы учебника русского языка как иностранного: сборник статей. М.: Русский язык, 1977. 204 с.
  19. Пулькина И.М. Краткий справочник по русской грамматике / под ред. П.С. Кузнецова. М.: Учпедгиз, 1949. 260 с.
  20. Пулькина И.М., Захава-Некрасова Е.Б. Учебник русского языка для студентов-иностранцев / под ред. П.С. Кузнецова. М.: Советская наука, 1955. 642 с.
  21. Сборник грамматических упражнений по русскому языку / под ред. И.М. Пулькиной, Г.И. Рожковой. М.: Изд-во Московского университета, 1955. 390 с.
  22. Смирницкий А.И., Свешникова П.П. Учебник русского языка: элементарный курс. М.: Учпедгиз,1935. 365 с.
  23. Степанова Е.М. и др. Русский язык для всех / под ред. В.Г. Костомарова. М.: Русский язык, 1978.
  24. Учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР. М.: Высшая школа, 1965. 235 с.
  25. Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский язык в упражнениях. М.: Русский язык. Курсы, 2013. 384 с.
  26. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая школа, 2003. 334 с.
  27. Rowland D. Toward FLES in Britain. Part II // The Modern Language Journal. 1972. Vol. LVI. No. 2. Р. 80.

© Пашковская С.С., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах