Методическое сопровождение зарубежной системы преподавания русского языка: основные категории субъектов и их характеристики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются средства и способы укрепления позиций русского языка в мировом социокультурном пространстве, поддержки системы преподавания русского языка в зарубежной образовательной среде. Обосновывается высокая социальная значимость этой проблематики. В категориально-понятийный аппарат лингводидактики и методики преподавания РКИ вводится концепт «методическое сопровождение»: исследуются подходы к определению его сущности, выявляется лингвометодический потенциал, предлагается дефиниция методического сопровождения зарубежной системы преподавания русского языка. В статье обосновано положение о том, что эффективность и действенность методического сопровождения обусловливаются учетом профессиональных потребностей и спецификой деятельности его субъектов. С целью определения и изучения этих факторов автором проведены опросы, анкетирование преподавателей русского языка и организаторов учебного процесса, работающих в странах ближнего и дальнего зарубежья, проанализированы отчеты, доклады Россотрудничества по результатам мониторинга системы культурно-языкового образования в условиях отсутствия аутентичной среды. Предпринятое исследование позволило выявить основные категории субъектов методического сопровождения, установить специфические условия и содержательные характеристики их деятельности, а также проблемные зоны в преподавании русского языка за рубежом. Полученные данные могут быть использованы при разработке целостной концепции методического сопровождения зарубежной системы преподавания русского языка, в проектировании его содержания, а также при определении эффективных, современных технологий и средств его реализации.

Об авторах

Дмитрий Юрьевич Гужеля

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Автор, ответственный за переписку.
Email: guzhelya_9@mail.ru

советник руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Воздвиженка, 18/9

Список литературы

  1. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования: методологические проблемы обучения русскому языку: дис. … д-ра пед. наук. М., 2000а. 476 с.
  2. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку: монография. М.: Изд-во МГУП, 2000б. 400 с.
  3. Балыхина Т.М., Маркина Т.В., Харитонова О.В. Повышение квалификации как система непрерывного формирования профессиональной компетенции филолога // Русское слово в мировой культуре: материалы X Конгресса МАПРЯЛ. СПб., 2003. С. 143-149.
  4. Бережнова Л.Н., Богословский В.И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 109-123.
  5. Бойко Н.Ю. Преподаватель русского языка как иностранного в системе курсового обучения: дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 453 с.
  6. Брагина Н.В. Краткосрочное обучение повседневному общению на русском языке в условиях отсутствия языковой среды (в Соединенном королевстве): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 21 с.
  7. Быкова О.П. Обучение русскому языку как иностранному в иноязычной среде (на примере южнокорейских университетов): дис. … д-ра пед. наук. М., 2011. 350 с.
  8. Варганова О.В. Особенности курсового обучения русскому языку за рубежом на современном этапе: дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 223 с.
  9. Вербицкая Л.А. Мир русского слова и русское слово в мире // Международная ассоциация русскоязычных писателей: официальный сайт. URL: http://russkiymir.ru/ru/ magazine/042007/?id4=40&i4=1 (дата обращения: 12.08.2018).
  10. Вербицкая Л.А. О проблемах преподавания русского языка в зарубежной школе // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. 2010. № 1 (10). С. 48-51
  11. Вербицкая Л.А. О состоянии преподавания русского языка в зарубежных странах // Педагогическое образование в государствах - участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика (Санкт-Петербург, 11-12 октября 2011 г.). СПб., 2011. С. 30-34
  12. Вербицкая Л.А. Русский язык в России и за ее пределами // Мир русского слова. 2014. № 3. С. 5-14
  13. Вербицкая Л.А. Русский язык как государственный: современное состояние и меры по его укреплению и развитию // Российский гуманитарный журнал. 2015а. Т. 4. № 2. С. 90-99
  14. Вербицкая Л.А. МАПРЯЛ сегодня // Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы: справочно-аналитические материалы / науч. ред. Л.А. Вербицкая; сост.: Н.В. Брунова, А.В. Коротышев, Л.В. Московкин. СПб.: МАПРЯЛ, 2015б. С. 7-14
  15. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М.: АПН, 1993. С. 18-20.
  16. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 7-34.
  17. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб., 1995. 186 с.
  18. Киселева П.В. Организация образовательного сопровождения развития субъектной позиции студентов (на материале обучения иностранному языку): дис. … канд. пед. наук. Томск, 2014. 179 с.
  19. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом. Утверждена Президентом Российской Федерации 03.11.2015. URL: http://rs.gov.ru/uploads/ document/file/22/koncepciya_gosudarstvennoy_podderzhki_i_prodvizheniya_russkogo_yazyka. pdf (дата обращения: 16.08.2018).
  20. Кудоярова Т.В. Русский язык в современной образовательной среде стран СНГ и Балтии: дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 318 с.
  21. Молчановский В.В. Состав и содержание профессионально-деятельностной компетенции преподавателя русского языка как иностранного: дис. … д-ра пед. наук. М., 1999. 415 с.
  22. Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного: введение в специальность. М.: Русский язык. Курсы, 2002. 317 с.
  23. Московкин Л.В. Русский язык как иностранный и актуальные проблемы его преподавания // Foreign Language Teaching. 2012. Т. 39. № 4. С. 353-372.
  24. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 200 с.
  25. Хамраева Е.А. Детский модуль РКИ. Особенности организации русской школы за рубежом и методики преподавания русского языка // Русский язык за рубежом. 2014. № 5 (246). С. 44-54.
  26. Цыбина Е.А. Педагогическое сопровождение коммуникативного развития студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. 216 с.
  27. Шорина Т.А. Методическое сопровождение подготовки учителя русского языка к обучению учащихся-инофонов аудированию: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2016. 23 с.
  28. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного (для зарубежных филологов-русистов). М.: Русский язык, 1990. 233 с.
  29. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2017. 512 с.

© Гужеля Д.Ю., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах