ФОНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
- Авторы: Шутова М.Н.1, Орехова И.А.1
-
Учреждения:
- Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
- Выпуск: Том 16, № 3 (2018): ФОНЕТИКА
- Страницы: 261-278
- Раздел: Обзорная статья
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/19239
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2018-16-3-261-278
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется состояние преподавания фонетики русского языка иностранным учащимся в настоящее время, рассматриваются вопросы постановки русских звуков с учетом интерференции родного языка учащихся. Особое внимание уделяется электронным фонетическим курсам и, в частности, национально ориентированным; рассматриваются игровые приемы на уроках фонетики русского языка; единый режим обучения фонетике на всех этапах подготовки по русскому языку, а также технологии обучения русскому ударению и интонации. Освещены проблемы и перспективы развития методики обучения фонетическому аспекту.
Об авторах
Марина Николаевна Шутова
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Автор, ответственный за переписку.
Email: marina.shu@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры стажировки зарубежных специалистов Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, обучение фонетике, ударению, интонации, аудированию иностранных учащихся. Автор более 100 публикаций
Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6Ирина Александровна Орехова
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Email: orexova_irina@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой стажировки зарубежных специалистов Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, обучение лексике иностранных учащихся. Автор более 85 публикаций
Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6Список литературы
- Архангельская А.Л. Вводно-фонетический курс в системе смешанного обучения РКИ // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: сб. ст. I Междунар. конгресса препод. и руковод. подготов. ф-тов. В 2 ч. Ч. 1. М.: РУДН, 2017. С. 36-39.
- Бархударова Е.Л. Фонетический акцент как показатель характеристик звукового строя родного и изучаемого языков // Русский язык за рубежом. 2017. № 3. С. 10-15.
- Беженарь О.А. Обучение русской интонации в итальянской аудитории // Русский язык за рубежом. 2017. № 3. С. 16-23.
- Битехтина Н.Б., Климова В.Н. Формирование фонетической компетенции в условиях применения электронного обучения РКИ // Русский язык за рубежом. 2017. № 3. С. 46-50.
- Богомазов Г.М. Русское ударение в аспекте коммуникативной методики // Русский язык для студентов-иностранцев. М.: Русский язык, 1981. Вып. 20. С. 25-37.
- Бондарева В.В. К вопросу о языковых контактах: фонетическая интерференция и акцент // Преемственность в формировании навыков произношения и интонирования на среднем этапе обучения РКИ и в курсе «Русский язык и культура речи» // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: сб. ст. I Междунар. конгресса препод. и руковод. подготов. ф-тов. В 2 ч. Ч. 1. М.: РУДН, 2017. С. 88-92.
- Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1963. 306 с.
- Варламова И.Ю., Будильцева М.Б., Пугачев И.А. Преемственность в формировании навыков произношения и интонирования на среднем этапе обучения РКИ и в курсе «Русский язык и культура речи» // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: сб. ст. I Междунар. конгресса препод. и руковод. подготов. ф-тов. В 2 ч. Ч. 1. М.: РУДН, 2017. С. 124-129.
- Вовк П.С. Обучение иностранцев русскому подвижному ударению. Киев: Вища школа, 1979. 85 с.
- Доронина Е.Г., Казакова Ю.В. Проблемы создания национально ориентированных электронных курсов по фонетике // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: сб. ст. I Междунар. конгресса препод. и руковод. подготов. ф-тов. В 2 ч. Ч. 1. М.: РУДН, 2017. С. 271-275.
- Логинова И.М. Современная интерпретация русской фонетики при обучении произношению // Русский язык за рубежом. 2017. № 3. С. 39-45.
- Логинова И.М. Фонетический аспект обучения на кафедре русского языка и методики его преподавания РУДН // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2015. № 2. С. 16-22.
- Логинова И.М., Чжао Чжэ. Нарушение произношения русских согласных в речи северных и южных китайских учащихся // Русский язык за рубежом. 2016. № 6. С. 88-93.
- Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976. 288 с.
- Прохорова И.О. Обучение произношению: экспериментальные данные и методические практики // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2014. № 2. С. 16-23.
- Свешникова О.А. Использование фонологической теории Е.А. Брызгуновой при обучении РКИ // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2015. № 2. С. 24-27.
- Федотова Н.Л., Касаткина А.Ю. Система фонетических игр для обучения китайских учащихся русскому произношению на начальном этапе // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: сб. ст. I Междунар. конгресса препод. и руковод. подготов. ф-тов. В 2 ч. Ч. 2. М.: РУДН, 2017. С. 324-328.
- Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. М.: Русский язык, 1982. 304 с.
- Хромов С.С. Сопоставительное изучение и описание интонации русского языка: лингвистический и методический аспекты // Русский язык за рубежом. 2017. № 3. С. 34-38.
- Чжао Син. Влияние тонов китайского языка на обучение русскому ударению китайских студентов // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2016. № 1. С. 136-141.
- Чжао Чжэ. Русские гласные звуки с позиции носителя китайского языка // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2016. № 2. С. 97-101.
- Чжэн Вэньдун, Ван Пань. Сопоставление изменений русских и китайских фонем в потоке речи // Русский язык за рубежом. 2017. № 3. С. 31-33.
- Шутова М.Н. Интонационный анализ текста на начальном этапе обучения иностранных филологов-русистов // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: сб. ст. I Междунар. конгресса препод. и руковод. подготов. ф-тов. В 2 ч. Ч. 2. М.: РУДН, 2017. С. 399-401.
- Шутова М.Н. Корректировочный курс фонетики русского языка для иностранных студентов в Институте Пушкина // Русский язык за рубежом. 2017. № 3. С. 4-9.
- Шутова М.Н. Новации в обучении иностранных учащихся русскому ударению // XXVII Пушкинские чтения. 21 октября 2013 г.: cб. науч. докл.; сост. В.В. Молчановский. М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2013. С. 471-478.
- Шутова М.Н. Пособие по обучению русскому ударению для изучающих русский язык как иностранный. 2-е изд., стер. М.: Русский язык. Курсы, 2016. 96 с.
- Шутова М.Н. Фонетические упражнения на уроках РКИ // Русский язык за рубежом. 2017. № 2. С. 15-17.
- Щерба Л.В. Избранные труды по русскому языку. М.: Просвещение, 1957. 188 с.