Риторические отношения контраста в тексте блога: средства маркирования, семантика, функции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются риторические структуры с семантикой контраста и их функции в тексте блога, уделяется особое внимание отношениям контраста на стыке сообщения блогера и реактивных комментариев читателей, связи этих отношений с последующим разворачиванием текста. Риторические отношения контраста трактуются в исследовании как прагматический формат выражения несовместимости между рациональными установками участников виртуального общения при общности испытываемого ими эмоционально-волевого состояния. В рамках виртуального текста блога выделяется модель риторических отношений контраста, включающая в себя обоснование уместности контраста со стороны комментирующего читателя. Репрезентация проблемного положения дел в качестве стимулирующего сообщения предполагает реактивное разъяснение способов разрешения данного положения дел. Риторические отношения контраста в рамках стимулирующего сообщения блогера и реактивного комментирования читателя предопределяют связность совместно порождаемого виртуального текста, маркируемую посредством противительного союза «но» или самим контекстом общения. Контраст и его обоснование согласовывают модусные сферы блогера и читателя при явном различии в их взглядах на обсуждаемое положение дел. Продемонстрировано, что в блоговом тексте риторические отношения контраста последовательно ассоциируются с выражением несовместимых точек зрения, разделяемых каждым из собеседников. Прагматическая функция противительного союза «но» в данном случае заключается в том, чтобы соотнести выражаемые мнения в асинхронной временной плоскости и, следовательно, способствовать линейному разворачиванию совместно порождаемого текста. Конкретизирована функциональная значимость противительного союза «но» в интеракциональном аспекте. Проиллюстрировано, что данный союз выступает в качестве своеобразного сигнала того, что читатель, реализующий реактивный комментарий, возлагает на себя обязательство по поддержанию совместного конструирования контрастных идей, воплощаемых в тексте блога.

Об авторах

Инна Викторовна Ковтуненко

Южный федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: iv.kovtunenko@yandex.ru

кандидат филологических наук, заведующая кафедрой русского языка для иностранных учащихся Южного федерального университета. Сфера научных интересов: лингвистика текста, прагматические аспекты моделирования художественного и виртуального текстов, когнитивная поэтика, функциональный и семантический синтаксис русского языка, методика преподавания русского языка как иностранного. Автор более 20 научных публикаций

Большая Садовая ул., 105/42, Ростов-на-Дону, Россия, 344006

Список литературы

  1. Аннушкин В.И. Риторика и риторическая культура // Мир русского слова. 2001. № 3. С. 87
  2. Аннушкин В.И. Современный статус риторики и ее важнейшие задачи / Риторика и речеведческие дисциплины в условиях реформы образования: материалы XX Междунар. науч. конф. М.: Тезаурус, 2016. С. 24-33.
  3. Баженкова Е.А., Иванова И.А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 4. С. 125-131.
  4. Боброва М.Е., Шпильная Н.Н. Блог как жанр интернет-коммуникации / Наука. Технологии. Инновации: материалы Всеросс. науч. конф. молодых ученых. Новосибирск: НГТУ, 2013. С. 93-95.
  5. Гаврилова Г.Ф. Предложение и текст: системность и функциональность. Ростов н/Д: Академ-Лит, 2015. 412 с.
  6. Гармашева Т.М. Проблема личностной идентификации блог-коммуникации // Научная мысль Кавказа. 2010. № 3(63). С. 167-171.
  7. Гармашева Т.М. Виртуальная языковая личность в пространстве блог-дискурса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2014. № 2(140). С. 36-40.
  8. Живой Журнал Британцевой [Электронный ресурс]. URL: http://britantseva.livejournal.com/ 15657.html (дата обращения: 25.09.2017).
  9. Житенев А.А. Блог как прозаическая форма: пути трансформации нарратива / Память и нарратив. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2012. С. 25-35.
  10. Кудряшов И.А., Калашникова А.А. Вербально-семантический уровень функционирования языковой личности в интернет-коммуникации // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2015(а). № 1(17). С. 24-31.
  11. Кудряшов И.А., Калашникова А.А. Блог как сфера реализации социокультурных стереотипов // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2015(б). № 2(18). С. 40- 48.
  12. Кудряшов И.А., Калашникова А.А. Блог как сфера представления стереотипизированного образа носителя культурно-языковых ценностей // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2015(в). № 3(19). С. 25-33.
  13. Макаров Ю.Н. Интернет-блог как элемент глобальной сети // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 1-2. С. 39-40.
  14. Максимова Т.О. Блог в интернет-коммуникации: структура, функции, литературный потенциал // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 1(76). С. 124-131.
  15. Панина Т.С., Татарникова В.С. Блог как особый жанр интернет-коммуникации / Наука сегодня: опыт, традиции, инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Вологда: «Диспут», 2017. С. 89-91.
  16. Салихова Ю.Р. Блог и интернет-дневник: соотношение понятий // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 1. С. 171-172.
  17. Сенченко Н.А. Блог как способ нарративного конструирования идентичности в условиях сетевой культуры // Евразийский союз ученых. 2015. № 1-2. С. 100-102.
  18. Тарасенко Т.В. Блог и гражданские медиа // PR и реклама: традиции и инновации. 2012. № 7-1. С. 50-53.
  19. Шаклеин В.М. Дифференциация русского языка в условиях новых информационных технологий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2011. № 1. С. 52-55.
  20. Шаклеин В.М. Современная парадигма лингвокультурологических исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранный языки и методика их преподавания. 2013. № 1. С. 6-12.
  21. Шаклеин В.М., Боженкова Н.А. О некоторых способах создания возможных лингвокультурных универсумов // Известия Тульского государственного университета. Язык и литература в мировом сообществе. 2006. № 9. С. 202-210.
  22. Шмаков А.А. Взаимодействие пользователей в блог-коммуникации: риторико-прагматический аспект // Социальные варианты языка. 2011. № 7. С. 340-343
  23. Mann W.C., Matthiessen Ch.M.I.M., Thompson S.A. Rhetorical Structure Theory and Text Analysis. Discourse Description: Diverse Linguistic Analyses of a Fund-Raising Text. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 1992. P. 39-78
  24. Marcu D. Building up Rhetorical Structure Trees // Proceedings of 13-th National Conference on Artificial Intelligence. Portland, Oregon, 1996. Vol. 2. P. 1069-1074

© Ковтуненко И.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах