ЖАНРОВО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, ЖАНРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЖАНРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КАТЕГОРИИ ЛИНГВОДИДАКТИКИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуются понятия жанрово-ориентированный подход к обучению речевой деятельности, жанровая грамотность и жанровая компетентность как категории лингводидактики. Автор определяет жанрово-ориентированный подход как направленность языкового образования на овладение речевой деятельностью в жанровом аспекте, путем целенаправленного освоения жанровых форм повседневной, публичной и/или профессиональной речи с опорой на модели жанров речи, актуальных для того или иного контингента учащихся. Процесс освоения жанров речи включает последовательное достижение уровня жанровой грамотности и уровня жанровой компетентности. Жанровая грамотность понимается автором как способность языковой личности воспринимать и правильно использовать тексты/высказывания определенного круга жанров, осознание норм, правил и сценариев речевого поведения в типичных ситуациях общения. Представляет собой совокупность элементарных жанровых знаний, навыков, умений, компетенций, которые позволяют участвовать в повседневной и учебной коммуникации. Жанровая компетентность понимается автором как способность языковой личности сознательно прогнозировать жанровую организацию речи, понимать и порождать тексты/высказывания разной жанровой природы в зависимости от ситуации общения, управлять ситуацией общения. Представляет собой качество личности, определяющее способность и готовность к профессиональной (в том числе научной) коммуникации. Достижение уровней жанровой грамотности и жанровой компетентности рассматриваются автором как последовательные этапы развития жанрового мышления языковой личности. Переход от жанровой грамотности к жанровой компетентности характеризуется повышением уровня (глубиной) осознания жанрового аспекта речевой деятельности. Методическое сопровождение этого процесса является одной из важных задач методики русского языка как родного, как неродного и как иностранного. Развитие жанровых компетенций разных контингентов учащихся имеет свою специфику и требует разработки специальных жанрово-ориентированных методик обучения.

Об авторах

И А Сотова

Ивановский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina_sota@mail.ru

Сотова Ирина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания филологического факультета Ивановского государственного университета. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка, психолингвистика, языковая личность, речевое развитие языковой личности, речевой самоконтроль. Автор более 150 научных публикаций.

ул. Ермака, 39, Иваново, Россия, 153025

Список литературы

  1. Авдеева И.Б. Лингводидактическая концепция обучения профессиональной коммуникации иностранных учащихся инженерного профиля: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 2006. 48 с.
  2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
  3. Антонова Л.Г. Обучение студентов-словесников профессионально значимым письменным жанрам: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 1998. 49 с.
  4. Ачкасов А.В. Жанровый подход к изучению второго языка // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: cб. статей по материалам XVIII межд. науч. конф. / под ред. Г.Д. Ахметовой. Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2015. С. 96-99.
  5. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров. 2-е изд. М.: Изд-во «Искусство», 1986. С. 250-296.
  6. Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): опыт построения терминосистемы / под общ. ред. Е.Р. Ядровской, А.И. Дунева. СПб.: Свое издательство, 2015. 306 с.
  7. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
  8. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 с.
  9. Жанрово-стилевой подход в преподавании русского языка и культуры речи: cб. науч. статей и метод. рекомендаций по материалам Всероссийской научно-практ. конф. (г. Иваново, 28-29 марта 2013 г.) / сост. и науч. ред. И.А. Сотова (отв. ред.), Э.В. Кромер, М.М. Меликян. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2013. 436 с.
  10. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.
  11. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.
  12. Карасик В.И., Бейлинсон Л.С. Речевой жанр и речевое действие // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 1. С. 123-126.
  13. Клобукова Л.П. Лингвометодические основы обучения иностранных студентов-нефилологов гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1995. 45 с.
  14. Колесникова Н.И. Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. Орел, 2009. 40 с.
  15. Колесова Н.Н. Обучение профессиональной русской речи иностранных студентов медицинского вуза (на примере жанра тематической беседы): автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2017. 24 с.
  16. Коренева А.В. Профессионально ориентированное обучение речевой деятельности студентовнефилологов на основе междисциплинарной интеграции в курсе «Русский язык и культура речи»: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Орел, 2010. 48 с.
  17. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Речевые жанры в курсе школьной риторики // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 12. С. 3-11.
  18. Левина Г.М. Обучение иностранцев русскому инженерному дискурсу как одной из составляющих профессионального образования в российских технических вузах: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 2004. 46 с.
  19. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания. М.: Флинта; Наука, 2001. 256 с.
  20. Основные результаты международного исследования PISA-2015. С. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://36edu.ru/DocLib3/Docs/PISA2015.pdf (дата обращения: 8.09.2017).
  21. Романова Н.Н. Лингводидактическая система профессионально-коммуникативной подготовки специалистов в высшей технической школе: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 2009. 45 с.
  22. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М., 2004. 320 с.
  23. Седов К.Ф. Психолингвистический аспект изучения речевых жанров // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 125.
  24. Сотова И.А. Жанрово-стилевой подход к обучению русской речи // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: Материалы III Конгресса РОПРЯЛ. Санкт- Петербург, 10-13 октября 2012 г. / сост.е.Е. Юрков, Л.В. Московкин, Т.И. Попова. В 2 т. Т. 2. СПб., 2012. С. 387-390.
  25. Стрельчук Е.Н. Формирование русской речевой культуры иностранных бакалавров негуманитарных специальностей в вузах РФ: дисс.. д-ра пед. наук. М., 2016. 357 с.
  26. Тумина Л.Е. Основы обучения студентов-филологов устным профессионально значимым речевым жанрам повествовательного: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1998. 41 c.
  27. Филиппова О.В. Пути реализации жанрового подхода к изучению курса «Русский язык и культура речи» в вузе // Предложение и слово. Межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. О.В. Мякшева. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2006. С. 577-581.
  28. Хаймович Л.В. Объяснительный монолог как педагогический речевой жанр // Педагогическая риторика: учеб. пособие / под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: Инст. рус. яз., 2001. С. 230-251.
  29. Хехтель А.С. Лингвометодические основы обучения культуре профессионального общения студентов медицинских специальностей: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2008. 20 с.
  30. Чистякова О.А. Методика организации коммуникативного практикума в курсовом обучении русскому языку как иностранному: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 23 с.
  31. Чумак К.Ю. Развитие коммуникативной компетенции старшеклассников при работе над проблемным очерком: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 2012. 22 с.
  32. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 1997. С. 88-98.
  33. Nikitina Y. Genre-sense approach to teaching listening skills of students of faculty of foreign languages // English Language Learning and Teaching: Theory and Practise. Edited by Marina Zhadeyko. London, 2011. Pp. 65-78.
  34. Сотова И.А., Колесова Н.Н. Обучение профессиональной русской речи иностранных студентов медицинского вуза на основе жанрово-ориентированного подхода // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2016. № 3. С. 58-63.
  35. Hekhtel, A.S. (2008). Lingvometodicheskiye osnovy obucheniya kulture professionalnogo obshcheniya studentov meditsinskih spetsialnostei [Linguistic and methodological bases of teaching of the culture of professional communication of medical students]. [Author’s abstr. cand. ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
  36. Chistyakova, O.A. (2006). Metodika organizatsii kommunikativnogo praktikuma v kursovom obuchenii russkomu yazuku kak inostrannomu [Methods of organization communication workshop course in teaching Russian as a foreign language]. [Author’s abstr. cand. ped. diss.]. Yaroslavl. (In Russ).
  37. Chumak, K.Yu. (2012). Razvitiye kommunikativnoi kompetentsii starsheklassnikov pri rabote nad problemnym ocherkom [Development of communicative competence of senior pupils while working on a problematic essay]. [Author’s abstr. cand. ped. diss.]. Yaroslavl. (In Russ).
  38. Shmeleva, T.V. (1997). Model rechevogo zhanra. Zhanry rechi [Model of speech genre. Speech Genres (pp. 88-98)]. Saratov. (In Russ).
  39. Nikitina, Y. (2011). Genre-sense approach to teaching listening skills of students of faculty of foreign languages. English Language Learning and Teaching: Theory and Practice (pp. 65-78). London.
  40. Sotova, I.A., & Kolesova, N.N. (2016). Teaching Foreign Medical Students Professional Russian Speech on Base of Genre-oriented Approach. Bulletin of PFUR. Series: Russian and foreign languages and methods of their teaching. 3. (pp. 58-63). (In Russ).

© Сотова И.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах