ПРОЛЕГОМЕНЫ К ТЕОРИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НЕРОДНОМУ ЯЗЫКУ
- Авторы: Московкин Л.В.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 15, № 2 (2017)
- Страницы: 231-245
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/16200
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2264-2017-15-2-231-245
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты разработки пролегоменов (исходных положений) теории методов обучения неродному языку. Актуальность данного исследования обусловлена потребностями развития методики обучения неродному языку. Цель статьи состоит в уточнении содержания базовых понятий теории методов обучения неродному языку - понятий «методическая теория», «неродной язык», «метод обучения», в определении требований к методическим теориям, в установлении соотношения понятия «неродной язык» со смежными понятиями, в анализе существующих определений понятия «метод обучения». Материалом исследования выступили научные труды, в которых используются базовые понятия исследования. Основной метод исследования - понятийно-терминологический анализ. В ходе исследования были определены требования к методическим теориям, которым должна удовлетворять и теория методов обучения неродному языку. Среди них требования к теории вообще (системность, обобщенность, обоснованность и достоверность входящих в ее состав научных положений, глубина, полнота, целостность, объяснительная и прогностическая способность, соответствие научному стилю речи и логичность изложения), а также специфические требования, предъявляемые к педагогическим (обращенность к практике) и методическим теориям (опора на общие научные положения педагогики, включенность в контекст современной российской методики обучения неродному языку). Анализ термина «неродной язык» применительно к теории методов обучения позволил прийти к выводу, что в контексте данной теории правомерно использовать его в его наиболее общем, родовом значении. Анализ определений понятия «метод обучения» показал, что под методом обучения целесообразно понимать совокупность принципов и приемов обучения.
Ключевые слова
Об авторах
Леонид Викторович Московкин
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: moskovkin.leonid@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, Россия, 199034Список литературы
- Рахманов И.В., Гез Н.И., Зимняя И.А., Фоломкина С.К., Шайкевич А.Я. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в Х1Х-ХХ вв. / под ред. И.В. Рахманова. М.: Педагогика, 1972. 318 с.
- Капитонова Т.И., Щукин А.Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. М.: Русский язык, 1979. 222 с.
- Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 2000. 252 p.
- Richards J., Rodgers Y. Approaches and Methods in Second Language Classrooms. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 278 p.
- Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 256 с.
- Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2008. 312 с.
- Рахманов И.В. Очерк по истории методики преподавания новых западноевропейских иностранных языков. М.: Учпедгиз, 1947. 196 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 227 с.
- Московкин Л.В. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения: русский язык как иностранный, начальный этап. СПб.: СМИО-Пресс, 1999. 188 с.
- Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в 20 веке // Иностранный язык в школе. 2001. № 2. С. 23-29, 61.
- Bonvino E., Di Prete L., Giardini F., Iori A., Longo I., Pontesilli A., et al. C’era una volta il metodo: Tendenze attuali nella didattica delle lingue straniere. A cura di Carlo Serra Borneto. 7 ristampa. Roma: Carocci editore, 2005. 329 p.
- Рахманина М.Б. Метод как основа обучения иностранному языку (Системно-структурный анализ). М.: МПГУ, 2006. 408 с.
- Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. 85 с.
- Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
- Есаджанян Б.М., Баласанян Л.Г., Баятян Э.А., Шахкамян Г.Г. Методика преподавания русского языка как неродного / под ред. Б.М. Есаджанян. Ереван: Филин, 2008. 496 с.
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
- Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового). М.: Изд-во РУДН, 2007. 185 с.
- Лысакова И.П., Уша Т.Ю., Васильева Г.М., Железнякова Е.А., Розова О.Г., Матвеева Т.Н. и др. Основы методики обучения русскому языку как неродному / под ред. И.П. Лысаковой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 163 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 219 с.
- Садовская И.Л. Методы обучения: мифы, заблуждения и реалии. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2008. 228 с.
- Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1978. 244 с.
- Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.
- Володина Г.И. Описание семантических классов предложений в целях преподавания русского языка как неродного / под ред. В.А. Белошапковой. М.: Изд-во МГУ, 1989. 128 с.
- Ellis R. The Study of Second Language Acquisition. 8th ed. Oxford: Oxford University Press, 2001. 824 p.
- Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ). СПб.: Просвещение; Казань: Магариф, 2003. 376 с.
- Воителева Т.М., Фомичева Г.А. Методы обучения русскому языку // Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.: Изд. центр «Академия», 2005. С. 51-59.
- Данилов М.А. К вопросу о методах обучения в советской школе // Советская педагогика. 1956. № 10. С. 87-101.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
- Рудакова И.А. Теория и практика методов обучения в современной дидактической интерпретации. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2004. 264 с.
- Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
- Трайнев И.В. Конструктивная педагогика / под общ. ред. В.Л. Матросова. М.: ТЦ Сфера, 2004. 320 с.
- Махмутов М.И. Вопросы теории методов проблемно-развивающего обучения // Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах. М.: НИИ ОП, 1980. С. 5-61.
![](/img/style/loading.gif)