АУДИТОРНЫЙ ДИСКУРС КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ПО РАЗВИТИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ИНОФОНА
- Авторы: Чайлак Х.1, Мухаммад Л.П.1
-
Учреждения:
- Караденизский технический университет, Трабзон, Турция
- Выпуск: Том 15, № 1 (2017)
- Страницы: 77-90
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/russian-language-studies/article/view/16031
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2264-2017-15-1-77-90
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблематика данной статьи связана с созданием инновационных технологий обучения, а именно с личностно ориентированным преподаванием русского языка иностранцам. Актуальность работы состоит в исследовании аудиторного дискурса как инновационной площадки для развития гармоничной языковой личности в учебном процессе на неродном языке. Результатом данного исследования является создание инновационной антропологически ориентированной обучающей модели по русскому языку для турецких студентов начального этапа обучения. Уникальность данной модели в том, что исходной точкой ее конструирования является личность, языковая личность учащегося-инофона в его коммуникативном взаимодействии с иными участниками коммуникативного акта, в том числе и преподавателем. Цель работы - показать, как учет особенностей дискурса стимулирует методиста к осуществлению стратегии обучения, основанной на реальном коммуникативном взаимодействии преподавателя и студента. Основными методами исследования являются методы практического характера: наблюдение за коммуникативным взаимодействием участников учебного процесса, беседы со студентами и преподавателями, обобщение личного практического опыта в учебной аудитории. Материалом исследования является реально протекающий в аудитории турецких студентов учебный процесс обучения русскому языку, а также видео- и аудиозаписи данного процесса. Новизна исследования состоит в том, что авторы находят интегральные и дифференциальные признаки педагогического/аудиторного дискурса, протекающего в турецкой аудитории. Выделение данных признаков может помочь методисту использовать феномен аудиторного дискурса в качестве инновационной площадки для создания принципиально новых методик, в том числе и методик, основанных на сконструированной нами обучающей модели, ориентированной на языковую личность турецкого студента начального этапа обучения. В исследовании выявлен некоторый минимум весьма важных для лингводидактики дифференцирующих компонентов аудиторного дискурса, развертывающегося в аудитории турецких студентов начального этапа обучения. Данная работа позволяет сделать вывод о целесообразности дальнейшего изучения аудиторного дискурса с точки зрения перспектив развития языковой личности инофона.
Об авторах
Ханифе Чайлак
Караденизский технический университет, Трабзон, Турция
Автор, ответственный за переписку.
Email: caylakhanife@gmail.com
кандидат филологических наук, преподаватель отделения русского языка и литературы факультета гуманитарных наук Караденизского технического университета
Трабзон, Турция, 61080Людмила Петровна Мухаммад
Караденизский технический университет, Трабзон, Турция
Email: caylakhanife@gmail.com
доктор педагогических наук, профессор отделения русского языка и литературы факультета гуманитарных наук Караденизского технического университета
Трабзон, Турция, 61080Список литературы
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
- Арутюнов А.Р. Коммуникативный интенсивный учебный курс РКИ для заданного контингента учащихся: методическое пособие. М.: ИРЯП, 1989. 99 с.
- Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.; Воронеж, 2001. 448 с.
- Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.В. Структура научного текста и обучение монологической речи. М.: Русский язык, 1981. 141 с.
- Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г., Вятютнев М.Н., Сосенко Э.Ю., Степанова Е.М. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 269 с.
- Мухаммад Л.П., Ашчи М., Чайлак Х. Скоморошина. Или приключения Боры. Урок-спектакль: учебное пособие по обучению русской разговорной речи турецких студентов-филологов (начальный этап обучения). Стамбул, 2016. 124 с.
- Мухаммад Л.П. Языковая личность иностранного студента-нефилолога начального и среднего этапов обучения. М.: ИРЯП, 2003. 240 с.
- Chomsky N. New Horizons in the Study of Language and Mind. - Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 230 p.
- Юнг К.Г. Психологические типы. М.: АСТ, 2008. 761 с.
- Мухаммад Л.П., Чайлак Х. Интерактивные особенности языковой личности и проблема функционирования механизмов антиципации в процессе работы с текстом // Электронный научно-образовательный журнал «Avrasya Uluslararası Araştırmalar Dergisi». № 8. 2016. C. 31-50. URL: http://www.avrasyad.com/OncekiSayilarDetay.aspx?Sayi=8
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 148 с.
- Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс: учеб. пособие. М.: Флинта, 2011. 224 с.
- Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советскаяэнциклопедия, 1990.
- Дискурс, речь, речевая деятельность: функцональные и структурные аспекты: cб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000. 232 с.
- Карасик В.И. О типах дискурса. URL: http://rus-lang.isu.ru/education/discipline/philology/disrurs/material/material2/
- Карасик В.И. Речевая коммуникация: дискурсивный аспект // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 1 (21). 2013. C. 32-34. Www.grani.vspu.ru
- Макаров М.Л. Основы теори дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
- Мухаммад Х.И. Прагматический компонент «взаимодействие» в аудиторном дискурсе: автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2006. 24 с.
- Седов К. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
- Ситуационная и личностная детерминация дискурса / под ред. Н. Павловой, И. Зачесовой. М.: Институт психологии РАН, 2007.
- Van Dijk Teun А. Discourse and Context. A sociocognitive approach / А. Van Dijk. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. Рр. 22-72.