Том 19, № 1 (2022)
- Год: 2022
- Статей: 10
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1536
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-1
Весь выпуск
ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: АКТИВНОСТЬ, ИДЕНТИЧНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ
Активность москвичей в городской среде: роль фактора ответственности
Аннотация
Изучается роль ответственности жителей мегаполиса как ресурса их социальной активности. Решается проблема выявления уровня и типа ответственности горожан за благополучие городской среды. В исследовании приняли участие жители Москвы (N = 359) в возрасте 18-75 лет, проживающие в разных административных округах города. Использовались авторские опросники, направленные на выявление типа ответственности горожан и их готовности к активному участию в жизни города, методика ценностных ориентаций Е.Б. Фанталовой, блок вопросов для определения социально-демографических характеристик респондентов. На первом этапе выделены три группы респондентов с разным уровнем ответственности, произведен анализ направленности ответственности в них, затем проанализированы связи между ценностными ориентациями и показателями ответственности в трех группах респондентов, а также описана готовность респондентов с разным уровнем ответственности принимать активное участие в жизни города. На втором этапе на основе данных регрессионного анализа показана роль ответственности как предиктора активности горожан по улучшению условий жизни в городе. Обнаружено, что ответственность за происходящее в городе в трех группах респондентов с разным ее уровнем отличается в большей степени по выраженности суждений интернального или экстернального типа, пессимистичности/ оптимистичности их настроя относительно веры в свои собственные силы, готовности других людей поддержать начинания, позитивных ожиданий изменений городской жизни при условии активного участия всех горожан в каких-либо преобразованиях, мероприятиях. По итогам возрастного анализа выборки сделан вывод о слабой представленности молодежи в группе с высоким уровнем ответственности. Намечены перспективы дальнейших исследований.
Соотношение приверженности молодежи к социальной активности в интернете и физическом пространстве
Аннотация
Ввиду масштабных сдвигов в развитии цифровых технологий, с расширением возможностей и распространением интернет-среды активность все больше выводится из среды физической в интернет-среду. Одним из важнейших становится вопрос соотношения активности в двух средах и ее отражения в социальной идентичности молодежи. Цель исследования - анализ соотношения приверженности к социальной активности личности в интернет и физическом пространстве с учетом ее форм и глубины этнической, религиозной и гражданской идентичности. В исследовании приняли участие 199 человек в возрасте 17-24 лет (средний показатель М = 20,02; SD = 2,7). Для оценки приверженности к различным формам социальной активности в физической и интернет-среде модифицированы и разработаны авторские шкалы. Для выявления степени идентификации с институтом религии разработаны вопросы об отнесенности к конфессии и степени религиозности. Гражданская идентичность определена с использованием шкалы А.Н. Татарко. Определенность этнической идентичности выявлена с помощью методики А.Н. Татарко и Н.М. Лебедевой. Использованы методы описательной статистики, корреляционный и регрессионный анализы. Установлено, что приверженность к гражданской, политической, дружеско-приятельской активности не зависит от их включенности в реальной или виртуальной среде. Досуговая активность в большей степени представлена в виртуальной среде. Определенность и позитивность этнической идентичности сопряжены с просоциальной и более приемлемыми для молодежи формами активности, а ее неопределенность - с протестными формами активности в обеих средах; гражданская идентичность связана с наиболее предпочтительной досуговой активностью в обеих средах, с волонтерской активностью и снижением протестной в реальной среде, политической в интернете и предпочтением активности в интернет-пространстве; приверженность к религии сопряжена с соответствующей активностью и вступает в противоречие с протестной, экологической и сетевой, характеризующей в основном свободное времяпрепровождение. Активность в физической среде является более сильным предиктором гражданской, этнической и религиозной идентичности, нежели в интернет-среде.
Прогрессирующий инфантилизм у современных подростков и молодежи: симптомы и причины
Аннотация
В XXI веке в эпоху нарастающей инфантильности одной из важных задач современных психологии и педагогики является решение проблемы воспитания и развития ответственности подростков и молодежи. Существуют различные гипотезы по поводу возникновения инфантильности и безответственности и их проявлений в детстве и во взрослости. Сила общества - это сила личностей, его составляющих, поэтому в современной науке важно выявлять причины социального инфантилизма и внедрять технологии по его профилактике и коррекции. На основе теоретического анализа рассматриваются доминирующие симптомы развития инфантильности (безответственность, душевный дискомфорт, одиночество, нарушение сексуального поведения, нарциссизм и гендерный шовинизм) и их проявления в разные возрастные периоды. По мнению авторов, основными причинами развития инфантилизма в подростковой и молодежной среде являются: 1) отсутствие коллективного воспитания и низкое влияние педагогов, психологов и образовательной среды в целом на развитие личности; 2) ярко выраженный стиль педагогики свободы, провоцирующий развитие эгоизма; 3) делегирование ответственности за воспитание исключительно на семью при отсутствии психолого-педагогической поддержки семейных отношений; 4) деформация модели семейных отношений на фоне падения рождаемости, смещения гендерных ролей и семейных ценностей. Для профилактики и коррекции инфантилизма в среде подростков и молодежи специалистам в области современного образования необходимо проводить систематическую диагностическую работу с семьей и уделять пристальное внимание внедрению практических технологий профилактики безответственного поведения в среде младших школьников и подростков. Кроме того, необходимо внедрять психолого-педагогическое просвещение подрастающего поколения по вопросам саморазвития, самовоспитания и самореализации личности.
Особенности групповой идентичности и ее взаимосвязь с уровнем спортивных достижений у подростков и юниоров, занимающихся боксом
Аннотация
Изучаются особенности групповой идентичности, а также выявляются взаимосвязи выраженности ее компонентов и уровня спортивных достижений у подростков и юниоров, занимающихся боксом. Представлены результаты эмпирического исследования, полученные на примере 360 спортсменов: 180 подростков и 180 юниоров, занимающихся боксом. Респонденты были разделены на четыре группы по полу и возрасту (15-16 лет и 17-18 лет) с равным количественным составом. В исследовании использовались опросник социальной (групповой) идентичности A.R. Graziani, M. Rubini, A. Palmonari, S. Costarelli, R.M. Calla в адаптации О.В. Васьковой и методика измерения результативности спортивной деятельности. Выявлены статистически значимые различия параметров групповой идентичности, соотнесенные с половыми и возрастными категориями респондентов. Обнаружены более высокие показатели групповой идентичности у девочек-подростков и юниоров в сравнении с мальчиками-подростками и юниорками. Возрастная динамика заключается в том, что у подростков юношей-боксеров компоненты идентичности возрастают, а у девочек и девушек-боксеров могут иметь тенденцию к снижению. Подтвердилась гипотеза о существовании взаимосвязи между показателями групповой идентичности и уровнем спортивных достижений у подростков и юниоров-боксеров, однако она не всегда носит только прямой и положительный характер. Представлены перспективы будущих исследований значения и роли социальной идентичности в области спортивных достижений.
Личностные смыслы безопасности в сознании профессиональных франкофонов
Аннотация
Безопасность, признаваемая в настоящее время ведущим условием организации образовательного пространства, остается мало изученной применительно к образовательному пространству языковой подготовки. Между тем ее представленность в сознании субъектов изучения иностранного языка позволяет прогнозировать векторы приложения усилий для совершенствования деятельности соответствующих субъектов. Цель исследования - изучение личностных смыслов безопасности в сознании профессиональных франкофонов. Респондентами выступили преподаватели французского языка и студенты-выпускники, изучающие французский язык. Методы исследования: направленные высказывания, контент-анализ, шкалированный опрос. В ходе исследования выявлены смысловые группы категории «безопасность» в образовательном пространстве овладения французским языком: средовой параметр учебного процесса, характеристика взаимодействия субъектов учебного процесса, внутреннее состояние субъектов - педагога/учащегося, предиктор усвоения иностранного языка, экспектация владения французским языком. Установлены ситуации ее «привязки» профессиональными франкофонами к образовательному пространству овладения французским языком: организация образовательного пространства, построение методических подходов к обучению языку, реализация учебного взаимодействия, овладение французским языком. Получено подтверждение значимости для профессиональных франкофонов категории «безопасность» по трем аспектам организации образовательного пространства овладения французским языком - общеметодическому, общеязыковому и частноязыковому. В процессе обучения французскому языку представляется целесообразным учитывать потребности безопасности, актуальные для современного образовательного пространства, выделять в нем особенности, значимые в целом для практики языковой подготовки как направления педагогической деятельности, принимать во внимание нюансы, характерные исключительно для преподавания конкретного языка.
ЛИЧНОСТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Когнитивно-мотивационные основы аккультурационных ожиданий: применение модели групповой позиции этнических групп
Аннотация
Доминирующим культурным группам уделяется значительно меньше внимания в литературе, хотя именно они, как правило, задают основной тон в процессе взаимной аккультурации. В исследовании, во-первых, ставится под сомнение преобладающая имплицитная позиция, что доминирующие культурные группы не имеют особой дифференциации относительно разных недоминирующих культурных групп в своих аккультурационных ожиданиях, и, во-вторых, предлагается новая модель групповой позиции этнических групп для объяснения и прогнозирования аккультурационных ожиданий относительно конкретной недоминирующей культурной группы в обществе. Проверяются связи структурных переменных групповой позиции из новой модели (статус, взаимозависимость, сходство) и аккультурационных ожиданий при учете релевантных переменных индивидуальных различий (степень согласия и одобрения для авторитарных установок и определенных межгрупповых идеологий), таким образом охватывая когнитивно-мотивационные основы аккультурационных ожиданий. Участниками социально-психологического опроса стали 377 русских представителей доминирующей в России культурной группы, которые заполняли анкету, содержащую вопросы об аккультурационных ожиданиях (интеграция, ассимиляция, сепарация и т. д.), общей оценке этнических групп по «термометру чувств», воспринимаемых групповых позициях, а также об одобрении авторитарных установок (авторитаризм правого толка и ориентация на социальное доминирование) и межгрупповых идеологий (ассимиляционизм, мультикультурализм, интеркультурализм и т. д.). Результаты показали, что члены доминирующей культурной группы, даже при учете их индивидуальных различий в этнической предубежденности, действительно дифференцируют свои аккультурационные ожидания относительно разных культурных групп в соответствии с новой моделью. В выводах подчеркивается, что образы культурных групп формируются на основе обыденных наблюдений за их жизненными результатами или обстоятельствами, прежде всего в аспекте вертикального неравенства (престиж и уважение), то есть воспринимаемого статуса (образованность, интеллигентность, профессиональная состоятельность, связь с преступностью и т. д.), который во многом определяет межкультурные отношения и аккультурационные ожидания в частности.
Осознанность в межкультурной коммуникации: опыт качественного анализа
Аннотация
Межкультурная коммуникация в последнее время - одна из актуальных тем психологии межгрупповых отношений, межкультурной коммуникации и социальной психологии. Межкультурная коммуникация рассматривается в рамках теорий коммуникативистики и описывает особенности и механизмы, лежащие в основе эффективной коммуникации. Интегративная модель коммуникации, описанная авторами ранее, поставила необходимость проверить роль осознанности в межкультурной коммуникации. Цель исследования заключается в анализе вклада осознанности в ситуации межкультурного взаимодействия с помощью качественных методов исследования. Исследование проводилось с опорой на теоретическую модель межличностной осознанности, описанной на четырех уровнях: концентрация на настоящем, присутствие; внимательное осознавание одновременно и себя и другого; принятие другого без осуждения; сдерживание автоматических реакций. С помощью метода глубинного интервью и последующего тематического и феноменологического анализа данных получены описания механизма осознанности в межкультурном общении в целом и на каждом из четырех аналитических уровней в отдельности. В результате анализа получены данные, раскрывающие содержание каждого из уровней осознанности. Сделаны выводы о содержании целей и ценностей межкультурного общения, мотивов специфической практики в жизни и общении информантов. Проанализированы способы контроля реактивности в ситуации неопределенности межкультурного общения и описаны роли установок на принятие другого без осуждения. Полученные результаты могут послужить основой для развития интегративной модели, описывающей роль тревоги и неопределенности в межкультурном общении, и позволяют операционализировать данные в измерительные шкалы для количественных исследований в области оценки роли осознанности в межкультурном общении.
Молчание золото? Хронический стресс и динамика психофизиологических показателей у иностранных студентов: пилотное исследование
Аннотация
Большинство людей считают, что учеба или работа за границей - это стресс, но насколько это может нанести вред здоровью? Литература о стрессе связывает межкультурные взаимодействия с шансами получить более высокий уровень хронического стресса. В статье представлены результаты двух исследований иностранных студентов, обучавшихся в Москве в 2018 г. В частности, в исследовании 1 оценивалось, насколько межкультурные взаимодействия воспринимаются как влияющие на состояние здоровья в течение первого полугода пребывания в новой стране. Исследование 2 было направлено на изучение того, может ли психологический стресс, связанный с переездом в другую страну, привести к психофизиологическим последствиям хронического стресса. В исследовании 1 применялись качественные методы: проведено 21 интервью с иностранными студентами. В исследовании 2 проведено лонгитюдное пилотное исследование для 10 иностранных студентов в течение первых 2-5 месяцев (М = 3,6) с их переезда. Ожидалось, что стресс, связанный с межкультурными взаимодействиями, повлияет на субъективное самочувствие и показатели здоровья. Результаты первого исследования показали, что состояние здоровья было относительно «молчаливой», то есть редко упоминаемой темой в интервью. Результаты второго исследования свидетельствуют, что у участников были изменения исходного уровня частоты сердечных сокращений в состоянии покоя. Таким образом, воспринимаемый хронический стресс, связанный с межкультурными взаимодействиями, может влиять на психофизиологическое состояние; однако эффект варьируется в зависимости от индивидуальных различий. Необходимы дальнейшие исследования для согласования данных и выявления неинвазивных объективных маркеров риска и индивидуальных путей развития стресса с целью выявления «групп риска» студентов и предоставления вариантов профилактики до того, как их здоровью будет нанесен какой-либо серьезный вред.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
Грантовая поддержка как фактор развития научных исследований в российских университетах
Аннотация
Научные исследования на современном этапе развития высшей школы - это основа академической репутации университета, аспект учебной деятельности преподавателя и студента; количественные показатели научной результативности являются важнейшим критерием оценки эффективности на разных уровнях. Предлагается обзор исследований, посвященных различным аспектам деятельности фондов. Проведен анализ реализации научных исследований на основе грантовой поддержки четырех наиболее авторитетных фондов России в 2006-2020 гг.: Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), Совета по грантам Президента Российской Федерации и Российского научного фонда (РНФ). Оценка произведена на примере проектов в гуманитарных и социальных науках, в том числе по языкознанию. Констатируется значимость фондов для сохранения классических направлений научной деятельности, роста числа научных исследований в российских университетах, финансируемых данными фондами как в общем исчислении, так и относительно числа грантовых проектов, проводимых в академических институтах. Дана оценка деятельности фондов как структуры, определяющей приоритетные направления исследований. Наиболее востребованными для университетов стали конкурсы по фундаментальным исследованиям и поддержка исследований молодых ученых.
Адаптация шкалы Р. Шварцера «Проактивные аттитюды»: валидизация и психометрическая проверка на выборке российской молодежи
Аннотация
Актуальность исследования проактивного совладания и проактивных аттитюдов в период ранней взрослости определяется необходимостью планирования будущего, прогнозирования трудных ситуаций, что является важным навыком взрослого человека. В качестве теоретического использовался подход Р. Шварцера к проактивному совладанию и проактивных аттитюдов, работы отечественных авторов по адаптации и созданию методик исследования проактивного совладания (Е.П. Белинская, А.И. Ерзин, Е.С. Старченкова, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк и др.). Цель исследования - описание психометрических показателей русскоязычной адаптации шкалы «Проактивные аттитюды» Р. Шварцера на выборке российской студенческой молодежи. Задачи исследования: 1) осуществить перевод оригинальной версии шкалы; 2) определить факторную структуру шкалы и оценить ее внутреннюю согласованность, дискриминативность; 3) определить тест-ретестовую надежность и валидность шкалы, средние показатели для периода ранней взрослости. Для изучения конструктной валидности применена методика «Проактивное поведение» А.И. Ерзина и шкала самоэффективности Р. Шварцера; для оценки внешней валидности использовались методики «Проактивное совладающее поведение» (в адаптации Е.П. Белинской и др.); опросник временной перспективы В. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой и др.) и опросник копинг-стратегий Р. Лазаруса (в адаптации Т.Л. Крюковой и др.). Выборка - 467 человек, возраст от 20-25 лет (312 женщин и 155 мужчин). Основное исследование (для стандартизации и валидизации шкалы) - 400 респондентов (272 женщины и 128 мужчин); 67 человек участвовали в повторном опросе (спустя 2 и 4 недели). Исследование проводилось онлайн в Google-форме. Экплораторный факторный анализ позволил выделить одномерность шкалы (фактор «Возможность независимого выбора») и ее приемлемую внутреннюю согласованность (коэффициент α Крон- баха = 0,78). Показатели тест-ретестовой надежности и дискриминативности удовлетворительные. Шкала показала приемлемую внешнюю и конструктную валидность, получены средние значения по шкале, представлены гендерные различия. Шкала «Проактивные аттитюды» обладает нужными психометрическими характеристиками, может использоваться для экспресс-диагностики проактивных аттитюдов молодых людей.