Том 18, № 3 (2021)

ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ: МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Интегративная модель межкультурного взаимодействия: опыт качественного анализа

Ткаченко Н.В., Хухлаев О.Е.

Аннотация

Исследования межкультурного взаимодействия в последнее время являются одной из актуальных тем социальной психологии. Рассматриваемые в контексте проблем развития межкультурной компетентности, они тем не менее часто оставляют без внимания механизмы, которые лежат в основании эффективной или неэффективной коммуникации. Механизм, с помощью которого межкультурная компетентность способствует межкультурной эффективности, описан в авторской интегративной модели межкультурного взаимодействия, объединяющей группу теорий коммуникативистского и социально-психологического подходов. В данной модели обоснован вклад неопределенности и тревоги в эффективность межкультурного общения, широко изученный в количественных исследованиях. Целью работы стала проверка представления о роли ситуации неопределенности и тревоги в межкультурном взаимодействии посредством качественного анализа. Исследование проводилось с опорой на теоретическую социально-психологическую модель межкультурного взаимодействия. С помощью метода глубинного интервью и последующего феноменологического анализа данных получено описание эффективной и неэффективной межкультурной коммуникации с точки зрения каждого из четырех аспектов модели: тревоги, неопределенности, социальной идентичности и межгрупповой тревоги. Раскрыто содержание части блоков модели (межкультурные способности, эффективность коммуникации, управление неопределенностью), а также выделен новый блок (управление эмоциями) и определены свойства связей внутри модели (между управлением тревогой и эффективностью коммуникации, между управлением эмоциями и управлением тревогой). Так как качественный анализ позволил уточнить теоретическую интегративную модель межкультурного взаимодействия и выявил дополнительные составляющие модели, развивающие теоретические представления о механизмах, лежащих в основании эффективной и неэффективной коммуникации, результаты данного исследования могут послужить основой для практики подготовки специалистов, работающих в области международных отношений: педагогов поликультурного образования, эйчаров в области международного бизнеса, специалистов межкультурного консалтинга и др.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(3):459-474
pages 459-474 views

Метод фокус-групп как претест анкеты для проведения опросов в кросс-культурных и межстрановых сравнительных исследованиях

Григорьев Д.С.

Аннотация

В понимании взглядов и поведения членов группы или социальной системы в целом фокус-группы как метод исследования обладают несомненными преимуществами, получившими широкое признание в социальных науках. Этот метод достаточно хорошо «схватывает» взаимодействие между людьми, группами и межличностным окружением. Данные преимущества рассматриваются в ключе смешанной методологии, включающей проведение опроса с использованием фокус-групп в качестве претеста анкеты в сравнительной перспективе в межстрановых и кросс-культурных исследованиях. В этом контексте фокус-группы помогают установить конструктную эквивалентность и разработать соответствующий контекстно-ориентированный язык для вопросов анкеты. Такое использование метода фокус-групп позволяет преодолеть ограниченную способность опросов достоверно измерять более сложные социально сконструированные понятия, само значение которых может значительно варьироваться от одной группы к другой, особенно в сравнительной перспективе в межстрановых и кросс-культурных исследованиях. С помощью фокус-групп данные собираются более «естественным», приближенным к реальному миру способом, в то время как обобщаемость обеспечивается путем подробного описания конкретных условий, участников и среды исследования. Кроме того, дискуссионная группа - это мыслящее общество в миниатюре, и, в отличие от диадических интервью или опросов, обсуждения в фокус-группах дают участникам возможность высказать свое мнение, обсудить его с другими участниками, выслушать мнения других людей, согласиться или не согласиться с ними, развить свои мысли, рассуждая вслух. Это похоже на то, что происходит в реальной жизни. Предполагается, что более широкое информирование об описанных преимуществах данного подхода для кросс-культурных и межстрановых сравнительных исследований будет способствовать его более активному применению.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(3):475-488
pages 475-488 views

Предварительная валидизация опросника «Стратегии поведения в межкультурном конфликте»

Батхина А.А.

Аннотация

Глобализация, вынужденная и добровольная миграция, а также развитие международных отношений приводят к росту культурной неоднородности и, соответственно, к увеличению частоты межкультурных контактов. К сожалению, массовое столкновение разных культур, этнических групп и конфессий часто сопровождается появлением культурного недопонимания, предубеждений и конфликтов. С точки зрения научного знания межкультурный конфликт является сравнительно новым и мало изученным предметом психологии, в том числе присутствует потребность в создании новых инструментов изучения данного рода конфликтов. Целью исследования являлась разработка и предварительная валидизация опросника «Стратегии поведения в межкультурном конфликте», основанного на мотивационной модели выбора стратегии поведения. Разработка опросника проходила в несколько этапов и включала в себя использование качественной и количественной методологии. Валидизация методики была проведена на российской выборке (N = 256). Полученные результаты апробации свидетельствуют о достаточно высоких психометрических характеристиках методики как исследовательского инструмента. Опросник описывает поведение, соответствующее семи стратегиям: сотрудничество, доминирование, уход, уступки, обучение нормам, выражение негативных эмоций и поиск третьей стороны. Разработанный опросник может быть использован различными специалистами для профилактики и урегулирования межкультурных конфликтов, при проведении тренингов этнической толерантности и межкультурной компетентности и коммуникации, при разработке рекомендаций государственным и некоммерческим организациям, занимающимся проблемами межэтнических отношений, адаптацией беженцев и мигрантов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(3):489-506
pages 489-506 views

ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РОССИИ И МИРЕ

Мультикультурное образование в Словакии: перспективы и риски

Кондрла П.

Аннотация

Анализируется 20-летний опыт мультикультурного образования в Словакии. Отправной точкой является изучение побудительных мотивов и причин включения мультикультурного образования в систему образования. Внедрение мультикультурного образования обосновывается в контексте текущих возможностей и потребностей общества; выявляются актуальные проблемы, которые мультикультурное образование решает сегодня. Представлены основные принципы и базисные элементы мультикультурного образования, исследуются их сильные и слабые стороны. Акцент делается на принципах уважения человеческого достоинства и социальной ответственности как источниках, на которых базируются другие ценности мультикультурного образования. Показано, что в реальной жизни среда, в которой происходит обучение, зачастую противоречит этим принципам. Школьная и семейная среды не обеспечивают достаточной подготовки, не формируют приоритетов и часто не уважают ценности мультикультурализма. Возникающий в результате конфликт между принципами и средой представляет собой самую большую проблему и риск в мультикультурном образовании в Словакии. Особое внимание уделяется вопросу образования на родном языке, эта проблема в Словакии главным образом затрагивает цыганское меньшинство. Невозможность для цыган учиться на родном языке противоречит декларациям о равных правах и возможностях для развития всех людей без ущемления их человеческого достоинства. Поиск перспектив для развития мультикультурного образования в Словакии требует изменений как в школьной среде, так и в ценностных ориентациях и личном отношении отдельных учителей, а также и изменений в их подготовке к будущей профессии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(3):507-519
pages 507-519 views

Кейс: английские заимствования в процессе подготовки переводчиков в Словакии

Вельницова К., Мала Е., Павликова М., Дурацкова Б.

Аннотация

Проблема английских заимствований поднимается во многих областях науки, таких как, например, лингвистика или переводоведение. Перед переводчиком стоит важная задача выбора адекватных средств выражения в зависимости от представленного для перевода текста. В системе подготовки переводчиков данному аспекту уделяется особое внимание. Исследование посвящено рассмотрению вариантов использования английских заимствованных слов и их переводу на словацкий язык в рамках журналистского дискурса. С этой целью проанализирована словацкая научная литература, связанная с проблемами перевода словацких заимствований на английский язык, а также изучено, как английские заимствования воспринимаются профессиональными переводчиками (N = 21) и студентами магистратуры, обучающимися на переводческих факультетах словацких университетов (N = 39). Результаты показали, что студенты и переводчики, как правило, используют ассимилированные формы английских заимствованных слов вместо оригинальных и при выборе подходящей формы заимствованного слова в первую очередь ориентируются на получателя информации, который должен правильно и точно понять переведенный текст. Полученные данные обосновывают необходимость и целесообразность усовершенствования методической работы в процессе подготовки переводчиков.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(3):520-531
pages 520-531 views

Развитие специальности «Реклама» в высшем образовании России и Китая

Ван Ю., Ремчукова Е.Н.

Аннотация

В настоящее время в связи с процессом глобализации и появлением различных новых медиа все большую актуальность приобретает изучение рекламы в различных областях, в том числе в высшем образовании, так как умение производителей создавать и размещать рекламные тексты позволяет эффективно продвигать идеи, товары или услуги во всем мире с коммерческой и некоммерческой целью. Исследование посвящено сопоставительному анализу процессов развития специальности «Реклама» в высшем образовании постсоветской России (1991-2020) и Китайской Народной Республики (1949-2020), специфике процессов создания данной специальности в обеих странах, выявлению их преимуществ и недостатков. Представлена история развития специальности «Реклама» в российских и китайских вузах. Проанализирована степень соответствия развития данной специальности в вузах с запросами государственных учреждений и рекламной индустрии в России и Китае в разные периоды. Проведена оценка моделей развития данной специальности в разные периоды в двух странах. Актуальность выбранной темы обусловлена интенсивностью прогресса этой перспективной специальности и необходимостью поисков новых форм обучения для ее дальнейшего развития в высшем образовании. На основании полученных результатов выявлены сходства и различия в развитии данных процессов в двух странах, а также описаны их особенности с учетом социальных, экономических и исторических факторов на разных этапах. Доказано, что наряду с чертами сходства процесс формирования специальности «Реклама» в высшем образовании России и Китая обладает определенными различиями, что имеет непосредственное отношение к идеологической атмосфере, финансовому состоянию, экономическим стратегиям и стандартам высшего образования в двух странах.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(3):532-554
pages 532-554 views

РАЗВИТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ГЛОБАЛЬНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ

Шкала карьерно-адаптационных способностей М. Савикаса и Э. Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков

Кондратюк Н.Г., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И.

Аннотация

Цель исследования - разработать русскоязычный вариант методики М. Савикаса и Э. Порфели «Шкала карьерно-адаптационных способностей» (Career Adapt-Abilities Scale, CAAS), а также проверить ее психометрические свойства на российской выборке респондентов старшего подросткового возраста. Актуальность исследования определяется запросом современного общества на поиск, развитие и создание эффективных инструментов диагностики метанавыков, благоприятствующих профессиональному самоопределению человека, его успешности и благополучию в профессиональной жизни. В исследовании приняли участие 607 человек (360 девушек и 247 юношей) в возрасте от 15 до 19 лет. Русскоязычная версия «Шкалы карьерно-адаптационных способностей» идентична международной форме методики. Она включает 24 пункта, которые путем суммирования дают общий балл, диагностирующий карьерную адаптивность, а также поровну разделены на четыре субшкалы, которые измеряют ресурсы адаптивности: заинтересованность, контроль, любознательность и уверенность. Коэффициенты внутренней согласованности субшкал и общей шкалы методики варьировались от хороших до отличных и оказались близки соответствующим параметрам международной версии CAAS. Продемонстрирована ретестовая надежность методики, факторная структура и корреляции общего показателя карьерной адаптивности и его параметров с другими психологическими конструктами, связанными с личностными особенностями, регуляторными механизмами и процессами профессионального саморазвития. В заключение приведены текст опросника, инструкция и ключи. Разработанная русскоязычная форма методики М. Савикаса и Э. Порфели «Шкала карьерно-адаптационных способностей» показала себя надежным и валидным инструментом для исследования карьерной адаптивности и карьерно-адаптационных ресурсов человека на русскоговорящих подростковых выборках. Дальнейшие исследования связаны с анализом возрастной инвариантности методики. Планируется также изучить инвариантность методики отдельно в группах мужчин и женщин.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(3):555-575
pages 555-575 views

Роль перцептивных процессов в структуре феномена одаренности

Шукова Г.В.

Аннотация

В настоящее время существует очевидный дефицит российских исследований перцептивных процессов у одаренных. В связи с этим обсуждаются теоретические и организационные вопросы исследования когнитивной сферы одаренности, в частности восприятия, актуального не только в его фундаментальных, но и прикладных аспектах, чем объясняется высокая современная исследовательская активность зарубежных психологов в этой области. Представленные в литературе эмпирические данные о значении перцептивных процессов в формировании феномена одаренности рассматриваются с методологических позиций психологии восприятия, что позволяет обозначить новые подходы в изучении одаренности. Складывающийся сегодня массив эмпирики когнитивной психологии одаренности систематизирован по решаемым в исследованиях основным задачам: 1) определить (измерить) когнитивные характеристики одаренных, установить связи между ними; 2) выявить параметры когнитивных процессов, специфичные для одаренности; 3) установить связи феномена одаренности с конкретными когнитивными ресурсами. Выделены организационные признаки современной когнитивной психологии одаренности: использование психометрического инструментария, сопоставительная исследовательская схема, преимущественное использование детской и подростковой выборок, обращение к феномену математической одаренности, привлечение нейронаучных исследовательских ресурсов; показаны их возможности и ограничения. На примере нейрокогнитивных исследований математической одаренности обсуждаются теоретические и организационные угрозы валидности получаемых в них выводов, а также меры повышения доказательности познания когнитивной сферы одаренности - обеспечения его экологической валидности, целостности, онтологичности за счет охвата большего количества исследуемых переменных на значительных группах участников. Систематизированы эмпирические данные о ключевой роли в когнитивной структуре одаренности зрительно-пространственных процессов (пространственного мышления). На основе тезиса об особом функциональном значении непосредственно-чувственного перцептивного процесса поставлена задача определения функциональных характеристик перцептивных процессов в условиях одаренности. Показан потенциал интеграции знания из разных предметных областей психологии для исследования проблематики уникального когнитивного и социального функционирования, личностной организации одаренного человека.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(3):576-591
pages 576-591 views

Ценностные предикторы взросления старших подростков в контексте их профессиональной самоопределенности: на примере курсантов Суворовского военного училища МВД России

Безгодова С.А., Кулинченко А.В., Микляева А.В., Шаповал В.А.

Аннотация

На фоне социальных изменений последних десятилетний, усиления приоритетности роли «ребенка» по отношению к роли «взрослого» современные подростки встают перед выбором стратегий взросления, который сопровождается внутренней конфликтностью, противоречием между закономерностями развития, в том числе социального, и современными культурными императивами. Эта актуальная проблема и легла в основу настоящего исследования. Обсуждается проблема взросления современных российских подростков в контексте профессиональной самоопределенности. Профессиональная самоопределенность рассматривается как фактор позитивного принятия взросления, обусловленного определенными ценностными ориентациями. Предполагается, что осуществленный подростками выбор будущей профессии (профессиональная самоопределенность) повышает их самооценку взрослости, а в качестве предикторов самооценки взрослости могут выступать ценностные ориентации, определяющие смысл взросления для подростков. Участниками исследования были 302 подростка мужского пола в возрасте 14-17 лет: 148 обучающихся Суворовского училища МВД России и 154 обучающихся общеобразовательных школ. Исследование проводилось с использованием метода анкетирования, модифицированной методики изучения самооценки Дембо - Рубинштейн, ценностного опросника Ш. Шварца. Математическая обработка осуществлялась с помощью сравнительного (φ* Фишера и U ( Z ) Манна - Уитни), дисперсионного ( F ) и регрессионного ( В ) анализов. В результате выявлено, что профессиональная самоопределенность подростков повышает их самооценку взрослости. Она связана фактором первичной профессиональной социализации, а именно условиями образовательной среды, в которой проходит взросление. Ценностные ориентации подростков являются предикторами самооценки их взрослости, при этом они опосредуются групповыми, гендерными и социальными стереотипами в представлениях о «взрослом» и роли «взрослого».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(3):592-606
pages 592-606 views

ЛИЧНОСТЬ В ГЛОБАЛЬНОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Зависимость от социальных сетей и характеристики личности: обзор исследований

Шейнов В.П.

Аннотация

Социальные сети занимают все больше и больше места в повседневной жизни современных людей, став неотъемлемой частью нашего существования. При этом их роль постоянно растет вместе со стремительным увеличением количества их активных пользователей. Поскольку онлайн-взаимодействие для многих стало более используемым, чем личное общение, социальные сети начали серьезно влиять на образ жизни, общение, интересы и психологию людей. Пользование социальными сетями распространяется в геометрической прогрессии и охватило более трети населения мира, поэтому исследователи разных стран активно изучают социальные сети. Накоплен значительный эмпирический материал, требующий обобщения и осмысления, что и стало целью данного обзора. Обнаружены положительные связи зависимости от социальных сетей с депрессией, тревожностью, стрессом, нейротизмом, эмоциональными проблемами, низкой самооценкой, кибервиктимизацией, проблемами физического здоровья, психическими расстройствами, одиночеством, прокрастинацией, зависимостью от смартфонов и интернета, а также с неверностью в отношениях. Выявлены отрицательные связи зависимости от социальных сетей с удовлетворенностью жизнью, успеваемостью школьников и студентов, производительностью труда и приверженностью организации ее работников, социальным капиталом, возрастом. Основной причиной зависимости от социальных сетей является потребность в общении, и женщины в целом активнее мужчин участвуют в социальных сетях. В обзоре приведены лишь те связи зависимости от социальных сетей, которые установлены в ряде исследований, проведенных в разных странах. Представленные результаты получены за рубежом с помощью иноязычных опросников, определяющих зависимость от социальных сетей. Отсутствие подобного надежного и валидного инструмента у русскоязычных психологов стало серьезным фактором, сдерживающим проведение аналогичных отечественных исследований. Автором разработан такой надежный и валидный опросник зависимости от социальных сетей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(3):607-630
pages 607-630 views

Половые и возрастные различия личностной направленности пользовательской активности в социальной сети «ВКонтакте»

Корниенко Д.С., Дериш Ф.В., Никитина Е.Ю.

Аннотация

Исследуются роли факторов индивидуальных различий пользовательской активности в социальной сети «ВКонтакте». На данный момент в отечественной психологии существуют несколько направлений по изучению пользовательской активности в социальных сетях. Однако ни в одном из них не рассматривались половые и возрастные различия. Также имеются ограничения проведенных исследований в связи с преобладанием субъективных показателей в оценке пользовательской активности. Цель данного исследования - изучить половые и возрастные различия посредством анализа объективных данных профилей пользователей социальной сети. Представлен обзор современных отечественных исследований, посвященных половым и возрастным различиям в пользовательской активности. Проанализированы 9699 профилей пользователей социальной сети «ВКонтакте» в возрасте от 18 до 55 лет с помощью сравнительного анализа групп и анализа структуры взаимосвязей показателей пользовательской активности. В результате обнаружены множественные индивидуальные различия в связи с полом и возрастом пользователей. Дополнительно получена структура пользовательской активности, состоящая из двух компонентов: «Самопрезентация» и «Утилитарность». Данные компоненты характеризуют личностную направленность в использовании социальной сети. Пол и возраст как факторы индивидуальных различий играют существенную роль. Наиболее важным оказалось, что мужчины в большей мере ориентированы на расширение круга знакомств, поскольку это является атрибутом статуса. Женщины, в свою очередь, в целом характеризуются большей активностью в социальной сети, большему стремлению к презентации себя и большей ориентацией на других людей. Молодые люди - от 18 до 25 лет - в меньшей степени проявляют пользовательскую активность, социальную сеть «ВКонтакте» они чаще используют как источник видеоконтента. Пользователи, относящиеся к старшим возрастным группам, отличаются друг от друга незначительно.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(3):631-649
pages 631-649 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на книгу: Jay M. The Defining Decade. New York: Twelve, 2021. 336 p.

Гирей Л.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(3):650-658
pages 650-658 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах