Том 18, № 1 (2021)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ГЛОБАЛЬНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ

Регуляторные ресурсы жизненных планов человека в условиях неопределенности (на примере ситуации распространения пандемии COVID-19 в России)

Кондратюк Н.Г., Цыганов И.Ю., Колесникова И.М., Моросанова В.И.

Аннотация

Проблема регуляторных ресурсов жизненных планов человека в неопределенной и непредсказуемой ситуации рассмотрена на материале ситуации распространения пандемии COVID-19 в России и мире. Исследование проведено в период действия режима самоизоляции и ограничительных мероприятий, введенных на территории Российской Федерации для предотвращения распространения пандемии COVID-19, в онлайн формате, с использованием блочного конструктора сайтов Tilda Publishing и приложения для администрирования опросов Google Forms. Выборка исследования включала 165 респондентов в возрасте от 16 до 56 лет. Для диагностики использованы опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ 2020», шкала депрессии CES-D и авторская анкета, включающая ряд вопросов, связанных с жизненными и профессиональными планами. Результаты исследования показали, что чем выше развитие осознанной саморегуляции, тем выше у человека ясность и понимание своих планов на будущее, устойчивее траектория карьерного развития (включая профессиональные и учебные цели) и тем меньше наблюдаемой депрессивной симптоматики. При низком развитии осознанной саморегуляции, напротив, отмечаются сложности с представлениями о своих жизненных планах, неустойчивость профессиональных и учебных целей, их переменчивость под влиянием внешних факторов, выраженное развитие актуальных проявлений депрессии. Полученные данные вносят вклад в развитие представлений о феномене осознанной саморегуляции и регуляторных ресурсах человека, обеспечивающих устойчивость жизненных планов в ситуациях неопределенности и являющихся своеобразным буфером, смягчающим воздействие внешних стрессовых факторов и нивелирующих их возможные негативные последствия для человека.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):7-24
pages 7-24 views

Психологические факторы эмиграционных намерений молодежи: обзор зарубежных исследований

Муращенкова Н.В.

Аннотация

На основе данных многочисленных зарубежных исследований анализируются психологические факторы эмиграционных намерений молодежи, рост которых фиксируется сегодня в различных странах мира. Научная значимость данного обзора, с одной стороны, обусловлена недостатком отечественных психологических работ, систематизирующих и популяризирующих соответствующую информацию. С другой стороны, связана с необходимостью в последующем соотнесения результатов зарубежных и отечественных исследований с целью выявления общих надкультурных и специфических психологических факторов, влияющих на эмиграционные намерения молодежи. Рассматриваемые в зарубежных исследованиях психологические движущие силы эмиграционных намерений молодых людей отличаются разнообразием и соответствуют различным уровням функционирования субъекта (индивидуальному, межличностному, макросоциальному). Они соотносятся с общими группами факторов, способствующих эмиграции. С факторами, отражающими возникающие возможности для эмиграции, соотносятся позитивное отношение к эмиграции в целом, рассмотрение эмиграции как способа достижения значимых целей, низкая степень привязанности к стране исхода, неудовлетворенность существующими условиями проживания в стране, позитивное отношение к стране предполагаемого переезда. К психологическим факторам, связанным с наличием социальной поддержки , относятся воспринимаемая субъектом семейная поддержка его эмиграционной активности и наличие актуальных межличностных контактов за рубежом. С группой факторов, связанных с ресурсами субъекта по преодолению возникающих препятствий, соотносятся выраженные карьерные устремления, высокая мотивация власти и достижений, незначимость мотивации аффилиации, экстраверсия, открытость новому опыту, стремление к риску, изменениям и новым впечатлениям, открытость миру и культурным различиям, готовность к взаимодействию с «другими», доверие к другим религиям и национальностям, самоэффективность, способность справляться с амбивалентностью возникающих эмоций и чувств, высокий уровень образования, владение иностранными языками, опыт международной мобильности. Полученные данные могут быть использованы при проведении эмпирических психологических исследований движущих сил эмиграционной активности молодежи России и других стран.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):25-41
pages 25-41 views

Психологические характеристики «нового поколения»: гомогенность vs гетерогенность

Пищик В.И.

Аннотация

Исследователи «нового поколения» (2000-2017 годов рождения), которое также называют Z, Net Generation, iGen, демонстрируют проявления схожих черт его представителей в различных странах: одержимость смартфонами, преобладание онлайн-контактов, зависимость от родителей, склонность к депрессии, социальная либеральность. Однако в многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях преимущественно сравниваются представители разных поколений и в меньшей степени уделяется внимание проблеме однородности психологических характеристик внутри одного поколения. Целью представленного эмпирического исследования стал поиск однородности/неоднородности в психологических характеристиках представителей «нового» российского поколения ( N = 434, русские, 228 девушек, 206 юношей,) в двух группах: студентов (128 девушек, 120 юношей в возрасте 19-20 лет) и старших школьников (100 девушек, 86 юношей в возрасте 16-17 лет). Для определения психологических характеристик применялись следующие методики: анкета (J.M. Twenge), краткий опросник Большой пятерки (TIPI-RU) в адаптации Т.В. Корниловой и соавт., опросник измерения ценностей через страхи (В.И. Пищик), методика измерения веры в заговоры (В.И. Пищик, С.Ш. Муталимова), методика исследования социальных аксиом (М. Бонд, К. Леунг), опросник «Мотивация помощи» (С.К. Нартова-Бочавер). В результате было обнаружено, что в обеих группах «нового поколения» наибольшую выраженность показали личностные черты: согласие, сознательность и открытость, а также вера в заговоры: политические, тайных организаций, глобалистов. Преобладали социальные аксиомы «социальный цинизм», «социальная сложность»; были выражены ценности «Другие», «Я» и «технологии»; высока была мотивация помощи. В то же время в группе старших школьников выражена в большей степени открытость опыту, осознанность ценностей, вера в глобализм; в группе студентов высока ценность «Других», но преобладает вера в тайные организации, сознательная приверженность катастрофизации. Таким образом, в обеих группах представителей «нового» российского поколения большинство изучаемых психологических характеристик показали близость значений, но нельзя говорить об их полной однородности, что подтверждается различиями в факторных структурах. Практическая значимость исследования состоит в возможности и необходимости применении полученных данных в профилактической и консультативной работе с молодежью.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):42-63
pages 42-63 views

Характеристики психологической готовности к социальной активности как детерминанты разных форм ее проявления у российской студенческой молодежи в Саратовском регионе

Арендачук И.В.

Аннотация

В современных исследованиях отмечается противоречие между пассивностью молодежи в проявлении социальной активности и представлениями социума о ее прогрессивной роли в развитии цивилизации. В этой связи особенно актуальным становится решение проблемы повышения вовлеченности студенческой молодежи в общественные процессы через поиск факторов, определяющих ее психологическую готовность к социальной активности как направленности на включение в социально-преобразующую деятельность, позволяющую молодым людям реализовывать свой потенциал в разных сферах жизнедеятельности. Целью исследования стал анализ детерминант психологической готовности российской студенческой молодежи к проявлению разных форм социальной активности. Эмпирическое исследование было выполнено на выборке студентов, проживающих в Саратовском регионе и обучающихся в организациях среднего профессионального и высшего образования (Россия, Саратов; N = 197; возраст 18-23 лет). Составляющие психологическую готовность характеристики выявлялись с помощью методик «Оценка эмоциональной направленности личности» (Б.И. Додонов, верификация Н.А. Бельской), «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварцер, М. Ерусалем, адаптация В.Г. Ромека), «Готовность к саморазвитию» (В.Л. Павлов), «Личностная готовность к переменам» (А. Ролник, С. Хезер, М. Голд, К. Халл, адаптация Н.А. Бажановой и Г.Л. Бардиер). Степень выраженности социальной активности и разных форм ее проявления определялась с помощью анкеты, разработанной коллективом авторов (Р.М. Шамионов и др.). Выявлены специфические особенности детерминации разных форм социальной активности характеристиками психологической готовности к их проявлению у российской студенческой молодежи. Показано, что социальная активность в разных формах ее проявления связана с эмоциональной направленностью личности как характеристикой эмоциональной готовности; с самоэффективностью, как показателем готовности к преодолению трудностей в социальном контексте, с характеристиками личностной готовности к переменам, среди которых доминируют страстность (энергичность), уверенность и находчивость. Установлено, что у студенческой молодежи психологическая готовность в наибольшей мере соотносится со степенью выраженности субкультурной, альтруистической и образовательно-развивающей форм социальной активности, минимально связана с проявлением социально-политической и интернет-сетевой форм активности и не связана с религиозной активностью.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):64-84
pages 64-84 views

Реактивное и проактивное совладающее поведение у российских студентов первого года обучения: диагностика и возможности развития

Бехтер А.А., Гагарин А.В., Филатова О.А.

Аннотация

Актуальность исследования определена ролью процессов адаптации первокурсников к университетской среде, которая является важнейшим (предварительным) этапом для: а) успешного преодоления различного рода трудностей в обучении; б) комфортного и конструктивного взаимодействия с преподавателями и другими студентами; в) поиска и применения стратегии адаптивного поведения в связи с новыми условиями жизни. Развитие проактивного совладания является ключевым фактором эффективной учебной деятельности студентов, представляя собой «платформу» для личностного роста. Цель исследования - определение возможностей диагностики и развития реактивного и проактивного совладающего поведения у студентов первого года обучения. В исследовании приняли участие 272 студента первого курса Тихоокеанского государственного университета (136 студентов экспериментальной группы, которые обратились за помощью в Психологический центр университета в 2019 году и 136 студентов-добровольцев первого курса в качестве контрольной группы). Для диагностики использованы методика Proactive Coping Inventory (PCI) в адаптации Е.П. Белинской и др., опросник копинг-стратегий Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой и др., тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой), опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой и др.), методика рефлексивности А.B. Карпова. В результате у первокурсников выявлены невысокие уровни развития реактивного и проактивного совладания; высокие уровни социальной и эмоциональной поддержки, бегства-избегания; средние уровни стратегического планирования и поиска информационной поддержки; сниженный уровень рефлексивного, прогностического ресурса. Показано, что поиск социальной, эмоциональной и информационной поддержки является базой для построения стратегий адаптивного поведения. Подтверждено, что самоконтроль и категория будущего являются модерирующими для всех видов проактивного совладания. На основе кластерного анализа были выделены три типа отличающихся уровнями и содержанием реактивного и проактивного поведения (неадаптивный, реактивный, активный с тенденцией к проактивному). Повторные измерения показали, что индивидуальные и групповые формы психологической интервенции вызывают изменения в показателях реактивно-проактивного совладающего поведения, что может расцениваться как положительная динамика развития поведения студентов экспериментальной группы. В заключении сформулирован вывод о возможностях использования разных форм психологической поддержки (индивидуального консультирования, тренингов и групп самопомощи) в оптимизации проактивного совладающего поведения первокурсников.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):85-103
pages 85-103 views

Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ зарубежных и российских исследований роли диалектического мышления в регуляции аффекта и распознавании сложных чувств

Веракса Н.Е., Белолуцкая А.К.

Аннотация

Дается обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного возраста (43 источника, из которых 6 на русском и 37 на английском языках), проведенных в США, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Испании, Германии, Норвегии, России и др.). Особое внимание уделено работам, где рассматривается рефлексивный аспект детских переживаний, характеризующихся двойственностью, противоречивостью, что позволило выявить и проследить линию диалектических преобразований на материале эмоционального опыта детей дошкольного возраста. В качестве ключевых выводов сформулированы следующие положения: диалектическое мышление может быть рассмотрено как когнитивный механизм, необходимый для анализа сложных, амбивалентных, скрываемых чувств; единицей познавательного и аффективного развития является переживание, которое предполагает опору на внутреннюю диалектическую структуру; двухпозиционная перспектива в игровой деятельности является условием для формирования операций диалектического мышления дошкольника, что, в свою очередь, может стать когнитивным механизмом регуляции аффекта; когнитивная основа феномена эмоциональной антиципации включает диалектическое мыслительное действие смены альтернативы, которое находится в зоне ближайшего развития ребенка дошкольного возраста и позволяет взрослым использовать его как механизм эмоциональной ко-регуляции; философские диалоговые практики, которые подразумевают обсуждение с дошкольниками проблемно-противоречивого содержания, направлены на формирование у детей таких действий диалектического мышления, как превращение, опосредствование и смена альтернативы. Результаты работы дают основания для формирования новых подходов к разработке программ дошкольного образования, направленных одновременно на творческое и эмоциональное развитие детей, где диалектическое мышление рассматривается в том числе как способность, необходимая для регулирования аффекта и помогающая детям переживать и справляться со сложными противоречивыми чувствами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):104-121
pages 104-121 views

ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РОССИИ И МИРЕ

Теоретико-методологические основания построения модели новой школы в России: культурно-историческая психология и деятельностный подход как фундамент образовательной практики

Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В., Карягина Т.Д., Островерх О.С., Тихомирова А.В., Федоренко Е.Ю.

Аннотация

Кризис института современной школы требует качественного переосмысления ее основ и проектирования принципиально новых подходов к реализации образовательной программы. Представлены теоретико-методологические основания концепции школы нового типа как практики развития, базирующиеся на положениях российской культурно-исторической психологии и деятельностного подхода. Цель работы - рассмотреть, переосмысляя в современном контексте, ключевые теоретические положения отечественной психологии и сформулировать вытекающие из них методологические принципы, которые задают условия организации образовательного процесса и тем самым обеспечивают переход от теории к практике. В качестве ключевых понятий концепции школы рассматриваются «развитие», «субъектность» и «сотрудничество»: «бесконечное развитие» формулируется как высшая цель и ценность школы, в качестве основного продуктивного процесса полагается становление субъектной позиции, главным профессиональным принципом - сотрудничество. Сформулированы восемь основных опорных принципов: замысел - реализация - рефлексия как методологическая схема организации процессов в школе, принцип многовекторности развития, принцип равнозначности видов деятельности в школе, принцип конгруэнтности, принцип организации образовательного пространства как пространства взросления, принцип содружества практик и подход к оцениванию, направленный на развитие. Таким образом, представлен авторский взгляд на школу как научно обоснованную антропологическую практику. Уже начавшаяся в России реализация концепции является экспериментом, позволяющим верифицировать данные теоретико-методологические положения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):122-139
pages 122-139 views

Научно-методическое сопровождение педагогов в контексте практической реализации геймификации математического образования в системе дополнительного образования Российской Федерации

Дворяткина С.Н., Щербатых С.В., Лопухин А.М.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена практической значимостью вопросов применения игровых механизмов в процессе обучения математике, неисследованностью вопросов симбиоза игровых и дидактических технологий в освоении сложного математического знания, необходимостью поиска эффективных технологий для установления их влияния на развитие обучаемого, формирование современного стиля мышления. Проведенный анализ мировых тенденций и практик внедрения элементов геймификации в систему образования установил, что освоение сложного знания и закономерностей математической деятельности, решение «проблемных зон» математики на разных уровнях обучения и сложности осуществляется комплексом математических и информационных методов без интеграции игровых элементов. Обосновано, что игровые технологии в сочетании с информатизацией математической деятельности дают мощный мотивационный заряд к изучению математики, актуализируют процессы самоорганизации когнитивной деятельности, способствую развитию вероятностного стиля мышления. Целью исследования стало теоретическое обоснование и технологическое обеспечение эффективности методического сопровождения процесса профессионального повышения квалификации учителя математики в контексте геймификации математического образования с эффектом развития вероятностного стиля мышления. Разработан механизм организации и определено содержание научно-методического сопровождения педагогических работников для субъектов Российской Федерации по оказанию дополнительных образовательных услуг в контексте геймификации образования. В частности, разработаны оценочные материалы (кейс-тест) для выявления компетентностных дефицитов педагогов, обеспечивающих формирование вероятностного стиля мышления на основе процессов геймификации посредством управления информационной насыщенностью мотивационного поля обучения, предложена программа дополнительного профессионального образования для педагогов «Математика в игровой деятельности (деловые, дидактические и интеллектуальные игры)», разработаны новые формы аттестации и оценочные материалы (дидактические решения и эффективные практики на основе геймификации). Результаты использования концепта «геймификация» продемонстрировали активизацию когнитивных и мотивационных структур, в частности эффективное развитие вероятностного стиля мышления в процессе освоения сложного математического знания посредством его адаптации к школьной математике. Проведенное исследование позволяет вывести процесс обучения и развития личности обучаемого на современный качественный уровень с использованием актуальных достижений в области цифровизации образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):140-152
pages 140-152 views

Специфика подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре с применением средств информационно-коммуникационных технологий в России и за рубежом

Склярова Т.В., Малышев В.С.

Аннотация

Современные требования к отечественному высшему образованию в целом и системе подготовки кадров высшей квалификации в частности обусловлены необходимостью повышения качества и эффективности в целях обеспечения международной конкурентоспособности страны в значимых сферах жизнедеятельности. Исследование направлено на восполнение потребности в детальном анализе алгоритмов, рамок и принципов организации процесса подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Компаративистский характер работы, анализирующей отечественный и зарубежный опыты в данной области, позволяет получить данные, ранее не систематизированные в рассматриваемом контексте. Основу исследования составили научно-педагогические публикации отечественных и зарубежных авторов. Цель исследования обусловила акцент, сделанный на теоретических, методических и организационных аспектах подготовки аспирантов с применением ИКТ при отборе анализируемого материала. Выполненный сравнительный анализ позволил выявить и систематизировать специфику информатизации подготовки научно-педагогических кадров, текущее имплицитное состояние которой затрудняет ее осмысление с точки зрения технологии организации образовательного процесса. В результате выделены восемь характеристик системы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре с применением средств информационно-коммуни- кационных технологий: теоретико-методические основы, характеристики электронных систем обучения, условия эффективности применения и вводные данные для их проектирования, требования к научным руководителям и обучающимся, факторы, актуализирующие такой тип подготовки и перечень основных терминов и понятий. Описанные характеристики могут быть применены в качестве теоретической основы для дальнейших исследований, например в целях определения актуальных параметров проектирования среды обучающихся в аспирантуре в качестве средства научно-педагогической подготовки кадров высшей квалификации. Приведенные описания технологий в контексте особенностей влияния информатизации на реализацию образовательного процесса вкупе со ссылками на источники, позволяют использовать материалы статьи как данные для его планирования и организации. Результаты исследования могут представлять ценность для интересующихся проектированием, организацией, реализацией и сопровождением образовательного процесса в высшей школе с применением средств ИКТ: научных руководителей, аспирантов, руководителей и проектировщиков образовательных программ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):153-173
pages 153-173 views

Проектирование горизонтальной карьеры педагога на основе дополнительных видов педагогической деятельности и профессиональных достижений: отечественный и зарубежный опыт

Кузнецова А.Г., Яровая Е.Б.

Аннотация

Актуальность разработки подходов к формированию организационных и нормативных условий для профессиональной карьеры педагогов обусловлена задачами реализации федерального проекта «Учитель будущего», необходимостью кадрового обеспечения качества российского образования. Целью исследования является разработка модели карьеры педагога на основе институционализации профессиональных ролей «наставник» и «методист» в качестве дополнительных видов педагогической деятельности и профессиональных достижений. Официальная концепция Национальной системы учительского роста (НУСР) опиралась в разные периоды на исследования разных научных коллективов, предлагавших формирование вертикальной карьеры педагога путем введения от двух до пяти новых должностей, и в течение последних лет несколько раз изменялась, но так и не была реализована. На основании анализа и теоретического осмысления отечественной и зарубежной практики стимулирования профессионального роста педагогов предложен проект диверсифицированной траектории профессиональной карьеры в рамках должности «педагог» (горизонтальной карьеры), определены рамочные требования к набору и качеству дополнительных видов педагогической деятельности для их дифференцированной оценки на каждом этапе карьеры педагога. Предложенная модель может быть реализована в качестве промежуточной и развиваться на следующих этапах федерального проекта «Учитель будущего» в направлении введения новых должностей, новых квалификационных категорий, новых возможностей для формирования траекторий профессионального роста педагогов и развития их карьеры.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):174-193
pages 174-193 views

Характеристики профессионального выгорания административно-управленческого персонала российских образовательных организаций в условиях внедрения инновационных технологий

Белоусова С.С.

Аннотация

Изучается специфика профессионального выгорания педагогов, занимающихся, помимо непосредственной педагогической деятельности, администрированием образовательных организаций. Актуальность проблемы исследования обуславливается существенными социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в современной системе образования: ее интенсивная модернизация, внедрение инновационных технологий в образование оказывают влияние не только на содержательную сторону образовательного процесса, но и на его организацию. Внедрение этих инноваций ложится на плечи именно административно-управленческого персонала школ, что требует от последних огромных эмоциональных, интеллектуальных и психических затрат. Целью исследования является выявление характеристик профессионального выгорания и его симптомов у административно-управленческого персонала образовательных организаций в соотношении с выраженностью у них психологических защит и мотивационного профиля личности. В исследовании приняли участие 75 педагогов (54 женщины, 21 мужчина), занимающих в образовательном учреждении должности заместителя директора по учебной, воспитательной работе. Стаж административной работы в образовательной организации составляет от 1 до 23 лет, средний возраст - 37,5 лет. Использовался комплекс валидных и надежных психодиагностических методик: опросник на определение уровня профессионального выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, опросник диагностики типа психологической защиты или индивидуального жизненного стиля (ИЖС) Плутчика - Келлермана - Конте в адаптации Е.С. Романова, Л.Р. Гребенщикова, методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана. С использованием корреляционного анализа было выявлено, что у педагогов, занимающих дополнительно административную должность в образовательном учреждении, профессиональное выгорание взаимосвязано с проявлением психологических защит подавления, проекции и интеллектуализации. Также установлена взаимосвязь между профессиональным выгоранием и снижением мотивации к общению, общей активности, творческой активности и общественной полезности деятельности. Выявленная специфика профессиональной деятельности и профессионального выгорания заместителей директоров школ, а также характеристик их стратегий преодоления кризисных ситуаций в профессиональной деятельности в условиях изменений и неопределенности, открывают возможности разработки и реализации программ профилактики профессионального выгорания данной категории педагогических работников и психологического сопровождения их профессиональной деятельности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):194-216
pages 194-216 views

ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Взаимодействие «человек - компьютер» в переводческой деятельности: проблемы беглости машинного перевода

Велницова К., Якубичкова Б., Кралик Р.

Аннотация

Цифровизация - один из важнейших отличительных признаков современного общества, где все большее количество функций делегируется искусственному интеллекту. Насколько эффективна компьютерная замена человеческой деятельности в разных сферах? В статье эта проблема раскрывается на примере интеграции компьютерных технологий в переводческую деятельность. В центре внимания исследование качества машинного перевода (МП) юридических текстов в языковой паре английский - словацкий. Материалом исследования послужил Уголовный кодекс на словацком языке, переведенный человеком-переводчиком на английский язык, а затем с помощью системы машинного перевода Google Translate (GT) обратно на словацкий. Для оценки качества МП, то есть выявления расхождений, неправильных переводов и неизбежных различий между исходным и целевым (переведенным) текстом, используется метод обратного перевода - перевод уже переведенного текста на исходный язык. Качество МП оценивается в соответствии со стандартами многомерных показателей качества (Multidimensional Quality Metrics, MQM), при этом особое внимание уделяется параметру «Беглость перевода». Для определения ошибок МП, относящихся согласно MQM к параметру «Беглость перевода», частота которых значимо отличается друг от друга, применяется статистический метод множественных сравнений. В результате установлено, что ошибки, связанные с согласованием и неоднозначностью слов, статистически значимо чаще встречаются в МП по сравнению с другими ошибками (например, ошибки, связанные с нарушением порядка слов, пунктуацией, связностью и др.). Большое количество ошибок МП в согласовании слов вызвано межъязыковыми различиями: английский принадлежит к числу аналитических языков, а словацкий - синтетических. Ошибки МП, вызванные многозначностью слов, скорее всего, связаны с типом переводимого текста: для юридических текстов типичны сложные формулировки, обилие специальных терминов; кроме того, к основным требованиям юридического стиля относятся точность и однозначность. Таким образом, машинный перевод может передать пользователю основную информацию, содержащуюся в тексте. В то же время большинство фрагментов текстов, переведенных компьютером, нуждается в доработке и/или исправлении, в таких случаях обязательно вмешательство человека для последующего редактирования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):217-234
pages 217-234 views

Взаимосвязи зависимости от смартфона с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности: обзор зарубежных исследований

Шейнов В.П.

Аннотация

Мобильные телефоны являются одним из наиболее предпочитаемых цифровых устройств, которые постоянно сопровождают нас. Удобства, доставляемые смартфонами, очевидны, но именно они порождают у многих пристрастие к чрезмерному пользованию этим устройством, известное как «номофобия», или зависимость от смартфона. Пользователи, чье внимание постоянно приковано к смартфону, не могут полноценно учиться, вдумчиво и продуктивно выполнять работу, налаживать отношения с окружающими и в целом - жить полноценной жизнью. Многочисленные исследования показывают, что зависимость от смартфона оказывает пагубное воздействие на многие важные аспекты жизни. Цель статьи - дать аналитический обзор зарубежных исследований о взаимосвязях зависимости от смартфона с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности. Выбор зарубежных исследований в качестве исходных данных для анализа сделан ввиду того, что именно в них получено наибольшее число (и намного раньше) экспериментально доказанных результатов, представляющих значительный теоретический и практический интерес. Количество экспериментальных отечественных работ на порядок меньше, при этом многие из них выполнены на небольших выборках или являются обсуждением отдельных зарубежных результатов. Таким образом, ощущается недостаточное использование накопленной за рубежом обширной информации о зависимости от смартфонов. Показано, что зависимость от смартфона положительно связана с такими негативным факторами, как депрессия, тревожность, стресс, снижение самооценки и самоконтроля, проблемы со сном, со здоровьем в целом и с качеством жизни и удовлетворенностью ею, сложностями в семье, снижением успеваемости учащихся и студентов, уменьшением производительности труда и опасностью стать жертвой кибербуллинга. Значительно более высокая зависимость от смартфонов присуща пользователям более молодого возраста. Оценка зависимость от смартфона положительно коррелирует с принадлежностью к женскому полу, курением и употреблением алкоголя. Серьезным препятствием к соответствующим отечественным исследованиям было отсутствие русскоязычного измерительного инструментария. Для устранения этого препятствия автором осуществлена адаптация и валидизация для русскоязычного социума англоязычного опросника «Шкала зависимости от смартфона» (Smartphone Addiction Scale, SAS) и разработана надежная и валидная «Короткая версия опросника зависимости от смартфона». В отечественных исследованиях зависимости от смартфона полученные на зарубежных выборках результаты могут служить материалом для выдвижения рабочих гипотез, а также исходными данными в работах кросс-культурной направленности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):235-253
pages 235-253 views

Динамика искажений восприятия человеком размеров собственного тела в виртуальной реальности

Варламов А.В., Яковлева Н.В.

Аннотация

Управление персонажем в VR-среде (компьютерной виртуальной реальности) может привести к интериоризации размеров его тела реципиентом. Возможное сохранение этих искажений в его психике будет свидетельствовать о высокой степени психологического воздействия VR на человека, потенциальной опасности развития деперсонализации реципиента и его зависимости от подобной стимуляции. Исследование устойчивости данных искажений необходимо в контексте безопасности и эффективности воздействия VR-сред на психику человека. Цель исследования - установление искажений восприятия собственного тела погруженным в VR-среду человеком и их динамики в зависимости от количества погружений. В качестве экспериментального воздействия была использована VR-среда приложения Freedom LocomotionVR. Один сеанс погружения в виртуальную реальность занимал 15 минут. Для получения психометрических показателей восприятия испытуемыми размеров собственного тела использовалась методика «Промеры по М. Фельденкрайзу». Все испытуемые (N = 45), разделенные на три экспериментальные группы, проходили обязательное предварительное измерение по этой методике (за несколько часов до воздействия) и завершающее измерение (через день после последнего воздействия). При этом результаты предварительного измерения принимались за показатели привычного восприятия испытуемыми размеров собственного тела и рассматривались при каждой обработке данных как группа сравнения. Установлено, что свободное перемещение в VR-среде приводит к возникновению искажений в восприятии размеров собственного тела испытуемыми. Во всех экспериментальных группах наблюдалась тенденция преувеличения размеров тела непосредственно после погружений, что говорит о качественном сходстве данных искажений. Эффект репетативного погружения в VR-среду на восприятие размеров тела заключается в повышении осознанности восприятия частей тела, наименее активных в момент погружения. Управление антропоморфным персонажем в VR приводит к росту субъективной значимости восприятия собственного тела реципиента и повышению концентрации внимания на менее всего задействованных в погружении параметрах. Сделан вывод о повышении уровня осознанности собственного тела испытуемыми, прошедшими опыт репетативного погружения в VR-среду в облике антропоморфного персонажа. Таким образом, управление подобной телесной проекцией в VR-гарнитуре не вызывает ее долгосрочной интериоризации, но оказывает позитивный эффект на формирование собственной телесности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):254-270
pages 254-270 views

МИРОВАЯ НАУКА В ЛИЦАХ

Памяти Альфредо Ардила (1946-2021)

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):271-272
pages 271-272 views

Памяти друга

Котик-Фридгут Б.С.

Аннотация

Статья посвящена памяти профессора Альфредо Ардила (1946-2021), доктора психологических наук, профессора Университета Альбицу (США), президента Латиноамериканской ассоциации нейропсихологии, члена управляющего Совета Международного нейропсихологического общества (США, Майами) и редакционного совета международного журнала Lurian Journal, ученика и продолжателя славных традиций нейропсихологической школы А.Р. Лурия. Автор делится своими личными воспоминаниями о совместном обучении в аспирантуре факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в середине 1970-х годов, а также о научном сотрудничестве и дружбе, которые продолжались всю жизнь.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(1):273-282
pages 273-282 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах