Smartphone Addiction and Personality: Review of International Research

Abstract

Mobile phones are perhaps the most popular digital devices that accompany us all the time. Smartphones certainly provide us with many conveniences but at the same time these devices are the reason why many users develop a pathological condition known as ‘nomophobia’ or smartphone addiction, i. e., fear of losing phone contact or being away from network coverage. Many people, especially teenagers and children, cannot imagine their life without smartphones and try never to part with them. Phone addicts, due to the fact that their attention is constantly riveted to the smartphone screen, cannot efficiently study, do work thoughtfully and productively, establish relationships with others and, in general, live a full-fledged life. Smartphone addiction is a new phenomenon, one of the most widespread non-medical addictions, which in its scale has already left behind Internet addiction and addiction to gambling, forming a dangerous conglomerate with them. Numerous studies show that smartphone addiction has a detrimental effect on many important aspects of modern life. The purpose of this article is to provide an analytical review of international studies on the relationship between smartphone addiction and psychological and socio-psychological characteristics of personality. The choice of international studies as the initial data for the analysis was made due to the fact that it was in them (much earlier than in Russian ones) that the largest number of empirical results were obtained, which are of significant theoretical and practical interest. The number of Russian studies on this topic is much smaller, while many of them were carried out on small samples or were only discussions of international research results. Thus, it can be stated that the extensive information accumulated by international researcher on the dependence on smartphones is used insufficiently in Russian scientific community. The smartphone addiction is positively associated with such negative factors as depression, anxiety, stress, decreased self-esteem and self-control, sleep and health problems, low quality of life and dissatisfaction with it, family problems, poor school performance and the danger of becoming a victim of cyberbullying. Much higher smartphone addiction is typical of younger users. Assessments of smartphone dependence are positively correlated with being female, with smoking and consuming alcohol. A serious obstacle to relevant Russian research was the lack of Russian-language measuring instruments. To eliminate this obstacle, the author adapted and validated The Smartphone Addiction Scale (SAS) by M. Kwon et al. for the Russian-speaking society, and developed a reliable and valid Short Version of the Smartphone Addiction Questionnaire. In Russian studies on smartphone addiction, the results obtained on international samples can serve as basis for working hypotheses as well as initial data in cross-cultural research.

Full Text

Введение Мобильные телефоны являются одним из наиболее предпочитаемых цифровых устройств, которые постоянно сопровождают нас. Смартфон - отличный инструмент для связи, развлечений и помощник в делах. Он превратился в почти полноценный компьютер, умещающийся в кармане. Удобства, доставляемые смартфонами, очевидны. Но именно они порождают у многих пристрастие к чрезмерному пользованию этими устройствами, известное как «номофобия» (англ. nomophobia, от no mobile-phone phobia) - страх остаться без мобильного телефона или быть вдалеке от него: это состояние беспокойства и даже паники у человека, который по тем или иным причинам потерял возможность иметь смартфон под руками. Многие люди, особенно подростки и дети действительно не расстаются с этим гаджетом ни на минуту. Они не представляют своей жизни без смартфона и всегда держат его при себе. Из-за постоянно прикованного внимания к смартфону такие его пользователи не могут полноценно учиться, вдумчиво и продуктивно выполнять работу, наладить отношения с окружающими и в целом - жить полноценной жизнью. Особую тревогу вызывает тот факт, что распространенность зависимости от смартфонов увеличивается среди подростков, что пагубно отражается на их физическом и психологическом здоровье. Зависимость от смартфона - это новое явление, одна из наиболее распространенных немедицинских зависимостей, которая по своей массовости уже оставила позади интернет-зависимость и игроманию, образовав с ними опасный конгломерат (Долгушин и др., 2020; Догадкина и др., 2020; Крухмалева, Крухмалев, 2017; Пережогин, 2019; Титова, 2017; Шейнов, 2020б и др.). Отрицательные последствия зависимости от смартфонов могут включать психологические и поведенческие проблемы и проблемы с само-эффективностью у жертв этой зависимости. Понимание причин и следствий этого нового явления - предмет многочисленных публикаций. В предшествующем аналитическом обзоре зарубежных исследований автором показаны «неблагоприятные последствия чрезмерного использования смартфонов для физического и психического здоровья. Предсказывают чрезмерное использование смартфона низкая саморегуляция и слабый самоконтроль. Из-за чрезмерного общения через смартфон люди становятся менее чуткими друг к другу, что приводит к потере способности к эмпатии и ухудшению эмоциональной связи с окружающими. Зависимость от смартфона положительно связана с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, компульсивным поведением и прокрастинацией. Реализуемая через смартфоны зависимость от социальных сетей связана с межличностными проблемами и способствует неассертивному поведению и незащищенности от кибербуллинга. Наиболее активные пользователи смартфонов получают самые высокие оценки в отношении аддиктивного поведения. Из личных качеств индивидов одиночество и застенчивость является самыми сильными предикторами зависимости от смартфонов. Зависимость от смартфонов негативно влияет на коммуникативные навыки. Более зависимы от смартфона лица, не состоящие в браке. Зависимость от смартфонов у женщин выше, чем у мужчин» (Шейнов, 2020а. C. 120). Целью написания статьи стал аналитический обзор зарубежных исследований взаимосвязей зависимости от смартфона с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности. Зарубежные научные публикации выбраны для анализа в связи с тем, что большинство из них появились раньше, чем отечественные, и именно в них получено гораздо больше экспериментально доказанных результатов, представляющих значительный теоретический и практический интерес. При отборе публикаций для данного анализа предпочтение отдавалось статьям последних 3-5 лет, представляющим исследования, проведенные в разных странах. В обзор включены статьи, рассматривающие характеристики личности, выявленные не в одном, а в ряде исследований разных авторов. Для оценки достоверности полученных результатов приводятся сведения об объемах выборок и способах сбора исходных данных. Связь зависимости от смартфона с тревогой и депрессией Возможная связь зависимости от смартфона с тревогой и депрессией изучалась многими исследователями из разных стран. Показано, что эта связь существует для разных возрастных категорий и что она взаимна: тревога и депрессия являются одновременно и предиктором зависимости от смартфона, и ее следствием. Приведем работы последних лет. В исследование S. Kim с соавт. были включены в общей сложности 4512 учащихся средних и старших классов школ Южной Кореи (2034 юношей и 2478 девушек). К группе зависимых от смартфона были отнесены 338 школьников (7,5 %). Общая оценка зависимости от смартфона оказалась положительно связанной с показателем депрессии и с оценкой тревоги (Kim et al., 2019). J.M. Boumosleh и D. Jaalouk провели свое исследование на случайной выборке из 688 студентов университетов Ливана (средний возраст 20,64 ± 1,88 года; 53 % мужчин). Установлено, что показатели депрессии и тревоги явились независимыми предикторами зависимости от смартфона (Boumosleh, Jaalouk, 2017). Целью исследования S. Aker с соавт. была оценка психосоциальных факторов, влияющих на зависимость от смартфонов у студентов университетов. Изучение этих факторов было проведено среди студентов Школы здоровья Университета Ондокуз-Майис в г. Самсуне (Турция) с октября по декабрь 2015 года. Были диагностированы 494 студента, обладающих смартфонами и согласившихся на участие в исследовании. Множественный регрессионный анализ показал, что депрессия и тревога статистически значимо предсказывали зависимость от смартфона (Aker et al., 2017). В работе N.S. Hawi и M. Samaha представлены результаты онлайн-опроса 381 студента университета. Анализ бинарной логистической регрессии и моделирование структурных уравнений показали, что студенты старших курсов, у которых была зависимость от смартфона, демонстрировали более высокую тревожность по сравнению с теми, кто не был зависим от этого гаджета (Hawi, Samaha, 2017). Участниками исследования E. Kim и E. Koh были 313 студентов крупного частного университета в Корее. Корреляция между тревогой и зависимостью от смартфона оказалась статистически значимой (Kim, Koh, 2018). В исследовании K.-M. Yang изучалось влияние депрессии на зависимость от смартфонов среди студентов Республики Корея. Выборка состояла из 349 студентов государственного университета. Наличие депрессии оказалась значимым предиктором зависимости студентов от смартфона (Yang, 2016). Зависимость от использования смартфонов является распространенной проблемой и среди взрослых во всем мире, что может негативно сказаться на их благополучии. В исследовании A.A. Alhassan с соавт., проведенного с использованием веб-анкеты, распространенной через социальные сети, изучались распространенность и факторы, связанные с зависимостью от смартфонов среди жителей Ближнего Востока. Авторами получено 1120 анкет, из которых 935 анкет (83,5 %) были полностью заполнены. В их числе 619 (66,2 %) были от женщин и 316 (33,8 %) - от мужчин, средний возраст - 31,7 ± 11 лет. Большинство респондентов - 766 (81,9 %) получили университетское образование, 169 (18,1 %) имели школьное образование. Между показателями зависимости от смартфона (у) и депрессии (х) обнаружена положительная линейная связь (у = 39,2 + 0,8x; p < 0,001). Пользователи смартфонов со школьным образованием выделялись более высокими показателями депрессии по сравнению с группой респондентов с высшим образованием (Alhassan et al., 2018). Связь зависимости от смартфона со стрессом Участниками исследования I.O. Kim и S.H. Shin были 398 учеников средней школы в Сеуле. Проведенный авторами иерархический регрессионный анализ выявил значительные положительные связи между академическим стрессом и зависимостью от смартфона (Kim, Shin, 2016). В работе M.Y. Sim с соавт. проверена возможность влияния стресса на зависимость от смартфона через депрессию и самоэффективность среди студентов колледжей в Южной Корее. Получены следующие результаты: стресс оказывает значительное двойное опосредованное воздействие на зависимость от смартфона через вызываемые им депрессию и снижение самоэффективности. При этом высокий стресс оказывает значительное прямое влияние на зависимость от смартфона, подтверждая тем самым модель двойного опосредования (Sim et al., 2016). R.C. King и S. Dong в процессе изучения связи зависимости от смартфона со стрессом и успеваемостью у студентов ряда американских колледжей установили, что существует сильная связь между жизненными стрессорами и зависимостью от смартфона (King, Dong, 2017). В исследовании G.-S. Seo и S.Y. Bang изучалась связь между зависимостью от смартфона, жизненным стрессом и семейным общением у учащихся медицинских колледжей. Всего в этом исследовании приняли участие 172 респондента, данные были собраны с использованием структурированных вопросников. В целом у значительной части учащихся был высокий уровень зависимости от смартфонов: группа высокого риска зависимости от смартфона составила 14,0 %, группа потенциального риска - 29,0 %. В группе риска жизненный стресс был выше (t = 3,15, р = 0,002), чем в контрольной группе. Зависимость от смартфона положительно коррелирует с жизненным стрессом (r = 0,27, p < 0,001) и отрицательно - с качеством семейного общения: r = -0, 26, p = 0, 001 (Seo, Bang, 2017). Цель исследования Ș. Gligor и I. Mozoș состояла в том, чтобы оценить распространенность зависимости от смартфонов у студентов университетов в Румынии и изучить взаимосвязи между интенсивностью использования мобильных телефонов и стрессом. В исследование были включены 150 студентов из двух университетов Тимишоары. Студентам было предложено ответить на две анкеты: анкета зависимости от мобильного телефона и анкета Международной ассоциации управления стрессом (ISMA). Исследование выявило относительно большое количество студентов с предрасположенностью к расстройству по причине использования смартфона и со значительной корреляцией между показателями зависимости от смартфона и показателями стресса. Кроме того, были получены существенные корреляции между показателями зависимости от смартфона, продолжительностью его использования и возрастом студентов (Gligor, Mozoș, 2019). В исследовании M. Samaha и N.S. Hawi 300 выбранных случайным образом студентов университета заполнили анкету онлайн-опроса, которая была размещена в информационной системе университета. Результаты показали, что риск зависимости от смартфона был положительно связан с ощущаемым стрессом (Samaha, Hawi, 2016). Цель исследования Ş. Gökçearslan, Ç. Uluyol и S. Şahi заключалась в изучении возможных взаимосвязей между зависимостью от смартфонов, киберлаффингом (бездельничанье с помощью гаджетов), стрессом и социальной поддержкой. Данные для исследования были получены от 885 студентов, обучающихся в государственном университете в Турции, посредством онлайн-анкетирования. Результаты показали, что семейный доход и место жительства не оказали существенного влияния на зависимость от смартфонов, киберлаффинг, стресс и воспринимаемую социальную поддержку. Стресс же оказывает значительное влияние на киберлаффинг и зависимость от смартфонов, а киберлаффинг, в свою очередь, оказывает значительное влияние на зависимость от смартфонов (Gökçearslan, Uluyol, Şahin, 2018). Результаты исследования H.-Y. Cho с соавт. (2017), проведенного с 400 мужчинами и женщинами в возрасте от 20 до 40 лет, показывают, что стресс оказывает значительное влияние на зависимость от смартфона, при этом самоконтроль опосредует влияние стресса на зависимость от смартфона. По мере роста стресса уменьшается самоконтроль, что впоследствии приводит к росту зависимости от смартфона. Высокий самоконтроль оказался важным фактором предотвращения зависимости от смартфона. Из факторов личности нейротизм и экстраверсия опосредуют влияние стресса на зависимость от смартфона (Cho et al., 2017). Связь зависимости от смартфона с самоконтролем и самооценкой I.O. Kim и S.H. Shin показали, что самооценка и самоконтроль отрицательно связаны с зависимостью от смартфона (Kim, Shin, 2016). В исследовании H.J. Ju, H.S. Jun и M.K. Park предпринята попытка проверить структурную модель влияния стресса, самоэффективности и самоконтроля на зависимость от смартфонов на выборке из 440 студентов университета. Показано, что больше всего влияют на зависимость от смартфона самоконтроль, затем стресс; две эти переменные объяснили 34 % дисперсии зависимости от смартфона. Показано, что самоэффективность положительно воздействовала на самоконтроль, а стресс - отрицательно. Обе переменные оказали косвенное влияние на зависимость от смартфона через самоконтроль. Поэтому, чтобы уменьшить зависимость от смартфонов, важно найти способы повысить самоконтроль и уменьшить стресс (Ju et al., 2019). Исследование H.-J. Kim с соавт. было направлено на изучение связи зависимости от смартфонов корейских подростков с самоконтролем и качеством дружбы как предикторов зависимости от смартфона, а также от семейного окружения (в частности, от насилия в семье и зависимости от родителей). Была обнаружена бо́льшая зависимость от смартфонов в группе подростков с более низкими уровнем самоконтроля и качеством дружбы. Таким образом, высокий самоконтроль и высокое качество дружбы выступают в качестве защитных факторов против зависимости подростков от смартфонов (Kim et al., 2018). Подростки, подверженные высокому риску зависимости от смартфона, показали значительно более серьезные уровни поведенческих и эмоциональных проблем, более низкую самооценку. Множественный регрессионный анализ показал, что степень зависимости от смартфона в значительной степени связана с агрессивным поведением (β = .593, t = 3,825) и самооценкой (β = -305, t = -2,258) (Lee et al., 2018). В исследовании Ş. Gökçearslan с соавт. изучаются роли саморегуляции, общей самоэффективности и киберлаффинга (в частности, просмотра через гаджеты юмористических сюжетов) в возникновении зависимости от смартфона. Авторы провели онлайн-опрос 598 респондентов из Государственного университета Анкары (Турция). Результаты показали, что как длительность пользования смартфоном, так и киберлаффинг способствуют возникновению зависимости от смартфона. Влияние саморегуляции на зависимость от смартфона было отрицательным и значительным. Кроме того, ни саморегуляция, ни общая самоэффективность не влияли на киберлаффинг (Gökçearslan et al., 2016). Связь зависимости от смартфона и отношений с родителями Несколько эмпирических исследований связывают отрицательный стиль воспитания (то есть отторжение от родителей и необходимость защиты от них) с более высокой степенью зависимости от смартфона. Зависимость от смартфона подростков в значительной степени связана с семейным неблагополучием (Kim et al., 2018). В статье C. Lee и S.J. Lee показано, что дети, у которых плохие отношения с родителями, с большей вероятностью станут зависимыми от смартфонов и более уязвимы к негативным последствиям для жизни, вызванными чрезмерным использованием смартфонов (Lee C., Lee S.-J., 2017). Цель исследования J. Lee с соавт. состояла в том, чтобы изучить распространенность среди подростков в группе риска зависимости от смартфона и психологические факторы, связанные с зависимостью от смартфона. Из 490 учеников средней школы, заполнивших анкету, 128 (26,61 %) подростков были подвержены высокому риску зависимости от смартфона. Эта группа показала значительно более серьезные поведенческие и эмоциональные проблемы, более низкую самооценку и более низкое качество общения со своими родителями (Lee et al., 2018). L. Lian, X. You, J. Huang и R. Yang исследовали связь между стилем воспитания и зависимостью от смартфона среди китайских студентов колледжей (N = 742) в возрасте 16-25 лет. Результаты показали, что негативный стиль воспитания значительно повлиял на зависимость студентов от смартфонов (Lian et al., 2016). В работе N.S. Hawi и M. Samaha на выборке из 381 студента университета, принявших участие в онлайн-опросе, авторы показали, что имеет место положительная связь между зависимостью от смартфона и проблемными семейными отношениями. При этом тревожность, вызванная зависимостью от смартфона, опосредовала эту связь (Hawi, Samaha, 2017). В исследовании G.-S. Seo и S.Y. Bang изучалась связь между зависимостью от смартфона, жизненным стрессом и семейным общением у студенток, обучающихся на медсестер (N = 172). Группа высокого риска зависимости от смартфона составила 14,0 % участников, группа потенциального риска - 29,0 %, а группа независимых - 57,0 %. В группе риска жизненный стресс был выше (t = 3,15, р = 0,002), а семейное общение было не лучше (t = 2,53, р = 0,012), чем в группе независимых. Зависимость от смартфона положительно коррелировала с жизненным стрессом (r = 0,27, p <0,001) и семейным общением (r = - 0,26, p = 0,001). Факторами, влияющими на зависимость от смартфона, были продолжительность использования смартфона, жизненный стресс, важность смартфонов в их жизни и качество семейного общения, а объясненный вклад в дисперсию составил 31,3 % (Seo, Bang, 2017). Цель исследования J.Y. Kwak, J.Y. Kim и Y.W. Yoon состояла в изучении влияния отношений с родителями, сверстниками и учителями на склонность подростков к зависимости от смартфонов, а также влияния родительского пренебрежения на зависимость от смартфонов и опосредованное влияние неправильной установки на отношения в школе. С этой целью был проведен опрос 1170 учащихся средних и старших классов в четырех регионах Южной Кореи, пользовавшихся смартфонами. Зависимость от смартфонов у подростков оказалась в значительной степени положительно связанной с родительским пренебрежением и плохими отношениями со сверстниками. Неправильная установка на отношения с учителями имела частичный медиаторный эффект между пренебрежением со стороны родителей и зависимостью от смартфона (Kwak et al., 2018). Связь зависимости от смартфона с социально-демографическими характеристиками Значительно более высокая зависимость от смартфонов присуща пользователям более молодого возраста (Alhassan et al., 2018). Зависимость от смартфонов, в тоже время, значительно различается по полу (Gökçearslan et al., 2018). В межкультурном исследовании I.S. Albursan с соавт. сравниваются степени зависимости от смартфонов среди студентов из четырех стран Ближнего Востока: Судана, Иордании, Саудовской Аравии и Йемена. Обнаружены различия в распространенности зависимости от смартфонов в этих странах и что зависимость от смартфонов: 1) у женщин выше, чем у мужчин и 2) у студентов гуманитарного профиля выше, чем у изучающих естественные науки (Albursan et al., 2019). Исследование Y.-H. Lin с соавт., проведенное с целью выявления общих и различающихся факторов зависимости от смартфонов у представителей мужского и женского пола, охватило 1441 студентов бакалавриата Wannan Medical College (Китай). Распространенность зависимости от смартфонов среди студентов старших курсов составила 29,8 % (30,3 % у мужчин и 29,3 % у женщин). Факторами, связанными с зависимостью от смартфонов у студентов мужского пола, были использование игровых приложений, тревожность и плохое качество сна. Существенными факторами для студентов женского пола были использование мультимедийных приложений, участие в социальных сетях, депрессия, тревожность и плохое качество сна (Lin et al., 2016). В исследовании S.-W. Choi с соавт. оценивались факторы риска, связанные с зависимостью от смартфонов у студентов колледжа разного пола (N = 448, Южная Корея), эти факторы сравнивались с факторами, связанными с интернет-зависимостью. Факторами большего риска для зависимости от смартфона были женский пол, использование интернета, употребление алкоголя и тревожность. А факторами большего риска для интернет-зависимости были мужской пол, использование смартфона, тревожность и образование (Choi et al., 2015). Связь зависимости от смартфона с успеваемостью в учебе и продуктивностью в работе Относительно влияния зависимости от смартфонов на успеваемость получены противоречивые результаты. Исследование M. Samaha и N.S. Hawi показало, что риск зависимости от смартфона отрицательно связан с успеваемостью (Samaha, Hawi, 2016). В исследовании J.K. Nayak на выборке из 429 студентов высших учебных заведений в Индии изучено влияние зависимости от смартфонов на успеваемость учащихся мужского и женского пола. Интенсивность использования смартфона измерялась с помощью количества времени пользования и ежемесячного счета за смартфон. Результаты показали, что больше использовали смартфон студентки, нежели студенты мужского пола. Негативное влияние на успеваемость оказывается значимым у студентов мужского пола, которые пренебрегают учебой, испытывают тревогу и теряют контроль над собой. На успеваемость студенток увлечение смартфонами влияет незначительно (Nayak, 2018). В работе B. Bukhori с соавт. изучалось влияние на успеваемость зависимости от смартфонов, мотивации достижения и интенсивности чтения учебников. Испытуемыми были 720 студентов из двух государственных университетов, отобранные случайным методом. Исследование показало, что: 1) зависимость от смартфонов и мотивация достижений положительно влияют на интенсивность чтения академических учебников; 2) зависимость от смартфонов, мотивация достижений и интенсивность чтения академических учебников способствуют академическим достижениям (Bukhori et al., 2019). Более 100 студентов американских колледжей участвовали в опросе, проведенном R.C. King и S. Dong в исследовании 2017 года. Полученные ими результаты показывают, что зависимость от смартфона положительно связана с цифровой перегрузкой и отрицательно связана со способностью к запоминанию и академической успеваемостью (King, Dong, 2017). Исследование N.S. Hawi и M. Samaha было направлено на проверку гипотезы о маловероятности достижения отличной успеваемости для студентов с высокой зависимостью от смартфона применительно к ученикам мужского и женского пола. Оказалось, что студенты мужского и женского пола в равной степени подвержены зависимости от смартфонов, при этом студенты мужского и женского пола были равны в достижении совокупного среднего балла с отличием или выше (превосходного) при одинаковых уровнях зависимости от смартфонов. Однако студенты старших курсов, которые были подвержены высокому риску зависимости от смартфонов, имели меньше шансов получить общую отличную или превосходную оценку (Hawi, Samaha, 2016). В исследовании É. Duke и C. Montag были собраны данные самоотчетов от 262 работников с их оценкой использования смартфонов в личных и рабочих целях, зависимости от смартфонов и самооценки производительности труда. Полученные результаты указывают на умеренную связь между зависимостью от смартфона и снижением производительности труда по причине пользования смартфоном в рабочее время. Зависимость от смартфона проявлялась также в большом количестве свободного времени, проводимого со смартфоном. Эти данные подтверждают вывод о том, что зависимость от смартфонов приводит к нерациональному расходования времени как на рабочем месте, так и дома (Duke, Montag, 2017). Исследование W.-J. Lee и S. Shin сравнивает драйверы зависимости от смартфонов в США и Южной Корее и результаты этой зависимости. По данным авторов, у пользователей в США движущей силой для зависимости от смартфона является испытываемый при этом эмоциональный подъем, а у корейских пользователей драйвером является простота пользования смартфоном. Даже если существует тенденция сближения поведения пользователей из-за глобализации, драйверы зависимости от смартфонов все-таки различны в США и Корее. Особенно важно, что существует значительная связь между использованием смартфонов и пренебрежением работой (ухудшением отношения к работе), выявленная в обеих странах (Lee, Shin, 2016). Связь зависимости от смартфона с качеством жизни и удовлетворенностью ею В последние годы был проведен ряд исследований выясняющих предсказательные возможности зависимости от смартфонов прогнозировать качество жизни человека. Цели исследования T. Gao с соавт. состояли в том, чтобы изучить опосредующее влияние зависимости от смартфона и депрессии на нейротизм и качество жизни. Самооценки этих переменных были получены от 722 студентов китайских университетов. Результаты показали, что зависимость от смартфона и связанная с ней депрессия значительно повлияли на нейротизм и качество жизни. Непосредственное влияние нейротизма на качество жизни было существенным, как и опосредованное влияние зависимости от смартфонов и депрессии. Таким образом, зависимость от смартфона, связанная с ней депрессия и нейротизм, являются важными переменными, ухудшающими качество жизни (Gao et al., 2017). Результаты, полученные в работе M. Samaha и N.S. Hawi, также показали, что риск зависимости от смартфона отрицательно связан с удовлетворенностью жизнью (Samaha, Hawi, 2016). Цель исследования D.B. Buctot, N. Kim и J.J. Kim - определить распространенность зависимости от смартфонов среди филиппинских подростков и изучить взаимосвязь между зависимостью от смартфонов и качеством жизни, связанным со здоровьем (КЖСЗ). В исследовании использовались описательный метод и иерархический линейный множественный регрессионный анализ данных, полученных от 1447 филиппинских учеников младших и старших классов средней школы (мальчики, N = 580; девочки, N = 867) в онлайн-опросе через Google. Распространенность зависимости от смартфонов среди филиппинских школьников составила 62,6 % (мальчики = 66,2 %; девочки = 60,2 %). Обнаружена значительная отрицательная корреляция между зависимостью от смартфона и общим КЖСЗ (r = -0,090; p < 0,01), а также с его компонентами: физическое благополучие: r = - 0,106; p < 0,01; психологическое благополучие: r = - 0,169; p < 0,01; школьная среда: r = - 0,072; p < 0,01 (Buctot et al., 2020). В работе H.Y. Cho, D.J. Kim и J.W. Park показано, что зависимость от смартфона и здоровье человека отрицательно коррелируют между собой: r = -0,157, p = 0,011 (Cho et al., 2017). Чрезмерное использование смартфона нередко вызывает проблемы с подвижностью запястий, пальцев и шеи, а также нарушает сон. J.E. Chung с соавт. изучили дневную сонливость корейских подростков в связи с зависимостью от смартфонов. Проанализирована ситуация со сном у 1796 подростков, использующих смартфоны (820 мальчиков и 976 девочек). Пользователи смартфонов, которым грозит риск зависимости, составили 15,1 % мальчиков и 23,9 % девочек. Многомерный анализ показал, что имеется взаимная связь между риском зависимости от смартфонов и следующими факторами: женский пол, более низкая успеваемость, поздний отход ко сну, отсутствие ощущения отдыха по утрам, дневная сонливость, более длительное время, необходимое для засыпания, продолжительность ночного сна не более 6 часов, употребление алкоголя. Качество сна в подростковом возрасте влияет на оптимальное прибавление в росте, эмоциональную стабильность и способности к обучению, поэтому необходимо уменьшение зависимостью от смартфона (Chung et al., 2018). J.M. Boumosleh и D. Jaalouk установили, что 35,9 % студентов чувствуют себя уставшими в дневное время из-за использование смартфонов поздно ночью, 38,1 % признали снижение качества сна и 35,8 % спали менее четырех часов в сутки из-за многократного использования смартфона (Boumosleh, Jaalouk, 2017). S. Kim с соавт. показали, что оценка зависимости от смартфона положительно коррелирует с принадлежностью к женскому полу, курением и употреблением алкоголя. Последнее имеет непосредственное отношение к качеству жизни (Kim et al., 2019). Связь зависимости от смартфона с кибербуллингом Кибербуллинг - это многократные преднамеренные агрессивнее действия одного или нескольких лиц, использующих электронные средства связи для агрессии против жертвы, которая не может защититься (Smith et al., 2008). Кибербуллинг - это вид насилия посредством издевательств, оскорблений, травли, унижения, запугивания, осуществляемого с помощью интернета, мобильных телефонов и других электронных устройств. Кибербуллинг значительно ухудшает качество жизни, являясь источником виктимизации его жертв (Шейнов, 2019а,б,в) J. Choi с соавт. проанализировали в выборке корейских подростков связь между зависимостью от смартфона и киберсексуальной преступностью. Статистический анализ был выполнен на основе ответов на опрос, проведенный среди 1020 школьников из разных регионов Южной Кореи. Результаты показали, что подростковая зависимость от смартфона оказывает существенное положительное влияние на вероятность доступа к киберсексуальному контенту и частоту участия в кибервербальном насилии. При этом доступ к киберсексуальному контенту оказал существенное положительное влияние на частоту участия в кибервербальном насилии, а последнее оказало существенное положительное влияние на развитие киберсексуальной преступности (Choi et al., 2015). Заключение Итак, в многочисленных зарубежных исследованиях показано, что зависимость от смартфона положительно связана с такими негативным факторами, как депрессия, тревожность, стресс, снижение самооценки и самоконтроля, проблемы со сном, со здоровьем в целом и с качеством жизни и удовлетворенностью ею, сложностями в семье, снижением успеваемости учащихся и студентов, уменьшением производительности труда и опасностью стать жертвой кибербуллинга. Значительно более высокая зависимость от смартфонов присуща пользователям более молодого возраста. Оценка зависимости от смартфона положительно коррелирует с принадлежностью к женскому полу, с курением и употреблением алкоголя. Выявление в зарубежных исследованиях большого количества свойств и связей зависимости от смартфона породило запрос на обнаружение этих или подобных им явлений в русскоязычной среде. Серьезным препятствием к соответствующим отечественным исследованиям было отсутствие русскоязычного измерительного инструментария зависимости от смартфона. Для устранения этого препятствия автором была осуществлена адаптация и валидизация для русскоязычного социума наиболее активно используемого за рубежом и переведенного на многие языки англоязычного опросника М. Квона с соавт. «Шкала зависимости от смартфона» (Smartphone Addiction Scale, SAS) и разработана надежная и валидная «Короткая версия опросника зависимости от смартфона» (Шейнов, 2020б,в).

×

About the authors

Viktor P. Sheinov

Republican Institute of Higher Education

Author for correspondence.
Email: sheinov1@mail.ru

Doctor of Sociology, Professor, is Professor of the Department of Psychology and Pedagogical Skills

15 Moskovskaya St, Minsk, 220001, Republic of Belarus

References

  1. Aker S., Sahin M.K., Sezgin S., & Oguz G. (2017). Psychosocial factors affecting smartphone addiction in university students. Journal of Addictions Nursing, 28(4), 215–219. https://doi.org/10.1097/JAN.0000000000000197
  2. Albursan, I.S., Al Qudah, M.F., Dutton, E., Hassan, E.M.A.H., Bakhiet, S.F.A., Alfnan, A.A., … Hammad, H.I. (2019). National, Sex and Academic Discipline Difference in Smartphone Addiction: A Study of Students in Jordan, Saudi Arabia, Yemen and Sudan. Community Mental Health Journal, 55(5), 825–830. https://doi.org/10.1007/s10597-019-00368-x
  3. Alhassan, A.A., Alqadhib, E.M., Taha, N.W., Alahmari, R.A., Salam, M., & Almutairi, A.F. (2018). The relationship between addiction to smartphone usage and depression among adults: a cross sectional study. BMC Psychiatry, 18(148). https://doi.org/10.1186/s12888-018-1745-4
  4. Boumosleh, J.M., & Jaalouk, D. (2017). Depression, anxiety, and smartphone addiction in university students. A cross sectional study. PLoS One, 12(8), e0182239. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0182239
  5. Buctot, D.B., Kim, N., & Kim, J.J. (2020). Factors associated with smartphone addiction prevalence and its predictive capacity for health-related quality of life among Filipino adolescents. Children and Youth Services Review, 110, 104758. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104758
  6. Bukhori, B., Said, H., Wijaya, T., & Mohamad Nor, F. (2019). The Effect of Smartphone Addiction, Achievement Motivation, and Textbook Reading Intensity on Students’ Academic Achievement. International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM), 13(09), 66. https://doi.org/10.3991/ijim.v13i09.9566
  7. Cho, H.Y., Kim, D.J., & Park, J.W. (2017). Stress and adult smartphone addiction: Mediation by self‐control, neuroticism, and extraversion. Stress and Health, 33(5), 624–630. https://doi.org/10.1002/smi.2749
  8. Choi, S.-W., Kim, D.-J., Choi, J.-S., Ahn, H., Choi, E.-J., Song, W.-Y., … Youn, H. (2015). Comparison of risk and protective factors associated with smartphone addiction and Internet addiction. Journal of Behavioral Addictions, 4(4), 308–314. https://doi.org/10.1556/2006.4.2015.043
  9. Chung, J.E., Choi, S.A., Kim, K.T., Yee, J., Kim, J.H., Seong, J.W., … Gwak, H.S. (2018). Smartphone addiction risk and daytime sleepiness in Korean adolescents. Journal of Paediatrics and Child Health, 54(7), 800–806. https://doi.org/10.1111/jpc.13901
  10. Dogadkina, S.B., Ermakova, I.V., & Sharapov, A.N. (2020). Vegetative and hormonal support of children's cognitive activity (using a smartphone) depending on psychological characteristics and the type of autonomic nervous activity. New Study, (2), 15–32. https://doi.org/10.46742/2072-8840-2020-62-2-15-32 (In Russ.)
  11. Dolgushin, D.V., Belova, A.P., Borisova, O.E., & Pankratova, D.A. (2020). K voprosu o nomofobii: Sotsial'no-psikhologicheskaya zavisimost' studentov starshikh kursov. Innovatsionnyi potentsial razvitiya obshchestva: Vzglyad molodykh uchenykh: Conference Proseeding (pp. 233–235). Kursk: SWSU Publ. (In Russ.)
  12. Duke, É., & Montag, C. (2017). Smartphone addiction, daily interruptions and self-reported productivity. Addictive Behaviors Reports, 6, 90–95. https://doi.org/10.1016/j.abrep.2017.07.002
  13. Gao, T., Xiang, Y.-T., Zhang, H., Zhang, Z., & Mei, S. (2017). Neuroticism and quality of life: Multiple mediating effects of smartphone addiction and depression. Psychiatry Research, 258, 457–461. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2017.08.074
  14. Gligor, Ș., & Mozoș, I. (2019). Indicators of smartphone addiction and stress score in university students. Wiener Klinische Wochenschrift, 131(5–6), 120–125. https://doi.org/10.1007/s00508-018-1373-5
  15. Gökçearslan, Ş., Mumcu, F.K., Haşlaman, T., & Çevik, Y.D. (2016). Modelling smartphone addiction: The role of smartphone usage, self-regulation, general self-efficacy and cyberloafing in university students.Computers in Human Behavior, 63, 639–649. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.05.091
  16. Gökçearslan, Ş., Uluyol, Ç., & Şahin, S. (2018). Smartphone addiction, cyberloafing, stress and social support among university students: A path analysis. Children and Youth Services Review, 91, 47–54. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.05.036
  17. Hawi, N.S., & Samaha, M. (2016). To excel or not to excel: Strong evidence on the adverse effect of smartphone addiction on academic performance. Computers & Education, 98, 81–89. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.03.007
  18. Hawi, N.S., & Samaha, M. (2017). Relationships among smartphone addiction, anxiety, and family relations. Behaviour& Information Technology, 36(10), 1046–1052. https://doi.org/10.1080/0144929x.2017.1336254
  19. Ju, H.-J., Jun, H.-S., & Park, M.-K. (2019). The Stress, Self-Efficacy, And Self-Control of University Students Impact on Smartphone Addiction. Journal of Digital Convergence. 17(11), 395–407. https://doi.org/10.14400/JDC.2019.17.11.395
  20. Kim, E., & Koh, E. (2018). Avoidant attachment and smartphone addiction in college students: The mediating effects of anxiety and self-esteem. Computers in Human Behavior, 84, 264–271. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.02.037
  21. Kim, H.-J., Min, J.-Y., Min, K.-B., Lee, T.-J., & Yoo, S. (2018). Relationship among family environment, self-control, friendship quality, and adolescents’ smartphone addiction in South Korea: Findings from nationwide data. Plos One, 13(2), e0190896. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0190896
  22. Kim, I.O., & Shin, S.H. (2016). Effects of Academic Stress in Middle School Students on Smartphone Addiction: Moderating Effect of Self-Esteem and Self-Control. Journal of Korean Academy of Psychiatric and Mental Health Nursing, 25(3), 262. https://doi.org/10.12934/jkpmhn.2016.25.3.262
  23. Kim, S.-G., Park, J., Kim, H.-T., Pan, Z., Lee, Y., & McIntyre, R.S. (2019). The relationship between smartphone addiction and symptoms of depression, anxiety, and attention-deficit/hyperactivity in South Korean adolescents. Annals of General Psychiatry, 18(1). https://doi.org/10.1186/s12991-019-0224-8
  24. King, R.C., & Dong, S. (2017). The impact of smartphone on young adults. The Business and Management Review, 8(4), 342–349.
  25. Krukhmaleva, O.V., & Krukhmalev, E.V. (2017). Modern gaming devices in the lives of children and adolescents: A sociocultural analysis. Culture and Education, (2), 47–60. (In Russ.)
  26. Kwak, J. Y., Kim, J.Y., & Yoon, Y. W. (2018). Effect of parental neglect on smartphone addiction in adolescents in South Korea. Child Abuse & Neglect, 77, 75–84. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2017.12.008
  27. Kwon, M., Lee, J.-Y., Won, W.-Y., Park, J.-W., Min, J.-A., Hahn, C., … Kim, D.-J. (2013). Development and Validation of a Smartphone Addiction Scale (SAS). PLoS ONE, 8(2), e56936. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0056936
  28. Lee, C., & Lee, S.-J. (2017). Prevalence and predictors of smartphone addiction proneness among Korean adolescents. Children and Youth Services Review, 77, 10–17. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.04.002
  29. Lee, J., Sung, M.-J., Song, S.-H., Lee, Y.-M., Lee, J.-J., Cho, S.-M., … Shin, Y.-M. (2018). Psychological factors associated with smartphone addiction in South Korean adolescents. The Journal of Early Adolescence, 38(3), 288–302. https://doi.org/10.1177/0272431616670751
  30. Lee, W.-J., & Shin, S.A. (2016). Comparative Study of Smartphone Addiction Drivers’ Effect on Work Performance In The U.S. and Korea. Journal of Applied Business Research (JABR), 32(2), 507–516. https://doi.org/10.19030/jabr.v32i2.9592
  31. Lian, L., You, X., Huang, J., & Yang, R. (2016). Who overuses Smartphones? Roles of virtues and parenting style in Smartphone addiction among Chinese college students. Computers in Human Behavior, 65, 92–99. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.08.027
  32. Lin, Y.-H., Chiang, C.-L., Lin, P.-H., Chang, L.-R., Ko, C.-H., Lee, Y.-H., & Lin, S.-H. (2016). Proposed Diagnostic Criteria for Smartphone Addiction. PLOS ONE, 11(11), e0163010. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0163010
  33. Nayak, J.K. (2018). Relationship among smartphone usage, addiction, academic performance and the moderating role of gender: A study of higher education students in India. Computers & Education, 123, 164–173. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.05.007
  34. Perezhogin, L.O. (2019). Program of psychotherapeutic aid for adolescents with signs of the internet and mobile devices addiction. Practical Medicine, 17(3), 96–99. (In Russ.)
  35. Samaha, M., & Hawi, N.S. (2016). Relationships among smartphone addiction, stress, academic performance, and satisfaction with life. Computers in Human Behavior, 57, 321–325. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.12.045
  36. Seo, G.-S., & Bang, S.Y. (2017). The relationship among smartphone addiction, life stress, and family communication in nursing students. Journal of the Korea Academia-Industrial cooperation Society, 18(4), 398–407. https://doi.org/10.5762/KAIS.2017.18.4.398
  37. Sheinov, V.P. (2019a). Victimization of mockeries’ victims as the source of their negative emotional states. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, 4, (1), 94–123. (In Russ.)
  38. Sheinov, V.P. (2019b). Cyberbulling: Prerequisite and Implications. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, 4(2), 77–98. (In Russ.)
  39. Sheinov, V.P. (2019v). Intrapersonal predictors of victimization. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Organizational and Labor Psychology, 4(1), 154–182. (In Russ.)
  40. Sheinov, V.P. (2020a). Relationship of smartphone dependence with personal states and properties. Journal of the Belarusian State University. Sociology, (4), 120–127. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2020-4-120-127 (In Russ.)
  41. Sheinov, V.P. (2020b). Adaptation and validization of the questionnaire “Scale of dependence on the smartphone” for the Russian-speaking society. System Psychology and Sociology, (3), 75–84. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.35.3.6 (In Russ.)
  42. Sheinov, V.P. (2021) A short version of the questionnaire “Smartphone Addiction Scale”. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, 6(1). (In Russ.)
  43. Sim, M.Y., Leem, D.N., & Kim, E.H. (2016). A study on influential relations between stress and smartphone addiction among college students: with a focus on the mediating effects of depression and self-efficacy. Journal of the Korea Academia-Industrial cooperation Society, 17(5), 227–236. https://doi.org/10.5762/kais.2016.17.5.227
  44. Smith, P.K., Mahdavi, J., Carvalho, M., Fisher, S., Russell, S., & Tippett, N. (2008). Cyberbullying: its nature and impact in secondary school pupils. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 49(4), 376–385. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2007.01846.x
  45. Titova, V.V. (2017). Cyber pathology: Results of the study and ways of prevention. Bulletin of Moscow State Regional University, (4), 12. https://doi.org/ 10.18384/2224-0209-2017-4-849 (In Russ.)
  46. Yang, K.M. (2016). The effect of self-esteem and depression on smartphone addiction among university students. Journal of the Korea Convergence Society, 7(1), 113–123. https://doi.org/10.15207/jkcs.2016.7.1.113

Copyright (c) 2021 Sheinov V.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies