Групповой анализ самооценок, связанных с когнитивной нагрузкой
- Авторы: Кузалис А.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023): Феноменология детства в современных исследовательских контекстах
- Страницы: 578-587
- Раздел: РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ: ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА И КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/36965
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-578-587
- EDN: https://elibrary.ru/AJYYHJ
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Самооценка - это процесс, посредством которого люди оценивают себя с целью улучшения некоторых аспектов своей личности или навыков, тесно связанный с когнитивной функцией метапознания. Цель исследования - изучение степени вовлеченности различных областей головного мозга в метапознание, поскольку оно связано с субъективными оценками когнитивных усилий при решении математических задач различной сложности. Для этого участникам эксперимента было предложено решить математические задачи (сложение, вычитание, умножение и деление) трех уровней сложности, находясь внутри сканера фМРТ. После решения каждой задачи они оценивали количество усилий, затраченных на ее решение. Во время получения ответов фиксировались сигналы мозга, которые затем анализировались с помощью специальных компьютерных программ. Результаты показали, что увеличение сложности задачи активирует лобную долю, поясную и островковую области коры головного мозга. Обнаружено, что теменная долька, предклинье и поясная извилина также активируются во время всех четырех математических операций.
Ключевые слова
Об авторах
Алексиос Кузалис
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: alexiskouzalis@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0986-7896
SPIN-код: 8038-5980
Scopus Author ID: 57223436261
аспирант, Аспирантская школа по психологии
Российская Федерация, Москва, 101100, ул. Мясницкая, д. 20Список литературы
- Adelman, G. (2009). Encyclopedia of neuroscience (M. D. Binder, N. Hirokawa & U. Windhorst, Eds.). Berlin: Springer; Heidelberg. https://doi.org/10.1007/978-3-540-29678-2
- Arsalidou, M., & Taylor, M.J. (2011). Is 2 + 2 = 4? Meta-analyses of brain areas needed for numbers and calculations. NeuroImage, 54(3), 2382-2393. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2010.10.009
- Arsalidou, M., Pawliw-Levac, M., Sadeghi, M., & Pascual-Leone, J. (2018). Brain areas associated with numbers and calculations in children: Meta-analyses of fMRI studies. Developmental Cognitive Neuroscience, 30, 239-250. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2017.08.002
- Baird, B., Cieslak, M., Smallwood, J., Grafton, S.T., & Schooler, J.W. (2015). Regional white matter variation associated with domain-specific metacognitive accuracy. Journal of Cognitive Neuroscience, 27(3), 440-452. https://doi.org/10.1162/jocn_a_00741
- Baird, B., Smallwood, J., Gorgolewski, K.J., & Margulies, D.S. (2013). Medial and lateral networks in anterior prefrontal cortex support metacognitive ability for memory and perception. The Journal of Neuroscience, 33(42), 16657-16665. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.0786-13.2013
- Berlucchi, G. (2009). Chapter 13: The contributions of neurophysiology to clinical neurology: An exercise in contemporary history. In S. Finger, F. Boller & K. Tyler (Eds.), History of Neurology (vol. 95, pp. 169-188). Elsevier Science. https://doi.org/10.1016/S0072-9752(08)02113-1
- Chua, E.F., Schacter, D.L., Rand-Giovannetti, E., & Sperling, R.A. (2006). Understanding metamemory: Neural correlates of the cognitive process and subjective level of confidence in recognition memory. NeuroImage, 29(4), 1150-1160. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2005.09.058
- D’Argembeau, A., Ruby, P., Collette, F., Degueldre, C., Balteau, E., Luxen, A., Maquet, P., & Salmon, E. (2007). Distinct regions of the medial prefrontal cortex are associated with self-referential processing and perspective taking. Journal of Cognitive Neuroscience, 19(6), 935-944. https://doi.org/10.1162/jocn.2007.19.6.935
- Fechir, M., Gamer, M., Blasius, I., Bauermann, T., Breimhorst, M., Schlindwein, P., Schlereth, T., & Birklein, F. (2010). Functional imaging of sympathetic activation during mental stress. NeuroImage, 50(2), 847-854. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2009.12.004
- Fleming, S. M., & Dolan, R. J. (2012). The neural basis of metacognitive ability. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences, 367(1594), 1338-1349. https://doi.org/10.1098/rstb.2011.0417
- Fleming, S. M., & Lau, H. C. (2014). How to measure metacognition. Frontiers in Human Neuroscience, 8, 443. https://doi.org/10.3389/fnhum.2014.00443
- Hankinson, R.J. (1991). Galen’s anatomy of the soul. Phronesis, 36(2), 197-233. https://doi.org/10.1163/156852891321052787
- Lokhorst, G.-J. (2005). Descartes and the pineal gland. Retrieved April 20, 2023, from https://plato.stanford.edu/archives/win2021/entries/pineal-gland
- Morales, J., Lau, H., & Fleming, S.M. (2018). Domain-general and domain-specific patterns of activity supporting metacognition in human prefrontal cortex. The Journal of Neuroscience, 38(14), 3534-3546. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.2360-17.2018
- Rolls, E.T. (2006). Brain mechanisms of emotion and decision-making. International Congress Series, 1291, 3-13. https://doi.org/10.1016/j.ics.2005.12.079
- Sandrone, S., Bacigaluppi, M., Galloni, M.R., & Martino, G. (2012). Angelo Mosso (1846-1910). Journal of Neurology, 259(11), 2513-2514. https://doi.org/10.1007/s00415-012-6632-1
- Sedikides, C. (1993). Assessment, enhancement, and verification determinants of the self-evaluation process. Journal of Personality and Social Psychology, 65(2), 317-338. https://doi.org/10.1037/0022-3514.65.2.317
- Spalletta, G., Piras, F., Piras, F., Caltagirone, C., & Orfei, M. D. (2014). The structural neuroanatomy of metacognitive insight in schizophrenia and its psychopathological and neuropsychological correlates. Human Brain Mapping, 35(9), 4729-4740. https://doi.org/10.1002/hbm.22507
- Sridharan, D., Levitin, D.J., & Menon, V. (2008). A critical role for the right frontoinsular cortex in switching between central-executive and default-mode networks. Proceedings of the National Academy of Sciences, 105(34), 12569-12574. https://doi.org/10.1073/pnas.0800005105
- Sweller, J. (1988). Cognitive load during problem solving: effects on learning. Cognitive Science, 12(2), 257-285. https://doi.org/10.1207/s15516709cog1202_4
- Van der Meer, L., de Vos, A.E., Stiekema, A.P.M., Pijnenborg, G.H.M., van Tol, M.-J., Nolen, W.A., David, A.S., & Aleman, A. (2013). Insight in schizophrenia: Involvement of self-reflection networks? Schizophrenia Bulletin, 39(6), 1288-1295. https://doi.org/10.1093/schbul/sbs122