РОЛЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ УЧИТЕЛЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проводится сопоставительный анализ результатов эмпирического исследования сформированности симптомов эмоционального выгорания у учителей с низким и высоким уровнями личностной ответственности. Выборку составили учителя со стажем работы пять лет. На предварительном этапе были изучены особенности ситуативной и личностной тревожности, а также показатели эмоциональной устойчивости и нейротизма. В результате анализа данных в окончательную группу испытуемых были включены педагоги со средними показателями тревожности и эмоциональной устойчивости. В ходе проведения основного исследования на первом этапе были изучены показатели ответственности. По иерархическому распределению гармонических переменных ответственности были выделены и охарактеризованы контрастные уровни проявления этого свойства. Высокий уровень проявления ответственности респондентов первой группы включил в себя преимущественно позитивные характеристики ответственности, отвечающие за интенсивность проявления свойства, такие как эргичность, стеничность, интернальность, социоцентричность, осмысленность и результативность. Во вторую группу были включены респонденты, у которых в иерархии выраженности переменных свойства доминировали агармонические составляющие, отвечающие за слабые проявления свойства, аэргичность, астеничность, экстернальность, эгоцентричность и т.д. На следующем этапе были проанализированы показатели эмоционального выгорания в каждой группе. Результаты исследования подтвердили выдвинутые предположения о том, что у педагогов с высоким уровнем личностной ответственности эмоциональное выгорание формируется более интенсивно, нежели у респондентов с низким уровнем сформированности этого свойства личности.

Об авторах

С И Кудинов

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

С С Кудинов

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

И В Седова

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

Список литературы

  1. Богданова О.А. Формирование и развитие синдрома профессионального выгорания у учителей в рамках контекстного подхода. Глобальный научный потенциал // Педагогика и психология. 2012. № 6 (15). С. 33-37.
  2. Богданова О.А., Кудинов С.И. Деформация социального статуса учителя как фактор обуславливающий развитие синдрома профессионального выгорания // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2013. С. 606-610.
  3. Гаврилушкин С.А. Ответственность как профессиональное качество личности // Вектор науки ТГУ. 2011. № 1. С. 106-115.
  4. Крупнов А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2006. № 1. С. 63-73.
  5. Кудинов С.И. Взаимосвязь ответственности и эмоционального выгорания личности педагогов // Проблемы и перспективы самореализации личности в современном многополярном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РУДН, 2015. С. 74-79.
  6. Кудинов С.И. Ответственность как предпосылка эмоционального выгорания педагогов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VIII Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2015. С. 596-601.
  7. Кудинов С.И. Полисистемная концепция самореализации личности // Дизайн и Технологии. 2014. № 41(83). С. 114-121.

© Кудинов С.И., Кудинов С.С., Седова И.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах